Проект «Были о пыли»
В рамках недели здоровья, проходящей в школе, мы работали над проектом «Были о пыли».
Методический паспорт учебного проекта.
Вид проекта: исследовательский, краткосрочный, коллективный.
Цели: определить, от чего зависит уровень запыленности помещений школы.
Предмет исследования: степень запыленности школьного пространства.
Проблема: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит пересесть из него просто некуда. Вот потому-то все жители должны сообща спасать свой общий дом…»
Антуан де Сент-Экзюпери
На Россию ежегодно оседают десятки миллионов тонн пыли.
Сколько ни убирай пыль, она появляется снова.
Часто аллергия у человека вызвана пылью, клещами, живущими в пыли, и их выделениями.
Описание работы над проектом
1 этап. Определение уровня загрязнения воздуха помещений школы.
Инструкция для исследования:
1. Намажьте вазелином полоски белой картонной бумаги.
2. Прикрепите полоски бумаги в классе, в кабинете врача, директора, столовой, коридоре.
2 этап. Определение санитарных условий работы кабинета.
Вопросы для анкеты:
1. сколько раз в день в вашем кабинете (помещении) делается влажная уборка?
2. Сколько человек в среднем посещают ваш кабинет?
3. Переобуваетесь ли вы?
4. Какое помещение дома более загрязнено?
3 этап. Подведение итогов проекта Выводы.
На уроках окружающего мира, узнав, что такое экология, ребята заинтересовались вопросом, насколько чист воздух, которым мы дышим в школе, и что нужно сделать для того, чтобы воздух в школе стал чище? И в рамках школьного комплекса мероприятий «Неделя здоровья» решили провести исследование. Так появился коллективный проект «Были о пыли».
Из энциклопедической литературы, бесед с родителями, врачами, учащиеся узнали, что домовая пыль состоит:
из микроорганизмов;
клещей;
частей пуха животных и птиц;
отмерших клеток кожи человека;
минеральной части.
Находящиеся в пыли микроорганизмы, вызывают заболевания, такие как туберкулёз, столбняк, дифтерия. Клещи, живущие в пыли, вызывают аллергию, бронхиальную астму. Минеральные составляющие пыли вызывают пылевые бронхиты. При большом количестве минеральной пыли, такой как кремний, зола, цемент, смолы, появляются тяжёлые болезни типа силикоза и рака лёгких.
Чтобы узнать, где в школе больше всего пыли, ребята выбрали разные помещения школы: кабинет, где учится 1 класс, кабинеты директора и врача, столовую и коридор. В них повесили полоски бумаги, смазанные вазелином.
Через 5 дней ребята сняли листочки и рассмотрели их под лупой. На листочках были прилипшие черные точки, волоски, загрязнение. Самыми чистыми были листочки из кабинета директора и врача. Это объясняется тем, что кабинет директора убирается 2 раза в день, посетителей бывает до 30 человек. Половина из них – в сменной обуви. В кабинете врача 4 раза делается уборка, до 50 человек бывает в день, все в сменной обуви. Самым грязным оказался листочек из коридора. Ребята выяснили, что в школе обучается около 200 детей, работают 25 учителей и 6 человек технического персонала, кроме них каждый день в школу заходят родители. И хотя уборка проводится 2 раза в день, большая проходимость людей и грязная обувь приводят к сильному загрязнению помещений. Некоторых детей из класса настолько заинтересовало данное исследование, что они провели его дома. Результат оказался одинаковым – самыми грязными оказались прихожая и коридор.
Проведя исследование, ребята решили, что для того, чтобы была чистота в помещениях, необходимо:
1. Чаще делать влажную уборку.
2. Всем ходить в сменной обуви.
3. Не бегать в школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.
О своем исследовании и его результатах учащиеся рассказали на отчетном мероприятии «Недели здоровья».