СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Азбука в жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа "Азбука в жизни человека"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Азбука в жизни человека"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

СОШ р.п. Сурское





Тема проекта:

«Азбука в жизни людей».



Работу выполнил

ученик 2 А класса

МОУ СОШ р.п. Сурское

Колчин Андрей

Руководитель проекта:

Фомичева Е. Г.




2014г.

Содержание:

  1. Введение.

Актуальность.

  1. Основная часть:

2.1 Русская азбука.

2.2 Азбука Брайля.

2.3 Азбука Морзе.

2.4 Мой проект.

Выводы.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.


Цель моей проектной работы – узнать, какие виды азбуки используются в современном мире.


Задачи проекта:

  1. Собрать информацию о том, как появилась русская азбука;

  2. Узнать, что такое азбука Брайля и как она помогает слепым;

  3. Узнать, как появилась азбука Морзе и для чего она нужна;

  4. Сделать проект на тему «Азбука»;

  5. Сделать вывод;

  6. Оформить исследование в электронном виде и в виде проекта.


Гипотеза: Людей на свете много. Мы все такие разные и с разными возможностями… С помощью чего люди могли и могут общаться и познавать мир? Должно же быть на свете что-то такое, что может помогать в этом? Я предположил, что в этом нам всем может помочь самая обыкновенная АЗБУКА!


Методы и приёмы:
1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4 консультация у учителя; 5. обработка собранной информации; 6. творческая работа.




1.Введение:

Алфавит – наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.

(Дайм Смайлз)











Актуальность:

В наше время трудно представить себе жизнь без книг, газет и другого потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных открытий на пути эволюции человечества. Но современная письменность появилась сравнительно недавно и не все люди могут ей пользоваться. Поэтому у меня возникли следующие вопросы:

- Каким образом люди общались раньше?

- Как читают люди с ограниченными возможностями?

Поэтому, я решил провести собственное исследование и выяснить, как разные виды азбуки помогают людям.


Проблема: Многие люди, читая газеты или книги, даже не задумываются, что в прошлом веке не было письменности и алфавита. Люди узнавали все новости через длительное время. Но даже появление письменности не решило проблему информированности всех людей. В наше время есть много людей с ограниченными возможностями, например слепых, которые не могут читать обыкновенную литературу.


Ожидаемые результаты:

С помощью моего исследования, я хочу узнать, как давным –давно люди передавали информацию друг другу, как появился алфавит и что придумали для людей с ограниченными возможностями.


2. Основная часть.

2.1 Русская азбука.

Самый древний и простой способ письма появился в палеолите, его называли: «рассказ в картинках» или пиктография. Этим видом письма всё ещё пользуются некоторые американские индейцы. Но этот вид письма не совершенен, потому что нарисованные картинки можно прочесть по-разному.

В 4 тысячелетии до нашей эры в Древнем Шумере возник другой вид письма, когда каждое слово означало условный рисунок. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, воду изображали волнистой линией. Такой вид письменности в дальнейшем был назван: «иероглифы», что означает – «высеченный на камне».

Следующим этапом в эволюции письменности стало слоговое письмо – клинопись, ей пользовались в 3 тысячелетии до нашей эры в Восточном Средиземноморье. Большим достижением в письме стало звуковое письмо, когда люди поняли, что проще запомнить 2-3 десятка букв, чтобы точно составлять слова. Со временем буквенное письмо стали употреблять почти везде.

Самые ранние алфавитные тексты были обнаружены в Библе. А одним из первых алфавитов на Земле считается – финикийский. В их алфавите было 22 буквы. От финикийского алфавита произошло греческое письмо. От греческого алфавита произошли латинские буквы. Тем временем у некоторых германских племён уже сложилось своё, самобытное письмо, его называли «руническим».

Около 863 года братья Константин (Кирилл) Философ и Мефодий из Солуни (Салоники) по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка.

Братья были уроженцами города Солуни (ныне Салоники), Древний Солунь был двуязычным городом, в котором кроме греческого языка звучал славянский говор.

Константин, будучи очень образованным человеком, еще до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трех лет, а затем отправились с учениками в Рим к Папе Римскому. По дороге в Рим посетили они еще одну славянскую страну — Паннонию (район озера Балатон, Венгрия). И здесь братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке.

В Риме Константин постригся в монахи, приняв имя Кирилл. Там же в 869 г. Кирилла отравили. Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся Паннонию, а позже в Моравию.

К тому времени обстановка в Моравии резко изменилась. После смерти Ростислава моравским князем стал его пленник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латино-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви. Мефодия посадили в тюрьму, там он умирает в 885 г., и после этого его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. После принятия христианства, Болгария становится центром распространения славянской письменности.

Здесь создаются славянские школы, переписываются кирилло-мефодиевские оригиналы богослужебных книг.

Широкое распространение славянской письменности, относится ко времени царствования в Болгарии Симеона (893—927 гг.), Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X в. становится языком церкви в Киевской Руси.

Старославянские азбуки, которыми написаны дошедшие до наших дней памятники, называются глаголицей и кириллицей. Первые старославянские памятники были написаны глаголицей, которую создал, как предполагают, Константин на основе греческого скорописного письма IX в. с дополнением некоторых букв из других восточных алфавитов.

Появление кириллицы, восходящей к греческому уставному письму, связывают с деятельностью болгарских школ книжников, она является той славянской азбукой, которая лежит в основе современного русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского и македонского алфавита.

Кириллица


Кириллица, по мере ее употребления в русском языке подверглась постепенному совершенствованию.

По данным археологов были найдены берестяные грамоты средневековой Руси датированные 953 – 989 годами. Впервые берестяные грамоты были обнаружены 1951 году во время археологических раскопок в Новгороде. Затем они были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве, чем в Новгороде) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком (под Львовом). В настоящее время собрание текстов на бересте насчитывает свыше тысячи документов, и их число постоянно растет с каждой новой археологической экспедицией. В отличие от дорогого пергамена береста была самым демократичным и легкодоступным материалом письма в средневековье. Писали на ней острым металлическим или костяным стержнем, или, как его называли в Древней Руси, писалом. На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами.

Берестяная грамота


Берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. Новгородцы постоянно читали и писали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвем и выбрасываем ненужные или использованные бумаги», «переписка служила новгородцам, занятым не в какой-то узкой, специфической сфере человеческой деятельности. Она не была профессиональным признаком. Она стала повседневным явлением. Позже в Священных и богослужебных книгах из-за многочисленных переписываний накопилось немало ошибок. По указанию царя Иоанна были приняты меры к исправлению дела. Наблюдать за правильностью переписывания поручили старейшим священникам, но исправить все, прежде написанные книги было невозможно. И когда в 1553 году потребовалось много богослужебных книг для новых храмов в завоеванном Казанском царстве, то из всего закупленного количества лишь немногие книги оказались без искажений.

Тогда царь Иоанн задумал организовать собственное печатное дело. В пользе книгопечатания убеждал царя преподобный Максим Грек — знаменитый проповедник и переводчик греческих книг. Желание царя устроить в Москве типографию поддержал его духовный наставник митрополит Макарий. Митрополит Макарий благословил царя на новое дело, сказав, что «мысль начать печатание книг на Руси внушена царю Самим Богом».

Главным деятелем книгопечатания стал диакон Кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров, человек посвятивший книгопечатному делу всю свою жизнь. Точной даты рождения Ивана Федорова установить не удалось. Считается, что он родился между 1510 и 1530 гoдами. Некоторые ученые-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете. C 1530-х годов, по-видимому, Фёдоров принадлежал к окружению митрополита Макария. Под началом Макария занял в Москве должность диакона в Кремлёвском храме Николы Гостунского.

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца), стал «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564 года. Так Иван Федоров положил начало великому культурному делу. Он высоко поставил типографское дело в Москве. Итальянский купец Барбарини, посетивший Печатный Двор, изумился мастерству русских. Вот что писал Барбарини на родину о состоянии книгопечатания в Москве: «В прошлом году ввели у себя печатание... и я сам видел, с какой ловкостью уже печатались книги в Москве».

Развитие Российского государства в начале XVIII в., возникшие потребности в печатании гражданских книг вызвали необходимость упрощения начертаний букв кирилловской азбуки.

В 1708 г. был создан русский гражданский шрифт, причем в изготовлении эскизов букв принимал активное участие сам Петр I. в 1710 г.

Был утвержден образец нового шрифта азбуки. Это была первая реформа русской графики. Петровская реформа русского типографского шрифта была проведена в 1708—1710 гг.

У этой реформы было две цели, одной из них была: приближение облика русской книги и иных печатных изданий к тому, как выглядели западноевропейские издания того времени, резко отличавшиеся от типично средневековых по виду русских изданий, которые набирались церковнославянским шрифтом, и другая: упрощение состава русского алфавита за счет исключения из него таких устаревших и ненужных букв, как "пси", "кси", "омега", "ижица", "земля", "иже", "юс малый".

Однако впоследствии, вероятно под влиянием духовенства, часть этих букв была восстановлена в употреблении. Была введена буква «Э», для того чтобы отличать ее от йотованной буквы «Е», а также буква Я вместо юса малого йотованного.

В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы.

Буква «Й» (и краткое) была введена Академией наук в 1735 г. Букву «Ё» впервые применил Н. М. Карамзин в 1797 г. для обозначения звука [о] под ударением после мягких согласных.

Реформой орфографии 1917—1918 гг. были исключены две буквы, дублировавшие друг друга: "ять", "фита", "и десятеричное". Буква «Ъ» (ер) была сохранена только как разделительный знак, «Ь» (ерь) — как разделительной знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного. В отношении «Ё» в декрете имеется пункт о желательности, но необязательности употребления этой буквы. Реформа 1917— 1918 гг. упростила русское письмо и тем самым облегчила обучение грамоте.


Алфавит Древней Руси


При Петре I в России была осуществлена реформа кириллицы, так возникла русская азбука, которой мы пользуемся в настоящее время. В русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 — согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей. Русский алфавит, имеет прописные (большие) и строчные (малые) буквы, буквы печатные и рукописные.









Русский современный алфавит




2.2 Азбука Брайля.

Но не все люди могут пользоваться простой азбукой. Есть люди с ограниченными возможностями, например слепые и слабовидящие. Для таких людей изобрели азбуку Брайля. Шрифт Брайля был разработан в 1824 году французом Луи Брайлем. Луи был сыном сапожника и в три года мальчик поранился шилом, после чего началось воспаление, и мальчик ослеп. В 15 лет, учась в Парижском институте, он познакомился с методом письма выпуклыми буквами и с методом, который разработал офицер Шарль Барбье для посылки сведений в ночное время. Буквы представляли собой пробитые в картоне дыры, и послание можно было «прочесть» с помощью прикосновения.

Это изобретение было непрактичным, к тому же не для детских пальчиков. Но именно этот метод дал толчок Луи для создания нового вида азбуки. Он начал свои эксперименты и в 1824 году ввёл свою собственную систему: маленькую «ячейку», состоящую из двух вертикальных рядов с номерами 1, 2, 3 в левом ряду и 4, 5, 6 в правом. Это дало 63 комбинации. Из них Брайль сделал буквы для своего алфавита, номера и математические символы.

Он работал над своей системой долгие годы и в 1829 году предложил свой первый вариант на рассмотрение совета института, но её не одобрили. Аргументом для этого стало то, что шрифт неудобен для зрячих педагогов.

Но в 1837 году по настоянию слепых институт вновь вернулся к рассмотрению этого вопроса. Было решено напечатать рельефно-точечным шрифтом Брайля «Краткую историю Франции». После выхода этой книги в свет новая система письменности, основанная на рельефном шеститочии, официально приобрела право на жизнь.


Азбука Брайля

Известно, что в первые годы изобретение Брайля пытались игнорировать, и официально признали лишь через год после его смерти. Но, в конечном счёте, во всём мире было признано, что разработанная Брайлем система письменности для слепых – наилучшая.

В России первая книга по системе Брайля была издана в 1885 году. Первым русским незрячим, изучившим систему Брайля, был Денис Михайлович Оболенский. Именно он попытался адаптировать азбуку Брайля к русскому языку, пользуясь фонетическим сходством произношения.

В середине 70-х годов А. В. Полежаев предпринял ещё одну попытку перенести систему Брайля на русскую почву. Но окончательный вариант, введён в практику в 1881 году Материнским попечительством и был разработан Трумбергом и Бютнером. Первые книги в России выпустила Анна Александровна Адлер на собственные средства. С января 1898 года в России начал выходить первый журнал по Брайлю под названием: «Досуг слепых».

Таким образом, незрячие люди смогли чувствовать себя полноценными людьми.

Кубик рубика для незрячих


2.3 Азбука Морзе.


С появлением письменности люди смогли общаться, находясь на большом расстоянии друг от друга, посредством писем. Но письма шли очень долго, а некоторые новости было необходимо передать очень быстро. Поэтому люди придумали такую технологию как телеграф или азбука Морзе.

Создателем азбуки Морзе стал американский изобретатель и художник МОРЗЕ Самюэл Финли Бриз. Самюэль Морзе родился 27.04 1791 года в семье проповедника Джедида Морзе в американском городишке Чарльзтаун, что в штате Массачусетс. В начале 1832 г. он стал свидетелем первых опытов Шиллинга: «Извлечение искр из магнита». Увиденный опыт натолкнул Самюэля на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам, с использованием сочетаний передачи «искр». Эта идея охватила его. Он набросал несколько чертежей и в течение трёх лет пытался создать аппарат, но безуспешно. В сентябре 1837 года продемонстрировал свое творение. Он послал сигнал по проволоке длиной 1700 футов (518 м.).

Американский промышленник Стив Вейл обратил внимание на работу Морзе и согласился пожертвовать 2 000 долларов, а также предоставить помещение для дальнейших опытов при одном условии — Морзе берет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. Первое сообщение было послано 27 мая 1844 года и текст, которого гласил: «Чудны дела твои, Господи!» Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б. С. Якоби, а для приема — электромагнит, якорь которого управлял перемещением по бумаге чернильного пера.

Работая над дальнейшим совершенствованием своего телеграфного аппарата, С. Морзе в 1838 году изобрел и код — телеграфную азбуку. Современный вариант международного кода Морзе (International Morse) появился совсем недавно — в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка, коснувшаяся в основном знаков препинания. Звучит еще невероятнее, но факт — первоначальный вариант кода Морзе кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века.

В азбуке Морзе каждой букве соответствует комбинация из длинных посылок (тире) и коротких посылок (точек). За единицу длительности в телеграфной азбуке принимается длительность точки. Длительность тире равняется длительности трех точек. Пауза между знаками в букве - одна точка, а между буквами в слове 3 точки. Пауза между словами 7 точек.


Вся сложность изучения азбуки Морзе заключается в том, что недостаточно просто запомнить комбинацию точек и тире для каждой буквы. Даже наоборот, это очень вредно для последующего серьезного изучения CW. Поначалу, на малых скоростях, вам, возможно, удаться просчитать количество точек и тире, но при увеличении скорости вы наверняка собьетесь! Для того чтобы серьезно изучить телеграф нужно запоминать не количество точек и тире в букве, а "напевы", которые получаются, когда звучит буква целиком. Таким образом, когда вы слышите напев "Фи-ли-мон-чик", то это значит, была передана буква "F".

В 1851 году германская «Комиссия по устройству телеграфа» оценила преимущества аппарата Морзе, и после он нашел свое широкое применение. Для передачи русских букв использовались коды сходных латинских букв. В 2004 Международный союз электросвязи (МСЭ) ввёл в азбуку Морзе новый код для символа @, для удобства передачи адресов электронной почты.

В настоящее время, даже при наличии высокоскоростного интернета, в некоторых местах всё еще пользуются азбукой морзе.


2.4 Мой проект.

Я решил показать своим одноклассникам, что такое азбука Морзе и азбука Брайля, а так же включить в свой проект печатный и рукописный русский алфавит. Для этого мы с папой из плотного картона вырезали шаблоны кубиков и склеили их. Всего у кубиков получилось шесть сторон. На первой стороне кубиков я написал большие прописные буквы русского алфавита. На второй, маленькие прописные буквы русской азбуки. На третьей стороне мы распечатали на компьютере большие печатные буквы, а на четвертой маленькие. Осталось ещё две стороны и здесь началось самое интересное. На пятой стороне с помощью компьютера мы сделали азбуку Морзе, набор точек и тире, соответствующих азбуке. А на шестой стороне кубиков папа сделал по шесть кружочков и с помощью специального клеевого пистолета мы в этих кружочках сделали точечки, которые соответствуют алфавиту Брайля. Это было очень интересно! Теперь мои одноклассники знают, что такое азбука Морзе и азбука Брайля и как люди могут ей пользоваться.



Выводы.

Таким образом, изучив разные алфавиты, я понял, что нам нужен не только простой, русский алфавит, но просто необходим Алфавит Брайля для людей с ограниченными возможностями и азбука Морзе для передачи сообщений на большие расстояния.


  1. Заключение.


На основе изученных материалов, а так же проделанной работы я выяснил, что современная азбука была усовершенствована сравнительно недавно. В наши дни трудно представить себе жизнь без ежедневного просмотра прессы, чтения книг или поиска информации по недрам интернета. Но без азбуки и алфавита это было бы невозможно. Многие люди ежедневно пользуются электронной почтой или почтовыми отделениями, чтобы сообщить своим близким какие-то новости.

Но даже в нашем современном мире, не все уголки земли снабжены интернетом, а почта там ходит не ежедневно. И если что - то срочно нужно сообщить, например, о надвигающейся непогоде, тогда у людей есть такой помощник как азбука Морзе, при помощи которой можно доставить сообщения куда угодно.

Но есть категория людей, которые не могут воспользоваться, ни простой азбукой, ни азбукой Морзе. Это слепые и слабовидящие люди. Для таких людей создана специальная азбука, азбука Брайля. В современном мире даже такие люди могут чувствовать себя полноценными при общении с другими людьми. Для общения в интернете, для них создают специальные клавиатуры, на которых есть выпуклая система знаков. Поэтому азбука и алфавит в жизни людей играет огромную роль!



Список использованной литературы:

1.Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М., 1988.

2.Русский язык. Энциклопедия. М., 1979. Статьи: «Глаголица», «Кирилл и Мефодий», «Кириллица», «Памятники письменности русского языка», «Старославянский язык».

3.Материалы из сети интернет

4.Супрун А.Е Введение в славянскую филологию. Минск: Высш. школа, 1989.

5.Шицгал А. Русский гражданский шрифт. 1708-1958. М., 1959.