СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "А весь ли мед настоящий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "А весь ли мед настоящий"»

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ дошкольников и младших школьников «Я – исследователь!»













Исследовательский проект



«А весь ли мёд настоящий?»









Выполнила:

ученица 2 – а класса

РЖД лицея № 13

Руководитель:
Фархутдинова Татьяна Павловна,

учитель начальных классов РЖД лицея № 13.











Вихоревка 2024

Содержание

1.Введение.

    1. Актуальность проекта………………………………………………….…..3

    2. Цель и задачи проекта………………………………………………….…..3

  1. Теоретическая часть

    1. Что такое мёд………………………………………….…4

    2. Классификация меда……………………………...…5

    3. Виды мёда………………………………....6

    4. Значение мёда для человека

  2. Практическая часть

    1. Анкетирование…………………………

    2. Исследования и опыты

  3. Выводы …………………………………………….…..8

5. Заключение………………………………………………………………….…8

6. Список литературы………………………………………………10

7. Приложения…………………………………………………………………..11




























  1. Введение

1.1. Актуальность


Мёд – это достаточно дорогой продукт. Связано это со сложностью его производства и удивительными целебными свойствами. Поэтому есть недобросовестные пчеловоды, которые пытаются выдать искусственный мёд за натуральный. А такой мёд – бесполезен по своим качествам. Поэтому очень важно уметь выбирать качественный мёд и не покупать подделку. А для нашей семьи это очень актуально, так как активно используем мёд для лечения простудных заболеваний и поддержания иммунитета.
Мне захотелось узнать о мёде и его свойствах как можно больше. Поэтому тема моей исследовательской работы: «А весь ли мёд натуральный?»

Цель моего проекта: изучить качество мёда, купленных у разных производителей.

Задачи проекта:

  1. Изучить информацию о мёде.

  2. Найти способы определения качества мёда.

  3. Провести исследования образцов мёда на наличие в них посторонних добавок в домашних условиях.
    4. Сделать выводы

Гипотеза: предположимчто мёд, купленный у разных производителей - натуральный.

Объект исследования: мёд

Предмет исследования: наличие в мёде посторонних добавок
Методы исследования:

1. Изучение литературы;
2. Практические опыты и эксперименты;
3. Наблюдение;
4. Сравнение;
5. Обобщение

2. Теоретическая часть

2.1. Мед - это жидкий продукт, собранный и переработанный пчелами с нектароносных растений.
Мёд известен человечеству уже не одну тысячу лет. Самая древняя пасека, найдена археологами в Грузии в долине Боржоми в середине III тысячелетия до н. э. Сегодня это и лакомство, и полезный продукт.
Состав этого природного лакомства поистине уникален. В любом сорте содержится целый букет витаминов, минералов, ферментов, гормонов и других полезных соединений, которые повышают иммунитет, участвуют в борьбе с заболеваниями ЖКТ и сердечно-сосудистой системы, выполняют функции анальгетика, жаропонижающего, помогают бороться с вирусами и грибковыми инфекциями.
Не смотря на исключительную полезность меда, важно относиться к его употреблению с осторожностью, особенно людям с аллергическими реакциями. Ведь это биологически активный продукт.

2.2. Сортов меда – великое множество. Даже больше, чем растений медоносов. Каждый сорт меда имеет свой вкус, цвет, запах и целебный эффект. Этот натуральный продукт заменяет вредный для организма сахар и становится отличным подспорьем в лечении разных болезней.
Натуральный мёд может быть цветочным, падевым или смешанным.
Цветочный мёд получается при переработке пчёлами нектара растений.
Падевый мёд образуется при собирании насекомыми медвяной росы (сладкая липкая жидкость, которую выделяют растения) и пади (сладкая липкая жидкость выделяемая насекомыми).
Смешанные сорта меда -это смесь цветочных и падевых медов.
2.3. Виды цветочного меда:

Собранный с растений одного вида мёд называется монофлорный. Он носит имя растения-медоноса (липовый, боярышниковый, кипрейный, подсолнечниковый, гречневый, акациевый и др.).
Собранный с различных видов растений продукт называется полифлорный мёд (сборный, цветочный). Название его происходит от места, где мёд собрали.

По цветовым качествам выделяют светлые и тёмные медовые сорта. Пигменты переходят от цветка, с которого собран нектар. По консистенции мед может быть жидким и густым. При хранении спустя 1-2 месяца мёд постепенно мутнеет и засахаривается, становясь плотным и иногда даже твёрдым.
Какой мед самый ценный и полезный, сказать нельзя: всего существует несколько сотен видов меда
Самых распространенных видов в России четыре: гречишный, подсолнечный, акациевый и разнотравный.
Гречишный мед темно-коричневого цвета, с красноватым оттенком. На вкус терпкий, слегка горький, обжигающий горло. Засахаривается обычно уже через месяц.
Подсолнечный мед после выкачки имеет ярко выраженный желтый, янтарный цвет, но спустя какое-то время становится темнее — горчичного цвета. У него простой и очень сладкий вкус.
Акациевый мед, как правило, светлый — от почти прозрачного до чуть желтовато-лимонного оттенка. Пахнет обычно цветами, а на вкус очень сладкий, напоминающий сливочное масло.
Разнотравный мед может быть любого цвета, свойственного меду, — от прозрачного до коричневого, в зависимости от того, нектар какого растения доминирует. Пахнет цветами.
При хранении мед важно оберегать от прямых солнечных лучей, потому что на солнце почти все полезные свойства разрушаются. При температуре от –5 до +20 все полезные свойства сохраняются в течение нескольких месяцев. Мед лучше хранить в стеклянной или глиняной посуде.

2.4. Значение мёда для человека.

Благодаря своим уникальным свойствам мёд широко используется человеком.

Вот, например, в кулинарии . Мёд вводят в пряники, различные виды печенья, коврижки, кексы, торты. При изготовлении конфет, карамели мёд задерживает кристаллизацию сахара. Мёд включают во фруктовые начинки и молочные конфеты, леденцы, халву, пастилу, джемы. Добавляют его и в молочные продукты для детей.

Мёд давно известен как общеукрепляющее, тонизирующее, восстанавливающее силы снотворное, успокаивающее средство, которое способствует  пищеварению, улучшает аппетит. Его применяли для лечения ран, ожогов, при заболеваниях почек, печени, суставов. Раствором мёда лечили инфекционные и простудные заболевания верхних дыхательных путей. В настоящее время многие из этих рецептов с успехов использует научная медицина.

Мёд в косметологии применяется в составе масок для лица и рук. Эти маски служат для предотвращения морщин, очищения, увлажнения и омоложения кожи.

Мёд также входит в состав шампуни и бальзамов.

Большой популярностью у женщин пользуется медовой массаж, улучшающий кровообращение.


2.5. Определение качества мёда по внешним признакам

Качество мёда можно определить по внешним признакам.
Вкус: При пробе быстро растворяется во рту, не содержит сахаристых частиц.
Консистенция: очень густой и долго переливается из одной емкости в другую.
Вид: умеренно прозрачный, без примесей. Со временем густеет и кристаллизуется.
Запах: обладает ароматов цветов и луговых трав.
Натуральный мед - продукт полезный, А вот подделки – вещь вредная. Что же можно купить на рынке?
- разбавленный продукт. Этот метод позволяет получить из литра натурального меда 5 литров суррогата, разведенного водой, либо сахарным, фруктозным сиропом. Часто нагревают старый кристаллизованный мед, затем загущают его крахмалом, мукой, мелом или даже песком.
- незрелый мед. Если откачать продукт слишком рано, до того, как пчелы выпарили влагу и запечатали соты,
- синтетический мед. Он не имеет никакого отношения к пчелам, делается добавлением в патоку или сахарный сироп разных усиливающих вкус добавок.
Это интересно! Между прочим, одной пчёлке, для того чтобы собрать 1 грамм мёда, надо облететь не менее 1 тысячи цветов.
3. Практическая часть
3.1. В самом начале моего исследования я задалась вопросом о том, что же знают о мёде окружающие меня люди. Поэтому решила провести анкетирование среди сотрудников лицея №13. (Приложение №1)
Было опрошено 23 человека
Анкетирование показало, что на первый вопрос
1. Как часто вы употребляете мед ответили так:
- часто употребляют мёд -7чел. (30%)
- редко -16 чел (69%)
- не употребляют мёд вообще – 1 чел (4%)

2.На второй вопрос Где вы покупаете мёд? Ответы распределились следующим образом
- в магазине – 1 чел (4%)
- на рынке – 5 чел (22%)
- у знакомых – 15 чел (65%)
- на специализированных ярмарках – 2 чел (9%)

3. Как вы определяете качество мёда? Преобладающее большинство ответило
- по внешним признакам(цвет, запах, вкус) – 11 чел (48%)
- по отзывам знакомых – 7 чел. (30%)
- полагаюсь на продавца – 7 чел (30%)
3.2. Исследования и опыты
Мне захотелось узнать, а качественный ли мёд приобрела наша семья?
В качестве образцов я использовала
Образец №1 – мёд с пасеки Самарской области
Образец № 2 – мёд с пасеки Красноярского края
Образец № 3 –мёд с пасеки Алтайского края.
Все пасечники заверяли, что мёд вкусный, свежий, натуральный, с местных пасек. Этот мёд мы покупали, когда летом путешествовали с семьёй.

А также я решила протестировать еще два образца меда
№4 - купленного на Wildberries. Производитель уверял что это 100% мёд. Сбор 2023 года.
№5 - купленного в продуктовом магазине г. Вихоревка.
Из внешних признаков определила только запах и консистенцию. Самым душистым оказался был мёд под №1. Образцы мёда №3,4,5 тоже имели ярко выраженный запах, а вот у мёда с пасеки Красноярского края запах отсутствовал. По консистенции – все образцы мёда были нежными, мягкими на ощупь и плохо втирались в кожу, оставляя сладкое и липкое пятно.
По вкусу и цвету определить качество мёда мне не удалось, так как на вкус все образцы были вкусными и сладкими, а цвет зависит от цветов медоносов. (Приложение 2)
Исходя из этих тестов трудно сказать о качестве мёда, поэтому я решила провести ряд не сложных опытов

Опыт № 1 Наличие примесей для загустения

В интернете я узнала, что загущать мёд можно с помощью крахмала, муки и мела. Наличие крахмала можно обнаружить если капнуть йода, а вот муку и мел таким образом не обнаружить. Но все равно решила проверить. Для этого я взяла 5 образцовмёда. Налила в стакан немного тёплой воды, добавила по столовой ложке мёда. Все это хорошо перемешала. Затем капнула в стаканы йода, размешала. Растворы изменили свой цвет, но синего цвета не появилось ни в одном из образцов.
Вывод: Ни в одном образце нет крахмала. Мёд или натуральный, или загущали, мукой или мелом. (Приложение № 3)

Опыт № 2 Наличие лишней воды.

Чтобы мёда было больше, недобросовестные производители добавляют в мёд воду, сахарный или фруктозный сироп. Это можно выявить, если проделать следующий опыт. Для опыта я взяла 5 образцов мёда и бумажные салфетки. Затем нанесла по капле мёда на салфетку. Мёд нерастекся и не образовал мокрый след.
Вывод:ни в одном образце мёда нет лишней воды. (Приложение №4)



Опыт № 3 Наличие различных добавок

Для опыта я взяла 5 образцовмёда, тарелки и картофельный крахмал. На тарелку положила мёда. Сверху на образцы посыпала по щепотке крахмала. Крахмал остался лежать на мёде отдельным слоем. В случае подделки крахмал вступает в реакцию с мёдом.

Вывод:все образцы мёда - натуральные. (Приложение № 5)

Опыт № 4 Наличие различных добавок

В стакан налила тёплой воды. Добавила туда 1 чайную ложку мёда и хорошо перемешала. Всё это оставила на 30 минут. Спустя определённое время увидела, что вода помутнела. В стаканах с образцами №1,2,3,4 осадков не наблюдалось, а в стакане с образцом мёда №5 хорошо были видны мелкие частички, которые плавали в воде.

Вывод: все образцы мёда – натуральные, кроме мёда, купленного в магазине г. Вихоревка. (Приложение № 6)

Опыт № 5

Для следующего опыта я взяла 5 кусочков хлеба и намазала их тонким слоем мёда. Через несколько минут я обнаружила, что все кусочки хлеба затвердели. Оказывается, мёд вытягивает из хлеба воду и хлеб твердеет. А вот кусочекхлеба с образцом №5 стал более мягким, чем был. Даже можно сказать, что размок. Это значит, что в мёде присутствует сахароза и фруктоза.

Вывод: все образцы мёда – натуральные, кроме образца под №5. (Приложение № 7)

  1. Заключение

Моя гипотеза частично подтвердилась. Я нашла 5 способов проверки мёда на качество. Узнала, что проверить мёд на натуральность можно и в домашних условиях. Опытным путем доказала, что мёд купленный у разных производителей не всегда является натуральным. Таким образом, мёд в образцах №1,2,3,4 купленный у местных пасечников, успешно прошел проверку. С большой долей вероятности можем сказать, что в этих образцах мёд –натуральный, а вот мёд в образце № 5 проверку не прошел, так как в нем мы обнаружили дополнительные примести и добавки. Значит этот продукт невысокого качества.
Исследование показало, что к покупке мёда нужно подходить очень серьезно. Чтобы не ошибиться и не приобрести подделку, мёд нужно брать у пасечников, в специализированных отделах магазинов или на специальных ярмарках.
Я хочу предложить вашему вниманию буклет с полезной информацией о мёде. (Приложение 8)


































Приложение 1

Анкета


  1. Как часто вы употребляете мёд?
    - часто
    - редко
    – не употребляю

  2. Где вы покупаете мёд?
    - в магазине
    - на рынке
    - у знакомых
    - на специализированных ярмарках

  3. Как вы определяете качество мёда?
    - по внешним признакам(цвет, запах, вкус)
    - полагаюсь на продавца
    - по отзывам знакомых
    - свой совет _________________________________________________
    ____________________________________________________________





















Приложение 2


Определение качества мёда по внешним признакам















По запаху: все образцы мёда душистые, кроме образца под № 2

















По консистенции: на ощупь все образцы мёда мягкие, нежные.
Плохо растворяются и впитываются в кожу, оставляя сладкое, липкое пятно.



По цвету: трудно определить, так как цвет зависит от растений медоносов

По вкусу: я определить не смогла, так как все образцы мёда вкусные и сладкие.



Вывод: по внешним признакам трудно сказать, что все образцы мёда хорошего качества



Приложение 3

Наличие примесей для загущения

Я взяла 5 образцов меда.























Налила в стакан немного тёплой воды, добавила по столовой ложке мёда. Затем капнула в стаканы йода, размешала. Растворы изменили свой цвет, но синего цвета не появилось ни в одном из образцов.

















Вывод: ни в одном образце нет крахмала. Мёд или натуральный, или загущали, мукой или мелом



П риложение 4

Наличие лишней воды.





Для опыта я взяла 5 образцов мёда и бумажные салфетки. Нанесла по капле мёда на салфетку.





















Мёд не растекся и не образовал мокрый след.




Вывод: ни в одном образце мёда нет лишней воды.



Наличие различных добавок Приложение 5















На тарелку положила мёда.



Сверху на образцы посыпала по щепотке крахмала. В случае подделки крахмал вступает в реакцию с мёдом.

















Крахмал остался лежать на мёде отдельным слоем

Вывод: все образцы мёда - натуральные.





Наличие различных добавок Приложение 6























В стаканы налила тёплой воды. Добавила туда 1 чайную ложку мёда и хорошо перемешала. Всё это оставила на 30 минут.



















В стаканах с образцами №1,2,3,4 осадков не наблюдалось, а в стакане с образцом мёда №5 хорошо были видны мелкие частички, которые плавали в воде.

Вывод: все образцы мёда – натуральные, кроме мёда, купленного в магазине г. Вихоревка.



Приложение 7



Я взяла 5 кусочков хлеба и намазала их тонким слоем мёда. Через несколько минут я обнаружила, что все кусочки хлеба затвердели.





















А вот кусочек хлеба с образцом №5 стал более мягким, чем был. Даже можно сказать, что размок. Это значит, что в мёде присутствует сахароза и фруктоза.









Вывод: все образцы мёда – натуральные, кроме образца под №5.