ПРОЕКТ
«Береги природу!»
Воспитатель: Десятова Г.В.
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Срок реализации: краткосрочный (4 недели)
Актуальность проекта:
Тема проекта «Береги природу!» выбрана не случайно. Только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно воспитывать любовь к природе, научить беречь ее.
Цель: познакомить детей с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей бережное отношение к представителям живой природы; воспитывать основы экологической культуры личности.
Задачи:
расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире;
формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;
развивать поисково-исследовательскую деятельность детей;
развивать связную речь, обогащать словарь детей, мышление, фантазию, воображение, творческие способности;
воспитывать любовь к природе, восприятие её красоты и многообразия.
Ожидаемые результаты проекта:
расширятся знания о растительном и животном мире;
сформируется интерес к наблюдению и исследованию объектов природы;
развитие у детей любознательности, познавательной активности;
будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
разработка проекта;
постановка целей и задач;
подбор информационного материала (художественная литература, иллюстрации, картины, стихи, приметы, поговорки);
подбор и разработка конспектов образовательной деятельности.
2. Основной этап:
Работа с детьми:
Беседы на темы:
«Что такое природа?» (Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; сформировать представление о неразрывной связи человека и природы).
«Не загрязняй природу» (Рассказать, как человек загрязняет окружающую среду: мусор, свалки, загрязнение воды и воздуха; вместе с детьми определить пути решения проблемы загрязнения природы).
«Все живое под нашей защитой» (Знакомство детей с Красной книгой; формировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать животный и растительный мир).
«Зеленая аптека» (Сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека; закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах).
«Правила поведения в лесу» (Формировать обобщённое представление о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесных связях между собой, о недопустимости разрушения этих взаимосвязей).
«Насекомые – часть природы» (воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологического равновесия в природе; развитие логического мышления, умения сопоставлять и решать простейшие логические задачи на экологическую тематику).
«Птицы — наши друзья» (воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период).
«Звери зимой» (закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью зверей, способами их приспособления).
«Лес: любить, беречь и не бояться» (Знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; воспитывать любовь к природе, культуру поведения).
Рассматривание картин и иллюстраций: (Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её, делиться впечатлениями).
С. Артюшенко “Кто как зимует”
Серия наглядно-дидактических пособий "Картины из жизни диких животных" С.Н. Николаевой
Чтение художественной литературы: (Учить детей отыскивать знания в тексте; воспитывать бережное отношение к природе, желание совершать добрые поступки)
«Стыдно перед соловушкой» В.А. Сухомлинский «Скворцы» А.И. Куприн
«Воробей» Е.И. Чарушин
«История одной яблоньки» К. Ушинский
«Сухостойное дерево», «Лесной доктор» М. Пришвин
«Серая шейка» Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Покормите птиц» А. Яшин
«Новая столовая» З. Александрова
Загадывание загадок: (Развивать образное и ассоциативное мышление, воображение, память; повышать наблюдательность и интерес к родному языку, обогащать речь детей образами)
о диких животных
о птицах
о деревьях
о насекомых
Пословицы и приметы: (обогатить образную речь детей посредством использования малых фольклорных форм; воспитывать интерес к народной культуре, привлечь внимание детей к мудрости народного слова)
Мороз не велик, да стоять не велит.
Синица к избе - зима на двор.
У зайцев шерсть побелела - зима близко.
Шумит дубравушка к непогодушке.
Рощи да леса - всему миру краса.
Много снега - много хлеба.
Дидактические игры:
«Природное - рукотворное» (Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа)
«Угадай какая птица?» (Закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах)
«Пищевые цепочки в лесу (на лугу)» (Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу (на лугу))
«Кто рядом живет?» (Закрепить умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного обитания растений и животных )
«Что будет, если исчезнут птицы (растения, животные, леса, водоемы)?» (Закрепить знания об охране объектов природы)
«Узнай и назови» (Закрепить знания лекарственных растений)
«С какой ветки детки» (Закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению)
«Чего нельзя делать в лесу» (Закрепить правила поведения в лесу)
Труд в природе:
Подвижные игры: (Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение)
«Белки в лесу»
«Караси и щука»
«Гуси — лебеди»
«Угадай кого поймали»
«Хитрая лиса»
«Стадо и волк»
Экспериментальная деятельность:
«Что прячется в снегу?» (Дать детям понятие о загрязнение снега и воды; воспитывать бережное отношение к природе)
«Следы птиц на снегу» (Закрепить умение распознавать птичьи следы на снегу)
Рассмотреть через лупу ветку, с которой только что упал листок. (Увидим там еле заметную почку. Подвести детей к пониманию, что деревья не погибают, а только сбрасывают отмершие, ненужные листья)
Определить, сколько лет дереву. (Детям выдается по тонкой пластине среза ствола дерева и предлагается по годовым кольцам сосчитать, сколько лет дереву)
Сравнение веточек сосны и ели. (Формировать умения сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева)
НОД:
«Перелетные и зимующие птицы» (Приложение 1)
«Дети леса: грибы, ягоды» (Приложение 2) «Дикие животные зимой» (Приложение 3)
3. Подведение итогов (продукты проекта):
Фотовыставка «Я и природа»
«Столовая для пернатых» (кормушки)
Плакат-памятка «Правила поведения на природе»
Альбом «Красная книга нашего края»
Приложение 1
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Перелетные и зимующие птицы»
Задачи:
закрепить и расширить знания о перелетных и зимующих птицах;
учить устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
развивать познавательный интерес к природе;
воспитать бережное отношение к природе, желание защищать, охранять ее.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций птиц, чтение художественной литературы (Сказка «Серая шейка» Мамин-Сибиряк), картина
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение:
Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
-Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
-Мы летим не навсегда.
-Мы вернёмся, обещаем.
-До свиданья, край родной:
-Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают.
Дети: Осенью.
Воспитатель: Назовите мне характерные признаки осени. (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете почему птицы улетают в теплые края? Но ведь не все птицы улетели. Посмотрите на картинки с изображением птиц и найдите тех, которые будут зимовать с нами. Дети рассматривают картинки и называют птиц (воробей, голубь, синица, свиристели, дятел, поползень).
Как называют этих птиц? (Зимующие)
А птиц, которые улетают от нас в теплые края называют? (Перелетные)
Каких перелетных птиц вы видите на картинках? (скворец, ласточка, трясогузка, жаворонок, соловей, мухоловка, журавли, гуси, утки).
Обратите внимание, что и у зимующих, и у перелетных птиц тело покрыто... Чем? (Перьями) Так почему же перелетные птицы улетают? Значит дело не в холоде! А в чем? Давайте подумаем. Без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы?
Дети: Крошками, семенами, жуками, червяками, зерном, насекомыми.
Воспитатель: Правильно, а вы видели зимой насекомых? (Нет) Куда деваются насекомые зимой?
Дети: Прячутся, засыпают до весны, погибают.
Воспитатель: Все верно. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.
Первыми покидают нас насекомоядные птицы: грачи, ласточки, трясогузки, скворцы, мухоловки.
Затем, когда становится сложно находить зерно и плоды деревьев для еды, готовятся в далёкое путешествие зяблики, чижи, овсянки. Ведь, если снег укутает землю, отыскать корм нашим пернатым друзьям будет очень непросто.
Последними улетают водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди. Ведь они живут и питаются на озерах и реках, а зимой что происходит с реками и озерами?
Дети: Они замерзают.
Воспитатель: Правильно. Могут добывать водоплавающие птицы себе пищу зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клест, дятел, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Свирели, которые питаются ягодами калины и рябины. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.
А теперь поиграем в игру «Улетают — не улетают». Я буду называть птиц: если это зимующие птицы — вы сидите на корточках, если перелетные — то машете руками-«крыльями». (Синица, гуси, жаворонок, воробей, чиж, скворец, поползень, дятел, журавль, трясогузка, мухоловка, свиристель, кукушка, утка)
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь отгадайте загадки:
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел)
Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём (Скворцы)
Это птица не когда, для птенцов не вьёт гнезда (Кукушка)
Кто летает тёмной ночью и схватить мышонка хочет? (Сова).
Маленький певец лесной. Лучше всех поет весной! (Соловей)
Кто по тропочке идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет? Догадайтесь сами! (Трясогузка)
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
О чем поют воробушки в последний день весны?
Мы выжили! Мы выжили!
Мы живы! Живы мы!
Воспитатель: - Чему так радуются воробушки? (Они выжили, пережили зиму)
Кто может помочь птицам пережить холодную и голодную пору? (Люди)
Как мы можем это сделать? ( изготовить кормушки и подкармливать птиц)
Что можно класть в кормушку? (различное зерно, хлебные крошки, сало)
Да, все правильно. Многие люди помогают птицам зимой, поэтому городским птахам не страшно оставаться с нами зимовать.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы поговорили с вами о птицах. Что нового и интересного вы узнали? (Ответы детей).
- Хочу вам дать еще одно задание. Сегодня по дороге домой спросите у своих родителей: «Почему улетают птицы в теплые края?» и сами поделитесь тем, что нового вы узнали о зимующих и перелетных птицах.
Приложение 2
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Дети леса: грибы, ягоды»
ЗАДАЧИ:
Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах;
Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе;
Закрепить знания особенностей внешнего облика даров леса.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
словесные (беседа, вопросы);
наглядные (показ иллюстраций и картинок);
практические (дидактическая игра, лепка).
МАТЕРИАЛ: картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, ягод, муляжи грибов, плакаты с изображением грибов и ягод, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Здравствуйте, дети, сегодня мы поговорим с вами о дарах леса. Вы любите грибы? В каком виде можно употреблять грибы в пищу? (маринованные, соленные, жаренные, варенные)
Какие блюда можно приготовить из грибов? (пироги, пиццу, грибной суп, пожарить с картошкой)
Но надо знать некоторые правила поведения в лесу при сборе грибов, чтобы эти "вкусные дети" леса радовали не вас одних, но и других людей, и не только сейчас, но и через несколько лет? Ведь жизнь самого гриба короткая: два-три дня и все. А грибница живет долго. иногда и больше десяти лет. Вот почему мы должны запомнить правило первое: грибы нельзя выдергивать из земли - это нанесет вред грибнице. Их надо очень осторожно срезать ножом.
Есть у грибов и еще один враг - это машины. автобусы и другие виды транспорта, которые выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и могут "заразить" ими грибы. Отсюда следует правило второе: нельзя собирать грибы неподалеку от шоссе.
Посмотрите внимательно на эти картинки. Какие грибы можно собирать и использовать в пищу? (подберезовики - они растут под березами, подосиновики, рыжики - лучшие грибы для засолки, белые - их собирают не только люди, но и белки на зиму, маслята, лисички).
- А вот это несъедобные грибы, некоторые их них ядовиты. Люди часто сбивают их ногами, растаптывают,но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для многих лесных обитателей. Третье правило: ни в коем не рвать, не сбивать и не вытаптывать несъедобные грибы - они пригодятся животным и птицам.
Давайте поиграем в игру "Собери грибы". (закрепить у детей знание о грибах, умение различать съедобные и ядовитые грибы, развивать логическое мышление, внимание, память)
Но лес, дети, богат не только грибами, но и ягодами: малина, земляника, черника, брусника. Какую пользу они приносят? (пища для многих лесных жителей; для людей: не только вкусно, но и полезно). Что можно приготовить из ягод? (варенье, компот, джем, пирог)
Видите, сколько радости и пользы от этих душистых и сладких «детей» леса. В наших с вами силах умножить их урожай, сберечь для других людей. Запомните, собирая лесные ягоды, будьте осторожны. не рвите сами кустики, не ломайте ветки!
- А теперь, ребята, предлагаю вам поработать с пластилином. Давайте слепим полное лукошко грибов! Любые, кому, какие больше нравятся, но только съедобные.
Молодцы! Мне очень понравилось наше занятие сегодня. А вам? Что нового узнали? Давайте еще раз повторим правила поведения в лесу при сборе грибов и ягод.
Приложение 3
Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Дикие животные зимой».
Задачи:
Продолжать закреплять знания детей о внешнем виде диких животных, их повадках, пищи, жилищах;
Уметь различать хищных и травоядных животных;
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;
Активизировать словарь, побуждать к участию в беседе; развивать объяснительную речь при отгадывании загадок;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята, скажите какое сейчас время года? (Осень)
Правильно, поздняя осень.
Предлагаю вам сыграть в игру «Отгадай загадку»
Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом. (Белка)
Правильно. (иллюстрация белки в летний и зимний период).
А зачем белка меняет окраску к зиме? (чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей )
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
А вы знаете, чем питается белка, посмотрите на картину? (Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами).
Что за зверь такой лесной, встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы, уши больше головы? (Заяц)
Правильно, заяц. (иллюстрация зайца летом и зимой). Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе всё имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают своё мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лисы и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от голода кора.
На овчарку он похож, что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк.)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса.)
Ребята, а как называется дом у лисы? (Нора). А у волка? (Логово). А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
Конечно, у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет). Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, лосей).
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придёт весна, пробуждается от сна. (Медведь)
Да, ребята, медведь спит в своей берлоге всю зиму. А кого еще нельзя увидеть в зимнем лесу? Кто как и медведь впадает в спячку? (Барсуки, бурундуки, хомяки, ежи) (иллюстрации барсука, бурундука, хомяка, ежа)
Перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным толстячком. Вот и бегает осенью ёж, старается побольше наесться. Кормиться ёж ночью. А что же ест ёж? Червей, жуков, лягушек, ящериц, улиток, мышей, яйца птиц. Ещё любит ёжик лесные яблоки, ягоды, грибы. Еж спит в норке, утеплённой мхом, сухой травой.
Физкультминутка:
Ежик топал по тропинке. И грибочек нес на спинке Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша. А навстречу скачет зайка, Длинноухий попрыгай-ка Шубку серую свою Он сменил на белую. Идёт по лесу серый волк, Голодный волк – серый бок. Чтоб волку не попасться на зубок, Ты, ёж, свернись скорей в клубок. | Ходьба на месте маленькими шажками Шарканье ногами Прыжки на месте, руки перед грудью Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперёд корпусом. Руки попеременно выносятся вперед Сесть на корточки и сгруппироваться |
А теперь предлагаю вам, ребята, одеть белку в зимний наряд. На ваших листах нарисован силуэт белки, только у меня всего три цвета красок: рыжая, черная и белая. Подумайте, как нам помочь белке? Что нужно сделать? (Смешать черную и белую краски и одеть белку в серую шубку)
Раскрасить белку предлагаю методом тычка.
Молодцы, все справились. Мне очень понравилось сегодня наше занятие! А вам? Что было самым интересным? Сегодня по дороге домой из детского сада расскажите родителям, что нового вы узнали о диких животных в зимний период.