муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 27 г.Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Направление «Инновационные образовательные ресурсы»
Проект
«Город профессий»
старший дошкольный возраст
Авторы проекта:
Киселева Наталья Константиновна,
воспитатель первой квалификационной категории
Кузнецова Марина Васильевна,
воспитатель первой квалификационной категории
Сыркина Наталья Петровна,
музыкальный руководитель первой квалификационной категории
Лениногорск, 2019 год
Содержание:
Введение …………………………………………………………………3
Актуальность проекта…………………………………………………... 3
Цель ……………………………………………………………………... 4
Задачи проекта………………………………………………………… 4
Формы работы с дошкольниками……………………………………….4
Ожидаемые результаты………………………………………………….4
Реализация проекта………………………………………………………5
Заключительный этап…………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………………. 11
Срок реализации: долгосрочный.
Тип проекта: творческий, познавательный, информационный
Участники проектной деятельности: воспитанники и родители старшей группы, педагоги МБДОУ «Детский сад № 27 г. Лениногорска», окружающий социум.
Срок реализации проекта: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.
Введение:
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Актуальность проекта:
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Город профессий»
Цель проекта:
обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости.
- Создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании, через различные формы работы и виды деятельности.
- Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
- Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
- Помочь понять детям, о важности, необходимости каждой профессии.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память.
- Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
Формы работы с дошкольниками:
- онлайн экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- видеорепортажи;
- квест-игры;
- лепбуки;
- рассказы воспитателей и родителей;
- организованная образовательная деятельность;
- игры, праздники и развлечения;
- самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформировано обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизирована познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- развито чувство уважения к людям разных профессий.
Реализация проекта
Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:
I этап (организационный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями, подбор музыкальных произведений, цикла бесед и рассказов для детей, конспектов занятий, подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций и интерактивных игр; пополнение предметно – пространственной развивающей среды
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей»
Практический этап
Содержание | Участники | Сроки |
Просмотр презентаций: «Все работы хороши» «Дело мастера боится» «Профессии» | воспитатели дошкольники | сентябрь |
Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии» | воспитатели дошкольники | сентябрь - октябрь |
Серия бесед: «Кто работает в детском саду» «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий» «Мир профессий» Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы Составление рассказов о профессии родителей | воспитатели дошкольники | в течение всего времени реализации проекта |
Экскурсии: пожарная часть аптека МЧС магазин библиотека парикмахерская онлайн-экскурсия на строительный объект | воспитатели дошкольники | в течение всего времени реализации проекта |
Дидактические игры: «Угадай кто это?» «Магазин игрушек» «Кто больше расскажет о профессии!» «Угадайте, что я делаю?» «Где можно это купить?» «Назови профессию» «Что кому» «Угадай профессию» «Кому без них не обойтись» «Профессии людей» «Кто, что делает?» «Что случилось, если бы не работал …» «Что делают этим предметом» | воспитатели дошкольники | в течение всего времени реализации проекта |
Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Больница» «Салон красоты» «Водители» «Строители» «Школа» «Детский сад» «Ветеринарная лечебница» «Скорая помощь» «Швейное ателье» «Супермаркет» «Фотоателье» «Библиотека» | воспитатели дошкольники | в течение всего времени реализации проекта |
Игры-имитации: «Мамины помощники» «Готовим обед для всей семьи» «Мы снимаем фильм» | воспитатели дошкольники | в течение всего времени реализации проекта |
Профориентационные настольные игры, занятия, притчи www.калейдоскоппрофессий.рф, www.plusprofi.ru,www.psifora.ru, www.youtube.com/NavigatumRu | воспитатели дошкольники | в течение всего времени реализации проекта |
Составление фотоальбомов по профессиям «Профессии моей семьи» | дошкольники родители | ноябрь |
Встречи с интересными людьми: работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…» младший воспитатель «О важности профессии» повар «О вкусной и здоровой пище» | воспитатели дошкольники родители | декабрь-январь |
Мастер-классы с родителями и детьми: «Золотые руки наших мам» «Подарок для папы своими руками» «Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит» | воспитатели дошкольники родители | ноябрь февраль |
Выставки творческих работ на тему «Кем хочу я стать» | дошкольники родители | март |
Чтение художественной и познавательной литературы А.Барто, И. Токмакова, С. Михалков «Кем быть?» А. Алиш «Чем занимаются люди», пер. Г. Каримовой В.Орлов «Кому что снится», «Повар» В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка» В Лифшиц «И мы трудиться будем» Г. Люшнин «Строители» Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремёсла?» Е. А. Алябьева «Ребенок в мире взрослых» Рассказы о профессиях Е. Пермяк «Мамина работа» И. Карпова «Шофер» К. Чуковский «Доктор Айболит» М. Пожарова «Маляры» «Семь Семеонов - семь работников» С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные», «Почта» С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа - милиционер» С. Баруздин «Кто построил этот дом?» Я. Аким «Неумейка» Я. Дягутите «Руки человека» | воспитатели дошкольники | в течение всего времени реализации проекта |
Пополнение библиотеки и «полочки умных книг» новыми энциклопедиями, книгами, журналами по теме | воспитатели родители | в течение всего времени реализации проекта |
Создание лепбуков «Профессии» | воспитатели | в течение всего времени реализации проекта |
Оформление атрибутов, пошив костюмов для сюжетно-ролевых игр: «Автомастерская» «Салон красоты» «ПДД» «Поликлиника» «Библиотека» | воспитатели родители | в течение всего времени реализации проекта |
Оформление информации о проведенной работе по проекту для родителей (стенд) | воспитатели | апрель |
Музыкальный репертуар: «Марш пожарных» В.Шубин «Кем стать?» Г.Шайдулова, Е.Плотникова «Страна поваров» муз. и сл. Л. Чернышовой «Веселый доктор» муз.Е.Зарицкая, сл.И.Шевчука «Песенка о ремонте» В.Шаинский, М.Пляцковский «Стал сапожником Енот» муз.Л.Лядовой, сл.М.Пляцковского «Почтальон» муз. А. Самонова, сл. А. Расцветникова «Наши воспитательницы» муз.А.Самонова, сл.И.Черницкой танец «Морячка» танец «Поварята» «Парикмахерская полька» | музыкальный руководитель воспитатели дошкольники родители | в течение всего времени реализации проекта |
Развлечения, досуги, конкурсные программы «Все профессии важны, все работы хороши!» «Путешествие в страну профессий» «Я б в строители пошел, пусть меня научат…» «Калейдоскоп профессий» «Парад профессий» КВН «Мир профессий» | воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, дошкольники родители | 1 раз в месяц |
Игровая программа «КидСкилс» – реалистичная детская страна, в которой ребёнок может освоить множество профессий, развить свои таланты, получить практические навыки и знания об окружающем мире. | воспитатели дошкольники родители | май |
Заключительный этап
Подведение итогов
Художественно-творческая (продуктивная) деятельность детей (выставка детских работ).
Игровая программа «КидСкилс»
Список использованной литературы:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. – М. ООО: «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2002
2. Буре, Р.С.; Година, Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983
3. Даль В.И. Пословицы русского народа. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1997
4. День работой весел: Пословицы и поговорки о труде. – М.: «Детская литература», 1986
5. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. М.: Просвещение, 1988
6. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. Изд-во "Николаев", 2004
7. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
8. Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться. М. ТЦ «Сфера», 2012
9. Нечаева В.Г., Буре Р.С., Золик Л.В. и др. Воспитание дошкольников в труде. - 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980
10. Нефёдова К.П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родителей. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006
11. «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е, Комаровой Т.С., Васильевой М.А., примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, М: Издательство «Мозаика-Синтез», 2014
12. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008
13. Степанов В.А. Профессии. Когда я вырасту. - М.: «Омега», 1998
14. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005
15. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010
13