СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Каменная летопись"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРОЕКТ В 5 КЛАССЕ "КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Каменная летопись"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Северного района Новосибирской области Коб-Кордоновская основная школа













Проект «Каменная летопись»





Выполнила: Бель Настя,

обучающаяся 5 класса

Руководитель: Мордвинцева Н.А.





















Коб-Кордон, 2017г.





Содержание

1.Введение.

2. Основная часть.

2.1. Открытие наскальной живописи.

2.2.О чём повествует каменная летопись.

2.3.Наследие каменной летописи.

3.Заключение.

4.Список литературы.







































Введение.

Пещерное искусство таит в себе множество загадок. Мне стало очень интересно познакомиться с каменной живописью, разобраться в особенностях древнего искусства. Поэтому я решила подготовить Проект «Каменная летопись»

Цель проекта – изучить историю каменной летописи и найти её свидетельства.

Задачи:

  • Найти информацию по теме проекта.

  • Проанализировать полученную информацию и отобрать нужную.

  • Сделать выводы.

  • Приготовить презентацию.





































2.1. Открытие наскальной живописи.

Появление древнейшего свидетельства способностей людей ледникового периода к искусству – наскальной живописи стало возможным благодаря их стремлению добиться удачи на охоте, призывая на помощь сверхъестественной силы. Прекрасные изображения мамонтов, бизонов, оленей, медведей и диких свиней можно встретить в пещерах Северной Испании и Южной Африки, Италии и России. Это искусство процветало более 30 тыс. лет и в течение тысячелетий дремало в недрах земли.

Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного творчества, были великолепными, реалистичными, гравированными изображениями животных на поверхностях костей, к настоящему времени уже давно вымерших животных эпохи плейстоцена (3,2 млн.лет — 11 тыс. лет) и сотен крошечных бусин из природных материалов (окаменевших кальцитовых губок), найденных Буше де Пертом, впервые, в 30-х годах XIX века на территории Франции. Тогда этой находке не придали значения.

В 1879 году археологом М. де Саутуола исследовал испанскую пещеру Альтамира. Совершенно случайно он заметил на её стенах загадочные рисунки. Это были изображения бизонов и лошадей, выполненные кирпично-красной охрой. Так впервые была открыта живопись древних людей. Правда, тогда в это открытие никто не поверил. Люди, жившие в пещерах не умели рисовать, считали учёные прошлого столетия. Но последующие открытия убеждали в обратном.

2.2.О чём повествует каменная летопись.

Существуют монохромные и полихромные пещерные рисунки. Полихромная наскальная живопись создавалась в три этапа и полностью зависела от опыта и культурной зрелости художника, освещения, вида поверхности и доступного сырья. На первом этапе намечались контуры изображаемого животного при помощи древесного угля, марганца или гематита. Второй этап подразумевал завершение рисунка и нанесение на изображение красной охры либо другого пигмента. На третьем этапе наносились контуры черным цветом для зрительного увеличения изображения.

Самые древние художники изображали в своих роботах мамонтов, бизонов, лошадей, пещерных львов. Для этих картин характерна простота исполнения и удивительная точность, с которой первобытные люди рисовали зверей. Древние художники очень умело передавали динамику, характерные позы животных. Лошади, олени часто показаны в боге. Конечно, древние картины далеко от современности. Все фигуры нарисованы в одной плоскости и не имеет не единого сюжета. Не соблюдали древние художники пропорции и размеры. Рядом могли быть изображены мамонт и олень одинаковой величины. Образы животных, на которых охотились люди, появляются в период позднего палеолита. Изображение человека – очень редкое явление и картинки менее реалистичны, чем нарисованные фигурки зверей. В начале появились изображения женщин. Рисунков женщин сохранилось очень мало, чаще они делали женские скульптуры. Их вырезали из бивней и костей мамонта, из камней, лепили из глины. Вероятно, фигуры женщин имели для древних людей культовое значение, С ними совершали обряды, их носили как амулеты. В первобытном искусстве нет изображений пейзажей и ландшафта.

Некоторые стены пещер содержат трафареты рук и оттиски пальцев. Лучшие примеры этой формы живописи находятся в пещерах Гарга и Шове. Абстрактные образы также изображались древними людьми в виде знаков, символов и геометрических фигур. Минеральные красители смешивали с жиром, мочой и кровью животных, рыбной мукой, яичным белком, а также соком растений.

2.3.Наследие каменной летописи.

Сейчас известно более 350 пещер, украшенных живописью. На некоторых картинках изображены люди в звериных масках; кто это – колдуны или заклинатели духов? Пещерные произведения находят и сейчас.

Удивительные наскальные рисунки, найденные в пещерах по всему миру.

Открытие древней наскальной росписи в пещере Гибралтара, которая, как считают ученые, была сделана неандертальцами около 39 000 лет назад, стало настоящей сенсацией в научном мире. Если открытие окажется правдой, то историю придётся переписывать, ведь получается, что неандертальцы были вовсе не примитивно-глупыми дикарями, как принято считать сегодня. В нашем обзоре десятка уникальных наскальных рисунков, которые были найдены в разное время и произвели настоящий фурор в мире науки.

Скала белого шамана.

Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

Парк Какаду.


Национальный парк Какаду - одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием — в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

Пещера Шове.


Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них - животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 – 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

Куэва-де-Эль-Кастильо.


В Испании недавно была открыта "Пещера Замка" или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

Лаас-Гааль.


Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет "всего" 5 000 – 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

Скальные жилища Бхимбетка.


Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

Магура.


В Болгарии наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые – им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений - гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

Куэва-де-лас-Манос.

"Пещера рук" в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 — 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

Пещера Альтамира.


Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 – 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

Пещера Ласко.


Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.






Заключение.

Появление древнейшего свидетельства способностей людей ледникового периода к искусству – наскальной живописи стало возможным благодаря их стремлению добиться удачи на охоте, призывая на помощь сверхъестественной силы. Прекрасные изображения мамонтов, бизонов, оленей, медведей и диких свиней можно встретить в пещерах Северной Испании и Южной Африки, Италии и России. Это искусство процветало более 30 тыс. лет и в течение тысячелетий дремало в недрах земли.













































Список литературы.

  1. Хочу все знать: Детская энциклопедия: Жизнь древних людей. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 2000.

  2. Кёте, Райнер. Первобытный человек / Пер. с нем. Е.Ю. Жирновой. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2011.

  3. http://allkomp.ru/

  4. https://kulturologia.ru/blogs