Просмотр содержимого документа
«Проект "Читать модно"»
«Читать модно…»
(Проект, направленный на привлечение учащихся, их родителей к чтению)
Большинство наших детей, их родителей читают мало. Цель нашего проекта: привлечь учащихся школы, их родителей к чтению.
Актуальность реализации проекта «Читать модно» определяется, с одной стороны, общепризнанной значимостью чтения в становлении и формировании личности человека, с другой – проблемами в развитии читательской компетентности и информационной культуры школьников. В «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается, что «возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса у населения к чтению. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением». В Концепции преподавания русского языка и литературы отмечается проблема «снижения мотивации обучающихся к чтению», по мнению авторов Концепции, это ведет к тому, что на уроках «расцветает имитационная читательская деятельность», поэтому «требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий)». Как правило, у выпускников навыки смыслового чтения текста развиты недостаточно, что зачастую приводит к непониманию предлагаемых заданий в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ и ОГЭ. Низкая сформированность данной метапредметной компетенции напрямую влияет на качество образования по всем учебным предметам. Реализация проекта «Читать модно» должно способствовать вовлечению в круг читателей школьников разных возрастов, учителей разных предметов, возрождению традиций семейного чтения. Основными задачами введения проекта являются:
- формирование и развитие у учащихся мотивации к чтению;
- воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся;
- повышение уровня читательской компетенции всех участников образовательных отношений;
- создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего интереса к книге.
Для решения обозначенных задач следует обеспечить соблюдение ряда условий: личная заинтересованность при активном участии в обсуждении данной проблемы и совместной работе, направленной на уточнение и конкретизацию способов ее решения всех участников проекта (обучающихся, их родителей, учителей-предметников, классных руководителей, администрации школы). Поэтому введению проекта «Читать модно» должно предшествовать обсуждение указанных проблем на педагогическом совете, а также общешкольном и классных родительских собраниях.
Ожидаемые результаты:
Совместная организованная деятельность по проекту на протяжении всего учебного года.
Увеличение числа обучающихся – абонентов школьной и других (в том числе электронных) библиотек.
Повышение качества смыслового чтения обучающихся и, как следствие, результативности итоговой аттестации школьников.
Активизация родителей в решении проблемы чтения.
Этапы реализации проекта
Проект рассчитан на 2018-2019 учебный год (сентябрь-май)
№ | Этап | Цель | Мероприятия | Сроки |
1. | Подготови-тельный | Заинтересовать всех участников проекта решением проблемы | 1.Презентация проекта «Читать модно» для каждой категории участников: младших школьников, учащихся среднего звена, старшеклассников, родителей, учителей 2. Педагогический совет, посвященный проблеме чтения 3.Родительские собрания по параллелям 4. Совет старшеклассников 5. Анкетирование учащихся с 1 по 11 класс 6.Оформление страницы на сайте школы 7. Муниципальный диктант, посвященный творчеству Л.Н.Толстого 8. Районный конкурс знатоков русского языка «Грамотеи» (игра первая) | 15-30 сентября 30 сентября |
2. | Практичес-кий | Реализовать проект «Читать модно» | 1.Исследовательская деятельность учащихся по литературе и литературному чтению 2. Конкурс «Лучшие чтецы школы» (положение) | Октябрь-апрель Октябрь-апрель |
1.Классные часы, посвященные творчеству И.С.Тургенева (5-8 классы) 2. Мероприятия, посвященные творчеству николаевских поэтов и писателей: Уроки внеклассного чтения по творчеству Р.Аёшина (2-8 классы) 3. Конкурс рисунков, посвященный 200-летию Тургенева 4.Просмотр фильмов по произведениям И.С.Тургенева 5. Конкурс чтецов «Воспеваю Хабаровский край!» Школьный этап Районный этап 6.Районный конкурс исследовательских работ обучающихся «Произведения И.Тургенева глазами читателя 21 века» 7. Юбилейный диктант, посвященный творчеству И.С. Тургенева «Его величество язык, ее величество Россия» | В течение октября 15-20 октября 22-27 октября 12 октября 17 октября |
| | | 1.Тургеневский бал (9-11 классы) 2. Мероприятия, посвященные творчеству николаевских поэтов и писателей: Уроки внеклассного чтения, посвященные творчеству В.Леонтьева (2-9 классы) 3. Конкурс на лучшего читателя 4. Конкурс чтецов «Любимая мама» для обучающихся 1 - 6 классов. Школьный этап Районный этап | 9 ноября 12-17 ноября |
1.Литературно-музыкальная композиция, посвященная 100-летию А.И.Солженицына (9-11 классы) 2. Мероприятия, посвященные творчеству николаевских поэтов и писателей: Творческая встреча с николаевским писателем Ю.Жекотовым 3. Районный конкурс знатоков русского языка «Грамотеи» (игра вторая) | декабрь |
1.«Бажовская мастерская» 2.Квест по творчеству П.Бажова | январь |
| 1.Районный конкурс знатоков русского языка «Грамотеи» (игра третья 2. Международный день родного языка Внеклассное мероприятие «Язык родной, дружи со мной»; «Отгадай-ка». Отгадывание загадок разных народов. 5 – 9 классы «Пословица недаром молвится». Конкурс пословиц разных народов; Показ презентаций «Мой родной язык»; Классные часы: «История зарождения славянской письменности и литературного языка»10 – 11 классы Внеклассное мероприятие «Язык – живая память народа, его душа, его достояние»; Выставки художественной литературы в школьной библиотеке 3. «В гостях у дедушки Крылова» (инсценирование басен по параллелям 1-4, 5-8 классы) | февраль |
| | | 1.Конкурс юных чтецов «Живая классика» Школьный этап Муниципальный этап 2. «Гоголевские чтения» | март |
1.Конференция. Защита проектов по параллелям 2. Заключительный этап конкурса «Лучшие чтецы школы) | апрель |
1.Районный фестиваль литературно-музыкальных композиций «Навстречу Победе» 2. Районный конкурс знатоков русского языка «Грамотеи» (заключительная игра) | май |
3. | Обобщаю-щий | Подвести итоги, сделать выводы, определить задачи на дальнейшее развитие … | 1.Анкетирование учащихся, родителей, учителей. 2. Проведение родительских собраний 3.Подведение итогов «Праздник «Читать модно!» по параллелям | 15 мая |