Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 46 «Совенок»
Проект
« Формирование культуры общения у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности »
(Подготовительная группа)
Разработала воспитатель:
Трофимова Светлана Михайловна
2019-2020г., Сходня г.
Тип проекта:
творческий, информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта:
долгосрочный(6 месяцев), сентябрь 2020- февраль 2021г.
Участники проекта:
дети подготовительной группы группы, воспитатели, родители., музыкальный руководитель, логопед, физкультурный руководитель, психолог, старший воспитатель.
По количеству участников:
групповой
В. А. Сухомлинский.
«Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания»
Актуальность выбранной темы:
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в настоящее время вопросы нравственного воспитания детей встают особенно остро. Именно в дошкольном возрасте ребенок наиболее полно, всей душой воспринимает мир, учится быть человеком. Решающая роль в воспитании принадлежит семье, в которой ребёнок усваивает первую школу общения с близкими. Второй такой школой является детский сад, где ребёнок приобщается к окружающей жизни и у него сформировываются нравственные основы общения. Отсюда и значимость работы педагога по формированию культуры поведения у детей.
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Таким образом, развитие культуры общения в дошкольном возрасте является актуальной проблемой, так как общение один из главных факторов развития личности в дошкольном возрасте. И как средство развития культуры общения дошкольников наиболее подходящей, по-моему, является игровая деятельность.
Цель:
- создать условия для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста.
- создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование у ребенка позитивных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи:
- создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
- освоить современные технологии и методы организации игры.
- разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр по возрастной группе.
- расширить представления и знания детей о нормах и правилах культуры общения;
- развивать положительные взаимоотношения между детьми, детьми;
- воспитывать у детей желание быть вежливыми, используя речевые контакты;
- воспитывать интерес к играм, помочь детям получить радость, удовольствие от игры,
- пробудить желание играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей.
Для выполнения поставленных целей следует работать над решением следующих задач:
В качестве ожидаемого результата работы предполагается:
- научиться применять современные педагогические технологии в личной практике;
- развивать познавательную, трудовую, игровую активность у детей;
- Развивать познавательную активность детей позволяют разнообразные дидактические игры постоянно повышать свой уровень владения методикой работы с дошкольниками;
- изучать классические и современные методические подходы, касающиеся выбранной темы самообразования; предпринимать попытки обобщения и распространения собственного полученного опыта.
- Благоприятная психологическая атмосфера в детском коллективе;
- Дети понимают и принимают основные правила поведения в обществе, положительно относятся к их соблюдению;
- Родители заинтересованы воспитанием детей, формированием у детей навыков культурного поведения, обладают соответствующими компетенциями.
Было проведено анкетирование родителей детей старшей группы с целью определения их взгляда на формирование культуры поведения у детей. В результате было выявлено, что родители хотят видеть следующие проявления воспитанности у детей:
1. Вежливость. Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих.
4. Чувство такта. Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми.
2. Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст повода ощущать свое превосходство, не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию.
3. Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.
5. Предупредительность. Добиваясь от детей предупредительности, мы хотим, чтобы она проявлялась у них из добрых побуждений оказать внимание, помочь близким и окружающим людям.
6. Скромность. Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством.
8. Дисциплинированность. Дисциплинированность проявляется в культуре чувств, поступков, потребностей.
1 этап: Информационный
1.Оформление предметно- развивающей среды сюжетно-ролевыми играми
2.Изучение педагогической, методической литературы по теме
Изготовление дидактических игр
2 этап Содержательный
1. НОД «Путешествие в волшебный мир сказок или 5 заданий из волшебного мешочка".
2. Зимнее развлечение на улице «В гостях у снеговика»
3. НОД
«Инсценировка сказки «Лисичка сестричка и волк»»
4. Игры по ПДД и основам безопасности
5. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Парикмахерская»
Дидактические игры
Подвижные игры
Конструирование
3. Заключительный этап
Анализ результатов проекта
В результате проделанной работы дети стали более общительными, дружелюбными; они научились устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций. Воспитанники научились слушать друг друга, стали более организованные, дисциплинированные, внимательные, наблюдательные. В процессе работы, у детей сформировалось понятие о том, что воспитанный человек дружелюбней, всегда будет пользоваться симпатией у окружающих. Это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей.
Мы помогаем детям понять, что «дружба» дает радость общения и нужно уметь доставлять эту радость другому.
Наша задача продолжить работу по этой теме
1. Улучшить и сформировать коммуникативные навыки и умения.
2. Снизить негативные эмоции и конфликтные ситуации.
3. Научить детей умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.
4. Формировать наиболее сплоченные отношения детей в обществе и играх.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Хухлаева О.Н. «Лесенка радости». М.,1998 г. 2.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". Ярославль, 1996г. 3.Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей". Ярославль, 1996 г. 4. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16. 5. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с. 6. Коблянская, Е.В.Психологические аспекты социальной компетентности. [Текст] /Е.В. Коблянская //Дис. … канд. психол. наук. СПб., 2005 7. Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н.К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-112 8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с. 9. Лыкова, И.А. Диалог с исскуством: смысловое значение на языке образов, знаков и символов культуры [Текст] / И.А. Лыкова // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С.90-105 10. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] / В.С. Мухина. – Изд.: Академия, 2009, —11. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — С.76-83 12. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126 13. Судоплатова, Ю.А. Народная сказка как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Судоплатова, Д.Н. Дубинина // Детский сад: теория и практика. – 2013. — № 3. — С. 84-14.Репринцева, Г. И. Игра – ключ к душе ребёнка: Гармонизация отношений ребёнка с окружающим миром: метод. пос. / Г. И. Репринцева. – М.: ФОРУМ, 2008.