Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Сычёвки
Педагогический проект:
"Я и Семья. "
(старшая группа)
Подготовил: воспитатель
1 квалифицированной категории
Петракович Наталья Владимировна
2018
Актуальность: чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В суматохе будней мы часто не успеваем уделить достаточно времени своим самым любимым и дорогим людям. Порой мы ругаем себя за это, не зная, как можно совместить интересную прогулку для детей с долгожданной встречей с близкими и друзьями.
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношению к традициям, сохранению семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Ответ прост – сохраняя семейные ценности, возрождаем традиции!
Цель: сформировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Задачи:
Повышение престижа семьи;
Развитие интереса к семейным традициям, реликвиям;
Формирование элементарных знаний о правах человека;
Обогащение словарного запаса детей новыми терминами, развитие связной речи, творческих способностей;
Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Методы проектирования:
Прогнозирование;
Планирование;
Моделирование.
Тип проекта: практико - ориентированный, краткосрочный, открытый, коллективный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Реализация проекта: 5 этапов.
1 этап: «Выбор темы»
Карина и Даша пришли в детский сад с загорелыми лицами после выходного дня и рассказали о своей поездке на отдых семьями. Дети стали интересоваться, как они загорели, ведь на улице ещё снег лежит. Оказалось, что они катались на лыжах весь день, поэтому и загорели. Девочки и их родители дружат семьями и часто выезжают отдыхать вместе. У них это стало традицией. Отсюда возникла тема проекта «Семья». Увидев, что дети заинтересовались этой темой, утром были заданы вопросы: «Что дети знают о семейных традициях? Что такое семейные реликвии? Кем работают родители? Кем работали бабушка и дедушка?»
Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов» (Как показано на рис.1)
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как нам найти ответы на свои вопросы? |
Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата, сестру Где работают родители Где учится брат, сестра Когда у меня день рождения Когда день рождения у брата, у сестры Свой адрес | Что такое семейные традиции? Что такое реликвия? Кто самый главный в семье? Что лежит у бабушки в сундуке? Кем работали бабушка и дедушка? Зачем празднуют день рождения? Когда родились бабушка и дедушка, мама и папа? Когда мы поедем на дачу, в деревню? | Спросить у мамы, папы, дедушки, бабушки Спросить у воспитателя Спросить у сестры, брата Спросить у друзей Сходить на экскурсию В книгах В энциклопедии Сходить в кино Спросить у тех, кто работает в музее |
Рисунок 1. – Модель «трёх вопросов».
2 этап: «Сбор сведений»
Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:
Подготовить художественную, научно - популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
Изучить историю составления родословной;
Организовать встречи с родителями;
Принесение в группу предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
Организовать игровую деятельность;
Организовать экскурсию.
3 этап: «Выбор проектов»
Задача воспитателя – помочь детям выбрать какой проект они будут осуществлять.
Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме (Как показано на рис. 2)
Рисунок 2. – Возможные проекты по теме «Семья»
4 этап: «Реализация проектов»
Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Разделы программы | Виды деятельности | Сроки |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игры: «Скорая помощь», «Строительство», «Дом», «Семья», Магазин», «Больница», «Парикмахерская». Дидактические игры: «Моя квартира», Кому что нужно для работы», «Разные профессии», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других?», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?». Игры – драматизации по произведениям: «Гуси лебеди», «Красная шапочка», «Репка», «Самый маленький гном». Строительные игры: «Мебель для дома». Инсценировка: «Три мамы». Оформление родительского стенда на тему: «Во что играли наши бабушки». | Февраль Март |
Социальное развитие | Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка. Беседа на тему: «Права и обязанности в семье». Знакомство с правовым словариком на тему: «Я и СЕМЬЯ». Просмотр семейных фотографий, видеофильмов, иллюстраций. Наблюдение детей за членами семьи; что делают мама, папа, бабушка, дедушка дома, как заботятся друг о друге. Беседа на тему: «Традиции нашей семьи», «Знакомство с семейными реликвиями». Беседа на тему: «Что я знаю о своём родном городе Сычёвке». Беседа на тему: «Путешествие в другой город» или «В каких городах вы побывали с родителями». | Февраль Март |
Коммуникативное развитие | Составление творческих рассказов на тему: «Моя семья самая хорошая», «Моё любимое домашнее животное», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Лучший День рождения», «Моё любимое место отдыха». Беседы на тему: «Профессии моих родителей», «Что есть в нашем городе для детей». Беседа: «Кто может служить в армии», повторение стихов, песен о Российской армии. Оформление родительского стенда к празднику «День Защитников Отечества» Спортивная эстафета «Юные солдаты» с участием пап. Беседа о международном женском дне», разучивание стихов, песен о маме, сценки «Три мамы». Оформление родительского стенда к празднику «8 Марта». Проведение утренника, посвящённого «8 Марта». | Февраль Март |
Здоровье и физическое развитие | Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья». Рассказы детей о семейных походах в парк, лес, катаниях на лыжах, коньках, санках. | Февраль Март |
Познавательное развитие | Фотовыставка «Семейные увлечения». Изготовление подарков для мам и бабушек к празднику «8 Марта». Знакомство с «Семейным бюджетом» или «Откуда берутся деньги в нашей семье?». Составление словарика имён членов семьи «Значение имени». Выставка: «Бабушкин сундучок», игрушки и предметы, изготовленные руками бабушек и дедушек. | Февраль Март |
Эстетическое развитие | Художественное творчество: «Моя любимая семья», «Мамин портрет», «Мой дедушка», «Дома на нашей улице». Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, соответствующей тематике: Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков «А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины руки», А. Платонов «Ещё мама», В. Осеева «Волшебное слово», Л.Толстой «Косточка». Чтение сказок «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка». Знакомство с пословицами и поговорками о семье. | Февраль Март |
Взаимодействие с родителями | Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии. Анкетирование на тему: «Как развита фантазия у вашего ребёнка». Консультация: «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной». Фотовыставка «Семейное хобби, увлечение, традиция». Семейный конкурс «Снежных фигур» на территории детского сада. Конкурс для пап и дедушек – изготовление кормушек для птиц. Презентация проекта «Генеалогическое древо семьи». | Февраль Март Апрель |
Рисунок 3. – Осуществление проекта «Я и Семья»
5 этап: «Презентация»
Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.
Игра - драматизация по сказке «Самый маленький гном».
Творческие рассказы детей на тему: «Выходной день в моей семье».
«Генеалогическое древо семьи».
Ожидаемый результат:
Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей.
Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
Практическое освоение знаний психолого - педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.
Используемая литература:
Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96 с.: ил. – (Детям о праве).
Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6 - 7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143 с.
Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251 с. – (Школа развития)