1 СЛАЙД
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию образовательный проект на тему «Что в имени тебе моём?...», направленный на изучение выдающихся личностей Тамбовщины.
2 СЛАЙД
Изучение истории подвигов жителей родного края актуально в любой исторический и временной период, это расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью. Изучение истории малой родины способствует развитию бережного и трепетного отношения не только к памятникам культуры и истории, но и к людям, живущим рядом.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования по ФГОС так же должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа и своего края.
3 СЛАЙД
Анализируя данные ВПР по истории, которая проходила в апреле 2018 года в 5 классе по части вопросов, касающихся истории родного края, я пришла к выводу, что пятиклассники плохо знают историю своей малой родины. Дело в том, что с вопросом, связанным с названием одного любого памятного места (исторического памятника, памятника культуры, мемориальной доски и т. п.) Тамбовщины не справился почти каждый 4-й пятиклассник в нашей школе, по региону и стране в целом этот показатель ниже. Со вторым вопросом по краеведению, где учащимся предлагалось объяснить свой выбор памятного места, рассказав о его значении, справилось меньше половины пятиклассников, что в сравнении также является низким показателем.
4 СЛАЙД
В начале 2018/2019 учебного года я решила провести опрос учащихся в классах, где я работаю, с целью выяснить уровень их знаний по истории родного края, избрав узким направлением выдающихся личностей Тамбовщины. Результаты опроса показали, что большинство учащихся 6-х классов (бывшие 5-ые, писавшие ВПР, результаты которого я приводила), знают только об 1 личности Тамбовского края, но есть и учащиеся, которым ничего не известно про героев своей малой родины. Больше половины учащихся 8-го класса знают об 1 личности, однако каждый третий может рассказать и о 2-3-х героях. Большинство учащихся 9-го класса могут рассказать о 2-3 личностях, но одновременно приблизительно каждый 5-ый знал либо ещё больше информации, либо совсем мало.
5 СЛАЙД
Я решила спросить у родителей в классах, где преподаю часы истории, считают ли они нужным увеличить изучение учащимися истории Тамбовщины (в т.ч. сделав акцент на изучении подвигов жителей нашего края). Большинство опрошенных родителей 6-х, 8-го и 9-го классов посчитали необходимым для своих детей дополнительное изучение истории Тамбовского края. Причем больше всего родителей высказались «за» именно в 6- классах.
6 СЛАЙД
Я решила разработать проект, целью которого было бы повышение знаний учащихся по выдающимся личностям Тамбовщины. В её достижении мне должны были помочь поставленные мною задачи по изучению героических поступков жителей нашего края, по формированию представлений о значении этих поступков для нашего региона и страны в целом, по развитию стремления учащихся участвовать в мероприятиях краеведческой направленности.
7 СЛАЙД
В ходе продвижения к цели я хотела подтвердить гипотезу о том, что при помощи различных видов и направлений деятельности школы можно повысить уровень знаний учащихся по истории нашего региона. В идеале в результате проекта у учащихся должны были сформироваться углубленные знания о жизни и деятельности личностей, внёсших вклад в становление и развитие Тамбовского края.
8 СЛАЙД
Работа проходила в 3 этапа: на этапе проектировки были изучены нормативно-правовые документы, разработаны теоретически аспекты проекта; прошло его обсуждение и одобрение на заседании методического объединения учителей истории и обществознания, выявлены пожелания родителей и пробелы в знаниях учащихся, был разработан план проекта и определены социальные партнеры проекта.
9 СЛАЙД
Этап социальной пробы проекта отражает мероприятия, которые были мной проведены с целью его реализации. Например,
1. Классные часы («Наши маленькие герои большой войны»).
2. Уроки мужества («Тамбовцы – герои блокадного Ленинграда»).
3. Экскурсии в школьный музей, музеи Тамбова
4. Проекты и исследовательские работы.
10 СЛАЙД
5. Участие в конкурсах по краеведению.
6. Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, участниками боевых действий.
7. Митинг у мемориальной доски.
8. Волонтёрская деятельность.
11 СЛАЙД
Недавно на третьем этапе проекта я подводила его итоги и анализировала результаты. Для того, чтобы проследить динамику и опровергнуть или подтвердить гипотезу, выдвинутую мною в начале учебного года, я вновь провела анкетирование учащихся на знание выдающихся деятелей Тамбовского края и сравнила статистику выполнения заданий по краеведению ВПР по истории 2018 года 5-х классов и впр по истории 2019 года 6-х классов, которые в этом году входили в орбиту моего проекта.
12 СЛАЙД
С первым вопросом по истории родного края, где предлагалось назвать одного исторического деятеля, чья жизнь связана с регионом или населённым пунктом, достижениями которого по праву могут гордиться граждане нашей страны, справилось в этом году 90% учащихся, что выше на 13% по сравнению с результатами ВПР прошлого года. Со вторым вопросом по краеведению, где учащиеся должны были привести факт из жизни и деятельности этого исторического деятеля, объясняющий причину его известности, справилось 79% учащихся, что выше показателей прошлого года в 2 раза. К сожалению, официальных сравнений результатов школы с регионом и страной пока нет.
13 СЛАЙД
По результатам анкетирования в конце учебного года по сравнению с его началом можно проследить следующие тенденции:
1. среди учащихся 6-х классов в 5 раз увеличилось количество детей, знающих о 2-3 исторических личностях и в 2 раза уменьшилось число детей, ничего не знающих о героях Тамбовщины.
2. учащиеся 8-го класса могут поведать уже больше информации по сравнению с началом года о жителях Тамбовщины, внесших вклад в её развитие
3. в 2,5 раза увеличилось количество учащихся 9- го класса, которые теперь гордятся своими биографическими знаниями о деятелях Тамбовского края.
14 СЛАЙД
Я считаю, что повышение уровня знаний учащихся 6-х, 8-9 классов по краеведению произошло во многом благодаря их участию в проекте «Что в имени тебе моём…?» Таким образом, моя гипотеза, что благодаря различным видам деятельности, направленным на изучение одного аспекта (в данном случае, краеведения), произойдет углубление знаний учащихся по этому аспекту, подтвердилась. Результатом моего проекта стала прослеживающаяся динамика повышения уровня знаний учащихся посредством различных видов образовательной деятельности о героях родного края.
15 СЛАЙД
16 СЛАЙД