ПРОЕКТ
Тема: «Формирование основ безопасности
у детей 5-6 лет».
Воспитатели компенсирующей
группы «Детского сада № 47«Теремок»
Матвеева С.А.
Новоселова Г.А.
г. Вельск.
2021 г.
Безопасности формула есть:
«Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности-всё избежать,
а где надо – на помощь позвать!»
Актуальность.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях учреждения дошкольного образования является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Цель проекта: формирование и систематизация у детей осознанного выполнения общепринятых норм и правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях повседневной жизни, стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.
Задачи:
1.Формировать представления детей о свойствах различных природных объектов, связанных с ними потенциально опасных ситуациях,закреплять знания детей о здоровом образе жизни.
2.Обогащать и систематизировать представления детей о факторах потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения.
3.Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
4.Закреплять знания о правилах поведения на улице, дороге, в транспорте.
Тип проекта: долгосрочный, информационный, практико-ориентированный.
Длительность проекта: 9 месяцев
Участники проекта: педагоги, музыкальный руководитель, дети и их родители.
Планируемый результат:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
знание правил безопасного поведения на улицах города.
умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
Основные формы реализации проекта: беседы, ООД, детское художественное творчество, дидактические игры, тренинг - соревнования, чтение художественной литературы, виртуальные экскурсии с использованием ИКТ, экскурсии в парковую зону, ГИБДД, пожарную часть и др.; работа с родителями.
План реализации проекта.
Первый этап (подготовительный) – сентябрь-октябрь 2021г.
- изучение научной и методической литературы по вопросам основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, выявление уровня родительской компетентности.
- сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми и их родителями;
-создание необходимых условий для реализации проекта; пополнение РППС;
-разработка перспективного плана деятельности по обучению детей основам собственной безопасности;
-разработка конспектов НОД, бесед, досугов, викторин, развлечений;
-создание альбомов по безопасности;
- создание картотеки дидактических, подвижных игр по ознакомлению детей с основами безопасности;
- использование электронных презентаций;
-создание настольного макета, моделирующий улицы и дороги, светофор, пешеходный переход;
Второй этап (деятельностный ) - ноябрь 2021г. – май 2022г.
Работа по реализации данного проекта осуществляется по 4 тематическим блокам:
I блок – «Природа и безопасность»
II блок - «Безопасность на улице»
III блок - «Безопасность в помещении»
IV блок - «Безопасность в общении»
Третий этап – обобщающий (апрель- май 2022г.)
- анализ эффективности реализованной работы по проекту;
-обобщение и распространение опыта работы на уровне учреждения;
- систематизация разработанного методического материала;
-создание электронных консультационных циклов для родителей;
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста на 2021-2022 г.
№ | Тема | Формы работы с детьми |
Сентябрь | Адаптационный период | Беседа: «Простые правила» (Книга стр.15) Обучающая ситуация «Дружно и организованнно» (Книга стр.19) Д\и «Запрещается - разрешается» Ситуация нравственного выбора «Маша и Витя» (Книга стр.132) Просмотр мультфильма «В каждом маленьком ребенке». |
Октябрь Природа и безопасность | Тема: Правила сбора растений и грибов. Тема: Природные сообщества. | 1неделя. Презентация «Ягоды съедобные и несъедобные» Рассматривание иллюстраций: «Грибы в лесу», «Съедобные и несъедобные грибы», «Ядовитые растения», «Лекарственные растения». Беседы: «Лес – богатство нашей Родины», «Съедобные и несъедобные грибы», «Что делать при отравлении грибами». Чтение Л.Толстой «Косточка» (22а- 330) 2 неделя. Образовательная ситуация «Кому грибы в лесу нужны» ( Конспекты стр.110) Д\и игры: «Такие вкусные ягоды» Что будет если…», «Собери грибы в корзину», «Съедобные – несъедобные ягоды» 3 неделя. Познавательный рассказ «Тайны леса» (Книга стр.124) Чтение сказки Ш. Перро « Красная Шапочка» 4 неделя. Образовательная ситуация «Хлеб- всему голова» (Книга стр.125) Инсценировка сказки «Петушок и два мышонка» |
Ноябрь Природа и безопасность Безопасность в помещении. | Тема: Домашние и дикие животные Тема: Безопасный дом. | 1 неделя. Беседа: «Когда домашние животные бывают опасны», «Не дразните собак.», «Как вести себя при встрече с животными». (35- 89) Просмотр м\ф «Большой секрет для маленькой компании» 2 неделя. Проигрывание ситуации: «Осторожно! Я кусаюсь…». Наблюдение «Домашние питомцы на прогулке» (Книга ст.147) Чтение Л.Пеньевская «Когда я была маленькая» (22а- 333) 3 неделя Беседа: «В мире опасных вещей». Беседа «Одежда по погоде» (Конспекты стр.107) Д\ и: «Не всякий клад - находка», «Опасно- не опасно», «Вопрос - ответ». 4 неделя Обучающая ситуация «Предметы, требующие осторожного обращения (Конспекты стр.117) Просмотр м\ф «Винтик и Шпунтик – веселые мастера» |
Декабрь Безопасность в общении. Природа и безопасность. | Тема: Права детей. Тема: Природные явления и безопасность зимой. | 1 неделя. Беседа: «Здоровье и питание» (Книга стр.59,35-37) Образовательная ситуация « Наш друг - вода».(Книга стр.58) 2 неделя. Образовательная ситуация « Права и правила» (Конспекты стр.121) Д\и «Буриме» по теме « Имена». Знакомство с пословицами и поговорками об имени. (Книга стр.55) 3 неделя Образовательная ситуация «Чистый ли снег» (Конспекты стр.130) 4 неделя. Просмотр м\ф «На тонком льду». Составление рассказов «Что будет» (по сюжетным картинкам) |
Январь Безопасность на улице Безопасность в помещении: | Тема: Правила дорожного движения. Тема: Безопасный дом | 2 неделя. Беседа: «Правила поведения в транспорте и на улице» (Книга 35, стр.95-97) Образовательная ситуация «Пешеходный переход» (Конспекты, стр.153) 3 неделя. Беседы: «Где живет электричество», «Кто придумал спички», «Чем опасны острые предметы». Просмотр м\ф «Петушок-золотой гребешок». Образовательная ситуация «Откуда берутся неприятности (Конспекты, стр.128) 4 неделя Беседа «Детские шалости с огнём» Режиссёрские игры: «Один дома», « Идем в гости». Рассматривание сюжетных картинок о горючих веществах и опасных предметах. Решение проблемной ситуации: «Если рядом огонь». |
Февраль Безопасность на улице. Безопасность в общении. | Тема: Правила дорожно- го движения Тема: Ты и другие дети. | 1 неделя. Презентация «Если с другом вышел в путь» (Книга, стр.107) Беседы: «Знакомство с улицей», «Дорожные знаки», 2 неделя. Викторина «Путешествие по городу» (Конспект, стр.155) Д\ и: «Светофорики», «Дорожные знаки». 3 неделя. Образовательная ситуация «Как поступит друг» (Конспект стр. 141) Просмотр м\ф «Крокодил Гена и его друзья» 4 неделя. Анализ ситуаций: «Почему поссорились друзья» (Книга стр.83) С\р игра: «Люди добрые, люди злые». |
Март Безопасность в общении Безопасность в помещении. | Тема: Один дома Тема: Безопасность в общественных местах. | 1 неделя. Обсуждение стихотворения С.Черный «Когда никого нет дома». (Конспекты стр.67) 2 неделя. Беседа: «Один дома» (Конспект стр.67) Просмотр м\ф «Волк и семеро козлят». Чтение и обсуждение поступков героев сказок «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка». 3 неделя Беседа «Простые правила» (Конспекты, стр.149) Составление рассказов по картинкам «Почему нельзя». (Книга стр.89) 4 неделя. Игровая ситуация «Как не потеряться в супермаркете» (Книга стр.91) |
Апрель Безопасность в помещении. Безопасность в общении. | Тема: Безопасность в общественных местах Тема: Общение с незнакомыми людьми. | 1 неделя. Игра «Собираемся в музей» (Конспекты стр.149) Просмотр м\ф «Ну,погоди» 2 неделя. Беседа «Азбука цирка» Книга стр.105 3 неделя. Обыгрывание и обсуждение ситуаций: «Если я потерялся на улице», «Незнакомец предлагает игрушку», «Что делать, если тебя похитили на улице?», «Кому из взрослых можно доверять?». 4 неделя. Просмотр м\ф « Тимка и Димка» Конспекты стр. 113 Образовательная ситуация: «Слонёнок заблудился» Конспекты стр. 114 |
Май Природа и безопасность Безопасность на улице. | Тема: Природа весной и безопасность: Тема: Правила дорожно- го движения | 1 неделя. Беседы: «Солнце, воздух и вода». «Земля – наш общий дом», «Чем опасен водоем». 2 неделя. Наблюдение «Кто живет на лугу». Конспект стр.158 Конструирование: «Панамка из бумаги»; создание табличек - знаков: «Правила поведения в природе». 3 неделя. Беседа «Правила поведения в транспорте» Викторина «По произведениям С. Михалкова» Изготовление альбома: «Знай и соблюдай правила дорожного движения». С\р игра:«Мы пешеходы»,«Я - водитель». |
Работа с родителями:
1.Папки-передвижки: «Общение с природой – прекрасно или опасно?», «Растения могут быть опасными», «Безопасность вашего ребенка», «Навыки личной безопасности», «Осторожно - терроризм», «Как избежать неприятностей дома»
2.Консультация «Правила поведения вблизи водоемов».
3.Оформление памятки: «Что делать при отравлении грибами»; «Как вести себя при встрече с животными».
4.Индивидуальные беседы.
5. Выставка рисунков и поделок по теме: «Знай и соблюдай правила дорожного движения», «Контакты с незнакомыми людьми», «Злой и добрый человек».
6. День открытых дверей “Как мы учим детей правилам дорожного движения”.
Оценка результативности проекта:
Таким образом, эффективность работы проведенной с детьми подтверждают следующие результаты:
1. Сформированы представления и навыки безопасного поведения на улице, дома, в природе.
2. Расширен кругозор о правилах безопасного поведения;
3. Сформированы умения работать в команде сверстников, умения сотрудничать, сочувствовать и сопереживать, высказывать свои мысли
4. Развиты мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.
Выводы:
За год проектной деятельности в направлении воспитания у детей безопасного поведения мы наблюдаем динамику усвоения детьми знаний. Мы можем с уверенностью сказать, что работа дала хорошие результаты: у детей виден прогресс в знаниях, умениях и навыках. Дети активны в совместной и самостоятельной деятельности, любознательны. Обучить детей безопасному поведению – это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
В ходе совместной деятельности продолжают развиваться детско-родительские отношения. Родители понимают необходимость участия в проектной деятельности, в экскурсиях, походах и др. мероприятиях ДОУ. С помощью родителей созданы проекты, макеты, творческие выставки домашние копилки по сбору информации по безопасности.
Перспективы дальнейшего развития проекта с детьми:
использовать в работе с детьми проектную деятельность, затрагивающую определенные темы, наиболее актуальные на сегодняшний день;
вызвать желание детей участвовать в совместной проектной деятельности со взрослыми или сверстниками;
расширить представления детей о последствиях общения с незнакомыми людьми;
расширить блок «Безопасность на дороге» методическими и дидактическими материалами, разработать мини-проекты для дошкольников;
Литература
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. - СПб: «Детство - Пресс», 2002. - 144 с.
Козлова С.А. Коррекционно - развивающие занятия с дошкольниками. - М: «Линка - пресс», 2000. - 224 с: ил..
Лункевич Л.В. Безопасность. Для детей старшего дошкольного возраста: альбом. - М.: издательство ACT _ЛТД, 1997, 32 с: ил..
Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Г. Один дома. Обучение старших дошкольников правилам поведения./ «Д.В.» № 9, 1999.
Степаненкова Э.Я. Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения . М: Издательство " Просвещение " , 1979г.
приложение 1.
План работы с родителями на 2021-2022 год