1.Эффективность использования технологии сотрудничества на уроках по физической культуре.
На протяжении последних десятилетий изменились ценностные ориентации в обществе, в качестве самой большой ценности стала рассматриваться свободная, образованная, развитая личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Чтобы привить навыки умения учиться у своих учащихся, на уроках по физической культуре , я использую такие информационные технологии как:
-обучение в сотрудничестве,
-Игровые технологии
-Технология уровневой дифференциации
-Метод проектов
-Информационно-коммуникационные технологии,
Успешной работе способствует использование педагогики сотрудничества, а она, в свою очередь, дает возможность учащимся больше работать в группе и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности, проверять и проявлять себя в лидерстве. У школьников появляется личная ответственность за свои знания, умение включать их в реальную деятельность.
Известно, что основной целью обучения физической культуре в школе является формирование и развитие обучение практическому владению физических качеств. Для этого необходимо предоставить возможность каждому ученику обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом склонностей и способностей детей.
С этой целью наиболее эффективным я считаю обучение в сотрудничестве, особенно если учесть тот факт, что эта форма организации обучения вполне органично вписывается в классно-урочную систему, позволяет достигать прогнозируемых результатов обучения и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Создаются необходимые условия для активизации познавательной деятельности каждого ученика , предоставляя каждому из них возможность осмыслить новый материал, получить практику для формирования необходимых навыков и умений. Кроме того, в процессе работы учащихся происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена усвоенной информацией. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что работа способствует формированию коллектива и коллективизма как нравственного качества.
На уроках приходится работать с учениками разного уровня подготовки. Учащиеся с разными учебными возможностями объединяются в группы, совместная работа в которых помогает усвоить трудный для них материал, еще раз более осознанно закрепить свои знания. Такова общая идея обучения в сотрудничестве.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
Группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должны быть учащиеся с разным уровнем учебных возможностей, и мальчики, и девочки. Если группа на нескольких уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять ее состав. Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку.
Группе дается одно задание.
Оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только, а иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя планка). При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты своего труда.
Учитель сам выбирает учащегося группы.
При развитии навыков и умений на уроках перед группами ставятся разные задачи. Например, при изучении темы по легкой атлетике.
Я работаю в пятых и старших классах и мне легко сравнить умения и навыки учащихся, которые только перешли на более серьезный уровень изучения и учащихся, которые уже имеют те знания, умения и навыки. Уже начиная с пятого класса, я стараюсь на каждом уроке уделять внимание совместной работе учащихся.
Работа учащихся в группе позволяет мне увидеть, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. В результате совместной учебной деятельности учащихся удаётся значительно увеличить время практики каждого ученика на уроке, важно отметить, что ученик отвечает не только за свои успехи, но и за успехи товарищей по группе. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радости успеха и горесть неудачи так же естественно, как смеяться, радоваться жизни. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а я приобретаю новую роль в учебном процессе –организую самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся.
Таким образом, наши наблюдения показали, что в сочетании с другими формами организации обучения, работа в группах достаточно эффективна: совершенствуются умения и навыки, увеличивается время общения на уроке. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое мышление, способность сориентироваться в создавшейся ситуации. Постепенно у ребят, которые ранее испытывали робость, неуверенность в себе, застенчивость, исчезает боязнь .
Результатом работы с использованием технологии сотрудничества является повышение уровня практического знаний и умений.
Учащиеся пятых классов-55 человек.
В начале года процент уровня практического владения предмета– 58%
По результатам первого полугодия – 85 %
2. Игровые технологии
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Формы и методы работы на уроках физической культуры.
Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры. Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся. Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания. Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода. В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры. Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.
Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.
Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников.
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности.
Анализ научно-методической литературы многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения .
Результаты исследования:
УРОВЕНЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ | В начале учебного года В % | В конце учебного года В % |
Низкий уровень оценка « 3 » | 12,5 % | 8 % |
Средний уровень оценка « 4 » | 49 % | 42.5 % |
Высокий уровень оценка « 5 » | 38,5 % | 49.5 % |
3.Технология уровневой дифференциации
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель и задачи исследования
Цель исследования – обоснование эффективности влияния подвижно - развивающих игр на развитие физических качеств и повышения уровня физической подготовленности учащихся 7 «А»; 7 «Б» класса.
Задачи исследования:
- с помощью анализа литературных источников создать представление о целесообразности формирования физических способностей проведения подвижно – развивающих игр у учащихся.
- разработать методику занятий подвижно – развивающими играми различной направленности на уроках физической культуры.
- обосновать эффективность проведения подвижно развивающих игр у учащихся на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности.
Методы исследования
При проведении эксперимента применялись следующие методы:
1. Анализ научно – методической литературы;
2. Тестирование физической подготовленности;
3. Педагогический эксперимент;
4. Методы математической статистики.
Анализ научно методической литературы
В процессе работы над темой исследования была проанализирована и обобщена литература по вопросу эффективности применения занятий подвижно – развивающими играми на уроках физической культуры. Анализ литературы представил влияние подвижно – развивающих игр на комплексное развитие двигательных качеств и уровня физической подготовленности учащихся. Рассматривались вопросы о необходимости формирования навыков организации и проведения подвижно – развивающих игр на уроках физической культуры, повышения физической подготовленности учащихся, а также анализировать наиболее эффективные и широко применяемые на практике подвижно – развивающие игры.
Проведенный анализ научно – методической литературы подтвердил актуальность темы, позволил сформулировать рабочую гипотезу, поставить цель и задачи исследования.
Тестирование физической подготовленности
Для определения эффективности предложенной методики в эксперименте применялось тестирование физической подготовленности.
Таблица № 1
Уровень физической подготовленности учащихся 11—15 лет
| Физические | Контроль- | Воз- | Уровень |
№ п/п | способности | ное упраж- | раст, | Мальчики | Девочки |
| | нение (тест) | лет | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Скорост- | Бег 30 м, | 11 | 6,3 и выше | 6,1-5,5 | 5,0 и ниже | 6,4 и выше | 6,3-5,7 | 5,1 и ниже |
| ные | с | 12 | 6,0 | 5,8-5,4 | 4,9 | 6,3 | 6,2-5,5 | 5,0 |
| | | 13 | 5,9 | 5,6-5,2 | 4,8 | 6,2 | 6,0-5,4 | 5,0 |
| | | 14 | 5,8 | 5,5-5,1 | 4,7 | 6,1 | 5,9-5,4 | 4,9 |
| | | 15 | 5,5 | 5,3-4,9 | 4,5 | 6,0 | 5,8-5,3 | 4,9 |
2 | Координа- | Челноч- | 11 | 9,7 и выше | 9,3-8,8 | 8,5 и ниже | 10,1 и выше | 9,7-9,3 | 8,9 и ниже |
| ционные | ный бег | 12 | 9,3 | 9,0-8,6 | 8,3 | 10,0 | 9,6-9,1 | 8,8 |
| | 3X10 м, с | 13 | 9,3 | 9,0-8,6 | 8,3 | 10,0 | 9,5-9,0 | 8,7 |
| | | 14 | 9,0 | 8,7-8,3 | 8,0 | 9,9 | 9,4-9,0 | 8,6 |
| | | 15 | 8,6 | 8,4-8,0 | 7,7 | 9,7 | 9,3-8,8 | 8,5 |
3 | Скорост- | Прыжки в | 11 | 140 и ниже | 160-180 | 195 и выше | 130 и ниже | 150-175 | 185 и выше |
| но-сило- | длину с | 12 | 145 | 165-180 | 200 | 135 | 155-175 | 190 |
| вые | места, см | 13 | 150 | 170-190 | 205 | 140 | 160-180 | 200 |
| | | 14 | 160 | 180-195 | 210 | 145 | 160-180 | 200 |
| | | 15 | 175 | 190-205 | 220 | 155 | 165-185 | 205 |
4 | Выносли- | 6-минут- | 11 | 900 и менее | 1000-1100 | 1300 и выше | 700 и ниже | 850-1000 | 1100 и выше |
| вость | ный бег, м | 12 | 950 | 1100-1200 | 1350 | 750 | 900-1050 | 1150 |
| | | 13 | 1000 | 1150-1250 | 1400 | 800 | 950-1100 | 1200 |
| | | 14 | 1050 | 1200-1300 | 1450 | 850 | 1000-1150 | 1250 |
| | | 15 | 1100 | 1250-1350 | 1500 | 900 | 1050-1200 | 1300 |
| Физические | Контроль- | Воз- | Уровень |
№ п/п | способности | ное упраж- | раст, | Мальчики | Девочки |
| | нение (тест) | лет | Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
5 | Гибкость | Наклон | 11 | 2 и ниже | 6-8 | 10 и выше | 4 и ниже | 8-10 | 15 и выше |
| | вперед из | 12 | 2 | 6-8 | 10 | 5 | 9-11 | 16 |
| | положе- | 13 | 2 | 5-7 | 9 | 6 | 10-12 | 18 |
| | ния сидя, | 14 | 3 | 7-9 | 11 | 7 | 12-14 | 20 |
| | см | 15 | 4 | 8-10 | 12 | 7 | 12-14 | 20 |
6 | Силовые | Подтяги- | 11 | 1 | 4-5 | 6 и выше | | | |
| | вание: на | 12 | 1 | 4-6 | 7 | | | |
| | высокой | 13 | 1 | 5-6 | 8 | | | |
| | перекла- | 14 | 2 | 6-7 | 9 | | | |
| | дине из | 15 | 3 | 7-8 | 10 | | | |
| | виса | | | | | | | |
| | (мальчи- | | | | | | | |
| | ки), кол- | | | | | | | |
| | во раз; на | | | | | 4 и ниже | 10-14 | 19 и выше |
| | низкой | | | | | 4 | 11-15 | 20 |
| | перекла- | | | | | 5 | 12-15 | 19 |
| | дине из | | | | | 5 | 13-15 | 17 |
| | виса лежа (девочки), | | | | | 5 | 12-13 | 16 |
| | кол-во раз | | | | | | | |
Организация исследования
Исследование проводилось с ученики с 5 класса.
В процессе уроков осуществлялся так называемый текущий учет, получая оперативную информацию о степени усвоения программного материала. В педагогический контроль входит и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Кроме примерных тестовых заданий. Журнал записываются результаты ( уровни) их выполнения.
Низкий уровень - оценка « 3 »;
Средний уровень – оценка « 4 »;
Высокий уровень - оценка « 5»;
Проводится тестирование двигательной подготовленности в сентябре ( в начале учебного года), а затем в мае ( конце года).
Сопоставляя результаты тестирования можно координировать развитие двигательных качеств у учащихся.
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
В 5 классе
3 » % 11 / 11 16//// 11
« 4 » % 38 ///// 50
« 5 » % 51 ///// 39
Низкий уровень - оценка « 3 » - % 13 / 12
Средний уровень - оценка « 4 » - % 46,2 / 39,6
Высокий уровень - оценка « 5 » - % 40.8 / 48, 4
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
В 6 классе
3 » % 5 / 5 5 / 5 27 / 5 16 / 16 5 / 5
« 4 » % 55 ///// 44
« 5 » % 40 ///// 51
Низкий уровень - оценка « 3 » - % 11,6 / 7,2
Средний уровень - оценка « 4 » - % 44,2 / 42,8
Высокий уровень - оценка « 5 » - % 44,2 / 50
ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
В 7 классе
« 3 » % 5 / 0 16/11 27/11 0 / 0 16/ 5
« 4 » % 84 /33 62/44 50/78 27/27 61/44
« 5 » % 11/67 22/ 45 23/13 73/73 23/51
Низкий уровень - оценка « 3 » - % 13/ 5,5
Средний уровень - оценка « 4 » - % 56,5/45,5
Высокий уровень - оценка « 5 » - % 30,5/49
4.Метод проектов на уроках физической культуры
В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. При реализации которой, мы неизбежно сталкиваемся с рядом трудностей: лишать детей столь необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучать теоретическую часть вскользь, не акцентируя на этом большого внимания. Это заставило нас искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Практика показала, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:
развитие личностных компетентностей учащихся;
интегрированность процесса обучения;
экономия времени на самом уроке.
Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой половине ХХ века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа) он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала. В повышении физической активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения. Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Актуальность проектной технологии обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе,через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Виды проектов разнообразны.
Выделяют четыре основные категории: информационный и исследовательский проект, обзорный проект, продукционный проект, проекты инсценировки. Проекты на уроках физкультуры- это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся : ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания. Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами. Использование мультимедийных презентаций во внеурочной деятельности и на уроках физкультуры . Использование мультимедийных презентаций на уроках физкультуры и во внеурочной деятельности. Как у учителя физкультуры вариантов использования презентаций у меня не очень много.
Цель использования презентаций на уроках физкультуры – это наглядность в изучении раздела Основы знаний, на который всего ничего отведено времени программой (2 часа в процессе уроков), а еще - проектная деятельность, где и я и ученики, выполнив определенные задания и изучив определенный, интересующий их вопрос, проведя исследования, презентуем свой опыт. С использованием презентаций урок физкультуры стал более современным, повысился престиж предмета физкультуры( не только физическая, но умственная, творческая работа учеников и учителя). Свой опыт проектной деятельности во внеурочных мероприятиях я разместила в опен классе и для примера - презентацию своей ученицы. Вывод в своей презентации она сделала верный. Детям, как мне кажется, такое необычное преподнесение нового материала позволяет вникать в суть вопроса. Есть дети, имеющие ограничения в двигательной активности, и в старших классах, даю задание уч-ся - подготовить презентацию. Оцениваем её вместе с детьми. Как правило, презентации выполняются на хорошем уровне, дети ищут материал в интернете, у них повышается интерес к предмету, расширяется кругозор. Во внеклассной работе мне очень нравится использовать данный продукт, мероприятия становятся зрелищными, интересными, необычными. Я получаю удовлетворение от такой творческой работы и сама с интересом работаю и узнаю новое.
Командно-административными методами привлечь учащихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать следующую схему:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, постеры, презентации, кинограммы, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. На этом этапе ярко выражается специфика преподавания физической культуры. Защита может быть приурочена к «Дню защиты детей», или «Дню здоровья», либо это может быть рекомендация по организации самостоятельных занятий физической культурой, режима дня и т.п.
5. Подведение итогов проектной работы
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:
учебно-познавательные (ставится и решается проблема);
социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);
ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).
Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.
Результаты исследования :
40%-20%-40%
32%-28%-40%
24%-32%-44%
Информационно-коммуникационные технологии
Использования высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению;
формирование коммуникативных умений и навыков.
Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование.
Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества. Компьютерные технологии способны сделать учебно-воспитательный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают учащихся к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, углублению межпредметных связей.
Целесообразно применять ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи:
для изучения нового материала, предъявления новой информации;
для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
для обобщения, систематизации знаний.