Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №38 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
ОБЩЕСАДОВСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
ПО КНИГЕ «ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ»
ТЕМА: «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Составители: ст.воспитатель: Феденчук Е.В., воспитатели Ощепкова М.М., Ощепкова В.А.
Вид проекта: творческий, познавательный
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста (групп №11, №5), педагоги, родители, методическая служба, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Социум: библитека им. С.Я. Маршака,
Сроки реализации проекта : октябрь-ноябрь 2016г. (краткосрочный)
Результат проекта:
Для ДОУ: Увеличение степени участия родителей в реализации программы «социокультурные истоки». Получение позитивной общественной оценки деятельности ДОУ по реализации программы.
Для Родителей: Повышение интереса к взаимодействию с ДОУ по реализации программы «Социокультурные истоки». Формирование бережного отношения к традициям своего народа через совместное участие в реализации проекта (понимание силы родительской любви, значение благословения, «верность родной Земле»).
Для детей: раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, практическое применение полученных результатов в будущем. Первоначальное освоение категории «Верность» на примерах былин. Испытание гордости за свои успехи в процессе совместной деятельности со взрослыми. Приобретение навыков общения.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач ФГОС ДО направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
С чего начинается любовь к Родине? С дома, с семьи, а далее круг ширится – дети учатся любить и защищать друг друга, становятся солдатами, любят и защищают свою Родину в беде. Воспитывая патриотов своей Родины, очень интересно создать образы сильных и мужественных защитников Родины на примере русских богатырей, воспетых в произведениях литературы и искусства. Хорошим материалом для этого служат сказки и былины. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. В Книге для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле» (программа «Социокультурные истоки») знакомит с былинами и выполнением заданий к ним, выводят современных детей на осмысление мудрого изречения: «Где вера, там и сила, а где неверие, там и немощь». Вера рассматривается как важнейшая ценность отечественной духовной культуры, и целью занятий по данной теме является знакомство детей с некоторыми внешними проявлениями веры в жизни народа и отдельного человека, позволяющими приблизиться к накопленному предшествующими поколениями православному социокультурному опыту. Таким образом, данная тема актуальна в воспитании подрастающего поколения. Исходя из актуальности, сформулирована цель проекта.
Цель проекта - знакомство дошкольников с внешними проявлениями Веры в жизни народа и отдельного человека через былины, как источника народной мудрости и истории России .
Задачи проекта:
Воспитательная:
Воспитывать умение работать в парах, в микрогруппах. Соблюдать правила, проявлять сотрудничество.
Воспитывать умение согласовывать свое мнение с мнением взрослых (родителей, воспитателя), друг с другом. В ресурсном круге включены темы:
- « Верность родной земле Родная земля - место, где родился и живет человек».
- «Богатыри и воины - защитники Земли Русской. Благодарная память».
- «Верность и вера. «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?» "Защитники Отечества"
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Первоначальное освоение категории «Верность».
Развивающая:
- Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям;
- Закрепить названия элементов костюма русского богатыря: кольчуга, рубаха, шлем, сапоги и оружия русского воина: палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук.
Обучающая:
-Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников.
Этапы проекта
Мероприятия
Участники проекта
воспитатели
(степень их участия)
родители
1 этап – подготовительный (октябрь 1-2 недели)
- Изучение методического материала по теме «Верность родной земле»
- Составление образовательной паутинки (прилож. 1)
дети
Составление плана по реализации темы проекта
3. Составление плана действий по сотрудничеству с библиотекой С.Я. Маршака
(прилож. 2)
Муз. Рук.
4 Изучение условий по реализации проекта
Условия в РППС в группе
5.Проведение практической консультации со специалистами ДОУ
Методич. служба
-пополнение (схемы, модели, пособия, худ. Лит , картины, игры, аудио литература)
Составление мини консультаций для родителей
Инструктор по ФИЗО
6. Составление буклета по теме для ознакомления родителей (приложение 3)
Ознакомление
Размещение в информационных центрах для родителей, на сайте ДОУ
социум
Ознакомление и погружение в тематику проекта
Заключение договора
Музыкальный материал для дошкольников по теме
-Составление сметы по реализации проекта
-Анализ РППС
Обсуждение итоговых мероприятий, образовательного содержания по теме проекта
Заключение договора
Пополнение РППС
Составление конспекта для открытого показа по Ф.К.
Размещение на сайте ДОУ
Этапы проекта
Мероприятия
Участники проекта (степень их участия)
воспитатели
2 этап – практический (октябрь 3-4 неделя) - ноябрь
- Проведение организованной образовательной деятельности с детьми:
родители
2. Экскурсия в библиотеку «Богатыри Земли Русской»
-художественно
Информаторы, кураторы
эстетическое развитие (рисование аппликация, конструирование из бумаги; чтение былин)
- Проведение открытого мероприятия по физическому воспитанию
(обзор художественной литературы, чтение) (прилож.-фотоотчет 4)
Участники, наблюдатели, кураторы
дети
участники
«Богатыри» (приложение 5 )
Наблюдатели, помощники
оценщики
-речевое развитие (составление рассказов, беседа, моделирование)
4. Овладение новыми формами организации образовательной деятельности с детьми
Муз. Рук.
-физическая культура
участники
оценщики
Методич. служба
Участники
5. Организация РППС:
Участники, наблюдатели
Инструктор по ФИЗО
Информируемые, участники, оформители
-альбомы, литература, пособиями, игры, показ презентаций…..
оценщики
участники
социум
Оценщики, оформители
наблюдатели
наблюдатели
организатор
участники
-Составление сметы по реализации проекта(приложение 6)
Участники
организатор
-Анализ РППС
кураторы
кураторы
Пополнение РППС (прил.7)
Участники
Наблюдатели, оценщики
Этапы проекта
Мероприятия
Участники проекта
(степень их участия)
воспитатели
- Проведение мастерской «Выставка» «Богатыри Земли Русской» (приложение 8)
3 этап – заключительный ноябрь (5 неделя)
2. Проведение мастерской «Создание киноленты» (приложение 9)
родители
Информаторы, кураторы
3. Размещение мероприятий на сайте ДОУ
участники
Участники, наблюдатели, кураторы
дети
участники
Муз. Рук.
Участники
оценщики
оценщики
Методич. служба
(группа 11)
Участники (гр 5)
Инструктор по ФИЗО
наблюдатели
социум
наблюдатели
УДО
Информаторы
КРИРО
Отец Алексей
оценщики
МАДОУ №112
(наблюдатель, участники)
оценщики
оценщики
наблюдатели
План работы по программе «социокультурные истоки»
Месяц
Тема/ Неделя
октябрь
Содержание деятельности
«Верность родной земле» 1ч
Литература
Чтение былины «Илья Муромец»
(в пересказе И.А. Кузьмина
Книга «Верность родной земле» стр.4
Чтение былины «Добрыня Никитич и змей»
ноябрь
«Верность родной земле» (2)
Словесная игра «Объясни слово»
(в пересказе И.А. Кузьмина) Чтение былины
Книга «Верность родной земле» стр.12
Книга «Верность родной земле» стр.8
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Беседа с детьми «Богатыри – первые защитники»
Дидактическая игра «Что может пригодиться богатырю в бою»
Книга «Верность родной земле» стр. 21 Альбом для рисования стр.15
(в пересказе И.А. Кузьмина)
«Богатырская застава»
Чтение былины «Бой с несметной ратью под Киевом» (по А.Н. Нечаевой)
П/и «Наседка и коршун» Чтение былины «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» (по А.Н. Нечаевой)
Книга «Верность родной земле» стр.22
Дидактическая игра «Исправь ошибку
Чтение стихотворения «Русь» (И.С. Никитина)
Словесная игра «Дополни предложение»
Сюжетно-ролевая игра «Богатыри»
1 этап Подготовительный
Обозначение актуальности и темы проекта
Создание проблемной ситуации
Что мы знаем?
Были богатыри они сражались с врагами
Что мы хотим узнать?
- Кто такие богатыри?
- Как звали русских богатырей?
- С кем сражались?
- Кого защищали?
- Какое оружие у них было?
- Как стать богатырём?
Подбор художественной литературы по данной теме
Подбор наглядного материала
Размещение рекомендаций, консультаций в родительский уголок по теме проекта
2 Этап Практический «Паутинка»
Содержание образовательных областей
Познавательное развитие
Формы работы педагога с детьми
В режимных моментах
ОС: «Как жили наши предки»
Социально-коммуникативное развитие
В развивающей среде
Во взаимодействии с родителями
ОС: Защитники Отечества
Внесение цветных иллюстраций богатырей и их снаряжения Рассматривание на иллюстрациях элементов одежды и оружия богатырей.
Игровая деятельность
ОС: «Кто такой богатырь русский?».
дидактические игры:
Рассматривание киноленты у детей ст. гр №5 «богатыри Земли Русской»
Чтение энциклопедий и книг по данной теме
ОС – «Каким богатырём ты хотел быть?», «Каким должен быть
Викторина «Богатырская наша сила»
богатырь?»
Подготовка презентации «Защитники Руси»
Беседа с отцом Алексеем Муромским «Святые воины»
«Четвертый лишний», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию», «Собери богатыря в дорогу».
Работа по выбору ролей через (морфологические таблицы, круги Луллия);
Сюжетно – ролевые игры: «Три богатыря», «Богатыри охраняют русскую землю», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Изготовление богатырских доспехов (меч, щит, одежды (кольчуга) для сюжетно ролевой игры
Строительная игра: «Строим крепость»
Речевое развитие
составление рассказа по картине В.Васнецова «Три богатыря».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: - «Богатырь»; «Доспехи богатырей», раскраски по теме, рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий по данной теме.
Физическое развитие
- составление с детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем».
Составление загадок на основе моделей
«Пустое место», «Не попадись», «Меткий стрелок», «Перетяни канат», «Поймай хвост». «Полоса препятствий»
Лепка: - пластилинография «Собери богатыря в дорогу».
- Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках
Изготовление технологических карт «Как нарисовать богатыря и его снаряжение»
Презентация буклетов для родителей
Оформление речевого центра: пословицы и поговорки о богатырях.
«Что такое былины?»
Конструирование из бумаги – «Шлем богатыря»
Рекомендации по посещению музеев
Внесение атрибутов (шлемов богатырей) в сюжетно ролевую игру «Богатыри»
Рассматривание книжных иллюстраций
Разработка буклетов
Прослушивание песни А.Пахмутовой «Богатырская сила».
Разучивание с детьми стихов
Разучивание танца с мальчиками «Богатырская сила»; прослушивание на музыкальных занятиях фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова , А.Бородина, М.Глинки;
Чтение художественной литературы:
«Святогор», «Никита Кожемяка», «Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей, «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей разбойник», рассматрривание энциклопедии «Богатыри земли русской»,
отгадывание загадок о снаряжении богатырей.
Прослушивание музыки: «Богатырская наша сила» А. Н. Пахмутовой, просмотр мультфильмов «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич»
Сюжетно – ролевые игры
Беседа по картине «Три богатыря»
Рассматривание иллюстраций по теме проекта
Художественно-эстетическое развитие
Пластилинография «Богатырь и его снаряжение»
Раскрашивание раскрасок по тематике
Взаимодействие с родителями
- Чтение детям энциклопедий и книг по данной теме;
- Просмотр вместе с детьми
- мультипликационных фильмов о богатырях;
- Изготовление рисунков «Богатыри и их снаряжение»
Конструирование из «Лего дупло»
«Замок богатырей»
Конструирование из картона «Щит богатыря»
3 этап Заключительный
1. Итоговое мероприятие группы №11
Творческая мастерская по оформлению выставки под названием
«Богатыри Земли Русской»
2. Презентация общесадовского проекта «Богатыри Земли Русской»
3. Итоговое мероприятие группы №5 совместно с родителями
Творческая мастерская изготовление киноленты
Итоговое мероприятие группы №5
Творческая мастерская по изготовление «Киноленты»