СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект для детей средней группы «Зимующие птицы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.

Просмотр содержимого документа
«Проект для детей средней группы «Зимующие птицы»»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Звездочка»










Проект для детей средней группы

«Зимующие птицы»







Подготовила

воспитатель:

Задощенко Г.М.



ст. Егорлыкская

2024-2025 уч. Год


 «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».

Э. Н. Голованова

Пояснительная записка: Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Проблема: многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего края, особенностей их существования и необходимости им помогать.                         

Актуальность проекта: в современных условиях проблема

экологического  воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта:

  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

  • Расширить кругозор детей о зимующих птицах.

  • Развивать творческие и интеллектуальные способности воспитанников.

  • Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Вид проекта: информационно-творческий.

Образовательные области: Социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Срок реализации проекта: среднесрочный (1 месяц).

Продукты проекта:

Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим кормушки для птиц!»;

Организация и участие родителей в выставке «Изготовим кормушки для птиц!»;

выставка работ в группе «Птицы, мои птицы!».

Проведение праздника «Синичкины посиделки»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Перспективное планирование проекта.

Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

Взаимодействие с родителями. Рекомендации на совместные прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

Заучивание стихотворений о зимующих птиц.

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

III этап – заключительный

Экологическая акция «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!»,

Организация и участие родителей в выставке «Изготовим дом для птиц!»,

Проведение итогового мероприятия - праздника «Синичкины посиделки»


Содержание работы в процессе реализации проекта

Рассматривая с детьми книги, поставили цель, что в течение месяца будем говорить о зимующих птицах. Узнавать о птицах из книг, видеофильмов, энциклопедий т. д.

1. Взаимодействие с родителями:

  • Рекомендации на совместные прогулки.

  • Совместно с ребенком сделать кормушку.

  • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

  • Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

  • Отгадывать загадки про зимующих птиц.

  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

2. Просмотр видеофильма «Зимующие птицы».

Цель: познакомить с пернатыми и их характерными особенностями. Учить правильно называть птиц и части их тела. Предложить полюбоваться их красотой, учить отражать свои впечатления в речи.

3. Игровая деятельность

Пальчиковая игра «Птицы у кормушки»

Цель: развивать мелкую моторику рук, расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память.

4. Дидактические игры.  «Сложи пазлы»

 Цель: закрепить знания о птицах, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.           

 «Один – много»    Цель: закрепить понятие «один» - «много»; упражнять в образовании названий птиц единственного и множественного числа.

 «Назови одним словом»

Цель: упражнять в узнавании птиц по их внешнему виду, правильно называть;

уточнить понятие «зимующие птицы»; развивать внимание, память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

 «Назови птицу по описанию»

Цель: упражнять в узнавании птиц по описанию; развивать внимание, логическое мышление.

 «Кто из птиц лишний»

Цель: упражнять в узнавании зимующих птиц по внешнему виду; уточнить

понятие «перелётные птицы», вспомнить их названия, уметь различать с

зимующими птицами; развивать внимание, память.

 «Кто из птиц улетел»

Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.

Настольно-печатные игры:

Домино «Птицы»

Лото: «Животный мир»«Профессии»«Зимующие птицы»,

Разрезные картинки «С какого дерева листок?»«Кто, где живёт?»«Чей обед?».

Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

Сюжетно-ролевые игры: 

«Птичий двор»«Ветеринарная клиника»«В гости к птицам».

Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

Словесные игры: 

«Чей дом?»«Доскажи словечко».

Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

Двигательная деятельность

Подвижные игры:

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички»«Веселый воробей», «Совушка сова».

игра малой подвижности «Птички в гнездышках»«Воробышки и кот».

Цель: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения, закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса, закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

Познавательная - исследовательская деятельность

Тема: «Перья»

 Цель: познакомить детей с разнообразием крыльев птиц, состоящих из перьев. Рассказать, чем отличаются и как помогают держаться птицам в воздухе. Рассмотреть с помощью луп и микроскопа по подгруппам.

Тема: «Яйцо и скорлупа»

Цель: познакомить детей с размножением птиц, как появляются птенцы из яйца, познакомить со структурой скорлупы. Рассмотреть с помощью лупы скорлупу.

Формирование целостной картины мира

Тема«Зимующие птицы»

Цель: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие); установить связь между формой клюва и питанием птиц; учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Беседы с детьми

«Как живут наши пернатые друзья зимой»«Кто заботится о птицах»«Пользу или вред приносят птицы?»«Меню птиц»«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?»«Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Цель: знакомить детей с понятием «зимующие» птицы, обсудить с ребятами, как мы можем позаботиться о птицах, которые не улетают в тёплые края, (сделать кормушки, подкармливать птиц, не срывать без нужды ягоды и семена, которыми они питаются).

Наблюдение за птицами зимой на прогулке

Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами, наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.

Цель: уточнять и расширять представления о разнообразии птиц, формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении и поведении.

Наблюдение за гнездами птиц.

Цель: рассмотреть гнезда, свитые на деревьях; обратить внимание на форму и размер; вспомнить какие и чьи гнезда мы видели в книгах; воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Вместе с детьми выносить корм на прогулку.

Цель: приучать птиц к месту кормёжки.

Обратить внимание детей как ведут себя птицы в ожидании корма и во время кормёжки.

Цель: знакомить с повадками птиц.

Наблюдать за птичьими следами на снегу.

Цель: учит ориентироваться на территории детского сада, находить птичьи следы «читать их», передавая в речи свои рассуждения и выводы.

Рассматривание оперения птиц.

Цель: учить различать птиц по размеру и цвету и по оперению. Отражать результаты своих наблюдений в речи.

Элементарный бытовой труд

Изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.

Цель: привлечь детей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Коммуникативная деятельность

1. Чтение рассказов:

И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко»,

2. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

Цель: формировать у детей интерес к объектам живой природы, учить сопоставлять образы, созданные поэтами со своими наблюдениями. Воспитывать бережное отношение к птицам.

Аппликация «Синичка»

Цель: учить детей складывать геометрические формы по полам, ровно резать по сгибу, составлять из отдельных деталей готовый предмет. Воспитывать интерес и творческий подход к работе. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

Лепка «Снегири и синицы»

Цель:

Коллективная работа «Снегири на ветке рябины»

Цель: учить детей создавать из готовых отдельных работ одну общую композицию.

Рисование «Снегири»

Цель: учить детей различать виды птиц, аккуратно и ровно закрашивать изображение, не выходя за контур. Воспитывать интерес к работе, бережное отношение к птицам.

Взаимодействие с родителями

Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

Оформление предметно — развивающей среды на прогулочных верандах.

Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

Совместно с ребенком сделать кормушку и принести в дошкольные группы.

Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

Заучивание стихотворений про зимующих птиц.

Отгадывание загадок про зимующих птиц.

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Вывод:

Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

Пополнилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

У детей сформированы: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.