Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №29
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста
«Богатыри Земли русской»
подготовила воспитатель:
Баянова А.А.
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шефнер
Вид проекта: и нформационно-творческий, краткосрочный.
Срок реализации проекта: март 2022
Участники проекта :
· дети подготовительной группы
· воспитатель
· родители воспитанников
Актуальность проекта
Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким
содержанием? Это наша многовековая история и культура.
И задача каждого поколения – сохранить эту самобытность.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических
событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая
Россия.
Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры: русские
народные подвижные игры, устный народный фольклор.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с
героическими образами былинных богатырей и образами героев
современного общества
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада и
социализации ребенка через поиск и внедрение эффективных форм
работы
Задачи:
- Дать детям представление об отдельных эпизодах истории страны.
- Формировать интерес к героическому прошлому русского народа, её
великим, могучим богатырям – защитникам Земли Русской, через
художественное слово, произведения искусства, информационные
материалы.
- Показать образ защитника Родины через образы реально
существовавших исторических личностей, былинных и сказочных
богатырей.
- Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход
из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
- Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас детей.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Подбор художественной литературы: былины, сказки, стихи, загадки,
пословицы о богатырях.
- Подбор иллюстраций, картинок с изображением богатырей,
богатырских доспехов.
- Внесение в книжный уголок книг, альбомов о защитниках Отечества.
- Подбор аудио-видео материала.
- Обсуждение вариантов поиска информации.
I I этап – Основной- практический.
Этот этап включает в себя интеграцию образовательных областей:
• Социально- коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Осуществление образовательной деятельности в рамках проекта:
• В ходе режимных моментов;
• В ходе самостоятельной деятельности детей;
• В процессе совместной деятельности педагога
с детьми в различных видах деятельности.
Социально- коммуникативное развитие:
- Дидактические игры « Собери богатыря в
путь-дорогу», «Назови богатыря»,
«Узнай по описанию»;
- Словесные игры « Вспомни слово из
былины», « Найди лишнее слово», « Узнай по
описанию»;
- Чистоговорки ( «Ба - бе-ба – у Ильи Муромца
новая изба», «Бы- бы-бы- нет избы;
• Сюжетно- ролевые игры « Илья Муромец и
соловей –разбойник», « Богатыри охраняют
землю русскую», «Богатыри в быту»;
- Театрализованные игры. Игра - драматизация
« В гостях у трех богатырей»
- Пальчиковая гимнастика « Три богатыря»
Познавательное развитие:
- Беседы: « Кто такой русский богатырь?»,
« Богатырское снаряжение», «Как стать
Богатырём?», « Подвиги русских богатырей»;
- Рассматривание иллюстраций с
изображением богатырей, богатырских доспехов
и оружия;
- Просмотр мультфильмов: « Алёша Попович и
Тугарин Змей», « Илья Муромец и соловей
разбойник», « Добрыня Никитич и Змей
Горыныч», «Богатырская слобода».
- Сказки « Финист - Ясный сокол»; «Былины»
- Показ слайдовой презентации « Богатырская Русь.
Речевое развитие:
• Рассматривание картин: В.М. Васнецов « Богатыри», « На заставе богатырской» « Витязь на распутье». Н. Рерих « Илья Муромец»;
• Составление рассказов по картине В.М. Васнецов « Богатыри»;
• Составление детьми творческих рассказов на тему « Если бы я был богатырём!»;
• Придумывание сказки о богатырях;
• Знакомство с пословицами и поговорками о Родине, силе, мужестве и доблести, загадками о богатырях.
Чтение художественной литературы:
• Стихотворение В Берестова « Богатыри»; • Былины про Добрыню Никитича, Алёши Поповича, Ильи Муромца, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна;
• Сказку « Финист- Ясный сокол»; • А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане».
Художественно- эстетическое развитие:
• Рисование по темам « Русский богатырский
щит», « Богатырь», « Богатырь на коне».
Раскраска про богатырей.
• Конструирование ТИКО « Богатырское снаряжение»;
• Музыка. Слушание. Песня « Богатырская сила»
А. Пахмутова, Н. Добронравов. Опера
Римского- Корсакова « Сказка о царе Салтане»(
чудо второе «Тридцать три богатыря»)
Физическое развитие:
• Подвижные игры « Бой богатырей», « Взятие крепости», « Царь и Воевода», « Меткий стрелок»
• Гимнастика « Богатыри».
I II этап – Заключительный.
Самореализация всех участников проекта.
• Выставка детских работ по теме
« Богатырская наша сила»;
• Презентация проекта перед
педагогическим коллективом.
Работа с родителями:
• Помощь в создании библиотеки фольклорных произведений русского народа, текстов былин для чтения, загадок, пословиц о Родине , силе, мужестве и доблести;
• Изготовление вместе с детьми элементов детского богатырского костюма (шлем, кольчуга) и оружия ( лук, колчан, стрелы, щит, меч);
• Буклет «Как слагались былины»».
Перспективы проекта
К 9 мая - Дню Великой Победы создать условия для ознакомления детей с
героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне,
формировать знания через различные виды деятельности. Познакомить детей с
событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе
конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них
эмоциональные переживания. Формировать толерантность, уважение к
защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
Используемая литература:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников - «Перспектива» , 2008 год;
2. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду М.:АРКТИ, 2007 год;
3. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет- М.: Мозаика- Синтез, 2008 год;
4. Комратова Н. Г. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» Москва, ТЦ «Сфера» 2007г.
5. Короткова Е. А. «Рисование, аппликация, конструирование в детском саду» Ярославль «Академия развитиях» , 2009
6. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.:Мозаика-Синтез, 2011 год;
7. Ресурсы интернета.
8. Источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/