МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 262 ОБЩЕРАВИВАЮЩЕГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
(ГКДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 262 Г.О. ДОНЕЦК» ДНР)
улица Куйбышева, дом 155А, Донецк, г.о. Донецкий, Донецкая Народная Республика, 283012
телефоны: +7(856) 253 45 22, e-mail: [email protected], ИНН 9309014118
Проект "Дед Мороз: кто он?»"
Подготовила:
воспитатель:
Сребницкая В.В..
Кто пришел? Что принес?
Знаем мы: Дед Мороз,
Дед с седой бородой -
Он наш гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.
Пояснительная записка
С детства мы узнаем про Деда Мороза от родителей, педагогов. Вырастая, рассказываем про него своим детям. Но в душе, наверное, каждому хочется оставаться ребенком и верить в него, настоящего.
Накануне Нового года в группе мы обсуждали тему «Новый год у ворот». Многие из ребят говорили о том, что скоро праздник, папа принесет ёлочку, ночью придет Дед Мороз и положит под неё много подарков.
В связи с этим у нас возникли вопросы:
«Кто самый известный символ Нового года?»
«Кто всем в новогоднюю ночь приносит подарки и оставляет их под ёлочкой?»
«Кто самый могущественный и добрый новогодний волшебник?»
Многие ребята ответили, что это Дед Мороз! И нам захотелось узнать так ли это.
Мы с ребятами выдвинули гипотезу «Дед Мороз – это сказочный волшебный персонаж».
Актуальность
В течение месяца до Нового года, дети начинают думать о Дедушке Морозе. Стараются вести себя по-другому, совершать добрые поступки, думая, что за ними в окошко наблюдает Дед Мороз. Почти так же себя чувствуют и взрослые, родители детей. Рассказывают о новогодних праздниках из своего детства, также, как и дети ждут подарков. Таким образом, образуется мостик взаимопонимания между детьми и родителями, который должен использовать педагог в своей учебно-воспитательной работе, для создания эмоционально-благополучной обстановки в группе, развития навыков коммуникативного общения и формирования предпосылок учебной деятельности. Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, расширит представление о сказочных персонажах.
Проблема: Приближался Новый год, и дети все чаще заводили разговор о том, как Дед Мороз узнает, какой подарок они хотят получить на праздник, что можно сделать, чтобы заветное желание исполнилось, кто помогает Деду Морозу.
Продолжительность проекта: (две недели с 16.12.2024 -30.12.2024г.)
Тип проекта: творческий.
Вид проекта: краткосрочный, групповой
Участники проекта: дети 4-5 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
Цель: расширить и углубить представление детей о сказочном персонаже Нового года – Дедушке Морозе и его помощниках.
Задачи:
Для детей:
Обучающие:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций .
2. Продолжать формировать умение создавать художественные образы в продуктивных видах деятельности.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки детей.
2. Способствовать развитию творческой инициативы дошкольников.
Воспитывающие:
1. Воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.
2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества воспитательного процесса.
3. Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
Форма проведения: совместный утренник « Новогодний карнавал игрушек», где родители – не пассивные зрители, а активные участники.
Реализация видов деятельности:
Игровая деятельность;
Изобразительная деятельность;
Двигательная деятельность;
Музыкальная деятельность;
Восприятие художественной литературы
Ожидаемые результаты:
В ходе проекта дети получили новые знания о Дедушке Морозе и его помощниках; расширили представления о возможностях создания украшений для интерьера и ёлки своими руками; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям. Педагоги: подобрали методическую и детскую литературу; пополнили методическую «копилку» репродукциями картин русских художников, аудиозаписями, картотеками стихов, пословиц, поговорок, спортивных игр и развлечений; наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях Нового Года.
Родители: проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта; проявили творческую инициативу при изготовлении поделок и рисунков.
Цель нашего исследования:
Узнать, является ли Дед Мороз сказочным символом Нового года.
Для достижения нашей цели мы поставили задачи:
рассмотреть костюм Деда Мороза;
выяснить, откуда он родом и кто его друзья;
как он передвигается;
оформить выставку книг;
узнать, как Дед Мороз совершает чудеса;
узнать про Дедов Морозов в других странах.
Выбрали методы работы:
опрос детей;
подбор детских книг о Деде Морозе;
поиск информации в детской литературе, в интернете;
сбор информации про дедов Морозов в других странах;
практическая деятельность: выполнение аппликации, новогодних поделок, чтение сказок и рассказов о Деде Морозе; разучивание стихотворений и песен о Новом годе; просмотр презентации «В гости к Деду Морозу», мультфильмов про Новый год; разучивание подвижных игр.
написание писем Деду Морозу;
новогодний утренник «Новогодний карнавал игрушек»
Чтение художественной литературы:
Чтение сказок и стихов: «Морозко», «Мороз Иванович», «Снегурочка», чтение стихотворений В. Берестова «Елочный шар», «Новогоднее происшествие», А.Вишневской «Новый год в детском саду», З.Петровой «Наша елка», А.Шибаева «Дед Мороз», С. Погорельского «Дед Мороз», А.Барто «В защиту Деда Мороза» и заучивание стихотворений З. Александровой «Елочка», Н.Некрасова «Мороз-Воевода», потешки «Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос» и др.
Просмотр мультфильмов «Дед Мороз и серый волк», «Снеговик почтовик», «Зима в Простоквашино», «Новогодняя ночь», Зимняя сказка», «Маша и медведь. Новогодний сборник», «Когда зажигаются елки»
Двигательная деятельность:
П/и «Заморожу», «Катание на плюшках», «Попади в цель».
Продуктивная деятельность:
Пластилинография: «Навеяно зимой»
Рисунки «Зимняя сказка».
Игровая деятельность:
Конструирование из крупного строительного материала: «Терем Деда Мороза»
Дидактические игры: "Собери части в целое", "Найди отличия", Лото "Зима" "Разложи по размеру", "Найди пару снеговику", "Найди такую же снежинку", "Пазлы"
Лэпбук "Зимушка - зима"
Музыкальная деятельность: разучивание песен о зиме.
Работа с родителями:
Украсили группу к Новому году.
Папка-передвижка «Новогодние подарки своими руками»
Консультация «Новогодние каникулы для детей»
И пришли к следующим выводам:
Дед Мороз живёт в старинном русском городе Великий Устюг. Доказали, что Дед Мороз добрый и весёлый. Всем к празднику дарит подарки. Дед Мороз - сказочный волшебный символ Нового года.
Беседа: «Свойства льда и снега».
Экспериментальная деятельность «Опыты со снегом и льдом»
Приложение
БЕСЕДА О СВОЙСТВАХ ЛЬДА И СНЕГА.
Цель: Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным методом: лед- холодный, гладкий, скользкий твердый, в тепле тает, хрупкий, прозрачный; снег и лед - грязные, холодные - в рот их брать нельзя, можно заболеть; снег надо подгребать к деревьям, он их охраняет от вымерзания. Развивать у детей логическое мышление и речь; научить рассказывать о наблюдаемых явлениях последовательно, научит выражать и заканчивать свою мысль. Развитие эстетических чувств: учить видеть красоту природы вокруг себя.
Предварительная работа: наблюдения за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом.
Словарная работа: хрупкий, прозрачный, колется, скрипит.
Оборудование: блюдце со льдом и снегом( на каждого ребенка); геометрические фигуры.
План:
1. Наблюдение за природой (из окна).
2. Сообщение цели.
3. Опыт со снегом и льдом.
4. Отгадывание загадок.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Опыт №1. «Определение цвета». - Какого цвета снег ? (белый) -Какого цвета лед ? (бесцветный) Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности». Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.
Опыт №3. «Определение прочности». Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега ? (Сыпучий). А лед ? Я случайно уронила лед, что с ним случилось ? (Он раскололся, он хрупкий)
Приложение
«Проделки вороны модницы »
Сценарий новогоднего праздника для детей 4-5 лет
Хитрая модница ворона похитила из волшебных часов Снегурочки две стрелки , чтобы сделать себе блестящие серёжки. И обманув снеговика, забрала подари для ребят. Как быть? Без двух стрелок новогодние часы не могут пробить полночь, а значит Новый год не наступит.
Роли исполняют: Ведущий – Снегурочка- Снеговик- Ворона-
Д.М.-
Выходят трое детей ср.гр. в зал и встают перед ёлкой.
1.Как приятно, что сегодня
Гости к нам сюда пришли
И не глядя на заботы
Час свободный все нашли.
2.Будет весело сегодня,
Не придётся Вам скучать!
Здравствуй, праздник Новогодний!
Мы идём тебя встречать!
3.К себе на праздник ёлочка
Друзей – ребят – зовёт.
Весёлою цепочкою
Идёт наш хоровод.
( уходят к детям )
В зал входят дети цепочкой за руки . Под музыку и встают полукругом.
Ведущая: С Новым годом! С Новым годом!
Мы хотим поздравить всех,
Пусть сегодня в нашем зале
Будут песни, пляски, смех!
1 ребёнок: Машет веткою мохнатой
Нам весёлый Новый год.
Знают, знают все ребята –
Зтот праздник у ворот.
2 ребёнок: Скоро вместе с нами будет
Наш любимый Дед Мороз,
Никого он не забудет –
Привезёт подарков воз!
3 ребенок: Со Снегурочкою вместе
Заведём мы хоровод.
Слушай, ёлка, наши песни.
Все: Здравствуй, здравствуй, Новый год!
Хоровод « Ёлочку зелёную в гости мы позвали»
Ведущий: Все игрушки разглядели на пушистой нашей ели?
А теперь, детвора, в сказку нам идти пора!
( дети под сказочную музыку садятся на места)
Динь-дон, динь-дон! Льдинок нежный перезвон.
Ну- ка, сказочка, начнись! К нам, снегурочка, явись!
Общий танец «Верим в детстве мы календарю»
Под музыку ведущая переодевает платье и выходит в роли Снегурочки.
Снегурочка: Я сегодня нарядилась и в Снегурку превратилась.
И ребята нарядились все в кого – то превратились.
Посмотрите к нам идут гномики лесные, а в руках у гномиков прянички резные.
Танец гномиков с пряниками
Снегурочка:
Новогодние часы здесь висят не для красы.
Если полночь не пробьёт – не наступит Новый год! Ключ волшебный я найду и часы я заведу!
Оркестр -Танец «Тики –так»
Снегурочка заводит часы. Музыка завода часов.
Музыка для вороны. Подбегает Ворона.
Ворона: Кар кар каар! Снегурочка, красавица, заботница, первая в лесу работница! Вся в трудах, вся в делах! Не присядет, не отдохнёт, всё по хозяйству хлопочет. Дай - ко я тебе помогу, часы заведу.
Нечаянно толкает Снегурочку под руку. Из часов падают блестящие стрелки.
Снегурочка: Ах, Ворона, что ты натворила! Сломала стрелочки, остановила новогодние часы.
Ворона: Ой, какие они красивенькие, блестящие! Это золото или серебро?
Снегурочка: Не серебро и не золото. Это стрелочки . Потеряется хоть одна стрелочка – остановятся новогодние часы и праздник не наступит.
Ворона: Ой, блестящие какие!
Снегурочка: Ну всё, полюбовалась, а теперь мне отдай, я их обратно в часы поставлю.
Ворона: Нет, не отдам! Что упало – то пропало. Я нашла – ты потеряла. Это будут мои серёжки. Во какие!
Прикладывает к ушам, дразнит Снегурочку.
Снегурочка: Отдай! Отдай, разбойница! Ведь новый год без стрелочек не наступит!
Ворона: Ой, спасите, помогите! Грабют!
Улетает. Снегурочка деоает вид что бежит за ней..
Снегурочка: Ну, ворона, ну плутовка
Как схитрила она ловко.
Но мы не будем унывать
Будем праздник продолжать.
Предлагаю станцевать.
Хоровод « Новогодняя считалка»
"Ни девочек, ни мальчиков сегодня не узнать"
( после танца дети садятся)
Снегурочка: Как красиво вы танцуете!
Вы ребята посидите а я, пойду посмотрю где же ворона!
(Снегурочка уходит, а под марш выходит снеговик)
Появляется снеговик, он выходит под бодрый марш.
Снеговик: Я весёлый снеговик – зимний снежный почтовик!
В детский сад я иду, и подарки всем везу!
Здравствуйте, ребята! Это « детский сад № 138»?
Дети: Да!
Снеговик: Это хорошо! Ай да я! Ну какой же молодец! Сам дорогу нашёл и ничего не перепутал! Обращается к музыкальному руководителю:"Здравствуй, Снегурочка!"
Муз. Рук: Я не снегурочка, я музыкальный руководитель.
Снеговик: Опять перепутал а вот она! Здравствуй, Снегурочка! Обращается к родителю. Родитель отвечает, что это не она. Снеговик подходит к девочкам и интересуется, кто из них Снегурочка.
Ребенок: неужели ты Снегурочку не знаешь?
Снеговик: Нет, не знаю. Меня только сегодня утром из снега слепили. дед мороз мне поручение дал: подарки в детский сад отвезти и Снегурочке передать.
Появляется Ворона, идёт и напевает под музыку В лесу родилась елочка
Ворона: замечает Снеговика Ты кто?
Снеговик: Я весёлый снеговик – зимний снежный почтовик!
В детский сад я иду, и подарки всем везу!
Ворона: Подарки?! Вот повезло! Давай-ка их сюда!
Снеговик: Так это вы – Снегурочка?
Ворона: Снегурочка, конечно!
Снеговик: Что-то я сомневаюсь…Дед Мороз говорил, что Снегурочка вся такая беленькая, а ты чёрненькая.
Ворона: Так я в доме прибиралась и немножко замаралась!
Снеговик: Дед Мороз говорил, что Снегурочка – красавица!
Ворона: А я тебе не красавица?! Во у меня какие бусы и серёжки во какие!
Снеговик: Дедушка Мороз говорил, что Снегурочка добрая.
Ворона: Это точно, добрее меня в лесу ни кого нет. Сюсюкает Ах ты сюсечка- пусечка, добрячок- снеговичок! Какой ты ладненький, беленький, нарадненький!
Снеговик: Здравствуй, Снегурочка! Как я рад!
Ворона: А я-то как рада!
Снеговик приносит мешок.
Снеговик: Вот подарки, получи, да детишкам их вручи!
Ворона: Спасибо тебе, простачок- снеговичок! Мне теперь этих подарков до весны хватит!
Убегает с подарками.
Снеговик: Ой, кажется, я не молодец, кажется. я что-то перепутал.
Выбегает Снегурочка.
Снегурочка: Здравствуй, Снеговик!
Снеговик: Снегурочка?! Рыдает
Снегурочка: Ты чего плачешь? Неужели меня испугался? Ребята, почему снеговик плачет? (ответ)
Снеговик: Я подарки проворонил! Вороне их отдал!
Снегурочка: Как? Почему?
Снеговик: Я ее с тобой перепутал!
Снегурочка: Не знала. что мы так с вороной похожи… Ну вот что, хватит реветь. Надо Дедушку Мороза позвать. Он придумает как нам беду поправить!
Хором: Дедушка Мороз! Дедушка Мороз!
Снеговик: Эх, не слышит!
Снегурочка: А позову – ка я звездочек подружек.
Вы дорожку осветите
На праздник Дедушку зовите.
Танец Звездочек.
(перед танцем отправить зверей за дверь )
В зал въезжает на тройке, запряжённой зверюшками Дед Мороз под минусовку бубенцы)
Зверюшки говорят:ср.гр.
1.Вот как быстро мы бежали, лихо Дедушку домчали.
2.Дед Мороз приехал в сад, чтоб порадовать ребят.
Дед мороз: Вот мы и приехали
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые!
Дети: Здравствуй Дедушка Мороз!
Ведущий: Зверюшки проходите к нам на праздник.(забирает дугу у них)
Д.М.Как красиво в вашем зале вы меня я вижу ждали.
К вам на праздник я спешил, побывать у вас решил.
Дорогих моих ребят очень – очень видеть рад!
А что это у вас ёлочка не горит, огоньками не блестит?
Скажем дружно 1-2-3- наша ёлочка гори!
(ёлка не загорается)
Видно кто-то промолчал, пусть поможет нам весь зал.
Папы, мамы не молчите с нами хором говорите.
Ну-ка дружно….(все хором) 1-2-3-наша ёлочка – свети!!!!!!!!!!!!!
(ёлка загорается, все хлопают)
Д.М. Вставайте в хоровод с Дедом Морозом.
Хоровод с Д.М. " Дед мороз"
СТИХИ ДЕДУ МОРОЗУ
Игра с дедом Морозом «Озорники»
Д.М.Снегурочка, что-то ты не весёлая, Снеговик, что случилось?
Снегурочка: Дед мороз!
Снеговик: Дед Мороз!
Дед Мороз: Что случилось, что стряслось?
Снеговик: Ворона противная подарки утащила!
Снегурочка: А ещё стрелочки из новогодних часов украла!
Дед мороз: Ну и дела! (зовет) Ворона! Эй, Ворона!
Ворона: отвечает из-за двери Чего тебе?
Дед Мороз: А ну, лети сюда!
Ворона: Мне и тут хорошо!
Дед Мороз: Перехитрю - ка я её! Я знаю, что ворона очень любит веселье. Если мы несколько раз все вместе скажем громко и дружно волшебные слова «весело сегодня», наш праздник будет самым-самым весёлым. Только нужно, чтобы все – и дети, и взрослые так говорили. Запомнили? «Весело сегодня»! Ворона услышит нас выйдет – тут-то я её и схвачу!
Игра -кричалка «Весело сегодня»
В конце игры дети убегают на стульчики, а Ворона выбегает, и пляшет. Тут её и хватает дед мороз.
Дед мороз: Ага! Попалась! А ну отдавай стрелочки, а то я тебя в сосульку превращу!
Ворона: Не отдам!
Дед мороз: Тогда давай меняться. твои стрелочки – ни золото, ни серебро. А у меня тут алмазы чистой воды!( Показывает коробку с льдинками- замороженные бусы)
Ворона: Алмазы! Ах, какая Красота! Меняемся, меняемся!
Отдаёт стрелочки Снегурочке. Берёт ледышки, показывает детям, хвастается, прикладывает к одежде.
Ворона: Что-то алмазы твои уж очень холодные, как ледышки! Да это и есть ледышки! Кар-раул! Ограбили! Ну погоди, Дед Мороз! Зато подарки мне достанутся, их-то я из клюва не выпущу!
Ворона убегает. Снеговик плачет.
Снеговик: Как же дети в праздник без подарков останутся?!
Дед Мороз: Да что ты, Снеговик! Я же всё-таки волшебник! Придумаем, как подарки вернуть. Я немножко поколдую, ветром северным подую
Ты лети, лети снежок, наполняйся мой мешок!
Вы, снежинки, покрутитесь, в снег, подарки, превратитесь!
Слышите, Ворона идёт, давайте скорее за ёлку спрячемся!
Снеговик, снегурочка и Дед Мороз прячутся за ёлку. Появляется ворона с мешком.
Ворона: Так, где тут мои подарочки? лезет в мешок Где же они? Где?
Вытряхивает на пол снежки
Дед мороз: А это и есть мой подарок. Ребята, вы в снежки играть любите?
Дети: да!
Дед Мороз: Тогда давайте поиграем! И ворону закидаем!
«Снежки» игра
Ворона: Кар кар- караул! Убегаю, улетаю!
Дед Мороз: Раз, два, три – все снежочки собери!
Дети собирают снежки в мешок
Дед мороз: Ну вот и прогнали мы хитрую ворону.
Снегурочка: Пришло время завести новогодние часы и встретить новый год!
Снегурочка кладёт две минутки на часы. Гаснет свет, раздаётся бой часов.
Дед Мороз: С новым годом! С Новым годом!
Пусть придёт веселье к нам!
Счастья, радости желаем
Всем знакомым и друзьям!
Снегурочка: Дедушка, а где же настоящие подарки?
Дед Мороз : Я же волшебник! (колдует и меняет мешок)
Я немножко поколдую, ветром северным подую
Ты лети, лети снежок, наполняйся мой мешок!
Вы, снежинки, покрутитесь, и в, подарки, превратитесь!
Все герои: Пусть вам радость принесёт добрый славный Новый год!
Раздача подарков и фотографирование у ёлки с персонажами.