СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Экологические сказки о лете".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на городской конкурс по экологическому образованию дошкольников "Изучаем не скучая", 2017 год. 

Просмотр содержимого документа
«Проект "Экологические сказки о лете".»

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии

Экологические сказки о лете

Составители:

Митрофанова Е. А.

Круглова Е. Г.

Вайзер В. В.

Бельш Ю. В.

Егорова С. Е.


Каждый ребенок - это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. В дошкольном возрасте мы можем наблюдать качественный скачок, происходящий в мироощущениях ребенка: от «Я - природа» до «Я и природа». Ребенок приобретает собственный жизненный опыт, в результате которого формируется ценностное отношение к окружающему миру. Задача взрослых - удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, помочь сохранить и развить стремление ребенка к познанию, дать пищу его уму.

Рассматривая дошкольный возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры личности, можно выделить следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно-экологической позиции личности (на этапе завершения дошкольного детства):

- потребность в общении с представителями растительного и животного мира, сопереживание им, проявление положительных чувств;

- умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;

- наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;

- усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки;

- проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения.

Общение с природой вызывает у детей живой эмоциональный отклик. Будучи еще совсем маленькими, они радуются зеленой травке, щебетанию птиц, любуются бабочками и цветами, вдыхают запахи и ароматы окружающего мира. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения, а кто-то подмечает в природных явлениях чудодейственную силу, волшебство. У детей постарше любопытство сменяется стремлением приблизить к себе, познать, понять многообразие, динамичность и яркость природы.

В тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Они не задумываются над своими поступками и их последствиями, чаще всего нанося вред природе не по злому умыслу, а по незнанию.

Важно приучить детей уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого дошкольника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и объектом восхищения, и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

В психологическом плане формирование зачатков экологической культуры в дошкольном возрасте - это сложный процесс приобретения детьми знаний о природе, полное или частичное осознание ими происходящих в ней взаимосвязей, узнавание и «прочувствование» характерных природных особенностей родного края и страны, воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде через эмоциональное «переживание» происходящих в природе изменений, будь то явление, объект или живое существо.

Сказкотерапия в этом контексте являет собой модель эколого-психологического тренинга, направленного на развитие и коррекцию отношений дошкольника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей среде.

Экологический тренинг с использованием сказкотерапевтических психокоррекционных средств позволяет решать следующие задачи:

- формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;

-формирование и коррекция целей взаимодействия маленького человека с природными объектами;

- обучение умениям и навыкам взаимодействия детей дошкольного возраста в природе (например, не кричу в лесу, потому что это чужой дом);

- развитие восприятия при контакте с природой, если это никому и ничему не навредит (например, обследуя шишки, веточки, я могу их потрогать, рассмотреть, понюхать, взвесить, услышать издаваемые ими звуки, тем самым воздействуя на все сенсорные анализаторы ребенка);

- расширение индивидуального экологического пространства ребенка (например, живые не только я, мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока и др.);

- формирование экологических установок (например, нет «вредных» и «полезных» насекомых), преодоление у детей и взрослых прагматического отношения к природным объектам;

- развитие мышления, речи, творческих способностей ребенка, формирование эмпатии.

При разыгрывании сказочных сюжетов достигается максимальная реализация возможностей ребенка: он идентифицирует себя с каким-либо сказочным персонажем, давая выход собственным переживаниям, фантазиям, учиться проявлять толерантность. И как результат изменяет свое отношение к сложной для него ситуации, правильно оценив ситуацию, меняет и свое поведение. Так как его не упрекают и не осуждают, не наказывают по каждому проступку, а спокойным голосом, без назидания рассказывают сказку, в которой, как в каждой хорошей сказке, «добрым молодцам урок».
Сказка или сказочное путешествие служит огромной приманкой для детей, это тот «десерт», которого они ждут всегда, но главное, что именно в такие моменты и удобно строить нужную сказочную упаковку, когда нам, взрослым, надо либо научить чему-то важному, либо помочь ребенку от чего-то избавиться, либо приобрести новый опыт. Ведь чем больше моделей поведения проиграют дети, тем легче им будет общаться с миром.

«Сказочная жизнь» побуждает ребенка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения, в том числе по отношению к природе. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они не будут прислушиваться к своим друзьям или будут с кем-то ссориться - сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.

В. А. Сухомлинский писал: «Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков». Терапия экосказкой дает возможность детям начать проявлять такие нравственные эмоции как сочувствие, сопереживание, сострадание и научиться быть отзывчивыми, гуманными в отношении представителей флоры и фауны.

Погружение в сказочный мир позволяет ребенку полнее воспринимать мир вокруг себя, формулировать и выражать свои мысли. Под влиянием эмоций, вызванных непосредственным участием в сказочных событиях, ребенок корректирует свое поведение мягко и без потрясений, ведь он на собственном опыте может ощутить, что такое «плохо» и что такое «хорошо». Ребенок не просто наблюдает за явлениями и событиями природы, задает вопросы и получает на них ответы, а погружается в мир природы. Устраняется часть негативных посылов ребенка в отношении неприятных глазу, вызывающих тактильное отвращение насекомых, животных. Например, девочка ужасно боялась пауков, мы предложили ей самой сочинить сказку. Поначалу было очень сложно. Тогда попросили нарисовать несколько насекомых. К удивлению, все как на подбор получились смешными, в нарядных одеждах: на голове были шляпки, на лапках туфельки. Хотя нет, одного она изобразила грустным, объяснив тем, что мама - паучиха потеряла своего любимого паучонка. Через некоторое время навязчивый страх к паукообразным исчез. Во время эмоционального подъема, вызванного погружением в сказку, девочка сбросила страхи, которые таились у нее в подсознании, стала заметно спокойней, уверенней в себе.

Специалистами МБ ДОУ № 29 (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители и инструктор по физической культуре) были разработаны сценарии сказок экологической направленности, о взаимодействии человека с природой, животными, птицами, насекомыми в летний период года. Мы пригласили воспитанников и педагогов групп дошкольного возраста принять участие в них не только в качестве зрителей, но и в качестве персонажей и активных участников, сказочных экопутешествий (см. Приложение 1). Ведь именно проживая сюжет сказки, дети учатся преодолевать барьеры общения с другими детьми, находить адекватное телесное выражение эмоциям и чувствам. Все «сказочные сценарии» насыщены экологическими играми, психогимнастическими этюдами на развитие коммуникативных качеств ребенка и воспитание у него нравственно-экологической позиции личности. Результатом таких сказочных экопутешествий в сказку стало более продуктивное усвоение детьми знаний об объектах и явлениях природы, основ взаимодействия человека с окружающей средой.

Педагоги МБ ДОУ № 29 поддержали инициативу специалистов и создали со своими воспитанниками и их родителями ряд пособий и творческих работ по мотивам экологических сказок о лете (см. Приложение 2).

Цель их создания – поддержание у детей интереса к природному многообразию, встречающемуся на Урале, в России, повышение познавательных и творческих компетенций воспитанников, развитие осознанной любви к живой и неживой природе, воспитание бережного отношения к ней.

В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобрела особую остроту и актуальность. Важно разбудить и поддерживать в детях живой интерес к природе, чтобы воспитать неравнодушных, но осознанно любящих ее людей. Мы попробовали это сделать, используя сильнейшее в детском возрасте терапевтическое средство – сказку.


Цель экологических сказок: формирование экологической культуры личности дошкольника средствами сказкотерапии.

Задачи:

- закрепить знания об объектах и явлениях природы, о взаимодействии человека с окружающей средой;

- развивать познавательную и речевую активность детей, их творческие способности;

- развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, коммуникативные умения;

- формировать экологическое мышление: ценностное отношение к социоприродной среде;

- воспитывать желание охранять природу и помогать ей;

- укреплять физическое и психическое здоровье детей.


Экологическая сказка «Мишка, пчёл не обижай!»

Участники: дети 4-го года жизни.


Дети собираются на участке у веранды.

Ведущий. Вот так лето! Много света!

Много радостных ребят.

На полянке на лесной

Дети танцевать хотят!

Танец о насекомых.

Во время танца выходит Медведь.

Медведь. Кто здесь так весело танцует на моей лесной полянке?

Ведущий. Здравствуй, Мишенька. Мы с ребятками лету радуемся, солнышку лучистому. Вот и пришли в лес в гости к тебе.

Медведь. Ну раз вы мои гости, так угощу вас медком моим. Пойдёмте ко мне в еловый бор. Там я много мёда присмотрел. Сейчас залезу на дерево и возьму у них мёд. (Дети подходят к ёлочкам. Мишка изображает, что лезет. Отмахивается от пчёл, прыгает, потирает лапу)



Медведь. Ой, какие кусачие, хуже собак. Вот вам! (имитирует, что отгоняет пчёл)

Ведущий. Мишенька, остановись, что ты делаешь?

Медведь. Пчёл гоняю, они мёд мне не дают. А я хотел вас угостить.

Ведущий. Мишенька, пчёлки и все насекомые – наши друзья. Пчёлки приносят мёд, бабочки, божьи коровки и стрекозы радуют нас своей красотой. Муравьишки учат нас труду. Кузнечики очень весело стрекочат. Все насекомые приносят нам пользу. Они - наши друзья. Нельзя друзей обижать, даже если они очень маленькие. Правда, ребята? (ответ детей)

Ребята, а скажите, почему пчёлки стали кусать Мишку? Они подумали, что он хочет их обидеть, и поэтому защищаются. А так как они дружные, то всей стайкой летят жалить Мишку.

Медведь. (потирая лапу) И много ли вы знаете об этих насекомых?

Ведущий. А вот мы сейчас с ребятами поиграем в насекомых и ты увидишь, что мы знаем. Знаем, кто и как ползает, летает и прыгает. А ты посмотри.

Психогимнастический этюд «Изобрази насекомого».

Звучит любая летняя музыка. Под музыку ведущий объявляет насекомого. Бабочка: дети изображают, как бабочки летают, садятся на цветы, кружатся в воздухе.

Муравей: дети показывают, как муравей несёт большую ветку в муравейник, как все муравьи собираются вместе.

Кузнечик: дети изображают, как прыгают кузнечики с травинки на травинку.

Комар: дети летают со звуком «ззз», легонько дотрагиваются друг до друга (комарик кусается).

Пчела: дети летают со звуком «жжж», присаживаются на цветок, собирают нектар.

Медведь. А вот вы мне, ребята, скажите, если муравей ползёт, что вы сделаете? (ответы детей)

Хорошо, а если бабочка сядет вам на ладошку? (ответ детей)

Ну а если пчела подлетит близко, что будете делать? (ответ детей)

Медведь. Ну что ж, вижу, вы хорошие ребята. Любите насекомых и обижать их не будете никогда. А вот интересно мне, знаете ли вы, какие насекомые летают, а какие не летают? (ответы детей)

Ведущий. А мы сейчас поиграем. Если я назову насекомое, которое летает, то вы показываете руками крылья, если насекомое, которое не летает, то ручки опускаем вниз.

Подвижная игра «Летает - не летает».

Бабочка, гусеница, паук, комар, кузнечик, жук, стрекоза, муравей, пчела, оса, сороконожка, шмель, божья коровка.

Медведь. Понял я, ребята, что вы знаете насекомых. А за это я вам, таким умным детям, хочу подарить мой бочонок с мёдом, но мед в нём не простой, а волшебный. Он, пока мы с вами играли и о насекомых рассказывали, превратился в сладкие конфеты!

(Звучит весёлая музыка, детям раздаются конфеты из бочонка, который держит Медведь).


Экологическая сказка «В гостях у Бабушки Яги»

Участники: дети 5-го и 6-го года жизни.

Ведущий. Ребята, как сегодня светло и тепло, солнышко летом ярко светит, всех нас согревает. Всё лето мы можем любоваться красотой летней природы! А вы любите лето? (ответ детей) Вы знаете, у меня есть предложение. Давайте поедем в лес?! Идти до леса пешком очень далеко, но вот смотрите, какая есть машина у ребят. И мы с вами каждый придумаем себе машину, красивую, блестящую, новенькую. Открываем дверцу, садимся, включаем зажигание, крутим руль и … поехали! (Звучит песня «Мы едем, едем, едем в далёкие края». Дети танцуют, изображая общее настроение песни (как едут на машине и тех, с кем отправились в путешествие, и то, что увидели на своем пути)).

Ведущий. Вот мы с вами и в лес приехали. Деревья здесь большие. Расскажите какие (дети называют), птички весело поют (слушают пение птиц). Бабочки порхают (любуются), цветы красивым ковром устилают всю лесную полянку. А на полянке домик стоит. Давайте подойдём, спросим, кто это в лесу живёт? (Дети подходят к домику, из него выходит Баба Яга)

Баба Яга. Ой, гой еси добры молодцы и красны девицы! А я думаю, чё енто русским духом по всему лесу пахнет. Ох, и люблю я гостей! Вы меня не бойтесь, я бабушка добрая, Ягой величают. Так-так, вы, наверное, есть хотите? Время то, небось, обеденное? Сейчас я вам сварю самый вкусный суп! Так… (Яга с поварёшкой подходит к котелку, складывает в него еловые иголки, траву, песок, шишку сосновую. Затем берёт топорик и подходит к бутафорскому мухомору)

И тебя положу, мой красивенький, вкусненький. И супец то мой будет наваристый, красота!

Ведущий. Баба Яга, постой, а разве такой суп детям можно есть?

Баба Яга. А как же нельзя? Вот на днях ко мне Горыныч залетал, я его накормила таким супчиком… Только не пойму, что это вдруг он кругами быстро так летать начал. А сегодня ранним утром Кащеюшка приходил, тоже попробовал. И ничего с ним не случилось!

Ведущий. Конечно! Кащеюшка твой бессмертный и даже не болеет никогда, а вот ребята наши могут сильно заболеть. Вот посмотри, Бабушка Яга, что ты в суп положила? (Вытаскивает мухомор)

Баба Яга. Так это ж грибы мои любимые! Красивые, как божьи коровки. Красненькие, только, с белыми пятнышками, вот.

Ведущий. А как они называются, знаешь?

Баба Яга. Да кто ж их знает? Главное, что они мне нравятся! Красиво выглядят!

Ведущий. А знаешь ли ты, Баба Яга, что грибы бывают разные. Есть те, которые можно кушать, а есть те, от которых и отравиться можно, и даже… умереть!

Баба Яга. Ой, ёшиньки!

Ведущий. Так вот! Твои красненькие с пятнышками называются - мухоморы. От них и мухи умирают, а уж люди, если их начнут жарить, или в суп класть, как ты… что ж тогда с ними будет? Но если тебе нравятся, как они выглядят, то любуйся.

Танец мухоморчиков.

Ведущий. Мухоморы эти - несъедобные грибы. А ещё есть поганки. (Показывает картинку с изображением поганок.) Они бледные и ядовитые, их тоже нельзя кушать. Если такие грибы ты увидишь, то никогда их не трогай, не собирай, это грибы несъедобные.

Баба Яга. Это то я и не знала!

Ведущий. А вот у меня есть такая игра, называется «Съедобное - несъедобное». Поиграем? Ты, Яга, отвечай вместе с детьми, и посмотрим, чего ты не знаешь. Наши ребята тебе будут помогать отвечать, подсказывать. Если я назову то, что можно съесть, они будут хлопать в ладоши, а если назову то, что есть нельзя – ногами топать. Запомнили? (Ведущий перечисляет: ромашка, земляника, одуванчик, подберёзовик, черника, ёлка, клевер, мухомор, брусника, рябина, волчья ягода, маслёнок, берёза, подосиновик, подорожник, голубика, поганка, малина, сыроежка).

Баба Яга. Ишь, какие умные ребята, всё-то они знают! Мне аж захотелось с вами весело сплясать. А для этого вашим девочкам я платочки красивые подарю, пусть со мной попляшут. Да и вы, мальчишечки, не отставайте, за Ягусею повторяйте. (Под музыку дети пляшут свободно либо по показу Бабы Яги)

Баба Яга. Как же вы, ребятки, мне все понравились! Я, наверное, вас из леса не отпущу. Будете у меня жить, меня грибам разным учить.

Ведущий. Бабушка Яга, наши дети не могут у тебя остаться в лесу. Мамы и папы за ними в детский сад придут да и потеряют. Отпусти ребят.

Баба Яга. Ну вот если вы мои загадки отгадаете, тогда я вас и отпущу. Загадки, правда, у меня трудные! Вон лягушка-путешественница не отгадала, и у меня в доме теперь живёт, да и мышка-норушка тоже. Иль вы думаете, что отгадаете?

Ведущий. Бабушка Яга, а давай, если мы отгадаем все твои загадки, то ты и мышку-норушку и лягушку-путешественницу отпустишь.

Баба Яга. Отчего это я их отпустить должна?

Ведущий. Нельзя лесных животных в неволе держать. У них свой природный дом: для лягушки болотце зелёное, для мышки поле хлебное. Ну никак не дом Бабы Яги.

Баба Яга. Хорошо, если отгадаете мои загадки, то отпущу и вас, и их.

Итак, слушайте загадки о грибах, раз вы их так хорошо знаете.

Если их найдут в лесу, Гриб не варят, не едят.

Сразу вспомнят про лису. В крапинку его наряд.

Рыжеватые сестрички Снизу - кружево-узор.

Называются... (лисички). Это красный... (мухомор).

Этот миленький грибок

Выбрал тихий уголок.

Ножичком его ты срежь-ка,

Ведь съедобна... (сыроежка).

Ведущий. Ребята, а вы знаете, почему грибы срезают ножичком, а не руками срывают? Это для того, чтобы не испортить грибницу, потому что если ее вырвать вместе с грибом, то на том месте больше грибов не вырастет. Ну, Бабушка Яга, загадывай ещё твои загадки!

Баба Яга. На грибы она сердита

И от злости ядовита. Кто повыше, кто пониже,

Вот лесная хулиганка! На пеньке народец рыжий.

Это - бледная... (поганка). Тридцать три веселых брата.

Как же их зовут? (Опята)

Баба Яга. Вот какие ребята молодцы! Отгадали все загадки. Я то голову ломаю, никаких грибов не знаю. Теперь не буду мухоморы и поганки собирать, а уж тем более суп из них варить. Вот опята у меня здесь везде растут. Их и буду собирать.

Ведущий. Бабушка Яга, а у нас и про съедобные грибы есть танец. Вот посмотри.

Танец «Съедобные грибы».

Ведущий. Ну что, Бабушка Яга, по нашему уговору ты и нас отпускаешь, и лягушку с мышкой.

Баба Яга. А мне что же? Без животных со скуки помрёшь.

Ведущий. А в доме могут жить домашние животные. Например, собака. Она и друг верный и, дом твой охранять будет. Вот посмотри, Бабушка Яга

(показывает на игрушечную собаку). По лесу щеночек гуляет, друга ищет. Хочешь, с тобою подружится? Приласкай его, покорми, поиграй с ним, и он будет жить у тебя. Весело вам будет вдвоем.

Танец «Пушистый щеночек».

Баба Яга. Вот спасибо вам, ребята. Ну что ж, отпускаю я лягушку-путешественницу и мышку-норушку. И щеночка себе возьму, понравился он мне. Как хорошо, что вы сегодня ко мне пришли, много знаний принесли. Угощу я вас за это вареньем. Ягоды то я все хорошо знаю.

Ведущий. Точно знаешь?

Баба Яга. Ну вот из ягодок малины у меня варенье! (Варенье раздаётся воспитателям групп, детям к полднику)

Баба Яга. Ну а я пойду со щенком по лесу погуляю. Прощевайте! Если в лесу другой раз будете, заходите!

(Подводя итоги дня, дети делятся впечатлениями от сказки друг с другом, воспитателем и родителями)

Экологическая сказка «Леший и хулиган»

Участники: дети 5-го и 6-го года жизни.


Ведущий. Здравствуй, солнышко яркое, солнышко жаркое!

Здравствуй, лето, здравствуй, лес, сколько много здесь чудес!

Как красиво всё вокруг. Лето, лето, ты наш друг.

Ребята, давайте про лето песенку споём. А ваши друзья будут нам играть на музыкальных инструментах. (колокольчики и маракасы)

Песня «Лето, лето ты наш друг».

Выходит из-за куста Леший.

Леший. Ох, какая красивая песенка. Здравствуйте, ребята. Я дедушка Леший. Живу в лесу, за порядком слежу. Шёл мимо вашего детского сада и услышал, как весело вы играете и поёте. Неужели вы так любите лето? И лес тоже любите?

Ведущий. Очень любим! Да только лес далеко, а ребята ещё не такие большие, чтобы как туристы в дальний путь отправиться. Жаль, но дети в таком путешествии быстро устанут, да и сложно в лесу без знающего его помощника ориентироваться, - заблудятся. А как же хорошо в лесу сейчас, наверное. Там и ягод, и грибов, и красивых цветов видимо-невидимо. Леший. А вы знаете, какие бывают цветы? (ответы детей) Ну тогда я загадаю вам загадки. Кто отгадает, тот со мною и в лесу окажется. Вот у меня волшебная сосновая шишка есть. Зажму её в руке и все очутимся на лесной полянке. Только для этого нужно все мои цветочные загадки отгадать.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелёк.

Вот такой пушистый мальчик,

А зовусь я…. (одуванчик).

Стоит в лесу кудряшка, белая рубашка.

Сердечко золотое, красивое такое.

Не гадай на ней, Наташка,

Пусть растёт в лесу…. (ромашка).

Синенький звонок висит,

никогда он не звенит. (Колокольчик)

Мы несли грибы в корзине

И еще цветочек синий.

Этот синенький цветок

Называют…(василек).

Леший. Ну что ж, ребята, справились вы с моим заданием. Все загадки отгадали! Становитесь в большой круг, беритесь все за руки. А я в середину встану, в руках буду держать шишку волшебную да слова заветные произносить. А вы за мною повторяйте. И тогда все окажемся с вами в моём лесу. Только глаза закройте.

(Дети делают круг, взявшись за руки, закрывают глаза)

Шишечка кедровая, (дети повторяют)

Ты нам помоги. (дети повторяют)

Поскорее на полянку (дети повторяют)

Всех ребят перенеси (дети повторяют)

А сейчас повторяем громче... и последний, третий раз, повторяем шёпотом.

(дети открывают глаза. Перед ними стоит хулиган с рогаткой, в руке букет ненастоящих цветов. Он, как бы не замечая детей, рвёт головки цветов, бросает цветы и топчет их)

Леший. Это что за хулиган? (берёт его за капюшон, обращает внимание детей на этого мальчика)

Значит, пока я был в детском саду, ты у меня в лесу разбойничал, цветы рвал?



Хулиган. А что? Нельзя что ли?

Ведущий. Скажите, ребята, можно ли в лесу рвать цветы, топтать их? А отрывать у цветов листья, лепестки? (ответы детей) А почему нет? Объясните поскорее хулигану. (ответ) Правильно! Потому что, если все будут рвать цветы, то меньше станет в лесу красоты, чем же нам тогда любоваться? И запах их, прекрасный цветочный аромат, исчезнет. Перестанут слетаться бабочки и пчёлки, ведь негде им будет собирать нектар, погибнут они без цветочной пыльцы.

Вот посмотри на наших девочек. Они в своем танце расскажут тебе о цветах и о том, как они их любят и как ими восхищаются.

Танец «Цветы».

Ведущий. Вот видишь, какая красота!

Леший. Неужели ты не знаешь никаких добрых игр, в которые можно играть в лесу?

Хулиган. Совсем не знаю.

Ведущий. Хорошо, мы тебя научим игре, которая называется «Жмурка и цветы». Давай, ты будешь жмурка, мы завяжем тебе глаза и раскрутим, а сами отойдём, а ты попробуй кого-нибудь поймать. Кого поймаешь, спрашивай «Ты какой цветок?». Если пойманный тобой ребенок назовёт цветок любой, то ты снова нас всех ловишь. А если не сможет назвать, то он станет новым жмуркой. Названия цветов повторять нельзя. Ребята, вы поняли, как будете играть? А ты, мальчуган, понял?

Хулиган. Да понял я. Завязывайте глаза.

Подвижная игра «Жмурка и цветы».

Раскручивалка.

Где стоишь? В лесу.

Я рву!

Что рвёшь? Цветы в лесу!

Ты цветы не рви,

Лучше нас догони!

Леший. Ну, повеселились, а теперь поговорим серьёзно. Раз цветок был сорван, значит, вместо него нужно посадить новый. Вот у меня есть красивая цветочная рассада. Ребята вместе с воспитателем сейчас будут сажать цветы, а ты внимательно посмотри, как это делается. А когда придёшь домой, посади у себя цветок. Ухаживай за ним, поливай, а когда расцветёт, то любуйся его красотой и наслаждайся его запахом. И не срывай его, а пригласи дорогих тебе людей, пусть и они посмотрят на выращенный тобой цветок.

(Садят рассаду)

Хулиган. Я всё понял про цветы. А теперь мне пора идти. Было весело играть, только лучше пострелять! (стреляет из рогатки, берёт палку, бьёт по дереву)

Леший. Вы посмотрите, что он опять делает! Он в белочек и птиц стреляет! Зачем ты стреляешь из рогатки?

Хулиган. Ну и ладно, не буду! (бьёт палкой дерево)

Ведущий. Зачем ты бьёшь палкой дерево? Ведь ему больно, растения ведь живые. А из рогатки и вовсе можно нечаянно попасть в птичку!

Хулиган. Ну и что?

Леший. Как это что! Вот ты стрельнул и задел птичье гнездо. А оттуда вывалился маленький птенец. Его теперь любой зверь сможет съесть, тебе его не жалко?

Хулиган. Подумаешь! Я его сейчас возьму, на дерево залезу и положу опять в гнездо.

Леший. Нельзя так делать. Ребята, по деревьям можно лазить? (ответ детей) Правильно, можно упасть, можно веточки на дереве сломать. И птенчика руками брать нельзя, потому что птица-мама почувствует чужой запах и не будет больше заботиться о нём. Улетит, а птенец с голода умрёт. Чтобы мама птенчика приняла, нужно позвать взрослых. Они аккуратно поднимут его двумя веточками, чтобы запаха рук не было на малыше. (Леший аккуратно двумя веточками поднимает птенца в гнездо)

Ведущий. Ну что, ребята, сегодня в лесу вы, наверное, много узнали от дедушки Лешего? А что именно вы узнали и чему научились? (ответы детей) Повтори и ты, мальчик, что запомнил, какие правила поведения в лесу обещаешь соблюдать. Чего нельзя делать?

Нельзя цветы рвать? (нельзя)

И в птиц стрелять? (нельзя)

А птенцов руками держать? (нельзя)

По деревьям лазить и ветки ломать? (нельзя)

Природу нужно охранять и ей помогать!

Ну вот, например, цветы сажать можно? (можно)

И не только цветы, но и деревья!

А еще лесных жителей любить, а не обижать!

А хулиганов учить? (можно)

Правильно, молодцы!

Леший. Ну что ж, ребята, в лесу моём вы погуляли, много нового узнали. А теперь вам пора снова в садик, детвора. И мальчика собою возьмите, на Станцию юных натуралистов ходить с вами предложите. Будет много о природе он знать, никого не станет больше обижать. А сейчас попрошу снова в круг ребят я встать. Шишечку сосновую вам хочу отдать. Пусть перенесёт она всех вас в детский сад. Как вести себя в лесу, учите всех ребят!

(отдаёт ведущей шишку)

Ну а мне пора идти, за лесом следить, чтобы больше не было хулиганов. До свидания, ребята!

(Леший, уходя, открывает ткань, под которой стоит ненастоящее дерево с конфетами, дети в это время этого не видят, потому что в кругу закрыли глаза для произнесения заветных слов)

Ведущий берёт шишку, поднимает руку с зажатой в кулаке шишкой и произносит заветные слова.

Шишечка кедровая, (дети повторяют)

Снова помоги. (дети повторяют)

Поскорее в детский сад (дети повторяют)

Всех ребят перенеси. (дети повторяют)

А теперь громко произносим… А теперь шёпотом. Открываем глаза.

Ведущий. Ну вот мы и в детском саду вновь оказались. Ой, а что это за дерево вдруг выросло здесь? Принесло не яблоки, не рябинку, не лесную малинку, а растут здесь, детки, сладкие конфетки!

Это, наверное, сюрприз от дедушки Лешего. А из чего же Леший сварил эти конфетки? Из ягод в лесу. Давайте угостимся ими, а дедушке Лешему громко крикнем « спасибо» - может он в лесу услышит.

(Под музыку дети берут сюрприз и уходят).



Экологическая сказка «Проделки Кикиморы в берёзовой роще»

Участники: дети 7-го года жизни.

Дети собираются на участке берёзовой рощи. Звучит музыка.

Ведущий. В берёзовой роще светло и красиво,

Берёзки стоят величаво на диво!

Мы все полюбуемся их красотой

И танец станцуем для них заводной!

Танец «Лето, лето, ты наш друг».

Пока дети танцуют, выбегает Кикимора с топором, ходит вокруг берёзок, припевая.

Кикимора. Ох, я пойду, пойду погуляю, белую берёзу заломаю!

Сделаю из веток я гудочки, заиграю на болотной кочке!

Ведущий. Здравствуйте, а вы кто?

Кикимора. Кикимора я болотная! Пришла выбрать самую красивую берёзку, срубить её хочу! Вот, топорик в болоте оставил у меня один турист.

Ведущий. Кикимора, а разве можно деревья рубить? Посмотри, какие красивые и нарядные берёзки стоят. Если ты тут всё срубишь, то здесь будет вовсе не красиво, а как на болоте.

Кикимора. Позвольте, а почему это у меня на болоте не красиво? Да у меня даже грибочки там самые красивые растут. Вот, сегодня только сорвала.

(Достаёт из кармана и показывает детям мухомор)

Ведущий. Ребята, скажите, а как называется такой гриб? (ответ детей)

А съедобный ли он или нет? (ответы детей)

Кикимора. А разве бывают несъедобные грибы? Смотрите, какие они красивые! Это, наверное, самые съедобные!

Ведущий. Эх ты, Кикимора, ты разве не знаешь, что не все грибы съедобные? Вот даже дети это знают.

Кикимора. Вот эти, детсадовцы, и что-то там знают? Ой, не верю.

Ведущий. А вот послушай, я сейчас им загадки загадаю, и они ответят. А ты на ус мотай, какие грибы и ягоды в лесу съедобные, а какие нет.

Загадки о грибах и ягодах.

Ведущий. Кикимора, а наши дети наблюдали в парке за белочками и придумали танец о весёлой беличьей семейке.

Танец белочек.

Кикимора. Так, ну с грибами более менее разобралась. Мухоморы срывать не буду. А опята съедобные? Так у меня таких много растёт неподалёку от моего болотца в лесу. Только там живут мои враги. Маленькие и кусачие. Ну ничего, я их дом весь метлою разрушу.

Ведущий. Какие это враги?

Кикимора. Как какие? Чёрные, кусачие. А дом у них из малюсеньких веточек, на горку похож.

Ведущий. Так это же муравьи. Почему же ты враждуешь с ними?

Кикимора. А вот не надо кусаться! Пошла я как-то по лесу погулять, ну нечаянно наступила на их дом, а они как начали меня кусать, да все вместе напали на меня, горемычную. (Вытирает слёзы платочком)

Ведущий. Ну что ж ты, Кикимора, они ведь дом свой строили много лет, у них там муравьишки малые - их дети. Они и подумали, что ты их дом разорить хочешь и детей их погубить. Это они защищались. Все насекомые защищаются, или улетают и убегают и прячутся, если им грозит опасность.

Кикимора. Хотите сказать, что насекомые - это ваши друзья?

Ведущий. Конечно, они даже лечить умеют! Вот, например, муравьишки лечат муравьиным секретом. Укусит муравьишка и выделит свой секрет на больное место, и оно перестанет болеть.

Кикимора. Ой, а у меня от сырости болотной всю спину ломит и коленки болят. Нужно подружиться с муравьями. Пусть они меня полечат.

Ведущий. Поэтому мы любим всех насекомых. Мы даже о них тебе танец покажем.



Танец по показу «С добрым утром, букашечки».

Ведущий. На наш весёлый танец посмотреть прилетели добрые пчёлки.

Танец пчёл.

Ведущий. Ребята, а вы знаете, какие насекомые летают, а какие нет? (ответы детей)

А вот сейчас проверим.

Подвижная игра «Летает - не летает».

(В конце сказать слово «кукушка»).

Кикимора. А кукушка - это вообще не насекомое.

Ведущий. Правильно. Кто это, ребята? (Ответ детей) Правильно, покажем Кикиморе, что мы знаем голоса птиц, которые прилетают к нам летом в лес и в город.

Игра «Голоса птиц».

Ведущий. Ребята, а вы можете назвать птиц, которые прилетают к нам в гости? (Ответы детей) А как такие птицы называются? (Ответ детей)

А вот у нас есть танец о перелётной птице кукушке.

Танец «Кукушонок».

Кикимора. Ишь, какие умные дети, ну всё знают. Так... Сейчас самым умным буду дарить букеты одуванчиков. Пойду сорву.

Ведущий. Остановись, Кикимора!

Кикимора. Ну что опять не так?

Ведущий. Ты снова хочешь погубить красоту земную. Ведь цветы нам даны не для того, чтобы их рвать. Ты сорвёшь цветок, на его месте больше не вырастет новый, а если все рвать цветы начнут, то что, ребята, произойдёт? (ответы детей)

Кикимора. А как же цветы дарить, например, тем, кто нам нравится? Вот ребята, как вы подарите маме своей цветы, если их не сорвёте? (Ответы детей)

Ведущий. Правильно. Можно маме нарисовать цветок, можно сделать аппликацию, а можно позвать маму на прогулку по лесу и сказать: «Мамочка, все эти цветы растут здесь для тебя». А ещё лучше самим посадить у дома цветы для своих родителей и пусть они не срывают их, а любуются ими!

Ребята, а ведь вы тоже цветы детства! Давайте станцуем танец о детстве для Кикиморы.

Танец «Детство».

Ведущий. Теперь ты поняла, Кикимора, как нужно вести себя в лесу? Что можно любоваться всем, но ничего не рвать, никого из насекомых и животных не обижать. Об этом тебе сегодня рассказали все ребята. Они многое уже знают.

Кикимора. Ах так! Значит, говорите, что всё знаете, а я, значит, ничего не знаю! Я вам покажу сейчас! (Берёт свой топорик) Как ваши все берёзы тут срублю, будете знать! Ишь, пришли они в берёзовую рощицу гулять и учить меня вздумали! Не будет вам никакой берёзовой рощицы! (Замахивается топориком на берёзку)

Ведущий. Что ты, Кикимора? Разве можно бедную берёзку рубить?

Кикимора. А что такого? Я даже песню слыхала: « Я пойду, пойду погуляю, белую берёзу заломаю».

Ведущий. А вот ты послушай вначале, что наши девочки тебе о берёзке споют, и как им помогут в этом мальчики – музыканты.

Хоровод « Во поле берёза стояла» (новая обработка).

Ведущий. Для нашей берёзки ребята приготовили стихи.

Стихи детей.

Ведущий. А ещё о берёзке слагают пословицы, поговорки, приметы. Вот послушай мудрость людскую, нам об этом расскажут ребята.

Пословицы, поговорки.

Кикимора. Ой, а я тоже знаю пословицы. (Она начинает, дети продолжают)

Кикимора. Ой, ну ладно, уговорили, раз берёзы такие хорошие деревья, то их рубить не буду, пойду ёлку срублю.

Ведущий. Ребята, скажите, а другие деревья можно рубить? (ответ детей)

Как ты, Кикимора, не поймёшь, вот срубят все деревья, а они нам дают кислород, не будет деревьев, нечем будет дышать, все люди погибнут, вся планета станет некрасивой, умирающей, пустой. Вот послушай, как наши дети берегут свою землю.

Песня «Земля не спит».

Кикимора. Да… Значит, нужно всю природу любить? Значит, и моё болотце до сих пор у меня есть только потому, что все люди любят природу? Значит, кругом так красиво, что есть на земле люди, которые ценят всю красоту, цветы, животных, насекомых, деревья. Ну тогда я тоже буду любить всю природу и заботиться о всех лесных жителях. Пойду подружусь с муравьями. Попрошу у них прощенья, что их дом сломала. До свидания, ребята!

Кикимора уходит.

Ведущий. Мы всегда с вами, дети, будем оберегать нашу землю, любить и заботиться о нашей природе. И научим всех так же поступать, как мы сегодня научили Кикимору. И вот сегодня вы, ребята, принесли красивые ленточки. Всегда берёзу сравнивали с русской красавицей, молодой девушкой, стройной, белолицей, с красивыми волосами. Поэтому всегда её украшали и почитали. Давайте и мы украсим берёзы ленточками.

(Под музыку о Родине «Наш край» ребята украшают всю берёзовую рощу лентами).


Экологическая сказка «Там, на неведомых тропинках»

Участники: дети 7-го года жизни


Ведущий 1. Летом солнышко сияет,

Летом цветики цветут,

Летом птички распевают,

Нас с собой играть зовут!

Дети, а вы любите лето? Чем же оно замечательно? Кто сможет назвать приметы лета? (цветут цветы, много зелени, можно купаться и загорать, можно ловить рыбу, увидеть разных насекомых, ходить в лес за ягодами и грибами, люди одеты в легкие одежды)

Ведущий 2. Да, ребята, летом здорово. А хотите отправиться в лес? А можно ли детям без взрослых путешествовать по лесу? Почему? (можно потеряться) Тогда мы пойдём с вами. А отправимся мы не в простой лес, а в сказочный, волшебный. Нас приглашает Баба Яга. Но для начала проверим, все ли готовы отправиться в путь? У всех ли детей есть головные уборы? Ребята, а зачем головные уборы нужны? (в солнечный день, если не надеть головной убор, может случиться солнечный удар, человеку становится плохо)

Ведущий 1. Но чтобы попасть в волшебный лес, нам нужно знать дорогу. Вы знаете? (нет) И я не знаю. Но путь-дорогу нам может подсказать письмо, которое оставила Баба Яга. Давайте его поищем здесь. (поиск письма)

Здравствуйте, ребята! Я недавно была у вас в гостях в детском саду, мне очень понравилось. И теперь я вас приглашаю к себе в гости. В этом письме вы найдёте подсказки, как найти дорогу ко мне в волшебный лес. Вам нужно будет пройти извилистой тропой от дерева к дереву, пройти луг, болото, большой ров, реку и только тогда вы попадете в волшебный лес. С нетерпением жду вас в гости!

Загадки из письма.

1.Стою в тайге на одной ноге,
Сверху шишки, снизу мишки.
Зимой и летом зеленого цвета,
Платьице в иголках, а называюсь я (елка). Дети идут к елке.

2. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Берёзы)

Поверните налево и сделайте несколько больших шагов вперед. Подходят к березе.

3. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Сделайте 10 шагов вперед, поверните направо и сделайте еще 10 шагов вперед. Подходят к грибу.

4. Словно гроздья винограда,

На кустах цветы цветут,

И лиловым своим цветом,

Лето в гости к нам зовут. (Сирень)

Сделайте 20 прыжков вперед. Подходят к кусту сирени.

5. Малы и неказисты,
И скромно зеленеют.
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (Рябина)

Сделайте 20 шагов, приставным шагом, начиная с левой ноги. Подходят к рябине.

6. Из камней он появился,

Зернами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло-серый.

То морской он, то речной.

Отгадайте, кто такой? (Песок)

Поверните налево и сделайте 25 шагов вприпрыжку. Подходят к песочнице.

7. Белые кисти душистых цветов

Каждый на деревце нюхать готов.

Черненький, сладкий и вяжущий плод

Свежим едят или варят компот. (Черёмуха)

Сделайте 25 шагов, приставным шагом, начиная с правой ноги и повернитесь кругом. Подходят к черемухе.

8. Кружева висят на ветке,
Знатный мастер их плетёт,
Кто попался в эту сетку -
От него уж не уйдёт! (Паутина)

Пройдите вперед и найдите ее. Подходят к паутине.

Ведущий 2. Ой, посмотрите, впереди луг. Чтобы нам на него попасть, нужно сначала пролезть через паутину. (между деревьев натянут шнур, через «паутину» дети пролезают).

На лугу беседуют о лекарственных травах и растениях, рассматривают, какие растут у них.

В конце луга появляется Леший.

Леший. Здравствуйте, ребята, я Леший. А что вы здесь делаете? Это мои владения!

Ведущий 2. Здравствуй, Леший, мы с ребятами решили прогуляться по лесу, но чтобы в него попасть, нам нужно пройти через твой луг.

Леший. Ну, уж нет, так просто я вас не пропущу. Вот выполните сначала все мои задания!

Ведущий 1. Ну что, ребята, выполним задания? (да)

Леший. Вот вам первое задание. Ответьте мне на такой вопрос: какие лекарственные травы и растения вы встретили на моем лугу?

(Ответы детей: подорожник, одуванчик, ромашка, мать-и-мачеха, тысячелистник, медуница, мокрица, зверобой, крапива)

Леший. Молодцы, внимательные!

Леший. А вот вам и второе задание. Перед вами болото. Чтобы его преодолеть, прыгайте по кочкам, стараясь не оступиться.

Ведущий 1. А как вы думаете, болото опасно? А если человек провалился, как ему можно помочь (подать палку или ветку чтоб трясина не засосала)

Дети прыгают «по кочкам».

Ведущий 2. Молодцы, болото мы преодолели, но перед нами новое препятствие.

Леший. Да, вот вам моё третье задание. Перед вами огромный ров, преодолеть его вам нужно, проявив смекалку и сообразительность.

Ведущий 2. Как нам перебраться через ров? Посмотрите по сторонам, что нам может в этом помочь? (Дети находят бревно и идут по нему приставным шагом)

Леший. И последнее, четвёртое задание. Впереди река! Помогите кораблику преодолеть её, не используя рук. (Леший выбирает поочередно по 3 ребёнка)

Кораблик в тазу с водой (упражнение на поддувание)

Леший. Да, вижу, вы ребята ловкие и сообразительные, все мои задания выполнили. Придётся отпустить вас в лес. Прощайте!

Ведущий 1. Вот и лес стоит густой,

Качает всем нам головой.

Ветки ласково он тянет,

В гости нас зовет и манит.

Ведущий 2. Мы, ребята, пришли в гости в сказочный лес. А когда приходишь в гости, нужно здороваться. Давайте поздороваемся с лесом и с его обитателями.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Мы никого здесь не обидим

И чудеса твои увидим!

Упражнение «Жук».

Дети скрещивают руки на груди. Затем разводят руки в стороны, поднимают голову – вдох, скрещивают руки на груди, опускают голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Упражнение «Ёжик».

Ноги на ширине плеч. Наклониться как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся на выдохе "п-ф-ф". Повторить три-пять раз.
Упражнение «Ворона».

Дети стоят прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводят руки широко в стороны, как крылья, медленно опускают руки и произносят на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Появляется Баба-Яга.

Баба Яга. Здравствуйте, ребятишки-детишки! Как же я вам рада! Все к вам в гости сама наведывалась, а теперь и вы ко мне пожаловали. Скажите- ка мне, яхонтовые мои, не устали с дороги? Отправились в путешествие, да что-то как будто оделись-то не по погоде? Не ровен час дождь пойдет?

Ведущий 2. Баба Яга, а мы с ребятами знаем, что прежде чем выйти из дома, нужно посмотреть прогноз погоды и узнать температуру воздуха.

Баба Яга. Ну, подумаешь, попадете под дождь… несахарные, небось! Ну, промокните, что тут такого?

Ведущий 1. Ребята, а что может произойти с теми, кто промок под дождем? (Можно простудиться).

Баба Яга. Ну, хорошо! Собрались в путь-дороженьку, - пошли…! Скажите-ка Ягусеньке, не тяжела ли вам показалась, дорога ко мне в гости? Может, встретились в пути, какие препятствия аль напротив, помощников-попутчиков себе нашли? Никому ведь ещё из детей не удавалось пробраться ко мне в лес. (Ответы детей)

Ведущий 1. А мы, Бабушка Яга, нашли подсказки в твоём письме.

Шли извилистой тропой от дерева к дереву, пробирались сквозь паутину, … пришли на луг, на котором нам встретился Леший. И выполняя его задания, мы сами не заметили, как очутились в твоём волшебном лесу.

Баба Яга. О, вот оно как! Долго вы шли, наверное, проголодались? Хотите верно, подкрепиться? Таки только поставила щи да кашу гречневую в печь… поспеют к обеду!

Ведущий 2. Спасибо, бабушка! Завтракали мы в детском саду. Дождемся обеда!

Ведущий 1. Ой, что-то я уморилась, пить хочется. А вы ребята хотите пить?

Баба Яга. Пойдемте к озеру, я вас напою.

Ведущие. Нет, Баба Яга! Из озера пить нельзя!

Баба Яга. И почему, отвечайте? Вода как вода.

Ведущий 2. Дети, объясните Бабе-Яге, почему нельзя пить из озера. (Вода грязная). А какую воду можно пить? (Только чистую, очищенную от микробов).

Баба Яга. Так-так, молодцы, ребятки! Я-то знаю, а вот вас проверить хотела. Пейте только чистую воду, а еще лучше прокипяченную! Угощайтесь! Уже остудила маленько, а то уж больно жарко чаи то распивать.

Ведущие и дети. Спасибо, бабусенька!

Баба Яга. Вот вы говорили, что уж больно паутина, помешала вам на пути. И может, даже кто из вас подумал, что паучок он прям таки злодей, какой. Мол, сеть раскинул, и поджидает, - хочет всех других насекомых погубить…! Так?! Иль может, кто из вас, что другое про паука, думает, не бойтесь - отвечайте! Может что-то хорошее, полезное и в нем, и в его паутинке есть? Ответы детей.

Баба Яга. Вот у меня тоже живет паучок, Гошей зовут. Я поначалу его паутину веником сметала-скидывала. А потом приметила: как нет поблизости моего паука, мухи, комары, мошка всякая, каких в лесу к вечеру иль к дождливой погоде тьма-тьмущая, прямо таки заедают меня, бабушку.

Решила я за паучком понаблюдать, как в другой раз у меня в избушке иль в лесу встретимся.

Психогимнастическое упражнение «Паучок».

Вот, иду как-то и вижу, мой Гоша вверх ползет, ниточку тонкую, почти невидимую, за собой тянет, а вот уже и вниз, ну чисто, цирковой акробат – гуляет по воздуху! Без устали трудится, а под его восьмью лапками как по волшебству, появляется прекрасная паутинка. Раскачивается паучок на ней, подпрыгивает вверх, летит-парит в воздухе. Но не падает, цепко держится за нить–паутинку, нельзя ему упасть, а то снова надо будет работу начинать. А ведь паутинка для Гоши и спаленка, и столовая, и гостиная. Соткана она из множества тоненьких ниточек, выпущенных паучком, в великолепный узор – красивая, словно искусное кружево. И крепкая, да вы и сами убедились.

Баба Яга. Залюбовалась я красивой паутинкой! А Гоша спрашивает:

- Ну, что теперь скажешь? Да, мы - пауки, плетем паутину и с ее помощью добываем еду. Но и ты бы не спала так сладко в своей избушке, если бы в мою ловушку не попадались комары и другие насекомые, что беспокоят тебя ночью, кусают, не дают уснуть. А многие ведь из них еще и болезни разносят.

Разрешила я вновь поселиться у себя паучку, но договорились, чтоб везде по избушке тенета паутины не развешивал. А меня красоту научил плести. Потом пообещал Гоша и секрет плетения настоящей паутинки показать, от серединки к краям, чтоб как снежинка аль цветок какой.

(Баба Яга показывает образцы готовых панно из разноцветных шерстяных ниток на рамке из тонких веток, которые обломало ветром)

Мастер-класс: панно «Лето».

(Баба Яга показывает детям приемы работы нитками на рамке. Дети сами определяются с выбором сюжета для летнего панно и с композицией. И самостоятельно (в парах) либо с помощью педагогов изготавливают поделки. Затем паучок Гоша и Баба Яга оценивают выдумку, самостоятельность, аккуратность и быстроту изготовления панно участниками мастер-класса)

Рефлексия.

Баба Яга. Что вас, гости мои дорогие, порадовало у Ягуси? С чем вы впервые столкнулись в лесу? Какое задание было сложнее всего выполнять? Какой бы еще лесной премудрости и у кого вы хотите научиться, придя вновь ко мне в гости? (Ответы детей)

Ну что ж, пора идти обедать! А затем и спать крепко, как мой знакомый паучок Гоша:

На изогнутый сучок сломанной осинки

Опустился паучок с крестиком на спинке.

Сплел уютный гамачок, лег на левый он бочок,

И молчок…