СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Готовимся стать школьниками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Готовимся стать школьниками"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 95 комбинированного вида»











Познавательный проект

«Готовимся стать школьниками»









Составители:

воспитатели Ларюшкина Е.Л.

Шардинова О.В.

учитель-логопед Драничникова Е.В.









Пояснительная записка

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать,

писать и считать. Быть готовым к школе - значит

быть готовым всему этому научиться». (Л.Н.Венгер)



Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Таким образом, все это может быть отражено именно в краткосрочном проекте «Готовимся стать школьниками». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.


Этапы реализации проекта:

I этап «Подготовительный»

В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта; подбор литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику, необходимого для реализации проекта; прогнозирование результата; разработка конструктов НОД и бесед по ознакомлению детей со школьной жизнью; сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.

II этап – «Организационный» (совместная работа с детьми, родителями, социальными партнерами).

1. Оформление информационного стенда для родителей

2. Организация развивающей предметной среды:

  • Подбор художественной литературы

  • Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок

  • Подбор дидактических, словесных, настольных игр, игр – этюдов по ознакомлению с профессиями.

III этап - «Познавательно-творческий»

  • Проведение целевых экскурсий

  • Просмотр презентаций и фильмов о школе и школьной жизни

  • Беседы о школьных профессиях

  • Чтение художественной литературы

  • Организация дидактических, словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр, игр-этюдов

  • Продуктивная деятельность: творческие коллективные работы, творческие семейные работы, рисование, аппликация, лепка.

  • Досуг «Страна знаний»

IV этап «Презентационный»

Проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы, представление результатов проекта в виде:

  • Творческой презентации проекта

  • Досуга «Страна знаний»

  • Фотовыставка на тему: «Как мы готовимся в школу»



I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, игровой¸ творческий.

По продолжительности: краткосрочный

По характеру контактов: внутригрупповой.

По количеству участников: групповой, фронтальный.

Участники проекта:

  • Педагоги группы

  • Дети подготовительной группы

  • Родители

  • Специалисты детского сада

  • Окружающий социум

Актуальность:

Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики.

Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы личности, её свойства, качества и способности, которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка как школьника.

Поступление в школу - один из самых важных этапов в развитии ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период школьного обучения.

Важнейшая задача детского сада и родителей - психологическая подготовка ребенка к поступлению в школу. В связи с этим появилась необходимость создания познавательного проекта «Готовимся стать школьниками».



Цель проекта:

Формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Задачи проекта:

  1. Формировать положительную учебную мотивацию;

  2. Формировать представления детей о школе и её значении;

  3. Воспитывать культуру общения и культуры поведения в общественных местах;

  4. Развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.);

  5. Развитие творчески активной личности, развитию навыков общения, работы в коллективе;

  6. Систематизировать знание детей о здоровом образе жизни, как условии успешного обучения в школе.

  7. Воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.

  8. Активизировать словарный запас, развивать выразительностью речи, средствами вербального и невербального общения;

  9. Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки

  10. Предупреждение и снятие тревожности и страха перед школой; психо - эмоционального развития ребенка и коррекции речевых нарушений.

Психолого-педагогические условия

В соответствии с ФГОС ДО для успешной реализации проекта должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;

  • вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательную деятельность.

Принципы реализации проекта:

  • личностно-ориентированный подход в целенаправленном процессе воспитания положительного отношения к школе;

  • научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;

  • единство содержания форм и методов работы;

  • принцип сотворчества детей, педагогов и родителей;

  • принцип доступности;

  • принцип системности и последовательности.

Предполагаемые результаты в соответствии целевых ориентиров ФГОС ДО:

  • Сформированы у детей старшего дошкольного возраста «внутренняя позиция школьника» и предпосылкик учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования;

  • Накоплен большой багаж знаний о школе;

  • Снижена тревожность у детей, связанная со школьным обучением;

  • Нормализован уровень развития психических процессов и речевой деятельности детей;

  • Повышена компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школе.

  • У детей сформированы учебно-познавательный мотив и произвольность поведения.

  • Подготовлена рука к письму.

Формы организации деятельности:

  • Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

  • Совместная деятельность ребенка со взрослыми.

  • Самостоятельная деятельность детей.

  • Интерактивная работа с родителями.

Методы проекта:

НОД, информационно – познавательнаядеятельность; наблюденияза трудом взрослых; целевые прогулки и экскурсии; чтение художественной литературы; игровая деятельность: игры - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие, игры - этюды; конструирование;макетирование, коллекционирование; совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация трудовых действий; самостоятельная деятельность; художественно-творческая деятельность; взаимодействие с семьями воспитанников.


II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ


Месяц

Формы и методы работыс детьми

Формыи методы работы

с родителями

сентябрь

Беседы:

  • «1 сентября – День знаний»

  • «Уроки и переменыв школе»

Экскурсии:

  • «Школьная праздничная линейка»

  • «Знакомство со школой»

Словесные игры:

  • «Урок – перемена»

  • «Я хочу в школу, потому что…»

Дидактические игры:

  • «Домино «Первоклассник»

  • «Кто работает в школе»

  • «Мой путь в школу»

Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей:

  • «Давайте поздороваемся»

  • «Встаньте все те, кто...»

Чтение и рассказывание стихотворений о школе.

  • Л.А. Арсенова «Что такое школа»

  • M. Зощенко «Пора вставать!»

  • З. Александрова «В школу»

  • Н. Самоний «В добрый час, первоклашки!»

Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.

Слушание детских песен

  • "Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная Музыка: Игорь Римденок

  • «Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский Музыка: В. Шаинский

Рисование:

  • «Школа»

Просмотр мультфильмов:

  • «Маша идет в школу»

  • «Лесная школа».

  • Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»



  • Консультация «Что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет»


  • Анкетирование родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником».


  • Стендовая информация «Леворукий ребёнок»


октябрь

Беседы:

  • «О правилах поведения в школе»

  • «Школьные принадлежности»

  • «Откуда ручка пришла»

Выставки:

  • «Школьные принадлежности»

  • «Мои родители – школьники»

Словесные игры:

  • «Собери портфель в школу»

Дидактические игры:

  • «Собираемся в школу»

  • «Расшифруй слова»

  • Лото «Школьные принадлежности

Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей:

  • «Опиши друга»

  • «Мое настроение»

Чтение:

  • «Слово о моей учительнице»

  • Н. Голь«Школьный звонок»

  • С. Пшеничных «Удивительный букет»

  • А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы»

  • Виктор Голявкин «Карусель в голове»

Аппликация:

  • «Школьные принадлежности»

Слушание песен:

  • «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина

  • «Здравствуй, первый класс!» Слова: Владимир Степанов. Музыка: Станислав Стемпневский

  • «Здравствуй, школа!» Слова и музыка Людмилы Мельниковой

Просмотр мультфильмов:

  • «В стране невыученных уроков»

  • «Остров ошибок»

Трудовая деятельность:

  • «Наведем порядок в шкафчиках»

  • «Учимся ремонтировать книги»

  • Советы педагога-психолога родителям «Скоро в школу»


  • Памятка родителям будущих первоклассников «Психоло-гическиеособенности старших дошкольников»


  • Советы учителя - логопеда «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма».

ноябрь

Беседы:

  • «Школьная форма»

  • «Какие бывают уроки»

Словесные игры:

  • «Я начну, а ты продолжи»

  • «Логические пары»

Сюжетно-ролевая игра:

  • «Школа»

Дидактические игры:

  • «Четвертый лишний»

  • «Парочки»

  • «Читаем по буквам»

Подвижная игра:

  • «Кто первым придёт в школу»

Чтение:

  • Агния Барто «Три звонка»

  • Елена Долгих «Первый класс»

  • Л.Кинцель «Первоклассник»

  • Л.Каминский «Начинаю новую жизнь»

  • Пословицы и поговорки об учении.

Вечер загадок

  • «Скоро в школу».

Аппликация

  • «Школа»

Рисование:

  • «Школьный сад»

Конструирование:

  • «Здание школы»

Слушание песен:

  • «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин. Музыка: Владимир Шаинский.

  • «Здравствуй, школа!». Музыка Виталия Алексеева. Слова Марии Филатовой

  • «Самый лучший в мире класс». Слова: Петр Синявский. Музыка: Яковлев

Просмотр мультфильмов:

  • «На задней парте»

  • «Вовка в тридевятом царстве»

  • Консультация педагога – психолога «Внимание – один из важных психических процессов для развития личности ребенка. Как побороть рассеянность»


  • Деловая игра «Ваш ребёнок скоро станет школьником»


декабрь

Беседы:

  • «Как построить свой день»

  • «Составление режима дня»

Экскурсия:

  • «В школьной библиотеке»

Словесные игры:

  • «Назови слово»

  • «Цепочка слов»

  • «Подбери определение»

  • «Назови слово на букву…»

Дидактические игры:

  • «Кубики для всех»

  • «Забавные истории»

  • «Школьная доска»

Сюжетно-ролевая игра:

  • «В школьной библиотеке»

Подвижные игры:

  • «Непослушные ученики»

Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей:

  • «Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся»

  • «Волшебные средства понимания»

Чтение:

  • О. Дриз «Когда человеку шесть»

  • Ю. Вийра «Дедушкины валенки».

  • Н. Носов «Незнайка учится»

  • Л.Толстой «Филиппок»

  • Виктор Голявкин «Моя работа»

Слушание песен

  • «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков

  • «Кто добрее всех на свете». Слова и музыка Людмилы Мельниковой

  • «Учительница». Слова: Константин Ибряев. Музыка: Юрий Чичков

  • «Первое сентября». Слова и музыка Николая Моткова

Просмотр мультфильмов

  • «Слоненок пошел учиться»

  • «История с единицей»

  • Буклет «Критерии готовности ребенка к школьному обучению»


  • Консультация «Режим дня будущего первоклассника»


  • Телефонная «горячая линия»: «Что беспокоит родителей перед записью детей в школу»

январь

Беседы:

  • «Мой дневник»

  • «Мой пенал»

Составление рассказа по картине «В школу»

Сюжетно – ролевая игра

  • «Магазин. Отдел школьных принадлежностей»

Словесные игры:

  • «Один, два, пять»

  • «Похожие слова»

Дидактические игры

  • «Сложи узор»

  • «Читаем предложения»

  • «Числовые домики»

Пальчиковая игра:

  • «Скоро в школу»

Игры по развитию эмоционально-волевой сферы у детей:

  • «Сделаем по кругу друг другу подарок»

  • «Ролевое проигрывание ситуаций»

Подвижная игра:

  • «Пятерки»

Час загадок и ребусов о школе.

Чтение:

  • Ю. Коваль «Нулевой класс»

  • Л.Каминский «Сочинение»

  • В. Берестов «Школьные зарисовки»

Конструирование:

  • «Школа моей мечты»

Коллаж:

  • «Мой портфель»

Слушание песен:

«На урок». Музыка и слова В. Топильницкого

«Страна знаний». Слова: Ольга Безымянная. Музыка: Игорь Римденок

Просмотр мультфильмов:

  • «Проделкин в школе»

  • «Зайка идет в школу»

  • Консультация «Готовим руку к письму»


  • Родительские собрания с участием педагога-психолога с обсуждением причин возникновения трудностей в период адаптации детей к школе, роли семьи в преодолении этих трудностей;


  • Буклет «Пять компонентов готовности к школе».

февраль

Беседа

  • «Каким ты представляешь себя в школе»

Экскурсия:

  • «В школьный класс»

Дидактические игры

  • «Расшифруй слова»

  • «Цепочка слов»

  • «Отгадай загадку и найди отгадку»

Словесные игры

  • «Назови ласково»

  • «Скажи наоборот»

Пальчиковая игра

  • «Портфель»

Подвижная игра:

  • «Где были мы не скажем, а что делали покажем»

Чтение рассказов и стихов

  • К. Драгунская «Когда я была маленькая»

  • М. Зощенко «Не надо врать»

  • Э. Мошковская «Печальная арифметика»

  • Б.Заходер «Перемена»

  • В. Моруг «Что ждет меня в школе»

Рисование

  • «Класс»

Аппликация:

  • «Цветок для класса»

Слушание и пение музыкальных произведений.

  • «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин. Музыка: Томас Корганов

  • «Скажем первоклассникам». Слова и музыка Юрия Александрова

Театрализация:

  • «В лесной школе»

Пантомима:

  • «На уроке»

Просмотр мультфильмов:

  • «Наш друг Пишичитай»

  • «Первый урок»

  • Буклет «12 советов родителям будущих первоклассников»


  • Консультация для родителей «Что значит «Быть готовым к школе»?»


  • Стендовая информация «Шесть правил адаптации ребенка к школе»

март

Беседа:

  • «Чего ты ждешь от школы?»

Встреча с учителем начальных классов школы № 40

Экскурсия:

  • «В школьной столовой»

Сюжетно – ролевая игра:

  • «На перемене в столовую»

Дидактические игры

  • лото «Считаем и читаем»

  • «Составляем предложение»

  • «Четвертый лишний. Собираемся в школу»

Словесные игры:

  • «Незнайкины ошибки»

  • «Доскажи словечко»

  • «Скажи наоборот»

Пальчиковые игры:

  • «Карандаш»

  • «В школу»

Игра – этюд:

  • «Кто как себя ведет на перемене»

Чтение:

  • Юрий Фригович «На задней парте»

  • Н. Найдёнова «Новая школа»

  • А. Барто «Петя утомлен»

  • Ирис Ревю «Новый учитель»

  • Ирис Ревю «Рычащая буква»

Вечер скороговорок

  • Скороговорки и пословицы о цифрах

Слушаниепесен

  • «Первоклассник-новичок». Слова В. Федоровой. Музыка Е. Стихина

  • «Первоклассник-новичок». Слова В. Федоровой. Музыка Е. Стихина

Подвижная игра

  • «Где звенит колокольчик?»

Аппликация:

  • «Цветы для первой учительницы»

  • Рекомендацииродителям будущих первоклассников Консультация для родителей будущего первоклассника


  • «Психологическая готовность к школьному обучению»


  • Советы педагога - психолога «Кризис 7 лет и как с ним справиться»


  • Родителям на заметку: «Комната первоклассника»


апрель

Беседа:

  • «Скоро в школу»

  • «Как ты готовишься к школе»

Встреча с учителем начальных классов школы № ___

Дидактические игры

  • «Готов ли ты к школе»

  • «Читаем по буквам»

  • «Кто быстрее соберет портфель»

  • «Составь слово»

Словесные игры:

  • «Раз словечко, два словечко»

  • «Прятки – догадки»

  • «Путаница»

Пальчиковые игры:

  • «Портфель»

  • «В школу»

Чтение

  • В. Кодрян «В школу»

  • Агния Барто «Маленькая школьница»

  • Сергей Махотин «Вот папа дает!»

Аппликация

  • «Моя школьная форма»

Рисование

  • «Школьный ранец»

Лепка «Буквы»

Слушание и пение

  • «На урок» музыка и слова В. Топильницкого

  • «Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов Музыка: Станислав Стемпневский

  • "Мы теперь ученики "Слова: К. Ибряев, музыка: Г. Струве

Театрализация

  • «Петруша»http://ped-kopilka.ru/blogs/blog16521/scenarii-prazdnika-do-svidanja-detskii-sad.html

Веселые состязания:

  • «К школе готов!»

  • Родительское собрание. «Ребенок на пороге школы. Идём в школу с радостью».


  • Открытый показ НОД для родителей и учителей начальной школы




май

Слушание и пение песен к выпускному вечеру:

  • «Две тонкие косички, короткие штанишки». Автор музыки и слов С Солнцева

  • «До свиданья, детский сад». Автор музыки и слов М. Басова

  • «За летом зима пролетели года» Слова: В. Борисов, музыка: А. Ермолов

  • «Прощайте, игрушки». Музыка Е.Зарицкая, слова Е.Приходько

Оформление фотоальбома, презентации о проделанной работе по проекту.

Итоговое мероприятие «Страна знаний».



Подготовка к выпускному вечеру.



























III. Организационный раздел

Обеспечение проектной деятельности

  1. Методическое:

  • Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1987

  • Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

  • Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб.: Речь, 2008

  • Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.

  • Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

  1. Материально-техническое:

  • Альбомы:

  • «1 сентября – День знаний»

  • «Школа и школьные принадлежности»

  • Картотеки:

  • Дидактических игр

  • Словесных игр

  • Игр на развитие эмоционально – волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста

  • Пальчиковых игр

  • Подвижных игр

  • Стихов о школе

  • Сборник песен о школе, о детском саде.

  • Дидактические игры:

  • «Отгадай загадку и найди отгадку»

  • «Как хорошо уметь читать»

  • «Четвертый лишний. Собираемся в школу»

  • «Готов ли ты к школе? Математика»

  • «Готов ли ты к школе? Обучение грамоте»

  • «Готов ли ты к школе? Мышление»

  • «Готов ли ты к школе? Внимание»

  • Рабочие тетради:

  • «Развиваем речь»

  • «Учимся логически мыслить»

  • «Обучающие кроссворды»

  • Центр «Школа»

  • Школьный ранец.

  • Азбука, букварь

  • Учебники.

  • Дневник.

  • Тетради на печатной основе

  • Набор различных ручек

  • Тетради для первоклассника (клетка, косая линейка)

  • Папка для тетрадей

  • Пенал (карандаш, ручка, линейка, ластик, точилка)

  • Магнитная доска с магнитными буквами

  • Библиотечка художественной литературы о школе:

  • Лия Гераскина «В стране невыученных уроков»

  • Сборник «Смешные рассказы о школе»

  • Сборник «Стихи и песни о школе»

  • Сергей Георгиев «Школьные истории. Веселые и разные»

  • Сборник «Смешные рассказы о школьниках»

  • Виктор голявкин «В школе и дома»

  • Сборник «Хочу в школу»

10