СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Этикет с малых лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Этикет с малых лет" для детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Проект "Этикет с малых лет"»

Актуальность разработки и реализации проекта

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах.

В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является очень важной.

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет. Этикет выражает содержание норм и принципов нравственности. Этикет – важная часть культуры. Знакомство с основами этикета в дошкольном возрасте позволяет усвоить нормы поведения в обществе и превратить их в привычку. Чем раньше будет начато воспитание культуры поведения, тем успешнее ребенок будет приспосабливать усвоенные социально-этические правила речевого поведения к целям, условиям общения и социальным ролям.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет совместная работа воспитателей с семьей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, родители в свою очередь придерживаются этих правил.

Дошкольный возраст является сенситивным, то есть наиболее благоприятным для приобщения детей к этикету.





Цель: развитие нравственно культурной личности путём накопления практического опыта у детей.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием «этикет», с историей этикета, его значением в жизни человека.

  • Формировать навыки, правила и нормы поведения дома и в общественных местах.

  • Дать представления о столовом этикете, правилах и нормах культурного поведения за столом.

  • Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с нормами поведения.

  • Развивать нравственные качества, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.

  • Совершенствовать речь, коммуникативные способности дошкольников.

  • Повысить уровень знаний родителей по вопросу развития нравственной воспитанности дошкольников



Пути реализации проекта:

1. Изучение методической литературы по теме.

2. Составление перспективного плана проектной деятельности.

3. Создание атмосферы общей культуры и красоты в группе.

4. Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды (оборудование центра этикета в группе (сервировка стола в игровой зоне); фотоматериалы, дидактические игры; подборка художественной литературы; сюжетно-ролевые игры; конспекты занятий).

5. Работа с родителями (консультации для родителей; подготовка пособий и совместная работа родителей с детьми).



Сроки реализации проекта: сентябрь – январь.

Тип проекта:

• практико – ориентированный,

• информационно – практический,

• долгосрочный



Планирование работы с детьми и родителями подготовительной группы



Месяц

Тема

Задачи

Формы работы с детьми

Формы работы с родителями

Сентябрь

Что такое этикет?

Познакомить детей с понятием «этикет». Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Упражнять в формировании своих взглядов, интересов.

  • Беседа «Что такое этикет?»

  • Чтение сказки С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы».

  • Беседа «Будь всегда вежливым»

  • Д/и «Цветок вежливых слов».

  • Игра «Хорошо – плохо».

  • Ситуация общения «Для чего люди здороваются?».

  • Чтение книг об этикете.

Анкетирование родителей.

Информационный буклет «Что такое этикет?»


Консультация «Вопросы о нравственном воспитании детей».


Познакомить родителей с книгой «Первые уроки этикета»


Октябрь

Что такое столовый этикет?

Формировать представление о столовом этикете.

Продолжать формировать навыки культурного поведения за столом.

Познакомить с историей возникновения столовых приборов.

Учить правилам пользования столовыми приборами.

  • Беседа о культуре застолья.

  • Игра «Правила столового этикета».

  • Беседа «История столовых приборов».

  • Ситуации общения «Что было – бы, если бы не было вилки, ложки и т.д.».

  • Составление сказки «История одной вилки».

  • Творческая мастерская

« Салфетка из ткани».

  • Упражнение «Хорошо - плохо».

Консультация «Формирование культуры поведения за столом».






Памятка «Столовый этикет для детей»

Ноябрь

«Красота на столе и за столом»

Формировать понятие о сервировке стола. Познакомить детей с приёмами украшения блюд. Познакомить с правилами пользования столовыми приборами во время трапезы. Развивать хорошие манеры.

  • Беседа «Красота на столе».

  • Упражнение «Накроем на стол» (по алгоритму).

  • Игра «Хорошие манеры. Правила поведения за столом».

  • Д/ и «Накрой стол для угощения»

  • Тест «Умеешь ли ты пользоваться столовыми приборами».

Материал для родительского уголка: «Секреты сервировки стола».


Декабрь

«Традиции госте-

приимства »

Дать представления об истории возникновения народных традиций. Познакомить с традициями русского гостеприимства, народными гуляниями к различным праздникам. Развивать интерес к русским традициям.

  • Беседа «Традиции гостеприимства».

  • Рассматривание альбома «Народные праздники».

  • Пословицы и поговорки, народные приметы о народных праздниках.

Журнал для родителей «Этикет. Идём в гости». Фотовыставка «Презентация семейных традиций».


Мультимедийное пособие-игра « Русские традиции гостеприимства»(совместно с детьми)

Январь

«Наш друг – этикет»

(Итоги реализации проекта.)

Уточнить знания детьми норм и правил этикета, умение вести себя культурно в любых ситуациях.

Развивать устойчивые доброжелательные отношения к окружающим.

  • Развлечение «Будьте вежливы всегда».

  • Викторина «Знатоки этикета».

  • Фотовыставка «Вот мы какие».


Консультация «Этикет для дошкольников»


Викторина

«Знатоки этикета».

(совместно с детьми)










Литература



  1. Егорова А.С. «Этикет для детей» 2010

  2. Журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2003г., с.96-101

  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2007г., с. 40-47

  4. Журнал «Дошкольная педагогика» №8,2010г., с. 9-14

  5. Курочкина И.Н.Этикет для дошкольников

  6. Михайлов С. Уроки этикета для детей дошкольного возраста. Изд-во:Детский Мир, 2011г.

  7. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду

  8. Петрова В.И.Этические беседы с детьми 4-7 лет















Беседа «Будь всегда вежливым»

         Цель: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия "вежливость": вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям  воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям. Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.     

         Подготовка к беседе: Предварительно дать задание детям понаблюдать за поведением окружающих. В течение года включать в план чтение художественных произведений В. Осеевой "Три сына", "Волшебное слово". Подобрать соответствующие рисунки, фотографии, приготовить дидактическую игру "Так и не так".

        Содержание.

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет? Воспитатель дает возможность детям вспомнить правило. Ответы детей.

-Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами, что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из вас сам случайно был неловок или невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь?

Дети вспоминают случаи из жизни. Создается обстановка непринужденности. Ребята слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации.

Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам.

Воспитатель подбирает для беседы двух-трех детей. Один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.

  -        Когда при встрече говорим "здравствуйте", этим приветствием желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?  

  • Добрый день. Добрый вечер. Доброе утро.

  • А прощаясь?

  • Сказать не только "до свидания", но и "всего доброго".

  • Надо здороваться со взрослыми и детьми. За руку здороваются только взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если воспитатель твоей группы стоит не один, то надо сказать всем "здравствуйте".

Дети повторяют правила.

Пользуйся словами вежливого обращения, - говорит воспитатель.

  • "Здравствуйте", "До свидания", "Пожалуйста", "Будьте добры", "Извините", "Спасибо", "Благодарю", "Разрешите войти" и другое.

  • Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.

  • Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания.

  • Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.

  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.

  • Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.

  • Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.

  • Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш, варежку и т. п. .

  • Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

  • Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.

  • Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.

  • Умей признать, что был неправ.

  • Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с ним.

КАЖДОМУ ДОШКОЛЬНИКУ НАДО ЗНАТЬ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯТЬ ИХ




Беседа «Что такое этикет?»

Цель: заинтересовать детей в изучении этикета.
    Задачи: рассмотреть историю развития этикета, определить основные правила этикета. 
    Это загадочное слово «этикет»
    Воспитатель: Сегодня мы проведем нашу первую беседу об этикете. Кто-нибудь из вас знает, что такое этикет?
    Ребята отвечают.
В:. Этикет – это культурное поведение людей, основанное на определенных правилах. Это не просто набор сухих правил, которые никому не нужны. Благодаря им люди избегают конфузных ситуаций и чувствуют себя более уверенными, потому что знают, где и как нужно поступить. Как еще было замечено Б. Паскалем (можете посмотреть на плакат): «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Эта истина известна уже очень много лет, так почему же происходит так: мы прекрасно знаем правила, но почему-то постоянно их нарушаем. Вы спросите: зачем это нужно? Сегодня мы и попытаемся в этом разобраться.
    Где же зародился этикет?
    В. В переводе с французского языка слово «этикет» означает «церемония». Любая церемония: от коронования до бракосочетания требует четкого соблюдений правил. Конечно, это особые праздничные мероприятия, но нельзя забывать, что и будний день может стать праздником, если вокруг будет царить культура.
  С самых древних времен люди соблюдали правила общения. Даже в первобытно-общинном обществе были свои определенные нормы, и люди, которые тогда еще жили в племенах подчинялись им. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. Это правило обязательно и на сегодняшний день. Особые традиции были заложены в средние века, когда процветала особая рыцарская культура. Когда рыцари в доспехах приходили со сражений, они поднимали забрало шлема, чтобы поприветствовать собеседника. А теперь это перешло в обычай снимать шляпу при встрече.
Вот так неписанные правила, обусловленные местными обычаями и традициями, превратились в неизменные правила, которые знает и соблюдает любой культурный человек. Наверно, вы замечали, что, у друзей, к которым вы приходите в гости, часто дома существуют правила. Есть правила, которые одинаковы для всех, но каждая семья вправе придумать какие-то свои ограничения. Например, не разговаривать по телефону во время семейного ужина. И, кстати, гости всегда должны соблюдать эти правила.
   Впервые слово «этикет» стали употреблять в современном значении при дворе французского короля Людовика XIV. «Этикетками» назывались специальные карточки, где были прописаны все правила поведения. Перед трапезой все гости получали их и тщательно изучали. Для того, чтобы изучить их отводилось специальное время. Соблюдение правил, написанных на этикетках, было очень важно. Любое отступление от этих правил считалось недопустимым и строго каралось вплоть до смертной казни. Долгое время этикет различал свою манеру поведения для каждых классов. Так, например, высшее сословие пренебрежительно относилось к низшему. Сейчас же все это в прошлом. Сегодня соблюдение правил этикета – залог гармонии в обществе.



















Консультация «Вопросы о нравственном воспитании детей».


Многие родители, у которых не ладится с воспитанием детей, находят себе оправдание в утверждениях, что залаженное в генах никаким воспитанием не исправишь.   Человек не рождается ни добрым, ни злым. Только под  влиянием  условий жизни и  воспитания формируются у него определенные нравственные качества и чувства.                                                            

    Для того чтобы правильно воспитывать дошкольника, необходимо знать особенности его нервной системы и психики, а также представлять, что входит в понятие нравственное воспитание.       Нравственность человека складывается из нескольких моментов.  Это как человек понимает нравственные нормы или правила поведения,   другими словами как надо вести себя в том или ином случае ; как он придерживается этих условных правил в своем поведении;   как человек относится к своим поступкам, хорошим и плохим, какие чувства при этом испытывает, испытывает ли радость и удовольствие при совершении хороших поступков, огорчение и стыд, если он поступает плохо. Нравственное чувство - важный двигатель в поведении взрослого человека.

     Парень студент, увидев, как уходит под воду маршрутное такси  бросается в ледяную воду, чтобы помочь выбраться пассажирам. И делает он это без раздумий и колебаний, срабатывает его нравственное чувство. Потом, выступая на телевидении, он скажет, что по-другому он просто поступить не  мог. Нравственные чувства определяют нравственный облик человека, а тем самым и его судьбу. Как бы не сложилась жизнь этого молодого человека, он будет находить счастье , делая счастливыми других людей.

   Вернемся к трем составным частям нравственного воспитания, и повторим, что воспитание тогда приведет к нужным результатам, если мы не забудем ни об одном из трех моментов и будем воспитывать у ребенка и знание нравственных норм, и нравственное поведение, и нравственные чувства.

    Само по себе усвоение основных правил поведения для дошкольников, а именно, слушаться старших, помогать им,  не обижать малышей  заботиться о них, быть аккуратными  класть игрушки и вещи на место, быть вежливыми, добрыми, не представляет особого труда. Более того, малыши  следят, чтобы и другие не нарушали эти правила. Если они обнаружили нарушение, то сейчас же жалуются взрослым. Иногда взрослые расценивают такие жалобы,  как проявление недоброжелательности к другим детям - ябедничеством. На самом же деле они вызываются потребностью ребенка лишний раз убедиться в усвоенном правиле.

     Бывает и так, что ребенок не только знает «что такое хорошо» и «что такое плохо», но и приучен правильно вести себя, но и этого еще не достаточно. Иногда ребенок внешне ведет себя неплохо, на самом деле он так поступает из боязни быть наказанным. Такой ребенок будет вести себя безнравственно, если взрослые не видят его шалостей. В одном из выпусков журнала «Ералаш» был такой мальчик; в школе он был образцом  добродетели, а в темном подъезде, где его никто не видел,  издевался над кошкой.  Истинно нравственным будет только тот поступок, который совершается по побуждению нравственного чувства. Но ведь дети 3-4 лет еще, как правило, не испытывают каких-либо нравственных  чувств,  при совершении своих поступков. Эти чувства становятся доступными детям  более старшего возраста, и это надо знать,  воспитывая малышей.  Воспитание нравственных привычек можно начинать очень рано, когда ребенку не исполнилось года и когда он еще не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым, отзывчивым : побуждают поделиться конфеткой, уступить игрушку другому ребенку, пожалеть плачущую сестренку. Когда ребенок совершает в определенной ситуации поступки, ставшие привычными, он испытывает радостные чувства, испытывает чувство удовлетворенности, когда же по какой-то причине ребенок не может поступить правильно, он переживает чувство беспокойства. Особенно хорошо это прослеживается на воспитании навыков опрятности.  Девочку Аню мама приучила складывать вещи аккуратно  и если я, помогая ей одеваться, что-то положу не так, она не отойдет пока не наведет порядок. Требуя от ребенка определенных действий, тренируя его нравственные чувства, нельзя сводить воспитание к дрессировке. Большую роль в пробуждении нравственных чувств играют разъяснения , почему надо действовать так, а не иначе в каждом отдельном случае, и чем старше ребенок, тем больше возрастает значение этих  разъяснений.  Многие родители считают, что главное это оградить ребенка от всего плохого, запретить дружить с плохими детьми и т.д. Практически так в жизни не получается. Нужно не столько оберегать детей от того, чтобы они не видели плохое, сколько стараться вызвать у них отвращение к плохому, выработать иммунитет против него. И при этом не обойтись  без разъяснений  причем успех будет зависеть от эмоциональной окрашенности того, что вы говорите, от того насколько искренне вы сможете выразить свое отношение к этому плохому. Ребенок дошкольного возраста не равнодушен к оценке окружающими его поступков. Он может гневно реагировать на насмешку, он обижается, если  его несправедливо  ругают или наказывают. Но у него всегда возникает потребность в участии окружающих, их одобрении его поступков. Вовремя похвалить ребенка – значит направить его поведение в нужную вам сторону, пробудить его нравственное чувство. У ребенка рано проявляется потребность в уважении к себе, которую мы иногда принимаем за «хвастовство». Наивные попытки ребенка похвалить самого себя вызываются большой потребностью ребенка в уважении со стороны других, поэтому очень важно, не захваливая ребенка, по справедливости  оценивать и поощрять, то хорошее и доброе, что есть в нем. Уважайте и любите  своих детей и в ответ получите уважение и любовь.

























Мультимедийное пособие для дошкольников 6–7 лет «Русские традиции гостеприимства»


Возраст целевой группы: подготовительная группа, воспитанники 6-7 лет

Цель пособия: приобщение воспитанников к традициям русского народа, ознакомление с традицией гостеприимства.

Задачи пособия:

• знакомить воспитанников с традициями русского народа;

• воспитывать нравственные качества личности: уважительное отношение к людям, доброту, отзывчивость, справедливость;

• приобщать воспитанников и их родителей к использованию традиций русской народной культуры в семейном воспитании;

• развивать любознательность, наблюдательность, познавательные интересы воспитанников;

• развивать связную речь через поговорки, притчи, игры.

1 слайд

Организационный момент

2 слайд

Воспитатель предлагает воспитанникам послушать притчу о гостеприимстве и подумать, что же обозначает это слово?

Давным-давно жил премудрый старец. Было у него три сына. Добрые сыновья во всем повиновались отцу. Однажды старик позвал к себе сыновей и сказал: «Скоро я покину вас, дети мои. Оставляю вам все, что нажил трудом и умом. Разделите весь мой скот на четыре равных стада, возьмите себе по стаду, и продолжайте с успехом дело отца. Живите дружно и учите добру своих детей».

Поклонились сыновья отцу, поблагодарили за дар, но прежде чем выйти, обратились к нему с вопросом: – Не ослышались ли мы, отец, верно ли поняли твой наказ? Нас трое, а ты распорядился разделить скот на четыре части. Кому же ты оставляешь четвертую часть?

• Как вы думаете, для кого предназначалась четвертая часть скота? (Ответы воспитанников).

Отец ответил: «Четвертую часть своего скота я оставляю… вашему гостю. Пусть всякий, кто нуждается в пище и крове, кто по желанию или нужде явится в ваше жилище, найдет у вас приют и тепло, ласку, обильное угощение. И если гость ваш из скромности станет отказываться от пищи и питья, скажите ему, что он ест и пьет свое, а не ваше. Помните, дети мои: «Добро содеял – добро извлек!» Вместе с гостем в дом входят свет и радость общения…

Воспитатель предлагает воспитанникам подумать над словами «Добро содеял – добро извлек». И ответить, как они их понимают? И уточняет, что же такое гостеприимство, как дети это понимают?

3 слайд

Воспитатель рассказывает:

Во все времена русские люди любили ходить в гости и встречать гостей, красиво наряжались и украшали свой дом, готовили подарки и угощения, встречали гостя хлебом – солью, кланялись в пояс, гость отламывал маленький кусочек хлеба, макал в соль и кушал. Усаживали гостей в красный угол – самое красивое и удобное место в комнате. Пили чай из самовара, пели песни, танцевали, водили хороводы.

4 слайд

Воспитатель предлагает воспитанникам назвать, какие герои мультфильма оказались самыми гостеприимными?

5 слайд

Воспитатель предлагает воспитанникам рассмотреть картинки сказок и ответить на вопрос:

В какой из сказок встречается традиция гостеприимства? Все ли хозяева были гостеприимными?

6 слайд

Воспитатель уточняет, что приходя в гости, к мухе Цокотухе, гости в знак благодарности приносили ей подарки. Предлагает вспомнить, что же они ей подарили?

7 слайд

Воспитатель предлагает воспитанникам послушать поговорку и подумать, в чем заключается ее смысл?

«Хороший гость – дому радость!»

8 слайд

Девочку Люсю пригласила в гости подружка Катя. Давайте подумаем, какие угощения ей предложит Катя? Воспитатель предлагает воспитанникам поиграть в игру «Угощения для Люси».

9 слайд

Воспитатель предлагает воспитанникам поиграть в игру - собери пазлы «Скатерть самобранка». Убрать лишние картинки – пазлы.

10 слайд

Молодцы!

11 слайд

Воспитатель предлагает воспитанникам посмотреть мультфильм, в котором встречается традиция гостеприимства – «Муха Цокотуха».












Проект

«Этикет с малых лет»





Выполнила:

Воспитатель первой

квалификации категории

Мальчикова Е.В.





2016 - 2017 год

9