МБОУ «Джаванкентская СОШ им. М.Х.Рамазанова»
«Дорогою добра»
Проект
Автор: Мамакадиева Ашура Закарияевна
учитель начальных классов
МБОУ « Джаванкентская СОШ им. М.Х. Рамазанова
Год создания проекта 2022г.
Пояснительная записка
В Концепции модернизации российского образования на период 2022года сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Сейчас, когда мы переживаем сложный период нестабильности и социальных конфликтов во многих сферах нашей жизни, особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных общечеловеческих ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что рядом с нами есть дети, вернувшиеся из боевых действий Арабской Республики Сирия, дети-инвалиды, есть участники Украинских и Чеченских событий, ветераны Афганской войны и труженики тыла, много престарелых людей.
Ребенок познает мир играя. Только через активное вовлечение в индивидуальную и коллективную деятельность, а крайне важно, чтобы деятельность для младшего школьника была значимой, вызывала интерес, ребенок может увидеть свой рост и результат. Именно этого подхода придерживается педагогический коллектив МБОУ « Джаванкентская СОШ им. М.Х. Рамазанова»
Программа (проект) развития классного коллектива призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность духовно– нравственного, гражданского и патриотического воспитания. За основу реализации была выбрана форма социально значимого проекта «Дорогою Добра»».
Цель проекта
Формирование у детей гуманистического мировоззрения, справедливости, милосердия, а также стремления к претворению в жизнь идей добра, красоты и общечеловеческой морали, нравственности, посредством оказания помощи нуждающимся людям, через систему воспитательных мероприятий, вовлечения в игровую и социально значимую деятельность.
Задачи
Организовать социальную активность детей, которая формирует способность к духовному развитию, реализацию творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности — «становиться лучше».
2. В области формирования социальной культуры: формировать милосердие и толерантность, оказание помощи больным ровесникам, поощрение желания добровольно и бескорыстно заботиться о людях.
3. В области формирования семейной культуры: сформировать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Основные приоритеты
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание отношения к семье как к основе жизни.
Сроки реализации проекта: 2022–2024г. (4 года)
Основные направления реализации проекта
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Приоритетные направления в деятельности классного коллектива
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Механизм реализации проекта
Для успешной реализации функций воспитательной работы, я как классный руководитель избрала роль «проводника по стране нравственности» и помощников – «старшего товарища» (родителей). Они помогают мне, а также учащимся включиться в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Ведущее место отводится организации и проведению классных часов и КТД по изучению «законов добра и нравственности», им отведена роль проводника в воспитании любви к ближним.
Основной творческой площадкой коллектива учащихся является классный кабинет, в котором организуются внеурочные мероприятия: классные часы, исследовательские и творческие работы, временные выставки, например, «Мы такие разные», «Дорога успеха» «Уголок русского быта», «Стена памяти и скорби", «Природа родного края». Ребята активно участвуют в общешкольных, поселковых, районных, областных мероприятиях, направленных на ценностное воспитание.
В практической части программы учащиеся осуществляют благотворительную помощь старшим, участвуют в трудовых десантах, митингах, создают творческие работы о своих родителях, о природе нашего края, знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение окружающей природы. Воспитательная работа имеет достаточно широкие внутренние и внешние связи: экскурсии на производство, на природу, посещение библиотеки, музеев, выставок и т. д.
Таким образом, в рамках данного проекта дети приобщаются быть активными участниками всех дел, взаимодействовать с социумом и приносить пользу ближним и своей малой родине.
Основные формы и методы реализации проекта
Учебная деятельность по предметам; система классных часов, информационных часов; традиционные общешкольные коллективно творческие дела; участие в акциях; шефство над инвалидами и ветеранами войны и труда; встречи с ветеранами войны и труда, организация концертов; проведение совместных с родителями, педагогами дополнительного образования, учителями мероприятий, с привлечением общественности; исследовательская работа.
Ожидаемые результаты
Устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России.
Любовь и бережное отношение к родной природе.
Активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации.
Инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда.
Честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям.
Самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Критерии внешнего результата
Наличие устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху.
Накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путем организации их практической деятельности.
Критерии внутреннего результата
Внутренний результат выражается: в изменении духовно-нравственных качеств личности, гражданского самосознания учащихся, что можно зафиксировать через проведение мониторинга.
Формирование навыков и привычек нравственного поведения (по отношению к людям, к деятельности, к вещам, отношению к самому себе, к природе).
Получение школьниками удовлетворения от результатов и процесса деятельности, ощущение собственной необходимости и полезности.
Повышение уровня сплоченности детского коллектива.
Снижение агрессивности в поведении школьников.
Отслеживание результатов воспитания осуществляется путем: наблюдений, анкетирования, собеседований, в фиксировании участия учащихся в коллективно творческих делах, оформлении результатов учащихся в «Портфолио учащегося».
Участники проекта
Учащиеся 1-4 класса, классный руководитель; педагоги дополнительного образования ДДТ «Мастер»; родители; социальный педагог.
Целевая группа
Труженики тыла, пожилые люди, бабушки, дедушки.
Социальные партнеры
Сельская и школьная библиотеки. Семья. Школа. Жители поселка.
Управление проектом и контроль за ходом исполнения
Управление временем (планирование и контроль выполнения сроков исполнения) | Контроль выполнения сроков проекта на первых этапах осуществлялся посредством отслеживания классным руководителем исполнения основных мероприятий по программе проекта к определенным конкретным датам и срокам. При этом учитывалось основное содержание этапов. |
Управление материальными ресурсами проекта | В образовательном пространстве школы созданы определенные условия для развития деятельности: материально-техническая база соответствует современным требованиям СанПиНа; имеется высокий педагогический потенциал учителей школы; достаточный опыт привлечения партнерских организаций |
Управление коммуникациями (переговоры, процедуры принятия решения) | Данный блок анализа системы управления предполагает, анализ и систему контроля участников проекта. |
Бюджет проекта. Полная стоимость проекта
Вид расходов | Цена | Количество | Сумма | Имеется | Требуется | Источник финансирования |
Канцелярские расходы (набор) | 150 | 30шт | 4500 | 1500 | 3000 | Спонсорские (родительские средства), средства от выступления детей на концерте |
Покупка семян (пачка) | 30 | 40 упаковок | 1200 | 0 | 1200 | Спонсорские (родительские) средства |
Поездки на производство, музеи, выставки | 350 | 3 поездки 29 ˟ 3 | 30450 | 0 | 30450 | Спонсорские (родительские) средства |
Сладости, живые цветы | 60 40 | 50˟ | 2000 4000 | 0 | 6000 | Спонсорские (родительские) средства |
Итого | | | | | 40650 | |
Источники финансирования: спонсорские средства
Нормативно правовое обеспечение: Федеральный закон «Об образовании» от 10. 12. 2001г. «Национальная доктрина образования в РФ». «Концепция модернизации образования в РФ». «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» от 06. 10. 2009г. №373. «Концепция духовно– нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Программа развития МБОУ «Джаванкентская СОШ им.м.Х.Рамазанова» на 2022-2026 годы. «Основная образовательная программа ОУ».
Этапы организации деятельности классного коллектива по духовно– нравственному воспитанию
1 этап – Подготовительный – 2022 год
Цель: проведение диагностических исследований поведения учащихся и их родителей для планирования деятельности классного коллектива.
Разработка диагностических методик и внедрение их в практику. Анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы.ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2 этап – Организационный – 2023 год
Задача: создать комплекс условий для организации духовно–нравственного воспитания учащихся с учетом их возрастных особенностей на основе личностно– ориентированного индивидуального подхода в воспитании.
Планирование мероприятий:
1. Планирование работы классного коллектива по направлениям.
2. Составление плана деятельности(сотрудничества) с социальными партнерами.
3. Разработка тематики классных часов на основе программы курса: «Школа и нравственное воспитание личности».
Результат
Разработан проект «Дорогою Добра»
План с поселковой библиотекой.
План проведения экскурсий.
3 этап – Включение в основную деятельность – 2023(2полугодие) - 2024 год
Комплекс реализующих дел с учащимися класса
Направление учебной деятельности
Виды деятельности: Учебный курс «Человек. Истоки». (1-3 класс).
Учебный курс «Основы православной культуры и светской этики».
Проектная (исследовательская) деятельность.
Направление внеурочной деятельности
год | месяц | мероприятия |
2023 | январь | Классный час «Мой дом – моя семья» Участие в школьном конкурсе рисунков «Мы такие разные» Экскурсия на фабрику мягкой игрушки |
февраль | Защита проектов на классных часах: «Мой папа защитник Отечества». Участие в ежегодной акции «Помоги бездомным животным». Урок мужества «Война жестокая война» (встреча с участником боевых действий в Чеченской республике) ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2 Концерт для ветеранов |
март | Защита проектов на классных часах: «Мама – милее нет другого слова» Участие в празднике «Масленица» ПРИЛОЖЕНИЕ 2.1 |
апрель | Участие в школьном конкурсе «Ручейки добра». Библиотечный урок «И стал разведчиком». ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета |
май | Трудовая акция: «Памяти павшим» (уборка территории у обелиска) Уроки Мужества «Он прошел всю войну и остался жив» (встреча с ветераном ВОВ). ПРИЛОЖЕНИЕ 3.1 |
июнь | Участие в школьной интеллектуально творческой игре «Мой Новосибирск». Митинг «Вечная память павшим героям». |
2024 | сентябрь | Участие в школьном и районном конкурсе сочинений «Мой учитель самый лучший». |
октябрь | Защита проектов на классных часах «Люблю тебя, мой край родной» Участие в концерте, посвященном дню пожилых людей. |
ноябрь | Классный час «Моя школа. Мой поселок» Участие в ежегодной районной выставке детского рисунка «Мой Краснообск» «Праздник осени» |
декабрь | Экскурсия в Краеведческий музей. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Участие в районных и школьных мероприятиях. Посвящённых Международному дню инвалидов: классный час «Нас разными всех создала природа», конкурс рисунков «Мы такие разные», выставка прикладного творчества «Украсим дом своими руками», ежегодная благотворительная акция «Спешите делать добро» |
январь | Участие в школьном фотоконкурсе «Красота Дагестана» Акция «Помощь пернатым» (изготовление кормушек для птиц) |
февраль | Акция «Помним. Гордимся. Наследуем» Проведение совместного праздника для пап «Солдат на страже отечества». Выставка памяти в районной библиотеке «Дорогами войны» |
март | Организация концерта «Поздравляем милых мам». Трудовая акция «Я – волонтёр!» (помощь пожилым бабушкам: сходить в аптеку, в магазин, помочь убрать квартиру, полить цветы и просто поговорить). |
апрель | Виртуальная экскурсия в прошлое «День Победы» |
май | Защита проектов на классных часах «Герои войны живут рядом» Акция «Письмо солдату» |
июнь | Акция «Милосердие» Встреча с тружеником тыла, с ветеранами ВОВ. |
2025 | сентябрь | Экскурсия на шоколадную фабрику |
октябрь | Защита проектов на классных часах: «Учитель перед именем твоим…. » |
ноябрь | Школьный конкурс «Живая книга любви» (сборник работ «Живая книга любви»). Изготовление кормушек для птиц в рамках районного конкурса «Помогите птицам» |
декабрь | Защита проектов на классных часах «Традиции школы») Организация вечера (концерта) «Новогодний карнавал» |
январь | Участие в Недели детской книги. Акция «Книжкин день» (ремонт книг в районной библиотеке). Участие в подготовке номеров художественной самодеятельности для Клуба читателей. |
февраль | Защита проектов на классных часах «Мой прадед был на войне» Изготовление скворечников для птиц. |
март | Классный час «Новосибирская область – частица России» Субботник «Трудовой десант!» (посадка цветов на пришкольном участке, уход за комнатными растениями, уборка школьного двора) |
апрель | Защита проектов на классных часах «История моей семьи в истории моего поселка». Акция «Живая нить» |
май | Проект «Живые цветы – для вас ветераны». Изготовление цветов на 9 мая. Встреча с ветераном ВОВ. |
июнь | Акция «Дари людям радость» Митинг «Вечная память павшим героям». Трудовая акция «Все работы хороши– помогали от души» |
4 этап – Заключительный – 2026 год.
Цель: подведение итогов реализации Проекта.
Открытое внеклассное занятие: классный час «Твори добро» (социально значимая деятельность учащихся) для родителей и общественности.
Предъявление результатов деятельности: «Портфолио» учащихся и «Портфолио» класса на общешкольном празднике «Праздник Чести», для родителей на празднике «Последний раз в 4 класс».
Отражение деятельности в школьной газете «Глаза и уши».
Продуктами данного занятия - презентации учащихся и цветы, которые будут посажены у памятника не известного солдата, и на пришкольном участке.
Результативность участия в проекте «Дорогою добра»
формы работы | количество по годам |
2022 | 2023 | 2024 |
меропри ятий | участников | меропри ятий | участников | меропри ятий | участников |
Концертные программы | 1 | Вовлечение учащихся младших возрастных категорий (11 человек) | | | | |
Экскурсии | 1 | 29 учащихся | | | | |
Вовлечение родителей | 2 | Участие в классном часе «Мой дом-моя семья» (5 семей) Участие в акции «Помоги бездомным животным» (3) | | | | |
Благотворительная акция «Спешите делать добро» (помощь детям гематологического отделения) | 1 | Переданы школьные принадлежности 12 детям. | | | | |
Список ответственных исполнителей
I. Проект «Акция «Лучики добра» – Бегахмедова Г., Тагирова А.
Учащимся поручается написать письма, адресованные ребятам из малообеспеченных семей и неполных семей. Письма оформляются ярко, красочно, несут заряд положительной энергии. В этих письмах ребята высказывают свои пожелания, предложения, поздравления с праздниками. Эти послания отправляются, вместе с собранными игрушками и другими предметами и вещам в семьи. Эта акция дала возможность детям из малообеспеченных и неполных семей почувствовать себя не одинокими, нужными обществу. Учащиеся нашего класса вместе с другими ребятами школы приготовили концерт для детей. В детских глазах искрились искорки счастья. Одни чувствовали, что они нужны обществу. Другие были счастливы, что доставили радость другим.
II. Проект «Акция «Милосердие» – Мамакадиева А.З.
Помощь пожилым людям.
3. Проект «Акция «Живая нить» – Гусейханова К.
Встречи с ветеранами труда, общение с ними, организация и проведение праздничных концертов, изготовление и поздравление подарков для пожилых людей.
И другие проекты «Забота о пернатых» – Гасанбекова А.
«Подарок ветеранам» – Хасаева З.
«Я – волонтер» – Кадырбекова А.
Результативность проекта
-повышение нравственной культуры участников проекта;
-обогащение эмоционального мира участников чувством ответственности, милосердия, сострадания;
-осуществление помощи людям, нуждающимся в социальной поддержке.
Перспективы дальнейшего развития проекта «Дорогою добра»
Успешная реализация проекта позволяет модифицировать его и с успехом реализовывать в дальнейшем.
Организации и лица, поддерживающие проект «Дорогою добра»: работники МБОУ «Джаванкентская СОШ им. М.Х. Рамазанова».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Диагностические исследования учащихся и их родителей для планирования деятельности классного коллектива
Методы диагностики учащихся и материалы к воспитательным занятиям. Незаконченные предложения (Ж. Нюттен - А.Б.Орлов)
1. Я думаю, что хороший – это тот, кто…
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…
3. Больше всего я люблю, когда учитель…
4. Больше всего я не люблю, когда учитель…
5. Больше всего мне нравится школа за то, что…
6. Я не люблю школу за то, что …
7. Мне радостно, когда в школе…
8. Я боюсь, когда в школе…
9. Я не хотел бы, чтобы в школе…
10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…
11. Если я невнимателен на уроке, я …
12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…
13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …
14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…
15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…
16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …
17. Мне всегда интересно, когда на уроке…
18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…
19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…
СЕМЕЙНАЯ АНКЕТА
« Давайте познакомимся»
Наш ребенок Ф.И.О. дата рождения ___________________________________________________________________
2. Ф.И.О. мамы _______________________________________________________
тел. ________________________________
3. Ф.И.О. папы ________________________________________________________
тел. ________________________________
4. Место работы занимаемая должность
мама _________________________________________________________________
папа _________________________________________________________________
5. Домашний адрес _____________________________________________________________________
6. Какие цели воспитательной работы с ребенком вы ставите в семье? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие задачи в воспитании ребенка должна, по вашему мнению, решать школа? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие черты характера вашего ребенка вызывают у вас гордость? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Что необходимо учитывать учителю при работе с ребенком? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. В какой форме вы готовы взаимодействовать со школой по обучению и воспитанию ребёнка: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Как вы оцениваете состояние здоровья ребенка. На что рекомендуете обратить внимание:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Любимые занятия вашего ребенка:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Что умеет ребенок:
- ЧИТАТЬ (не умеет, знает буквы, по слогам, целыми словами);
- СЧИТАТЬ (до 10, до 100, туда и обратно до 10, туда и обратно до 100);
14. Хочет ли ребенок ходить в школу? ДА; НЕТ.
15. Занимается ли ребенок в кружках? В каких? __________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Дополнительные сведения:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи каждое из предложений подходящими, на твой взгляд, вариантами ответов. В каждом вопросе можно отмечать несколько возможных вариантов. Данное анкетирование носит анонимную форму.
Анкета "Ты и твой класс"
1. Мой класс...
- дружный и сплоченный
- дружный, но иногда бывают конфликты
- конфликтный, мы постоянно ссоримся
- недружный, каждый существует сам по себе
- мне совсем не нравится, я бы с удовольствием перешел в другой класс
-затрудняюсь ответить
2. Мои одноклассники...
- лучше всех, я других не хочу
- мне интересны
- безразличны мне
- раздражают меня
- очень грубы со мной
-затрудняюсь ответить
3. На мой взгляд ...
- в классе меня уважают
- мои одноклассники относятся ко мне положительно
- меня игнорируют (относятся так, как будто меня нет)
- некоторые специально хотят меня обидеть
- одноклассники, в основном, относятся ко мне отрицательно
- затрудняюсь ответить
4. В моем классе ....
- есть учащиеся, которые часто подвергается насмешкам
- некоторых из учащихся просто игнорируют, не общаются с ними
- есть дети, которые чувствуют себя одинокими
- некоторых учащихся часто унижают, оскорбляют..
- нет проблем в общении друг с другом
-затрудняюсь ответить
5. Мои пожелания одноклассникам
- быть дружелюбнее друг к другу
-стать одной школьной командой
-оставаться такими же, как есть
-каждому задуматься об исправлении своего отношения к окружающим
-затрудняюсь ответить
Большое спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Экскурсии в музеи
2.1 Блокадный хлеб
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Анализ опроса обучающихся по составленным вопросам:
Что означает для тебя слово «мир»?
Что для тебя означает слово «война»?
Как ты относишься к миру?
Как ты относишься к войне?
Как ты считаешь, надо ли помнить и знать о событиях Великой Отечественной войны? Если да, то почему?
Кого надо благодарить за то, что мы живем без войны?
Как возникают войны? Кто в этом виноват?
Есть ли войны сейчас?
Что, по-твоему, можно сделать для того, чтобы был мир, чтобы война не повторилась никогда?
В опросе принимало участие 14 учеников 1 класса.
На 1-й и 2-й вопросы большинство ребят (87%) ответили, что мир – это солнце, согласие, улыбки, свет, любовь и т.п.; война – это насилие, смерть, кровь.
На 3-й вопрос 100% обучающихся ответили положительно.
На 4-й вопрос 100% обучающихся – отрицательно.
Результаты ответов на 5-й вопрос: надо ли помнить и знать о событиях Великой Отечественной войны?
Вывод: Большинство (60%) считают, что надо знать и помнить о событиях войны.
На 6-й вопрос 83% обучающихся ответили, что надо благодарить своих родственников, которые защищали Родину.
На 7-й и 8-й вопросы все ребята ответили по-своему, выразив свое мнение.
На 9-й вопрос ответили только 32% детей.
Вывод:Обучающиеся 1 класса (88%) не знают, что надо сделать для того, чтобы был мир, чтобы война не повторилась никогда.
Встреча с вдовой ветерана ВОВ