СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Игрушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Игрушки"»

ПРОЕКТ 2023

«ИГРУШКА»

Введение

Игрушка – важнейшее  составляющее любой культуры. С помощью нее ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко  встретишь таких родителей, которые покупают для своих детей народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Продолжительностькраткосрочный,  с 20 по 30 марта 2023 года

Возраст детей: средняя группа «Улыбка»

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Цель проекта:  формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой, и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

- развивать познавательные интересы, художественно-эстетический вкус, мышление;

- воспитывать интерес к народному творчеству, патриотические чувства;

- формировать знания детей о разнообразии русской народной игрушки;

- учить выделять характерные особенности народных игрушек.

1 этап.

Разработка проекта:

- Формулирование цели и определение задач.

- Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

Ожидаемый результат:

— начнут проявлять интерес к народной игрушке, народно-прикладному искусству, промыслам;

— освоят элементы росписи;

— овладеют знаниями о свойствах, качествах и функциональном назначении игрушек;

— проявят доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;

— возрастёт речевая активность детей в разных видах деятельности;

— у детей сформируются знания о русском народно — прикладном творчестве, народной игрушке.

2 этап:        

Реализация проекта

Дата

Работа с детьми

Цель

Совершенствование предметно-развивающей среды

Работа с

родителями

20.03

Беседа «Мои любимые игрушки»

Закрепить у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. Формировать привычку убирать  игрушки на место. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Раскраски по теме «Народные игрушки»

Внесение народных  музыкальных инструментов: ложки, дудки, свистульки, трещотки и т.д.

Озвучивание

темы и задач

проекта.

Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего»

Дидактическая игра «Найди пару»

Учить сравнивать картинки. Находить одинаковые изображения матрешек.

Пальчиковая игра «У Матрешкиной сестрицы»

Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Речевая деятельность «Народные игрушки»

Формировать представления о народных игрушках, приобщать к традициям русского народа, развивать внимание, речь. Продолжить знакомить народными промыслами.

Музыкальная деятельность «Ложки – народный музыкальный  инструмент»

Формировать представления детей о ложках как  о музыкальном инструменте;

познакомить с приемами игры на ложках; развивать чувство ритма; развивать координацию движений с речью.

Подвижная игра «Веснянка»

Закрепить умение координировать движения с речью, развивать двигательную активность.

Чтение и разучивание потешек.

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Чтение В. Берестов «Матрешкины потешки»

Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом

Драматизация РНС «Волк и семеро козлят»

Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей.

21.03

Беседа «Матрешка – символ страны»

Расширять представления детей об обычаях русского народа, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Разрезные картинки «Матрешка»

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Ярмарка»

Дидактическая игра «Найди пару»

Предложить родителям

совместно с

детьми прочитать русские народные сказки и

обсудить их.

Дидактическая игра «Собери матрешку»

Закрепить знания о матрешках, упражнять в умении собирать целое из частей, развивать мышление, воображение.

Знакомство с пословицами и поговорками.

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Познавательная деятельность «Дымковская игрушка»

Познакомить с дымковской росписью. Формировать целостную картину мира, интерес к истории своего народа, расширять кругозор, воспитывать интерес к народному творчеству.

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»

Воспитывать интерес к чтению, помочь охарактеризовать характер и поступки героев, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом.

Разучивание потешки «Чище мойся, воды не жалей, будут ладошки снега белей»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору. Продолжить формировать навыки самообслуживания.

Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»

Развивать интерес к игре, учить вежливому, тактичному обращению в ходе ролевого взаимодействия, формировать умение переносить полученную информацию в игровую среду.

22.03

Беседа «Тряпичная и соломенная кукла»

Познакомить детей с самодельными игрушками, расширить кругозор

Иллюстрации тряпичных и соломенных игрушек

Пополнение книжного уголка книгой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Альбом с иллюстрациями (презентация) «Дымковские игрушки»

Атрибуты с сюжетно – ролевой  игре «Магазин игрушек»

Папка – передвижка «Как приобщить

детей к русской культуре»

Пальчиковая игра «Солнышко – ведрышко"

Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Дидактическая игра «Угадай и расскажи»

Закрепить знания о народной игрушке, формировать умение узнавать игрушку по изображению, называть ее

Речевая деятельность. Чтение художественной литературы «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Познакомить новым произведением, помочь понять содержание, выделить основных героев, охарактеризовать их. Учить замечать и использовать выразительные средства языка и сказки, развивать речь, активный словарь

Изобразительная деятельность. Рисование «Дымковская лошадка»

Продолжит знакомить детей с дымковской росписью, закрепить умение рисовать нетрадиционным способом – ватной палочкой, воспитывать эстетическое восприятие, чувство цвета. Развивать интерес к народному творчеству.

Подвижная игра «Горелки»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Чтение сказки «Коза - Дереза»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Заучивание потешки «Ножки, ножки, где вы были»

Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек»

Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли

Чтение сказки «Про Иванушку – дурачка»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

23.03

Беседа «Береги игрушки»

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, повторить правила пользования игрушками, учить отвечать на вопросы полным предложением.

Презентация «Русские народные игрушки»

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Путешествие в мир игрушек»

 Макет «Русская изба»

Предложить родителям прослушать

вместе с детьми русские народные песенки

Рассматривание иллюстраций «Народные промыслы»

Познакомить детей с народными промыслами, учить отвечать на вопросы.

Подвижная хороводная игра

«Мы веселые ребята»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Изобразительная деятельность. Лепка из соленого теста «Дымковская лошадка»

Продолжить знакомить с народным декоративно- прикладным искусством, развивать желание лепить игрушку своими руками, учить лепить лошадку комбинированным способом.

Пальчиковая  игра «Соня – пастушок»

Развивать мелкую моторику рук, речь, память.

Музыкальная деятельность. Разучивание русской народной песенки «Вот уж зимушка проходит»

Развивать интерес к народному фольклору, формировать устойчивое слуховое внимание, умение петь хором.

Просмотр презентации «Народные игрушки»

Продолжить знакомить детей с народными промыслами, народными игрушками (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т.д.) учить отвечать на вопросы.

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в мир игрушек»

Упражнять в умении осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли, действовать согласно принятой роли, формировать интерес к совместным играм

Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок

Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль.


\24.03

Беседа «Как можно играть с игрушками»

Воспитывать  бережное отношение к игрушкам, развивать связную речь, память

Раскраски «Матрешка», «Дымковские игрушки»

Атрибуты к игре «Как котик в гости ходил»

Консультация

«Роль родителей

в возрождении русских традиций»

Пальчиковая игра

«Дымковская барышня»

Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Закрепить знания детей о народных игрушках: деревянных и глиняных, об их отличии друг от друга

Русская народная хороводная игра «Заинька»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Ситуативный разговор «Наша – то хозяюшка»

Познакомить с новой прибауткой,  закрепить умение пользоваться  основными предметами домашней утвари

Раскрашивание раскрасок по теме «Народная игрушка»

Закрепить навык закрашивания рисунка, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость

Игра малой подвижности «У Маланьи у старушки»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Сюжетно – ролевая игра «Как котик в гости ходил»

Знакомить с обычаем ходить в гости с гостинцами, приобщать у русским традициям

Подвижная игра «Огуречик»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

27.03

Рассматривание иллюстраций «Русская народная утварь»

Знакомить с обстановкой и утварью русской избы, расширять кругозор

Внесение куклы в народном костюме

Иллюстрации по теме  «Русская утварь и русский быт»

Атрибуты для драматизации сказки «Каша из топора»

Трафареты для рисования

Предложить родителям

поиграть с детьми

в русские

народные

подвижные игры

Отгадывание загадок по теме «Народная игрушка»

Формировать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, логического мышления, связной речи.

Дидактическая игра

«Найди домик для матрешки»

Закрепить знание о народной игрушке – матрешке, развивать умение выделять фигуры по величине и цвету

Речевая деятельность «Кукла в народном костюме»

Познакомить с бытом и традициями русского народа, рассказать о русском наводном костюме, познакомить с символикой в украшении костюма, расширять кругозор, развивать любознательность

Подвижная игра «Мороз Красный нос»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Чтение стихов о народных игрушках

Воспитывать интерес к чтению, развивать умение отвечать на вопросы о прочитанном полным ответом

Чтение и драматизация русской народной сказки «Каша из топора»

Воспитывать интерес к РНС, развивать умение передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой, развивать творческий потенциал детей.

Дидактическая игра «Подбери узор»

Закрепить знания детей о дымковской, филимоновской и городецкой росписи

Изобразительная деятельность «Укрась сарафан, платок, кокошник»

Развивать умение создавать узоры на трафарете, раскрашивать рисунок, не выходя за границы, воспитывать аккуратность, усидчивость

Подвижная игра «Бабка Ежка»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

28.03 

Беседа «История Матрешки»

Уточнить и закрепить знания о русской народной игрушке, как изготавливается, кем и из чего.

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Принимаем гостей»

Пополнение книжного уголка РНС «Крошечка – Хаврошечка»

Разрезные картинки

Предложить родителям

принести

экспонаты для минимузея

«Русский быт»

Дидактическая игра «Угадай и назови сказку»

Закрепить знание русских народных сказок, героев, их отличительные признаки

Чтение РНС «Крошечка – Хаврошечка»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Формировать умение составлять предложения со словом «игрушка», развивать диалогическую речь

Познавательная деятельность «Русский быт»

Приобщать детей к русской культуре;  воспитывать интерес к жизни наших предков; закреплять знания о предметах быта, русском костюме, обычаях; познакомить детей с предметом русского быта: коромысло;  приобщать детей к традиционной русской культуре на основе использования фольклора.

Подвижная игра «Ремешок»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Конструирование из бумаги «Ванька – встань-ка»

Формировать умение преобразовывать разные по величине полоски в кольца, учить приклеивать аккуратно к основной форме детали, развивать воображение, аккуратность.

Сюжетно – ролевая игра «Принимаем гостей»

Закрепить знание о традициях, русском гостеприимстве, продолжить формировать умение переносить знания в игровую среду

Дидактическая игра «Сложи разбитую тарелку»

Закреплять умение складывать целое из частей, познакомить с гжелью, развивать воображение и логику.

Подвижная игра «Горелки»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

29.03

Беседа «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?»

Стравить старинную одежду и современную, закрепить знания детей о русском народном костюме

Иллюстрации русских народных костюмов

Атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Мастерская игрушек»

Пополнение книжного уголка книгой «По щучьему велению»

Попросить

принести платки

для девочек на развлечение.

Пальчиковая игра «Матрешка»

Развивать мелкую моторику рук, речь, память

Изобразительная деятельность «Роспись дымковского коня»

Формировать умение замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: учить выделять элементы геометрического узора, развивать чувства ритма и цвета, интерес к народным промыслам

Речевая деятельность. Чтение художественной литературы

РНС «По щучьему веленью»

Побуждать понимать сюжет сказки, выделять главных героев, определять их поступки, анализировать их, воспитывать интерес к русскому народному устному творчеству

Подвижная игра «Сова»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Повторить сказку, на примере героев повторить правила поведения за столом во время принятия пищи (не разговаривать, не торопиться, не баловаться и т.д.)

Сюжетно – ролевая игра «Мастерская игрушек»

Совершенствовать умение объединяться в игре в группы, распределять роли, выполнять игровые роли, переносить полученные знания в игровую среду.

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Закрепить знания о народных игрушках (дымковская, филимоновская, каргапольская, гродецкая и т.д.)

Чтение РНС «Хвосты»

Формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

30.03

Беседа «Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок»

Учить  понимать поступки  персонажей,  формировать понятие «взаимопомощь», совершенствовать себя через поступки героев, развивать эмоциональную отзывчивость, развивать связную речь.

Иллюстрации русской народной избы, терема

Пополнение фонотеки русскими народными песнями

Пополнение видеотеки мультфильмами по русским народным сказкам

Фотоотчет о проведенном

проекте.

Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

Закрепить знания детей о русских народных музыкальных инструментах, развивать слуховое внимание.

Изобразительная деятельность. Аппликация из крупы  «Матрешка»

Познакомить с нетрадиционной формой аппликации: аппликация крупой,  развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, усидчивость. Закрепить умение пользоваться клеем и кисточкой.

Подвижная игра «Каравай»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность. Выявить симпатии в группе

Рассматривание иллюстрации «Теремок»

Познакомить с традиционными элементами русского дома: ставни, конек, наличники, крыльцо и т.д.

Прослушивание русских народных песенок

Формировать интерес к народному творчеству, формировать устойчивое слуховое внимание, чувство ритма

Просмотр мультфильма «По щучьему велению»

Формировать интерес к мультфильмам по мотивам РНС, учить находить в них главную мысль.

Дидактическая игра «Найди названный предмет»

Закреплять знания о предметах быта, русском костюме

Подвижная игра «Васька кот»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность


3 этап.

Заключительный

Развлечение « Ярмарка народных игрушек»

Цель: закрепить знания о русском народно – прикладном творчестве, народной игрушке и народных играх.

Приложение 1


Русские народные пальчиковые игры

«Пять братьев – пальчиков»

«Раз, два, три, четыре, пять!

 Вышли пальчики гулять! (начинайте отгибать пальчики)

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну а этот лишь глядел!»


«Соня-пастушок»

Вышел, вышел пастушок на лужок,

Он созвал, собрал бурёнок в кружок,

Наказал им никуда не ходить,

А коль волк придёт, его разбудить.

Посчитал коров и сладко зевнул.

Да под белою березкой уснул».

Пальчик ребёнка становится пастушком, ваша ладонь лугом, а пальцы – берёзками. Пастушок должен лечь под одну из березок. Березка наклоняется к пастушку и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнок должен успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только пастушок будет разбужен, вы меняетесь ролями.

Пальчиковая игра «В гости к нам пришла матрешка»

Дуйте в дудки, (имитация игры на дудочке)

Бейте в ложки, (хлопки в ладоши)

В гости к нам пришли матрешки. (шагать пальчиками обеих рук по столу)

Ложки деревянные (вытягивать обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)

Матрёшечки румяные. (качать головой, поднеся руки к щёчкам)


Пальчиковая игра «Матрешка»

У матрешки нашей Мани

Пять девчоночек в кармане.

Маню раскрываем,

Зину вынимаем.

Вот раскрыли Зину,

Вытащили Нину.

А из Нины мы достали

Чернобровую Наталью.

А внутри Наташи

Засиделась Даша.

Дашу мы раскрыли,

Выпустили Лилю.

Все девчонки из кармана

Вышли в красных сарафанах.

 

1–2 строчки — сжимаем руки в кулаки.

3–12 строчки — на счет вынимаем из кулаков по одному пальцу одновременно. Если не получается, можно освобождать пальцы поочередно с помощью другой руки.

13–14 строчки — раскрываем ладони и растопыриваем пальцы, словно показывая матрешек в ярких сарафанах.


Игра «Матрешки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по столу)

В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе)

Мы похожи словно сестры. (Руки в замок)


Пальчиковая гимнастика  «Дымковская барышня»                                       Мы игрушки расписные – сжимают и разжимают кулаки                                     Хохотушки вятские                                                                                                                 Щеголихи слободские                                                                                                           Кумушки посадские                                                                                                               Наши руки крендельком                                                                                                     Щёки будто яблочки                                                                                                       С нами издавно знаком                                                                                

Весь народ на ярмарке


«У Матрешкиной сестрицы…»                                                                                У Матрешкиной сестрицы  (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони).                                                                                                                                                               

 По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони).                                                                                                        

 Ходит утка в юбке,                                                                                                    В теплом полушубке,                                                                                                Курочка – в жилете,                                                                                                    Петушок – в берете,                                                                                                   Коза- в сарафане,                                                                                                       Заинька – в кафтане,                                                                                                                                                      

(На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших).                                                                 

А всех их пригоже                                                                                                     Корова в рогоже. (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками).

Приложение 2

Картотека русских народных игр возраст 4 – 5 лет.

«Веснянка».

 Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Ход игры.

Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко.

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.

Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают, Медленно приседают.

А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.


 «Мыши и кот»

Цель: Развивать внимание, образные движения.

 Ход игры: Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты или площадки сидит кот, роль которого исполняет педагог. Кот засыпает (а мыши разбегаются по всей комнате). Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает.

 Указания к проведению. Мыши могут выбегать из норок только тогда, когда кот закроет  глаза и заснет, а возвращаться в норки—когда кот проснётся и замяукает. Педагог следит, чтобы все мыши выбегали и разбегались как можно дальше от норок. Норками, кроме стульев, могут служить дуги для подлезания,  и тогда дети —мышки—выползают из своих норок.

 

«Заинька»

Цель:  Развивать ритмический слух, внимание, импровизацию по тексту песни.

Ход игры: Дети вместе с педагогом становятся в круг. Педагог поет песенку и показывает детям движения.

1. Заинька топни ножкой, серенький топни ножкой

    Вот так этак, топни ножкой! (2 раза) (дети топают ножкой руки на поясе)

 2.Заинька, бей в ладоши, серенький, бей в ладоши!

    Вот так этак, бей в ладоши! (2 раза) (дети хлопают в ладоши)

 3.Заинька, повернись, серенький, повернись,

    Вот так этак повернись (2 раза) (повороты в стороны, руки на поясе)

 4. Заинька попляши, серенький попляши!

Вот так этак попляши (2 раза) (дети подпрыгивают на двух ногах кто как может)

 5. Заинька поклонись, серенький поклонись

     Вот так этак поклонись (2 раза) (дети кланяются, разводя руки в стороны).

Указания. Количество куплетов песенки можно сокращать, особенно на первых порах. Вначале можно взять только 1, 2 и 4 куплеты.

  При повторении можно исполнять все куплеты. Кроме того когда малыши будут хорошо знать содержание песенки, можно выбрать ребенка-заиньку, который становиться в середину круга и выполняет все движения по тексту песни. На роль заиньки выбирают более смелого и активного малыша, который не будет смущаться выполняя движения.

При следующем водящем можно добавить еще один куплет:

 Заинька выбирай, серенький выбирай!

Вот так этак, выбирай (2 раза)

 Ребенок выбирает другого заиньку и игра повторяется. Песню педагог должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений маленьких детей.


Русская народная игра «Мороз красный нос»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,  выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.

Он говорит:

Я Мороз-Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Играющие отвечают:

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего. Правила игры: Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.


Русская народная игра «Бабка Ёжка»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.

Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка  - Костяная Ножка

С печки упала, Ногу сломала,

А потом и говорит:

— У меня нога болит.

Пошла она на улицу  -

Раздавила курицу.

Пошла на базар –

Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте.Выбирается другой водящий, когда «заколдованных»  станет много.

 

«Карусели»

 Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

 Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:

 Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

 Дети останавливаются.

Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Мы веселые ребята»

Выбирается ловишка. Он становится спиной к играющим. Дети подбегают к ловишке со словами: «Мы веселые ребята, любим, бегать и играть, но попробуй нас поймать. Раз, два, три (хлопают в ладоши) – лови!». С окончанием текста ловишка догоняет детей.

«Ремешок».

Прячу, прячу ремешок

Под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит,

Того бить колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты. С последним словом кладёт ремень кому-нибудь за спину. Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.


«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.

Ход игры:

Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.


«Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.

Ход игры:

Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.


«Васька - кот»

Ход игры:

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька кот.

Дети идут по кругу вправо.

Васька – влево.

Сядет, умывается,

Лапкой умывается,

Песенки поет.

Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька кот,

Серых мышек ждет.

Дети идут вправо, кот – влево.

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.


Приложение 3

Физминутки

Мы веселые матрешки

Мы весёлые Матрёшки – (руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки – (поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –  (имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры – (держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки – (хлопки в ладошки)

Матрешки – крошки

Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (притопы на месте)
Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас чистые ладошки – (хлопки в ладоши)
Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)
А у нас, а у нас новые сапожки – (поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд
Мы матрёшки вот такие крошки – (держатся за воображаемый сарафан)
Танцевать, танцевать вышли мы немножко – (повороты с притопами вокруг себя)

Дружные матрешки

Хлопают в ладошки.
Дружные матрешки. (хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую)
Топают матрешки. (топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (хлопают в ладоши)