СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Фольклор в жизни детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект Фольклор в жизни детей

Просмотр содержимого документа
«Проект Фольклор в жизни детей»


Педагогический проект

«Фольклор в жизни детей»

в старшей группе детского сада


Автор: Логинова И.В.,

Музыкальный руководитель МА ДОУ №27

г.Краснотурьинск



Описание материала: Предлагаю вам проект для детей средней и старшей группы. Этот проект направлен на ознакомление детей с различными формами устного народного творчества, малыми музыкальными фольклорными формами, гармоничного формирования нравственных ценностей. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки, потешки, прибаутки, докучные сказки открывают красоту родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Тип проекта – информационный, комплексный, долгосрочный в рамках МКДОУ детский сад №3 г. Курлово.

Актуальность:

Времена теперь другие, как и игры, и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине! Слава нашей стороне!

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор» - Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству. Я посчитала, что воспитанники моей группы являются носителями русской народной культуры. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков. Дошкольный возраст  период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. А духовность - русская культурная традиция, она невозможна без народного творчества, народных игр и праздников.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Физическое развитие», «Музыка».


Цель проекта - вызвать у детей интерес к народному фольклору вызвать у детей интерес к народному фольклору. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству. Развивать любознательность, воспитывать чувство прекрасного.

Задачи проекта:

Развивающие:

1) развивать творческие способности детей.

2) развивать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и так далее.

3) прививать любовь и интерес ребенку к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа.

Образовательные:

1) знакомство детей с разнообразными формами детского фольклора.

2) знакомство с традициями и образами русского народа, обрядами, музыкальными играми и хороводами.

3) обучать и упражнять в четком произношении скороговорок, пословиц.

4) расширять знания детей о народных праздниках.

Воспитательные:

1) воспитывать любовь к русскому народному творчество.

2) воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей, дополнять их.

3) создавать условия для воспитания эстетического вкуса, проявления эмоциональной отзывчивости, желания помогать другим детям.

Речевые:

1) развивать связную речь, способность составить полный и описательный рассказ, способность пополнению активного и пассивного словаря детей.

Этапы проекта

1 этап - подготовительный или проблемно-целевой.

- Довести до детей важность того, что фольклор отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков - Приложение №1

- Подобрать художественную литературу, подготовить наглядные иллюстрированный материал - Приложение № 2- Создать библиотеку красочных книг с потешками, с русскими народными сказками - Приложение № 3

- Изучить необходимую методическую литературу по теме проекта - Приложение №4

1. Сережникова Р.К. Домашний театр, как средства воспитательного процесса. – М, 2005 год

2. Н.В. Додокяна, Е.С. Евдокимова. Фольклор в детском саду.- Мозаика-Синтез, 2008 год.

3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к источникам русской народной культуры. С-П, 2006 год.

4. М.Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. - М 2001 год

5. Журнал «Музыкальный руководитель» № 3,5,6, 10 2005 год, №5 2009 год

6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 10, 12 1997 год

7. Э.О. Бондаренко «Праздники христианской Руси», Калининградское книжное издательство 1995 год.

8. «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» Под ред. А. В. Орловой, Владимир 1995 год

- Пополнить предметноразвивающею среду Приложение № 5

2 этап проекта – организационно-исследовательский

- Составить перспективный план работы - Приложение №6- Знакомство с жанрами детского фольклора - Приложение № 7

Провести с детьми с детьми беседу по теме: Приложение №8

«Традиции россиян»;

«История народной куклы»;

«Русская народная игрушка»;

«Знакомство с русским народным костюмом»;

«Знакомства Полхов-Майданской матрешкой».

- Организовать работу по решению задач проекта - Приложение № 9

через НОД: конспект занятий по темам:

«Путешествие по сказкам»,

«Ёлочные игрушки».

Художественное творчество: - рисование

- аппликация

Во время режимных моментов заучивание и повтор потешек, прибауток.

Приложение №10 Жанры фольклора: - календарный

- игровой

- дидактические

- песенный

Приложение № 11

Дидактические народные игры: «Назови правильно», «Укрась поднос», «Найди лишнее», «Собери матрешку».

3 этап - итоговая (работа над проектом).

- Знакомство детей с народными праздниками, совместные с родителями: Летопроводы «Семенов день», «Покров Батюшка», «Коляда, коляда отворяй ворота», «Масленица», «Троица» - Приложение № 12.

- Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках и обрядах - Приложение № 13

по темам: «Изба русских народных промыслов», «Традиции наших предков: обряды, встречи птиц».

- Настольно-печатные игры по мотивам потешек, русских народных сказок - Приложение № 14.

- Театральная игра и ее разнообразие - Приложение № 15

- Музыкально обрядовые игры «Ручеек», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» - Приложение № 16.

- Тематическая викторина совместно с родителями «Что за прелесть, эти сказки» - Приложение № 17.

Игра викторина, вместе с родителями «Фольклор - народное искусство». –

- Отгадывание загадок о предметах старины - Приложение № 18.

- Игра на народных музыкальных инструментах - Приложение № 19. –

-Семинар-практикум с родителями «Кукольный театр в семье».

Семинар-практикум с родителями «Кукла-закрутка - делаем вместе». Приложение № 20

- Развлечение с родителями «Веселая ярмарка» - Приложение № 21.

- Работа с родителями:

консультации «Роль фольклора в развитии речи детей», «Как выбрать полезную сказку для малыша», «Мы идем в театр» - Приложение № 22.

- Родительское собрание по теме: «Игра - это серьезно» - Приложение № 23.

- «Наш любимый театр» - Приложение № 24.

Творческое взаимодействие с родителями «Очумелые ручки» - Приложение № 25

4 этап (презентация) - презентация данного проекта на педсовете.

Приложение №_1

В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из  направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.  В  музыкально - воспитательной работе используются русские народные песни, игры, танцы. Освоение народного творчества через овладение навыками хорового народного пения, исполнительства народной хореографии.
Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:
    Развитие творческих способностей дошкольников;
    Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора;
    Знакомство детей с традициями и образами русского народа;
    Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
    Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

    Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.
Работу по ознакомлению с фольклором в детском саду условно можно разделить на несколько направлений: 
    Слушание народной музыки, песен;
    Знакомство с музыкальными играми и хороводами;
    Знакомство с народными музыкальными инструментами;
    Знакомство с традициями и обрядами русского народа. 
 Что же относится к детскому фольклору?
    «Поэзия пестования» 
    Календарный фольклор
    Игровой фольклор
    Дидактический фольклор
    Песенный фольклор
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») 
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:
 Колыбельные песни;
Пестушки – короткие стихотворные приговоры, сопровождающие физические процедуры, необходимые ребенку;
Потешки – песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками.  
Потешки только развлекают, а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире. 
Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.         
Календарный детский фольклор.
Заклички («закликать» - «звать, просить, приглашать, обращаться») – обращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.
Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке. 
 Игровой детский фольклор. 
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением  ритма.
Считалками называют веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. 
Дразнилка – рифмованное прибавление к имени.
Поддёвка –  малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
 Дидактический фольклор.  
Цель дидактического детского фольклора –  воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.     
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
Песенный фольклор.  
Русская песня.

Хороводные и игровые песни.

Плясовые песни.

Детский фольклор — это синтез поэтического народного слова и движения.
        На музыке дети знакомятся и с движением русской пляски, хороводным, дробным, шагом  с притопом, ковырялочкой, и др. После того как дети усвоили эти движения, они включаются в пляски,  хороводы, игры.
































Приложение № 1


































Приложение № 2

1 блок: «Фольклор и театр» Цель:

Знакомить с бытом русского народа. Привлекать к сбору материала для организации театральных постановок. Драматизировать малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки. Знакомить с местными фольклорными коллективами.

Программное содержание:

Семьям с ребёнком 4-5 лет - знакомство с азами театрального искусства:

  • Развивать интерес к театральному искусству, знакомить детей и взрослых с различными видами театра (пальчиковый, настольный, кукольный - «живая рука», тростевые куклы, напольные и большие куклы и т.д.); с техникой кукловождения;

  • Знакомить с жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный театры, народный театр);

  • Воспитывать любовь к родным и близким; внимательное отношение к взрослым, сверстникам, младшим детям;

  • Привлекать детей к совместной со взрослыми деятельности по подготовке к театральным представлениям, оформлению сцены, изготовлению декораций, костюмов.2 блок: «Календарные и семейно­бытовые праздники»

Цель:

Знакомить с календарно-обрядовыми и семейно­бытовыми праздниками, уходящими своими корнями в старину отметить их связь с календарём и бытом русского народа. Вызывать интерес и эмоциональный настрой от общения с предметами старины.

Программное содержание:

Семьи с ребёнком 5-6 лет - активный этап освоения театральной культуры:

  • Знакомить детей и взрослых с традициями русского народа, с организацией театральных представлений на ярмарках как предпосылками становления театральной культуры;

  • Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе;

  • Развивать сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную информацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета;

  • Воспитывать заботливое и внимательное отношение к родным и близким; поддерживать и развивать желание делать приятное окружающим, доставлять радость малышам и старшим детям;

  • Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также деятельности, направленной на творческое решение по подготовке представлений.













I блок

«Фольклор и театр» - перспективный план в средней группе


Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

Организационный период. Анкетирование. Организация предметно-развивающей среды.

Октябрь

Знакомство с домовёнком Кузей

Знакомство с фольклором. Занятие проводится в «русской избе»

(помещение оснащено предметами русской старины и быта).

Раздается стук в дверь. Появляется домовёнок Кузя. Далее он становится традиционным персонажем. Педагог рассказывает о малых жанрах фольклора: потешки, пестушки, поговорки, пословицы, и так далее.

Ноябрь

«Как раньше жили на Руси»

Знакомство с русской утварью и бытом. Занятия проводится в «Горнице» (передняя часть избы), где происходит знакомство с русским гостеприимством. Обыгрывание этюда «К нам гости пришли».

Декабрь

Встреча с фольклорными песнями

Педагог – «Хозяюшка» вместе с Кузей домовенком встречают детей и приглашают в волшебный мир русской народной песни.

Январь

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц. У хозяйке в гостях кружевницы (приглашенные гости). Они рассказывают всем гостям о своих кружевах и сравнивают их с морозными узорами. Театральное представление «Три сестрички». Детям предлагается рассмотреть изделия ручного труда разных мастеров (кружевоплетение, ткачество и так далее) .

Февраль

«Дело – мастера боится»

Хозяйка рассказывает о мастеровых людях, ремесел на Руси. Рассматриваются некоторые особенности ремесел. Театральное представление «Семь Семенов». Дети разучивают пословицы и поговорки о труде, мастерстве.

Март


Театральная неделя «Театральная весна» - ежегодный городской конкурс, посвященный дню театра. Организация творческих встреч с фольклорными коллективами города.

Апрель

Путешествие в старину

Подготовка театрального представления.

Май


Театральные представления в рамках русских посиделок.



II блок

Календарные семейно-бытовые праздники –

перспективный план в старшей группе


Месяц. Тема

Содержание

14 сентября – «Семенов день»

Фольклорное представление «Мушиный праздник». В этот день отмечали первые осенины. Устраивали потешные похороны мух и тараканов, надоедливых обитателей леса. С 14 сентября начинается «Бабье лето» . С Семена начинаются посиделки. Проводятся театрализованные игры, юмористического характера. Строятся на основе использования потешек и приговорок о насекомых.

Октябрь

«Покров Батюшка»

«Покрывает всё покровом Богородица сама». К празднику Покрова заканчиваются основные сельскохозяйственные работы. Идет последний сбор грибов, плодов. С этого дня начинались Покровские Ярмарки. На эти Ярмарки съезжались со всех сел и деревень. Дети знакомятся с главным театральным героем ярмарки - Петрушкой, учились нахваливать свой товар , обыгрывали роли продавца и покупателя.

Ноябрь

«Кузьма Демьян»

«Кузьма Демьян», посвященный дню Матери. Кузьма Демьян рукомесленник, покровитель ремёсел, а также женского рукоделия. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником . Устраивались соревнования рукодельниц «Чья мама лучше».

Декабрь

Декабрь - празднование Нового года. Новогоднее представление богато персонажами и героями, которые традиционно, на протяжении многих лет, приходят к детям.

Январь «Святки». «Калядки»

Зимние святки начинались с 1 января колядованием. Так начинались праздничные обходы домов с пением колядок-песен, в которых славили хозяев дома, и содержались благопожелания богатства урожая, многодетности. Дети знакомятся с обрядовыми действиями и учатся чествовать хозяев. Разучивают шуточные стихи.

Февраль

Именины у бабушки Арины

Семейно-бытовой праздник:

1. Разучивание русских народных песен, хороводов, игр, игра на нетрадиционных инструментах.

2. Разучивание поговорок, пословиц.

3. Беседы об именинах.

4. Разучивание частушек.

Март

Фольклорный народный праздник «Масленица».

1. Традиции праздника.

2. Разучивание поговорок, пословиц.

3. Разучивание народных игр.

4. Проводы зимы, встреча весны.

Апрель

«Благовещенье»

«Благовещенье» - встреча весны. «Благовещенье» - птиц на волю отпущение. На «Благовещенье» весна зиму поборола. Дети знакомятся с весенними приметами, закличками, попевками. Проводятся народные подвижные игры.

Май

Семейный конкурс «Как мы в старину играли»

Участвуют две команды. В состав команды входят дети и родители. Команды соревнуются в знании традиций, обрядов, умение обыграть предложенную ситуацию, умение использовать русские народные подвижные игры. Конкурс ведет домовенок Кузя.

Приложение №__7

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героями эпоса, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких.

Колыбельные песни. «Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колыбать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска, в народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Её назначение или цель - усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.

Старинное значение колыбельных - заговоры, против злых сил, но со временем они утратили своё обрядовое значение. С помощью заговоров за частую просили для дитятко, здоровья, защиты от сглазу, богатой жизни.

Тематикой колыбельных песен становилось отражение все, чем жила мать, - её думы о младенце, мечты о его будущем, оберечь его и подготовить к жизни и труду. В свои песни мать включает то, что понятно ему. Это «серенький котик», «кранная рубашечка», «кусок пирога да стакан молока», «журавлики»…

Частый персонаж в колыбельной песне - кот, фантастические персонажи - Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами - антропоморфизм.

Колыбельной песне присуща своя система выразительных средств, своя лексика, своё композиционное построение. Часты краткие прилагательные, редки сложные эпитеты, много переносов ударений с одного слога на другой. Повторяются предлоги, местоимения, сравнения, целые словосочетания, аллитерация - повторение одинаковых или созвучных согласных. Следует отметить изобилие ласкательных, уменьшительных суффиксов.

Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящего поколения.

Пестушки - от слова «пестовать» - воспитывать) связаны с наиболее ранним периодам развития ребёнка. «Распеленав ребенка, мать или няня обеими руками, слегка сжимая тело ребенка, проводит несколько раз от шейки до ступней ног. Этот своеобразный массаж помогает восстановить кровообращение, возбудить жизнедеятельность всего организма, что очень важно в период первоначального роста.

Стишки просты. «Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма (потягунюшки, порастунюшки) и для развития двигательных функций ребенка (в ножки ходунюшки), и для умственного и нравственного развития («А в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследства от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой молодой матери или пестунье.

Ритмически четко построены стишки. Некоторые из них достигают хорошей художественной формы.

Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже использует это: она не просто берет ребенка на руки, а протягивает к нему руки и приговаривает или припевает: «Ручки, ручки, дай рученьки».

Слово матери, отразившись в сознании ребенка, вызывает определенное представление о материнской ласке, волевой сигнал дает команду органам движения, ребенок делает хватательные или иные движения руками.

Им присуще своеобразное построение, определяемое характером и кратностью физических упражнений, необходимых ребенку в тот или иной момент. Пеструшки лаконичны и часто переходят в потешки.

Потешки - особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называется и песенки - приговоры, организующие эти забавы.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом - потешает, веселит. Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы - приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания.

В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту. В потешках показано обязательность труда для все, даже маленьких.

Жеребьевки определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Обычно загадка рифмованная. Они полны остроумия и здорового юмора.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.

У считалок две главные особенности, Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.

Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия, что готовило их к взрослой жизни.

Некоторые приговорки несут социальный смысл. Приговорки повсеместно доставляют радость детям.

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток.

Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд - ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных.

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

Загадки: служили средством проверки мудрости. Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, повышает способность и определённость мышления, силу воображения.

Небылицы - перевёртыши - задача перевёртышей - способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей.

Докучные сказки - большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желаниях, чувства юмора.

Страшилки: - «фантастика - средство познания окружающего мира с его сложным и опосредованными связями, форма усвоения опыта. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать восприятие организма чувств. Сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать

Таким образом, детский фольклор - это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. 





Приложение № 3


Тематическая беседа по теме «Русская народная игрушка».

Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.

Ход беседы.

Воспитатель. Вы хотите познакомиться, как появилась игрушка? А как вы думаете, зачем взрослые их придумали? Взрослые заняты работой, а детей чем-то забавлять надо, ведь раньше детского сада не было . Игрушки делали из разного материала, что было под рукой. Потом игрушки стали постепенно совершенствовать. Они становились качественнее, разнообразнее, а те, кто создавал их, становились искусными мастерами. Появились ремесленники, резчики, токари, столяры, художники. Затем изготовление игрушек превратилось в промысел. Стали появляться новые материалы: фаянс, металл. Игрушки были необычайно разные по сюжету, материалу и способу изготовления. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось. Весть о таких мастерах выходила далеко за пределы этой округи. И приезжали сюда со всех концов страны, чтобы игрушками полюбоваться, купить своим детям. Слава об этих мастерах шла не только по Руси, но и по всему миру. Прославлялись города, где жили эти мастера, часто техника мастера называлась по названию города или села (село Филимоново - филимоновская игрушка, село Дымково - дымковская игрушка, село Каргополь - каргопольская игрушка). Сюжеты игрушек самые разнообразные. Дымковские барышни, узорные многоцветие сияет, как радуга. Они очень нарядные. А как прекрасны матрешки, выточенные из деревянного бруса. Матрешек делают в Семенове, Сергиевом Посаде, Полховском Майдане. Матрешка - символ России. Старинные традиции до сих пор сохраняются, хотя в мире игрушек все изменилось. Но русское искусство сохранилось и не поддается моде





























Приложение № 4

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Программное содержание.

1. Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к русскому народному творчеству;

- воспитывать умение внимательно слушать; ответы своих товарищей, дополнять их.

- воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости.

2. Развивающие задачи:

-развивать умение делать обобщение, простейшие умозаключения;

-развивать воображение, внимание, образное мышление;

-развивать связную речь;

-развивать способность творческого самовыражения;

-развивать творческий потенциал детей.

3. Обучающие задачи:

- обучать выразительно пересказывать содержание небольшой сказки;

- обучать в четком произнесении скороговорки;

- обогащать словарный запас;

- активизировать качественный словарь.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: извилистая тропинка, бревно, макет болота, крупные игрушки лисы и зайца, декорации к сказкам.

Раздаточный материал: разрезные картинки к сказкам «Заюшкина избушка», «шапочки козляток».

ТСО: запись песен «Песня о сказках», «Зимняя сказка», муз. Ермоловой, сл. Чернышова.

Взаимосвязь с другими видами деятельности.

До НОД:

Познание - знакомить детей с историей появления сказок на Руси.

Социализация - в утренние часы чтение сказок «Журавль и цапля», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

- Обсуждение проблемных ситуаций, возникшие при чтение сказок.

- Прослушивание аудио из СД дисков по сказкам.

- Просмотр мультфильма «Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят на новый лад».

Коммуникация - обсуждение сказок, пересказ сказок, рассказывание сказок по ролям.

- Отгадывание загадок по сказкам,

- разучивание пословиц, поговорок, скороговорок по теме сказок.

- Отгадывание кроссвордов по сказкам.

- Собирание пазла по мотивам данных сказок.

Художественное творчество - рисование сказочных героев и сюжеты сказок. Раскраски по сказкам.

- Лепка сказочных героев и сюжетов сказок.

- Аппликации сказочных героев и сюжетов сказок.

- Конструирование сказочных героев, делать конструкцию домика, постройки.

После НОД:

- настольнопечатные игры «Собери сказку», «Героя найди» и так далее. –

- Сюжетно-ролевые игры по тематике данных сказок.

- В самостоятельной деятельности: дети сами обыгрывают сказки, без помощи взрослого распределяют роли.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка».

Консультация для родителей «Сочинили сказку».

Индивидуальные и групповые беседы с родителями по темам: «Какие книги читать малышу», «Сказка на ночь», «Чтобы ребенок слушал».

Пополнение родителями материальной базы по театральной деятельности в группе.

Пополнение родителями библиотеки сказками в группе.

Участие родителей в конкурсе совместно с детьми «В мире сказок».


Этапы деятельности

Содержание деятельности

Время

Процесс вовлечения в деятельность

Ребята, вы любите сказки? (ответы детей)

Скажите: «А что такое сказка? Как ты думаешь, Алеша?» (ответ ребенка)

Откуда к нам пришли сказки? (ответы детей)


3 мин.

Процесс целеполагания

Ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам. Но в путешествие отправятся только те дети, которые произнесут чисто скороговорку. Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Повторяем дружно: Шли сорок мышей, несли сорок грошей, Две мыши поплоше несли два гроша.


4 мин.

Процесс проектирования и планирования деятельности

Дети стараются произносить как можно правильно и быстрее скороговорки, что совершить путешествие в сказку. А что же еще нужно сделать, чтобы путешествие продолжалось? Чтобы дальше в сказку попасть, надо название сказки отгадать: На болоте оба жили,

Друг к другу свататься ходили,

Но не смогли договориться,

Упрямство свойственно и птицам.

(Ответы детей –рус. нар. сказка «Журавль и цапля»)


3 мин.

Процесс осуществления деятельности

Какие дурные качества характера высмеивают и осуждаются в этой сказке? (ответы детей – жадность, глупость, лень)

Молодцы ребята! Пора нам отправляться в следующую сказку.

Дети под музыку «Зимняя сказка», продолжают движение по дорожке, на которой препятствие бревно, через которое необходимо перепрыгнуть. Перепрыгнули дружно, молодцы!

– Смотрите, ребята, зайчик плачет. Как вы думаете, он из какой сказки? (Ответы детей - «Заюшкина избушка») Воспитатель и дети здороваются с ними, спрашивают, почему зайчик плачет?

Заяц: «Злой волшебник смешал две сказки и поэтому я не могу найти свою избушку».

Воспитатель: «Не переживай зайка, ребята тебе помогут».

Дети отбирают иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка» и раскладывают по порядку.

Молодцы ребята, и здесь вы справились с трудным заданием. Давайте попрощаемся с зайчиком, а нас ждет другая сказка.

Беритесь за руки и снова в путь.

Дети идут по тропинки, на пути встречается болото.

Воспитатель: Ой, болотце на пути!

Как его нам перейти?

Прыг да скок!

Прыг да скок!

Веселей скачи, дружок!

(Дети перепрыгивают через болото)

Воспитатель: Вот мы и добрались до следующей сказки. Отгадайте, куда мы попали?

Мама деточек учила, дверь чужим не открывать.

Не послушались детишки и попали волку в пасть.

(ответы детей: это рус. нар. сказка «Волк и семеро козлят»

Воспитатель: А что произошло с козлятами? Почему волк смог их обмануть? (ответы детей)

Я предлагаю, вам сыграть роль козлят (одевают шапочки козлят) и изменить концовку сказки. Где козлятки умные и послушные, не вступают в разговор с незнакомыми и наказывают волка за то, что он проник в чужой дом. Вызывают по телефону полицию

10 мин.

Процесс рефлексии

Воспитатель: Ребята, наше путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад (звучит музыка, дети, взявшись за руки «возвращаются в детский сад»)

Воспитатель. Ребята скажите, в каких сказках мы сегодня побывали?

(дети перечисляют)

Воспитатель: Кто герои этих сказок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?

Дети отвечают: «Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью».

Воспитатель: Давайте дружно попрощаемся, ведь сказки учат нас добру, кто слушает сказки, тот становится умным, добрым и справедливым.

И запомните поговорку «Сказка ложь, да в ней намек доброму молодцу урок!»

Дети: До свидания, сказка, до новых встреч!


5 мин.



Приложение № 5


Потешки - особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называется и песенки - приговоры, организующие эти забавы.

Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, потешка забавляет ритмом - потешает, веселит. Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек пестуньи вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы - приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания.

В потешку вводят простейшие шутки, комические мотивы, для поддержания радостных эмоций, добавляются жестикуляция. В потешку вводится счет, ребёнка приучают к пересчёту. В потешках показано обязательность труда для все, даже маленьких.

Жеребьевки определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Обычно загадка рифмованная. Они полны остроумия и здорового юмора.

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.

У считалок две главные особенности, Во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.

Игровые приговорки и припевки были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия, что готовило их к взрослой жизни.

Некоторые приговорки несут социальный смысл. Приговорки повсеместно доставляют радость детям.

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток.

Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд - ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных.

Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки - быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.

Загадки: служили средством проверки мудрости. Педагогическая ценность загадок, видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, повышает способность и определённость мышления, силу воображения.

Небылицы - перевёртыши - задача перевёртышей - способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей.

Докучные сказки - большой педагогической ценности не имеют, но способствуют развитию выдержке, умеренности в желаниях, чувства юмора.

Страшилки: - «фантастика - средство познания окружающего мира с его сложным и опосредованными связями, форма усвоения опыта. Встреча с необычным, таинственным, страшным, преодоление страха помогают формировать умение анализировать и синтезировать восприятие организма чувств. Сохранять в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать

Таким образом, детский фольклор - это специфическая область устного художественного творчества, имеющая в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. 























Приложение № 6

Дидактические игры по народному творчеству

Д/и "Назови правильно" Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ. Материал: карточки с изображением народных промыслов России. Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Д/и «Укрась поднос»

Дидактические задачи: закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству. Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету. Игровое правило: брать по одному элементу. Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.

Д/и «Найди лишнее»

Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство. Материал: 3-4 карточки с их изображением одного промысла и одна - любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.

Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.







Приложение № 7

Масленица.

Цель мероприятия: знакомство с истоками культурных традиций русского народа и пополнение знаний в области русского фольклора, обрядов старины.

     Задачи:

  • познакомить детей с родными жанрами фольклора, традициями масленичной недели;

  • воспроизведение некоторых обрядовых моментов праздника;

  • развитие творческих способностей, навыков импровизации;

  • развитие познавательной активности детей через народные игры, способствующие совершенствованию внимания, быстроты, сообразительности, ловкости, проявлению чувства коллективизма;

  • воспитание интереса к русскому народному творчеству, любви к Родине.

Ведущая.  С давних времён Масленица - самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершается по строго расписанному порядку. Хотите узнать как? Слушайте.

1 скоморох. Понедельник.

2 скоморох. Встреча Масленицы.

(открывает первую страницу календаря масленой недели)

Ведущая. В этот день ребятишки в старину спрашивали каждого, кто въезжал в деревню или во двор: «Везёшь ли  Масленицу?» Ответишь, что «да, везу!»- пропускают свободно, с радостными криками. А забудешь и ответишь «нет!»- обстреляют снежками , даже если ты с почтенной бородой.

        А хозяйки в этот день пекли маленькие блиночки и с ними посылали детей к родственникам и знакомым. Эти блины были приглашением на праздник к хозяйке.

        Любили дети Масленицу. Утром делали они соломенную куклу, наряжали её, везли на гору, приговаривая:

Ребенок.        Приезжай к нам, Масленица, на горах покататься,

                        В блинах поваляться, сердцем потешиться!

Ведущая. – Давайте , ребята ,споём , пригласим Масленицу к нам на праздник.                                                                                                                                 

Русская народная песня « А мы Масленицу дожидаем!».

  1. А мы Масленицу дожидаем. Ух!

А красавицу весну состречаем.

Припев:  Ой, ладо-ладо состречаем!

               Ой, ладо-ладо состречаем!

  1. Она пешею-то не ходит.Ух!

Всё на троечке разъезжает.

Припев.

У ней кони-то вороные. Ух!

У ней слуги-то молодые.

Припев.

  1. Они зимушку провожают. Ух!

А красавицу весну состречают.

Припев.

 (На  третий куплет песни дети изображают «тройку» лошадей под дугой, за которой мальчик вносит чучело Масленицы.)

Ведущая:  Солнце тёплое в небе дразнится,

      Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!

1 скоморох. Ай да Масленица-кривошейка,

                        Встречаем тебя хорошенько!

                                           (открывают вторую страницу)

2 скоморох. Вторник - Заигрыши.

Ведущая. -Что означает это слово?

       В этот день на Руси строили снежные крепости, играли в снежки, катались с ледяных гор, носили по улицам в клетке живого петуха-птицу, посвящённую солнцу. Молодёжь состязалась в лазании по шесту, в русской борьбе, проводились на Заигрыши и кулачные бои.

       - А наши добры молодцы хотят свою удаль показать, силушкой помериться?

        -Кто смелый -  выходи!

      Игра « Бой петухов».

Ведущая. А ещё в этот день в старину женихи выбирали невест. Не пора ли нам невест смотреть? Ведь на Масленицу можно было на суженого украдкой взглянуть и невесту высмотреть.

       Русская народная песня-игра «Бояре».

1.-Княгини, мы до вас пришли,

      Молодые, мы до вас пришли!

2.-Бояре, а зачем пришли,

     Молодые, а зачем пришли?

3.-Княгини, мы невесту смотреть,

      Молодые мы невесту смотреть!

4.-Бояре, а  какая вам мила,  

    Молодые, а какая вам мила?

5.-Княгини, нам вот эта мила,

     Молодые, нам вот эта мила!

6.-В полку нашем убыло.

-А в нашем полку прибыло!

Ведущая.

-Ай да бояре! Ай да княгини! А дедушка Елизар свои лапти вам прислал, быстро бегать наказал.

            Игра « Бег в лаптях».

1 скоморох.     Устал, заморился, проголодался.

2 скоморох.      Давай скорее объявлять.

Вместе.              Среда-Лакомка.

Ведущая.

-Как вы думаете, ребята, а чем на Масленицу лакомятся?

        Да все в этот день ели блины. Целый день не сходили со стола блины: с маслом, с мёдом, со сметаной, с припёком, с молодой крапивой, с орехами.

       Печь блины -дело сложное.

Ведущая. О блинах даже пословицы сложены. Кто расскажет?

Дети.     Без блинов не Масленица!

                Блин брюхо не портит.

                Блин не клин – брюхо не расколет.

Ребенок.  Растворю я квашенку на донышке,

                  Поставлю квашонушку на столбышке,

                  Будет моя квашенка полным-полна

                  Полным-полна, да с краями ровна!

                                  Месяц ты месяц,

                                   Выгляни в окошко,

                                   Подуй на опару!

Ребенок .     А кто такой Иван Громохов?

                       Сел на конь и поехал в огонь?

                                                                   (блин)

Ведущая. Загадки отгадали, пословицы вспомнили, пора и песню спеть.

           Русская народная песня «Как вставала я ранёшенько».

Ребенок.         Масленица, не скупись,

                         Масленым блином поделись!

Ведущая. Посмотрим, кто самым ловким окажется.

                     За блинок скорей берись,

                      Да смотри не обожгись!

                            Игра «Блины».

Дети кричат: «Тинка, Тинка, дай блинка!»               

1 скоморох. А в широкий четверг - Разгуляй.

Ведущая. В этот день Масленица набирала  полную силу. Молодёжь с песнями, с прибаутками ходила от дома к дому, чтобы отогнать несчастье, зло, горе. Устраивали  катание с гор на санях, катание на лошадях. Тройка лошадей с бубенцами, как и блины, была эмблемой Масленицы. Добры молодцы штурмом брали снежные городки,  устраивали шуточные сражения. Пели песни, частушки.

2 скоморох.  Эй, подружки, хохотушки,  развесёлые болтушки!

                       Выходите поплясать и четвёртый день встречать!

Частушки.

1.Ваши лица разгорелись,

    Ваши щёчки раскраснелись.

    Любо- дорого смотреть,

    Так пора частушки спеть!

2.Масленица-кривошейка,

    Встретим  тебя хорошенько-

    Сыром, маслом и блином,

    И румяным пирогом!

3. Широкая Масленица!

     Мы тобою хвалимся,

     На горах катаемся,

     Блинами объедаемся!

Ведущая. Широкая Масленица пришла,

                   Весёлую карусель с собой принесла!

          Игра «Карусель».

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели.

А потом, а потом,

Всё бегом,  бегом, бегом!

Тише, тише не спешите.

Карусель остановите.

Ведущая.       Кто самый смелый – выходи,  

                        Свою ловкость на ходулях покажи!

                    Соревнования на ходулях.

2 скоморох.    Хватит петь да плясать

                           Пора пятницу да субботу объявлять

Тёщины вечёрки да Золовкины посиделки.

Ведущая. В эти дни зять приглашал тёщу на блины, а хозяйка ждала сестёр мужа - золовок на посиделки.

1 скоморох.   Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,

                           Щёлкают орешки,  да творят  насмешки.

                                             Потешки.        

1.Ах ты Ваня-простота!

Купил лошадь без хвоста

Сел задом наперёд

 И поехал в огород.

В огороде пусто-

Вырастет капуста,

А ещё немножко - вырастет картошка!

2.-Тит, иди молотить!

   -Живот болит.

   -Тит, иди щи хлебать!

-Раз мать зовёт-

-Где моя большая ложка?

3.На улице две курицы с петухом дерутся,

             Две девицы-красавицы смотрят и смеются:

            -Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

  -Как нам жалко петуха!

2 скоморох. Эх ты,  Прошка - чудак!

                        Говоришь ты всё не так.

                         Вот потеха так потеха,

                         Люди падают со смеха!

                         Ты, Прошка, длинный нос

                          Ухватил коня за хвост!

1 скоморох. А будешь дразниться - не буду водиться.

2 скоморох. Ладно, ладно не серчай!

                      Лучше загадки ребятам загадай!

                                   Загадки.

1.Без рук рисует,

    Без зубов кусает. (мороз)

2. Светит, сверкает ,всех согревает.(солнце)

3.Что на сковородку наливают,

     Да вчетверо сгибают?(блин)

Ведущая .Вот и посмотрим , кто без рук сможет первым блин съесть?

                   Игра-соревнование « Блины».

               Русская народная песня «Блины».

1.Мы давно блинов не ели,

    Мы блиночков захотели.

Припев:

         Ой, блины, блины, блины!

          Вы, блиночки мои!

2.В кадке новой растворили,

    Два часа блины ходили.

Припев.

3.Растворили на дрожжах,

    Не удержишь на вожжах.

Припев.

4.Наша старшая сестрица

    Печь блины-то мастерица.

Припев.

5.Напекла она поесть-

    Сотен пять, наверно, есть.

Припев.

6.Гости, будьте же здоровы,

    Вот блины мои готовы.

Ведущая. Наплясались, наигрались, добры молодцы да красны девицы.  Пришла пора нам Масленицу со двора провожать, да с большим почётом.

Воскресенье. Прощёный день.

Ведущая. Прощёным днём масленая неделя завершалась. Родственники ходили  друг к другу просить прощения. Важно было  в этот день, перед Великим постом,  получить прощение.

        А ещё в этот день прощались с Масленицей, сжигали соломенное чучело, провожали зиму смехом, шутками, играми. Пора и нам с ней прощаться.

Русская народная песня « Прощай, Масленица!»

1.Ты прощай, прощай,  наша Масленица,

     Ты прощай, прощай,  наша широкая!

2.Ты не в среду-то пришла и не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье, всю неделюшку веселье.

Ведущая.    Вот и наше кончилось веселье.

                      Укатила Масленица, добрая красавица

                      До будущего года, до сырной недели.

А сейчас приглашаем всех на веселую ярмарку!

























Приложение № 8


Тематическая беседа по теме «Изба русских народных промыслов».

Краса ненаглядная.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия.

Ход беседы.

-Ребята, в какой стране мы с вами живем? А как нас с вами называют? А что вы знаете о нашей России?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, а кто из вас знает название старинных русских городов? Откуда, собственно, наша Русь пошла?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, люди всегда жили своим трудом, пахали землю, шили одежду, строили города, делали оружие, украшения, игрушки. Ребята, древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Все произведения народного искусства создавались ручными способом, причем каждый мастер все делал сам от начала до конца. Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшали свои дома, свой быт. Природа дала людям главный материал. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала, спроса на изделия, тем или иным мастерством овладевали целые семьи, а подчас и деревни. Так рождались народные промыслы - резьба по кости, плетение кружев, изготовление из оленьего меха. Чего только не увидишь из кости: украшения для женщин , гребни, шкатулки, ножи, крестики и образа икон. На Руси издавна славились кружевницы Рязанской области, Елецкой области, но самое знаменитое вологодское кружево. И где только не нашлось ему применение: воротники, манжеты, скатерти, шали и так далее. Глина одна из самых распространенных природных материалов.

- Что ребятки, дети делали из глины.

Ответы детей.

До наших времен дошли знаменитые дымковские игрушки из Новгорода, сделанные руками настоящих мастеров. А настоящие мастера учились всем секретам мастерства с детства. В селе Гжель, под Москвой еще в четырнадцатом веке изготовлялись из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. А отличались гжельские игрушки тем, что сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими мазками.

Воспитатель. А какой еще материал природа подарила человеку?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно ребята это дерево. Дерево было любимым и легко доступным материалом. Художественная резьба и роспись по дереву самые древние виды русского народного творчества. Какие красивые кружева украшают дома, резные двери, наличники, крыши, ворота и так далее. Много изделий было из бересты. Одно из самых ярких явлений в искусстве роспись - это хохлома. Как много вещей в нашем детском саду, украшенные хохломскими узора: стулья, столы, панно, посуда. Как много чудес на Руси. Как прекрасна Городецкая роспись, не оторвать восторженных глаз от лаковых изделий промыслов Федоскино, Палеха. Мало кто из посещающих нашу страну уезжали без сувениров.

Приложение №__16_

Музыкально-обрядовые игры в детском саду

Игры – универсальная забава: их нельзя отнести к какому-то определенному периоду и тем самым ограничить срок их жизни. Обряды на Руси всегда были интересны и важны и многое дети знают со слов своих бабушек и дедушек. Многие дети очень хорошо знают, что такое хоровод, как его водили, и что в хороводах обязательно пели песни.

Но это далеко не единственная игра наших предков. Они с удовольствием участвовали в забавах, которые сопровождались песнями, плясками и прочими проявлениями веселого и радостного настроя. Музыкально-обрядовые игры это лучшее, сохранившиеся традиции наших предков.

«ГОРЕЛКИ»

Все разделяются на пары. Водящего в этой игре называют «горящим». Затем все пары встают друг за другом, образуя вереницу, а «горящий» стоит впереди всех на два шага. Он не должен оглядываться назад.

Далее участники игры поют следующую песню:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле —

Гляди в поле.

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Погляди на небо —

Звезды горят,

Журавли кричат —

Гу, гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь.

После окончания этой песни «горящий» сразу же должен взглянуть на небо. В это время задняя пара разъединяется и бежит, причем один участник бежит по одну сторону от вереницы игроков, другой – по другую. Партнеры одной пары должны соединиться снова впереди «горящего». Если паре игроков это удается, то «горящий» продолжает водить. Если же «горящий» ловит кого-нибудь, то на его место встает оставшийся без пары игрок. Он – новый «горящий», а вновь образованная пара занимает место впереди вереницы. Игра продолжается дальше по уже описанному принципу.

«САЛКИ-КОЛДУНЫ»

В начале этой игры выбирается «колдун». Он должен дотронуться до какого-то игрока, и если ему это удается, то игрок обязан остановиться и расставить руки в стороны. Игрок будет считаться заколдованным. Другие игроки могут расколдовать его. Для этого ему достаточно просто дотронуться. Сложность заключается в том, что «колдун» не дает другим игрокам приблизиться к заколдованному.

Остальные игроки пытаются спасти заколдованного – и при этом поют:

– «Колдун», «колдун», перестань колдовать, отпусти его, отпусти погулять. А ты проснись, скорей очнись, прибегай к нам сам, обмани «колдуна».

«ГУСИ-ЛЕБЕДИ» И «ВОЛК»

Перед началом выбирают «волка» и «хозяина». Остальные игроки будут изображать «гусей-лебедей». «Волк» удаляется в какое-то определенное ему место. Оно называется «горой». «Хозяин» тоже отходит на некоторое расстояние и очерчивает около себя окружность большого диаметра, ограничивая свой «дом».

«Гуси-лебеди» сначала находятся в «доме» у «хозяина», а потом уходят гулять. Через некоторое время «хозяин» поет:

– Гуси-гуси, гуси-лебеди, скорей домой летите!

«Гуси» отвечают ему:

– Волк злой под горой!

«Хозяин»:

– Что волк делает?

«Гуси»:

– Травку щиплет.

«Хозяин»:

– Так скорей бегите же домой!

После этих слов «гуси» бегут по направлению к «дому», а «волк» их ловит и поодиночке уводит на свою «гору». Когда он переловит всех «гусей», «хозяин» топит специально для него «баню» и просит его помыться. «Волк» идет мыться, а при выходе из «бани» «хозяин» берет палку и, показывая ее «волку», поет:

– Волк-волчишко! Дам я тебе коровушку! Брошу тебе ее, волчишко!

«Хозяин» бросает палку, «волк» бежит за ней, а «гуси-лебеди» тем временем бегут «домой» к «хозяину».

«СЕЛЕЗЕНЬ» И «УТКА»

Из числа играющих выбирают «селезня» и «утку». Затем игроки образуют круг, в середину которого ставят «утку». «Селезень» же остается за кругом и старается ворваться в него, чтобы поймать «утку».

Игроки при этом поют:

Селезень ловил утку,

Молодой ловил серую.

– Поди, утица, домой,

Поди, серая, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмой – селезень.

Если «селезню» удается ворваться в круг и поймать «утку», то они меняются ролями.

«ДРЕМА»

Ребята образуют круг, в середину которого ставят стул. Выбирается «Дрема», он садится на стул в середине круга. Остальные водят хоровод и поют:

Сиди, Дрема,

Выбирай-ка, Дрема,

Бери, Дрема,

Бери, Дрема!

«Дрема» встает со скамейки и выбирает кого-нибудь из круга. Этот человек становится «Дремой», а тот, кто им был, встает в круг. Игра продолжается.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Участвовать в этой игре может большая компания. Они делятся на две команды, а в командах образуются пары. Пары встают лицом друг к другу и берутся за руки, чтобы получились «ворота».

Остальные игроки образуют цепочку. Они берутся за руки и пытаются все вместе как можно быстрее пройти между «воротами». «Ворота» между тем поют:

Тра-та-та, тра-та-та,

Отворяем ворота,

Золотые ворота,

Поспешайте все сюда,

Пропускаем раз, пропускаем два,

А на третий раз —

Не пропустим вас.

Пропев эту фразу, игроки, изображающие ворота, опускают руки. Те, кто не успел пройти, должны их сменить. Если «воротам» удается поймать всех игроков, они считаются победителями.

«БАРАШЕК СЕРЕНЬКИЙ»

Игроки выбирают «барашка», образуют вокруг него круг, ведут хоровод и поют:

Ты, барашек серенький,

Ты, барашек беленький!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

Ты нас не бодай,

Лучше с нами поиграй,

Ну, давай же, догоняй!

Когда игроки допоют, они разбегаются по игровой площадке. «Барашек» бежит за кем-то и старается поймать.

«РУЧЕЕК»

Число играющих нечетное. Игроки деляться на пары, встают друг против друга, берутся за руки и поднимают их высоко над головой, образуя тоннель. Один игрок, которому нет пары, встает в начале этого тоннеля и проходит через него. Остальные игроки поют:

Ручеек, ручеек!

Лейся, лейся, ручеек!

Из реки бери водицу,

Чтобы мы могли напиться.

Игрок, который проходит сквозь тоннель, может выдернуть из него любого игрока, образовав пару, и тот, кто остался в одиночестве, должен поменяться с ним ролями. Таким образом, и продолжается игра.































Приложение № 9



«Что за прелесть эти сказки».

Тематическая викторина, совместно с родителями.

ЦЕЛЬ:

1. Закрепить знания детей о русском народном творчестве.

2. Учить умению пересказывать сказки, часть сказки, отвечать на заданные вопросы по содержанию сказки.

3. Следить за четким произношением слов, правильно строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

4. Обогащение словаря.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались на конкурсе знатоков сказок. Я предлагаю разделиться на две команды: первая команда – родители, состоящая из 6 человек, вторая - дети, тоже состоящая из 6 человек.

Проверим, кто из вас лучше знает наши любимые всеми сказки, дети или взрослые.

А подвести итоги нам помогут наше уважаемое жюри.

1 задание. Для команды детей.

Вопрос. Что такое устное народное творчество?

Ответы детей.

Вопрос для команды родителей. Почему это творчество называется устным? Ответы родителей.

Вопрос для команды детей. Назовите русские народные сказки.

Ответы детей.

Вопрос для команды родителей. Какие виды устного творчества русского народа вы знаете?

Ответы родителей.

2 задание. Показ, драматизация русских народных песенок - потешек. На выбор «Петушок», «Огуречик, огуречик».

А родители драматизация потешек «Пчелки летят!» или «Идет коза рогатая».

Жюри подводит итог по двум конкурсам.

Ведущий:

Раньше в старые времена не было ни телевизоров, ни кино, ни книг у народа. И люди придумали - чем заниматься в свободное время: играли, забавляли, веселили, успокаивали малыша песенкой - потешкой.

3 задание. Литературная викторина.

За каждый правильный ответ команда получает очко.

Надо каждой команде отгадать название сказки по отрывку.

1 команде детей:

Ведущий: Как мне, батюшка-медведюшка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки внучка Аленушка. Меня девушки в лес заманили, заманивали, и покинули.

* Сойди, я тебя домой отнесу.

* Нет, я тебя боюсь - ты меня съешь.

Ответ детей.

Ведущий: А сейчас вопрос, для команды родителей.

- Тетерев сказал: - Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.

Ответ родителей.

Ведущий: Вопрос для команды детей.

- Съел петушок зернышко и подавился. Позвал курочку.

Ответы детей.

Ведущий: А этот вопрос, для команды наших родителей. Слушаем внимательно.

- Стали они жить-поживать, и козленок с ними живет, ест - пьет с Аленушкой из одной чашки.

Ответ родителей.

Ведущий: Следующий вопрос для наших молодых и юных знатоков:

- Съешь, для меня дело доброе сделай, моего ржаного пирожка - скажу. Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся.

Ответы детей.

Ведущий: Вопрос, команде родителей.

- Аленка села на лопату, а Терешечка ее в печку и пихнул заслонкой. А сам вышел из избушки и влез на высокий дуб.

Ответ родителей.

Ведущий: Следующий вопрос нашим малым деткам.

- Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась колечком, лежит на дороге.

Ответы детей.

Ведущий: И последний вопрос нашим родителям.

- Вот Нюрочка- девчурочка уселась на бычка и ухватилась за его рожки. Волчок - серый бочок, белые копытца, головой тряхнул, хвостиком махнул и побежал.

Ответ родителей.

Слово жюри – подведение итогов литературной викторины, определение победителей.

В это время раздается стук в дверь.

Входит медведь с коробом и говорит: «Относил пирожки дедушке и бабушке, а там оказалась Машенька! Ай да шалунья! Как меня провела! Любите мою сказку? Вот вам от меня подарки. Всем кукла-закрутка – мягкая народная игрушка. Призы победителям и призы другой команде! Вы просто отлично знаете сказки! Молодцы! Медведь машет лапой и уходит со словами: «Приходите ко мне в лес! »

Русская народная игра-хоровод «На лугу зеленом». Дети приглашают в игру своих родителей.
























Приложение № 10


Семинар-практикум (как одна из форм работы с родителями).

Тема: Кукольный театр в семье.

Цель: Обучение родителей изготовлению кукол, одежду для них. Организация постановки домашнего спектакля.

План:

  1. Знакомство родителей с видами театра.

  2. Практический показ изготовления театральных кукол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Есть ли у вас дома театральные куклы? Какие?

  2. Играете ли вы с вашим ребенком в кукольный театр?

  3. Как вы организуете домашний досуг детей?

(Родители, как правило, не организуют для своих детей домашние кукольные представления).

Важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его творческих спо­собностей, играет общение с взрослым.

Уважае­мые родители!

Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил. Как можно больше беседуйте с ребенком. Рассказывайте ему, что вы сейчас делаете, чем будете заниматься. Неоценимую помощь в общении с ребенком окажут вам русские народные потешки, сказки, считалки, скороговорки.

Сконцентри­ровав внимание на воспитательных моментах поможет кукольный театр. Театр не только доставляет малышу радость, но и приобщает к культуре и театральному искусству. Предлагаю несколько видов театра, который вы с успехом сможете использовать для развития творческих способностей малыша.

Простейшие кукольные театры - пальчиковый, перчаточный, театр рукавичек, настольный, теневой, верховые куклы, театр ложек. Театр кружек.

Остановимся на некоторых из них.

Театр кружек. Изготовить такой театр очень просто. Возьмите одинаковые пластмассовые кружки, пере­верните их донышком вверх. Сбоку от ручки приклейте кар­тинку персонажа, нарисован­ную или вырезанную из старых детских книг. Вы держите кружку за ручку и двигаете по столу. Если по ходу сказки персонаж начинает го­ворить, то вы одновременно с текстом покачиваете кружкой из стороны в сторону. Если на­чинает говорить второй персо­наж, то он тоже начинает пока­чиваться в ритме текста. А пер­вый в это время замирает и внимательно слушает. Это не­обходимо для того, чтобы малыш понял, какой персонаж в данный момент произносит текст.

Со временем ребёнок захочет принять непосредственное уча­стие в спектакле. Поддержите желание детей к выполнению роли, их стремление к этому, похвалите за инициативу.

Пальчиковый театра. Для него подойдут старые перчатки. Ак­куратно отрежьте пальчики. Заготовки готовы. Теперь при­дайте каждому пальчику облик представляемого персонажа. Подойдут любые лоскутки, из которых вы сделаете глазки, рот, нос и пришить к каждому пальчи­ку. Нитки различных цветов используйте для изготовления волос, бороды, усов. Все детали пришивают­ся к заготовке. После про­смотра куклы убираются в специальное место для хранения.

Перчаточный театра. Для него также подойдут старые перчат­ки разных цветов и съемные го­ловки кукол, сшитые из ткани и поролона. Туловище куклы - это перчатка, надетая на руку. На указательный палец надева­ется съемная головка куклы. Либо головка выполняется из ткани набитой ватой и поролоном.

Театр ложек. Этот театр самый доступный и простой вид верховых кукол. Изготовить театр ложек несложно. Для этого необходимы деревянные ложки. Не расписанные красками. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо человека или мордочку животного. Украшают ложку тканью, тесьмой, мехом. Из ткани шьют юбочку и надевают на ложку, завязав тесьмой. Получается яркая, легко управляемая кукла.

Участие детей в театрализованной игре вызывает у них только положительные эмоции, плюс к этому происходит развитие психофизических способностей, психических процессов (восприятие, воображение, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолога, перевоплощаться, брать на себя роль).


Приложение №22

Роль фольклора в развитии детей
Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процесс становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно.
В процессе общественного развития возникали различные формы и виды устного словесного творчества - фольклора. При этом некоторые виды и жанры фольклора прожили очень длительную жизнь. Как и любое другое творчество, искусство, фольклор способен оказывать значительное влияние на развитие ребенка, при этом в фольклоре заложена мудрость многих поколений народов, а значит влияние народного творчества на развитие ребенка будет только позитивным
В первую очередь, фольклор помогает развивать речь. Чем отличаются многие фольклорные произведения, будь то пословицы, притчи или сказки? Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Наконец, особое внимание стоит обратить на народную лирику, которая занимает особое место в мире фольклора. Состав песенного лирического фольклора гораздо разнообразнее многих фольклорных жанров, будь то героический эпос или даже сказки. Так, первые фольклорные песенки малыш слышит сразу же после рождения - мамы убаюкивают малышей ласковыми, спокойными колыбельными песенками, а иногда мама убаюкивает и еще не родившегося малыша. Кроме того, родители развлекают детей потешками, играя с их ручками и ножками, пальчиками, подбрасывая на руках или коленях. Кто из нас не слышал, не играл со своими ребенком в "сороку-ворону, которая кашку варила" или в "ладушки-ладушки". Многие пестушки сопровождают первые сознательные движения ребенка, помогая ему таким образом "закреплять пройденный материал", ассоциировать свои действия со звуковым его сопровождением, налаживая связь между действиями и речью.
Резюмируя, можно сказать о том, что фольклор в развитии детей играет важнейшую роль. Фольклор не только развивает устную речь малыша, но также позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!