МКДОУ «Детский сад № 8 «Колосок»
Проект на тему: « 9 мая - День Победы!»
Участники: Воспитатель : Егорова И. А. Дети и родители подготовительной группы «Колокольчик»
2021 г
Тема проекта : «9 мая - День Победы!».
Вид проекта : исследовательский, личностно-ориентированный.
Тип проекта : средней продолжительности (1 месяц)
Сроки реализации проекта: с 19.04.2021 г. по 21.05.2021 г.
Актуальность проекта :
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «9 мая - День Победы!» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Цель проекта :
Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет; — проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье;
Осуществлять работу по патриотическому воспитанию дошкольников, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Этапы реализации проекта
1 этап 1. Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы. 2.Информация для родителей о предстоящем проекте. 3.Подбор литературы, презентаций, картинок, игр. 2 этап 1.Проведение ООД, бесед о ВОВ. 2.Привлечение родителей к участию в проекте (фото с участием детей) 3.Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр. 3этап 1. Организация выставки работ детей ко Дню Победы 2. Утренник к «9 Мая» на тему: «Жизнь без войны»
3. Изготовление карты «День победы» 4. Организация выставки рисунков.
Участники проекта :
- дети подготовительной группы;
- педагоги;
- родители воспитанников;
Предполагаемый результат:
- сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
- осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
- расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
- закреплены навыки продуктивной деятельности при выполнении рисунков, оформлении карты «День победы».
- сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям.
Реализация проекта
Образовательная область
Физическое развитие
Виды детской деятельности
Подвижные игры
• «Разведка. » Цель: развивать у детей выдержку, наблюдательность, меткость. •«Встречные перебежки» Цель: закрепить умение детей бега наперегонки. •«Попади в цель» Цель: продолжать учить сочетать замах с броском при метании. Соблюдать очередность в игре. •«Меткий стрелок». Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры
«На границе» «Мы военные», «Моряки», «Летчики».
С родителями
«Пограничники»
- Посещение «Парада победы».
- Оформление окон победы
- Ношение Георгиевской ленты, подборка костюмов к утреннику: «Жизнь без войны»
Познавательное развитие
Дидактические игры
• «Подбери картинку». •«Воину солдату своё оружие». •«Военные профессии» •«Собери картинку с боевыми действиями». •«Что изменилось». •"Военный транспорт».
Беседы с использованием иллюстраций
- «Знакомство с праздником»
ООД
- «Почему война называется Великой Отечественной»
- Комплексное занятие «Этот День Победы!» - Занятие «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны».
- «Солдат – победитель» - «Что такое героизм?» - «Дети и война»
- « История георгиевской ленточки». - Рассматривание иллюстраций о войне;
Речевое развитие
Чтение художественной литературой(беседы и пересказы по произведениям, заучивание стихов)
Е. Благина «Шинель»; - чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»; - Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; - А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?» - Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
- Загадывание загадок на военную тематику;
- Конспект утренника со стихами
Художественно – эстетическое развитие
Музыка
- Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День победы», разучивание песен, танцевальных движений; - музыкальное занятие «Знакомство с песнями военных лет».(по программе)
Изобразительная деятельность
- Утренник к «9 Мая» на тему: «Жизнь без войны»
- лепка на тему «Пограничник с собакой»; - рисование на тему: «День победы глазами ребёнка»
- конструирование на тему «Военный корабль»;
- раскрашивание картинок: «День победы»
Работа с родителями
Оформление стенда «Слава тебе победитель солдат» Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России» Оформление папки-передвижки «9 Мая».
Привлечение родителей к проведению конкурса (в группе) рисунков, тема: «День победы!»
ООД на тему: «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны». Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам - героям. Оборудование: портреты героев ВОВ, детей войны, страницы альбома «Солдаты Победы». Ход занятия. Воспитатель: Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна поднялась на борьбу с фашистами. Давайте послушаем сообщения старших ребят о героях той страшной войны (о И. Н. Кожедубе, А. П. Маресьеве, А.М. Матросове). Воспитатель: А я вам расскажу о детях, которые наряду с взрослыми несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Были случаи, когда из-за малого роста подростки не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают отцам и братьям на фронте. Там, где прежде изготавливали оловянных солдатиков и игрушечные пистолеты, теперь мастерили запалы к ручным гранатам, цветные сигнальные ракеты, дымовые шашки. Дети хотели хоть чем-то помочь бойцам. Школьницы вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили и вышивали кисеты - красивые маленькие мешочки, в которых солдаты хранили табак. Приходили они и в госпитали, где лежали раненые бойцы, ухаживали за солдатами, писали письма их родным, устраивали концерты в госпиталях. Помогали школьники и почтальонам. В почтовых отделениях накопилось много не разобранных писем, в том числе и от фронтовиков. Как их ждали матери, сестры, жёны и дети бойцов! Ребята стали разбирать письма и носить их по домам. Но среди детей были и те, кто плечом к плечу со взрослыми воевал на фронтах и в партизанских отрядах. Послушайте рассказы о детях, почти ваших сверстниках. Подвиги всех детей и взрослых не будут забыты никогда. О них, и о героях войны сложено немало стихов.
ООД по рисованию в подготовительной группе «День Победы» -Ребята, а у нас сегодня много гостей. Давайте поприветствуем их (дети здороваются и садятся на стульчики). О каком празднике говорится в этом стихотворение?(О дне Победы). — Что это была за Победа? (Это была Победа в войне)
— Кто сражался с фашистами на земле (солдаты, артиллеристы, танкисты), в небе ( летчики), на воде (матросы)? Все люди встали на защиту Родины. Были и маленькие защитники.
(Стук в дверь. Принесли коробочку). -Давайте посмотрим, что в коробке?
-Ребята, что это у меня в руках? (Георгиевская ленточка). — Какие цвета есть на ленточке? (Оранжевый, черный).
— Георгиевская лента является символом праздника Победы. Каждый человек прикрепляет ее к своей одежде, в знак уважения к ветеранам — солдатам. Я вам тоже прикреплю эту ленту. Оранжевый цвет означает огонь, а черный — порох, дым. (Проговаривая эти слова — прикрепляю георгиевские ленточки детям).
— Наша страна и наш город Троицк отмечают большой праздник, который называется День Победы (показ слайдов).
— Улицы города украшены шарами, флагами, транспарантами. Их так много, кажется, будто расцвели цветы.
— На груди у всех что? (георгиевская лента). — Правильно, молодцы!
Много солдат ушло воевать из нашего города. Много подвигов они совершили. Тем, которые не вернулись — установили сквер памятников, который назвали: «Сквер памяти». Около него стоят на посту часовые. Зажгли вечный огонь. К памятнику возложили венки, цветы.
-Площадь вся украшена. Даже украсили детские коляски. -На почетном месте сидят ветераны. Что у них на груди? (медали, ордена)
— А вот и музыканты, танцоры, певцы. В праздник обязательно звучит музыка, поют песни. И мы с вами сделаем небольшую разминку Физминутка Выполняют рисунки. «Мы пока что дошколята» (одеваю детям солдатские пилотки)
Мы пока что дошколята, (ходьба на месте) Но шагаем, как солдаты. Раз, два — дружно в ногу, (ходьба по кругу) Три, четыре — тверже шаг. На парад идут солдаты — («Взять под козырек») Они смелые ребята.!
2 часть Входит Мишка. -
ООД на тему: «Этот День Победы!» Цель: Закрепить знания детей о событиях ВОВ. Воспитывать умение выражать уважение к ветеранам, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Оборудование: иллюстрации с событиями ВОВ, георгиевская ленточка, плакат – карта: «День Победы». Ход занятия. Воспитатель : Ребята, как вы думаете, зачем мы достали этот плакат? Почему наша страна каждый год отмечает этот праздник? Почему на плакате нарисована георгиевская ленточка, что она обозначает? Воспитатель: Вы уже знаете, что с 2005 года в нашей стране проводится акция «Георгиевская ленточка»? Как вы думаете, зачем? Да, в акции «Георгиевская ленточка» принимают участие жители многих стран мира. «Георгиевская ленточка» стала традицией и неотъемлемой частью празднования Дня Победы. Ленты стали символом общенародного уважения к воинам-победителям, Великой Победы, Великого Подвига, знаком примирения и объединения поколений. Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году. Не допускается использование в акции оригинальных наградных Георгиевских или Гвардейских лент. «Георгиевская ленточка» — символ, а не награда. «Георгиевская ленточка» не может быть объектом купли-продажи. «Георгиевская ленточка» распространяется бесплатно. «Георгиевская ленточка» имеет одну или две надписи: «www.9may.ru» и название города/государства, где произведена ленточка. Другие надписи на ленточке не допускаются. Воспитатель: А вы хотите узнать, как изготавливают георгиевские ленточки? Материалом для изготовления Георгиевской Ленточки служит окрашенный в массе полиэстер сатинового плетения. После процесса двухсторонней печати рулоны Георгиевской ленты подвергаются термической обработке для повышения стойкости краски к воздействию атмосферных явлений. Напечатанные и порезанные на штуки Георгиевские ленты, собираются в стопку, по 250 штук (другое количество - по предварительному заказу), а затем упаковываются в полиэтиленовую пленку (показываю иллюстрации). Воспитатель: Мы сегодня с вами тоже для нашего праздника попробуем изготовить такие ленточки из ткани, а потом вы сможете подарить их своим близким или ветеранам (раскрашивание картинок: «День победы»)
Беседа « История георгиевской ленточки». Цель: Познакомить детей с новым символом Дня Победы, рассказать об истории возникновения георгиевской ленточки, воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей Родины. Оборудование: георгиевские ленточки , иллюстрации с орденами Славы, историческими событиями России. Ход занятия. Раздаю детям ленточки, некоторое время рассматриваем, ощупываем ленточки. Воспитатель: Ребята, а что за ленточка у вас сейчас в руках? Какие цвета есть на ленточке, как вы думаете, что они обозначают? Воспитатель: Черный цвет обозначает цвет пороха, а желтый - цвет огня. А называется она георгиевской, потому что на нее прикреплялся орден Георгия. Орден Георгия был учрежден в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы". Это была исключительная воинская награда. Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты. В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. Его статут так же, как и желто-черная расцветка ленты, напоминали о Георгиевском кресте. Затем георгиевская лента, подтверждая традиционные цвета российской воинской доблести, украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки (рассматриваем ордена Славы). Воспитатель: Где вы видели такие георгиевские ленты, как вы думаете, почему они там находились? В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим всё для фронта в годы Великой отечественной войны. А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки, почему? Вы можете взять эти ленточки и повесить себе на одежду в честь памяти о погибших и победивших в Великой Отечественной войне!
Беседа с детьми подготовительной группы на тему: « Солдатами не рождаются, солдатами становятся».
Воспитатель: Родина.……То слово самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство человека. Что такое Родина? Ответы детей: Родина- это наш дом,город,Родиной человек называет ту страну, в которой он вырос и родился.
Воспитатель : Правильно. За тысячелетнюю историю России произошло много событий. На нашу Родину не раз нападали враги. Стойко и мужественно сражались воины (наши деды) защищая нашу Родину, бойцы совершали много подвигов, героических самоотверженных поступков, чтобы остановить врага. Россиянам свойственна любовь к людям, к родному краю, к тому месту, где они родились и выросли. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать своё Отечество. Получают мальчишки повестки,
И уходят мальчишки служить Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить
Каждая женщина, провожая в армию сына, брата надеется на скорую встречу, но не всем надеждам суждено сбыться. Пока на земле будет существовать зло и ненависть, будут вспыхивать горячие точки.
Сегодня я хочу рассказать вам о простом мальчишке: об Учускине Николае. Каким он был? Как он жил? Что осталось от его жизни длинною в 19 лет. Идёт показ слайдов. Коля был самый старший в семье, маленький, чёрненький и очень улыбчивый мальчишка. Он живой, непоседливый, но очень добрый по натуре. В детском саду, в классе его очень любили, он дружил со всеми, всем старался помочь. И если бы меня спросили может ли Коляха совершить что то героическое я бы с полной уверенностью сказала «да». Повзрослев и перейдя в старшие классы Коля стал отличным спортсменом ( он занимался борьбой ).Его призвали в армию в ноябре 1998 года. Он служил в Казачьей бригаде (так как был казаком Пашковского Казачьего Общества). Проходил подготовку и обучался снайперскому делу, имел звание младший сержант и был командиром отделения. Служба снайпера сложная, кропотливая. О том, что наш сын воюет в Чечне, мы узнали из последнего письма Коли. Он писал, что у него всё хорошо и скоро он вернётся домой. Погиб Коля 5 января 2000 года в г. Грозном. Он прикрывал бойцов при наступлении и был сражён пулей снайпера. За свой подвиг за то что ценой собственной жизни спас жизни других мальчишек Николай Учускин был награждён Орденом Мужества (посмертно). Похоронен Коля на Пашковском кладбище города Краснодара. У каждого из нас есть долг, даже если мы редко над этим задумываемся: долг перед родителями, перед малой Родиной, долг перед Отчизной. Пройдут года, многое со временем забывается, потускнеют ордена, затянутся раны, у солдат вырастут дети, но эти войны останутся неизгладимой отметиной в сердцах наших матерей.
Вручают нам железные кресты
И ставят нам железные ограды
Мы на войне не пряталась в кусты,
И в бой пошли совсем не за награды
Мы выполняли отданный приказ!
Стихи о Великой Отечественной войне.
У кремлевской стены,
Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь,
И в земле рядом спит
Вечным сном неизвестный солдат.
Мы приходим к тебе и приносим цветы,
Скромный дар от российских ребят,
Мы клянемся тебе
Край родной так любить,
Как любил неизвестный солдат.
Сегодня праздник — День Победы!
Счастливый праздник — день весны,
В цветы все улицы одеты,
И песни звонкие слышны.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят,
Нужен мир для всей планеты!
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы.
Консультация: «Как рассказать детям о войне».
Первый способ — говорите об этом с ребенком!
Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.
Седьмой способ — посещение памятных мест.
Интеллектуальная карта : «День победы»
Папки передвижки с консультациями для родителей
Оформление в ДОУ: «Окна победы»
Продуктивная деятельность
Утренник к «9 Мая» на тему: «Жизнь без войны»
Заключение: В ходе проведенных всех мероприятий, посвященных дню Победы, дети научились ориентироваться в истории нашей страны, у детей сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия; сформировалось чувство гордости за свой народ и его боевые заслуги; уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны.