1 | Тема проекта | « Адыгея - моя малая Родина » |
2 | Проблема | Мы живем в Адыгее. Это наша малая Родина. Она прекрасна, интересна и не забываема. Но как вызвать интерес к малой Родине у детей уже с дошкольного возраста? Как научить соблюдать традиции и обычаи? Это и стало проблемой, для решения которой разработан наш проект «Адыгея - моя малая Родина» |
3 | Сроки реализации проекта | С 01.11 .2017 г – 31.05.2018 г. |
4 | Вид проекта | Познавательно - исследовательский. |
5 | Участники проекта | Родители, воспитатели, дети подготовительной группы, специалисты ДОУ. |
6 | Обоснование проекта | Проект поможет детям «увидеть» Адыгею совершенно с новой для них стороны, поможет осознать себя неотъемлемой частью малой Родины. Расширение знаний о традициях, обычаях, культуре адыгского и русского народа, поможет вызвать к ней интерес и полюбить ее. А совместная деятельность с родителями и педагогами сделает этот процесс более привлекательным. |
7 | Актуальность | В современном мире проблема патриотического и экологического воспитания детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Именно в дошкольный период происходит становление ребёнка как личности, формируется начало патриотического чувства в сознании детей. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте воспитать любовь к Родине. Дошкольник должен осознать себя неотъемлемой частью малой Родины. Необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного города, дома, понимать традиции народов живущих в республике. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться, быть внимательными, терпеливыми, делать краше и богаче то место, в котором живут. |
8 | Новизна | Проект позволит сформировать у детей представления об истории города, традициях и культуре народов, живущих в Адыгее и повысить уровень знаний родителей по данному вопросу с учетом индивидуальности каждого участника проекта с помощью инновационных технологий – кейс- технологии, изготовление лэпбуков, ИКТ технологий. |
9 | Цель проекта | Разработка системы приобщения участников педагогического процесса к истории, культуре и традициям Адыгеи и осуществление ее в условиях ДОУ с привлечением родителей. |
10 | Задачи | Обучающие: Систематизировать и расширять знания детей о традициях, обычаях и культуре адыгского и русского народа. Систематизировать и расширять знания о городе, его истории и достопримечательностях. Создать положительный эмоциональный фон, способствующий освоению ребёнком знаний о родном крае. Развивающие: Развивать познавательный интерес к миру природы родного края через творческую деятельность. Развивать понимание того, что ребенок является неотъемлемой частью своей малой Родины. Развивать у детей фантазию, речь, логическое мышление, наблюдательность. Содействовать укреплению отношений детей и родителей через совместную деятельность в рамках данного проекта. Воспитательные: Воспитывать любовь к своей малой Родине. Содействовать активному участию родителей в воспитательном процессе. |
11 | Этапы работы | В проекте выделены три этапа. Первый - организационно-подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к своей малой Родине; привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по приобщению к культуре адыгского и русского народов у детей старшего дошкольного возраста. Второй этап – основной. Его цели: активное участие детей и родителей во всех мероприятиях ДОУ; повышение качества образования в вопросах приобщения к традициям и обычаям родного края. Третий этап – итоговый. Его цель: выявление уровня знаний и результатов реализации системы педагогической работы по приобщению к истории, культуре и традициям Адыгеи детей старшего дошкольного возраста. |
12 | Ожидаемые результаты | Дети имеют представление о традициях, обычаях и культуре адыгского и русского народа. Стремятся к исследованию и посещению достопримечательных мест города Майкопа. Сформированы навыки исследовательской деятельности (проведение опытов, исследований объектов прошлого и современности). Развитие у дошкольников любознательности, познавательно-исследовательской активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. Укрепление совместной деятельности с родителями в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Желание сохранять традиции своей малой Родины. Желание участвовать в народных праздниках и гуляниях. |
1-й этап подготовительный.
№ | Мероприятия | Срок | Результат |
С воспитанниками |
1 | Занятие познавательного цикла: «Мы живем в Адыгее» | Ноябрь | Выявлен уровень знаний детей по вопросам проекта. |
С педагогами |
1 | Подбор демонстрационного материалов, презентаций, дидактических игр, электронных пособий по теме. | Ноябрь | Созданы картотеки игр, пособий, презентаций, художественного слова. |
2 | Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды. | Ноябрь | Определены направления работы, разработаны конспекты, подготовлена среда. |
3 | Изучение опыта других педагогов по вопросам патриотического воспитания | Ноябрь | Изучен опыт педагогов, найдены пути реализации некоторых аспектов проекта. |
С родителями |
1 | Анкетирование «Что такое патриотизм в наши дни?» | Ноябрь | Выявлены знания родителей по теме проекта. |
2 | Информирование родителей о начале работы проекта. | Ноябрь | Родители имеют представление о том, что проект запущен. |
3 | Создание газеты «Юные исследователи Адыгеи» | Ноябрь | Родители имеют возможность отслеживать этапы реализации проекта. |
| ОО | Мероприятия | Сроки | Результат |
С педагогами |
1 | Консультация «Инновационные методы и приемы по патриотическому воспитанию в ДОУ» | Декабрь | Повышена компетентность педагогов по данному вопросу. |
2 | Мастер класс" Изготовление макета города из бросового материала" | март |
3 | Создание кейс-технологии «Народный фольклор» | апрель | В удобной форме собран материал. |
С воспитанниками |
3 | | | НОД «Мой город» | Ноябрь | Дети расширили знания о достопримечательных местах города. Вызван интерес к посещению этих мест. |
4 | Познавательное развитие. | НОД «Гончарное ремесло». Рассматривание адыгейской и русской глиняной посуды. | Декабрь | Дети знакомы с ремеслами в республике. |
5 | НОД «Золотошвейный промысел адыгов». Адыгейский орнамент. | Март |
6 | НОД «Русские народные промыслы» | Январь | Продолжать знакомить с народными промыслами России. |
7 | НОД «Знакомство с адыгейскими изделиями из дерева» | Февраль | Знакомить с предметами обихода из дерева - кухонная утварь, детская кроватка, стол тренога (анэ)). |
8 | Беседы | «Хлеб всему голова» - беседа о том, откуда хлеб пришел. Знакомство с жерновами, их использованием, рассказ воспитателя о старинных русских и адыгейских способах уборки хлеба. | Декабрь | Вызван интерес к изучению темы, сформированы знания о природе Адыгеи |
9 | «Гуляй да присматривайся» - беседа о характерных признаках осени в Адыгее | Ноябрь | Дети имеют представление об особенностях времен года в Адыгее. |
10 | «Мой город» | Декабрь | Дети расширили знания о достопримечательных местах города. Вызван интерес к посещению этих мест. |
11 | «Поэзия народного костюма» - рассказ о русском и адыгейском народном костюмах. | Февраль | |
12 | «Гуляй да присматривайся» - беседа о характерных признаках зимы в Адыгее | Декабрь | Дети имеют представление об особенностях времен года в Адыгее. |
13 | «С новым годом – со всем родом» - рассказ о традициях празднования Нового года. | Январь | Дети имеют представление о традициях празднования Нового года в республике. |
14 | «Шутку шутить – людей насмешить» - беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). | Апрель | Дети знакомы с народным фольклором |
15 | Рассматривания альбома «Памятные места г. Майкопа | Апрель | Дети расширили знания о памятных местах города и республики. |
16 | Беседа «Грач на горе – весна на дворе» - беседа о характерных признаках весны в Адыгее | Март | Дети имеют представление об особенностях времен года в Адыгее. |
| Исследовательская деятельность «Моя улица», «Улицы моего города», «Памятные места моего города» | Ноябрь-Декабрь | Вызвать интерес детей с изучению истории возникновения улиц и памятных мест нашего города. |
Исследовательская деятельность «Чем похожа и чем отличается посуда разных народов», «Свойства разных материалов», «Сравнение адыгейской и русской национальной одежды» | Ферваль-Апрель | Развиты исследовательские навыки. |
18 | Речевое развитие | Народные русские и адыгейские пословицы, поговорки и приметы. | В ходе реализации проекта | Дети имеют представление о том, , что пословицы, поговорки и приметы это отражение самобытной жизни каждого народа. Развивать интерес к традициям и обычаям народов, населяющих республику. |
19 | Чтение стихотворений и рассказов про Адыгею. | Через художественное слово дети знакомятся с самобытностью республики. Знакомятся с поэтами и писателями республики. Вызван интерес к знакомству с биографиями поэтов и писателей. |
| Чтение сказок |
20 | Художественно-эстетическое развитие | | Рисование «Куклы в национальных костюмах» | В ходе реализации проекта | Продолжать учить отражать в продуктивной деятельности впечатления от окружающей действительности. Знакомить детей с адыгейскими и русскими музыкальными инструментами. Вызвать к ним интерес через простое музицирование. |
21 | | Лепка «Глиняная посуда» |
22 | | Игра на музыкальных инструментах. |
23 | | Рисование: «Рисование «Мой город» (разное время года) «Горы Адыгеи» |
| Сюжетно-ролевые игры: «В гости к нане», «Встречаем гостей», «Ателье», «Мы гончары» | Дети отражают в играх свои знания о традициях и быте русского и адыгейского народов. |
26 | Физическое развитие | Подвижные игры: русские и адыгейские. | В ходе реализации проекта | Знакомить детей с национальными подвижными играми. Развивать интерес к обычаям народа через двигательную деятельность. |
С родителями |
1 | Родительское собрание с презентацией «Мы живем в Адыгее» | В ходе реализации проекта | Уточнять представления родителей о малой родине. Знакомить с проектом. Вызвать желание участвовать в проекте вместе с детьми. |
2 | Фотовыставка «Путешествие по городу» | Вызвать желание у родителей совместно с ребенком посетить памятные и исторические объекты, собрать о них дополнительную информацию для создания альбома. |
3 | Создание альбома «Мой город» | |
4 | Помощь родителей в сборе экспонатов для мини музея. | Привлекать родителей к реализации проекта. |
5 | Создание альбома «Люди, прославившие нашу землю» | Привлекать родителей к сбору информации о героях Адыгеи. |
6 | Создание книжек малышек «Пословицы», «Загадки», «Приметы» | В совместной деятельности с детьми помочь родителям расширить свои знания о народном фольклоре. |
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - под ред. О.Л. Князевой, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Евгений Салов «Девичий камень» легенды и были горного края. Майкоп
ООО «Качество», 2009 г.
Щербашина Л. Д., Бочкарева И. В. «Моя Адыгея», Майкоп, изд. «Качество».1997г.
Произведения адыгейских поэтов и писателей для детей. Майкоп. 2006г.
Шеуджен А. Э. «История Адыгеи.