СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Колокольный звон на Руси"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен на пробуждение интереса обучающихся к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины, к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Колокольный звон на Руси"»





СОДЕРЖАНИЕ


Введение...........................................................................................3

1.Создание колоколов.....................................................................4

2.Колокола на Руси.........................................................................5

3.Колокольный звон в творчестве композиторов.........................6

4.Колокола в Русской православной церкви.................................7

5.Воздействие колокольного звона на окружающую среду.........8

6.Народные поверья........................................................................9

Заключение.....................................................................................10

Список источников.........................................................................11





































ВВЕДЕНИЕ


Актуальность и значимость проекта


Актуальность данной темы заключается в пробуждении интереса обучающихся к историческому прошлому и культурному наследию своей Родины, к русским традициям и исторически сложившимся символам русской земли.


Цель:

  • формирование у подрастающего поколения лучших человеческих личностных качеств через социально значимую деятельность.

  • определение взаимосвязи колокольного звона с важнейшими событиями в жизни русского человека.


Задачи:

  • мотивировать обучающихся на активную социальную деятельность;

  • способствовать взаимопониманию и сотрудничеству детей;

  • развивать творческое мышление, культуру слушания произведений русских композиторов;

  • воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к русским традициям, почитание колокола как символа русской земли;

  • собрать, изучить, обобщить материал по теме.


Методы исследования:

  • слушать колокольные звоны;

  • использовать интернет-ресурсы;

  • читать произведения, научные статьи о колоколах.


Время выполнения: январь – май 2018-2019 учебного года


Участники проекта: учащиеся 7-х классов


План реализации проекта

  1. Сбор материала. Январь–февраль

  2. Систематизация собранного материала. Март

  3. Оформление проекта. Апрель

  4. Презентация проекта "Колокольный звон – голос Родины". Май







Вступительное слово учителя:


Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами...

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает...

(А.Толстой)

Звучит колокольный звон. (Приложение1).

В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон был чем-то большим, чем простое явление: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Колокола тесно связаны со всем укладом жизни на Руси. Они были неотъемлемой частью сельского пейзажа и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события.

Сейчас слово ребятам подготовившим сообщения.


1. Создание колоколов


И стория колокола насчитывает более четырех тысяч лет. Самые ранние из найденного (XXIII–XXVII вв. до н.э.) имели небольшие размеры и были изготовлены в Китае. В Китае также впервые создали музыкальный инструмент из нескольких десятков колоколов, которые играли важную роль в китайской музыке. В древних концертах они начинали звучать первыми, как бы задавая тон всему исполнению. Полный состав древнекитайского оркестра включал в себя 12 и более колоколов разного размера. В древнем погребении одного правителя был обнаружен набор из 64 колоколов. Все колокола подвешивались на специальных рамах, они не имели "языка". Звук из большого китайского колокола извлекали посредством длинного деревянного молоточка, которым по нему били снаружи, как в гонг. Позднее число колоколов в оркестре намного сократилось, и на одну раму вешали не более 2 колоколов.




В Европе инструмент, подобный колоколу, появился на несколько тысяч лет позже и назывался карильон. Люди, жившие в те времена, считали этот инструмент символом язычества.

В церкви колокола используются приблизительно с конца V века, первоначально в Западной Европе и стали символом веры, на них выбивали известные цитаты из Священного писания. Церковные колокола в России отличаются от западноевропейских тем, что у нас ударяют языком о колокол, что придает ему особенное звучание, а на Западе звон издается с помощью раскачивания самого колокола или при ударе по нему специальным молотком.


2. Колокола на Руси


В русских летописях о колоколах упоминается с 988 года. С принятием христианства колокол стал символом Православной Руси, его создание считалось делом Божьим. Колокол воспринимался как живое существо, во многом подобное человеку, его части так и назывались: тулово, уши, язык, юбка. Ему приписывалась способность чувствовать и переживать; в его звучании слышалась человеческая речь.


За уши повесят,

да за язык подергают,

станет говорить.

(Загадка)


Сама судьба колоколов, особенно в переломные исторические моменты, была подобна человеческой. Их наказывали плетями, отрубали уши, вырывали язык и отправляли в ссылку. Такая участь постигла вечевые колокола Пскова и Новгорода, знаменитый Угличский колокол, сосланный в Тобольск за набат, взбунтовавший народ в день убийства царевича Дмитрия. Плененные колокола покоренных городов становились символом военных побед.

Именно в России, как ни в какой другой стране, колокола пользовались особой народной любовью и благоговейным уважением. Звон колокола собирал народ на вече, приветствовал высокопоставленных гостей, предупреждал о пожаре и стихийных бедствиях, приближении врага, объявлял о рекрутском наборе, свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях; обозначал время; указывал дорогу путникам в бескрайних российских просторах и служил маяком морским путешественникам, сообщая о близости берега.

В России колокола изготавливали внушительных размеров, с весьма громким и очень низким звуком. Звон такого колокола раздавался на очень большие расстояния.




Р азвитие русского литейного искусства позволило создать в 1735 году шедевр царской России – Царь-колокол весом 202 тонны. При заливке его водой в 1737 году во время пожара, от него, не выдержав перепада температур, откололся кусок, весом более 11 тонн. Царь-колокол пролежал в литейной яме почти 100 лет. Лишь после войны с Наполеоном, во время восстановления Кремля в 1836 году, Царь-колокол был установлен на специальный постамент. Расположен он на Ивановской площади в Москве и все желающие могут на него полюбоваться.





3. Колокольный звон в творчестве композиторов


Русский звон – это прекрасная уникальная музыка, прежде всего потому, что сам колокол – удивительный музыкальный инструмент, заключающий в себе целое "соцветие" звуков. Человеку, хоть немного одаренному, легко повторить тон, взятый на фортепиано или скрипке. Но с колоколом так не получится. Дело в том, что в момент удара в колокол и сразу после него возникает единственное в своем роде гармоническое созвучие, составляющееся из многих призвуков (их называют обертонами). Один звук, издаваемый колоколом, можно даже сравнить с миниатюрным музыкальным произведением. Оно имеет:

  • свое начало – всегда яркое и торжественное (первая звуковая волна, возникшая от удара);

  • "среднюю часть", во время которой постепенно проявляется основная обертоновая мелодия, присущая этому колоколу;

  • и мягко затихающий финальный аккорд.

Авторы этого "произведения" – проектировщики и мастера-литейщики.

Еще одно качество колокольной музыки и основа всех уже названных свойств звона – ритмичность. Удары колоколов должны складываться в строго определенные ритмические построения, только тогда они смогут послужить сигналом и приобрести образно-символический смысл. Поэтому на сегодняшний день колокола используют не только в колокольнях. Они считаются полноценными инструментами с определенной частотой звучания. Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определенную звучность. Чем меньше колокол, тем выше его звучание.

Звон маленьких колокольчиков любили использовать в своих произведениях Г.Ф.Гендель и И.С.Бах. Со временем набор небольших колокольчиков был снабжен специальной клавиатурой, что позволяло облегчить его использование. Такой инструмент применялся в опере "Волшебная флейта" В.А.Моцарта.

Одним из первых русских композиторов ввел колокола в свое сочинение М.И. Глинка. (Приложение 2). В финале его знаменитой оперы "Иван Сусанин" зазвучал победный трезвон, придавая композиции финала особую яркость и цельность. Звучат колокола на протяжении всей оперы Н.А.Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"(приложение 3); праздничным звоном приветствуют князя Гвидона в опере "Сказка о царе Салтане". Звон набата использовал А. П. Бородин в опере "Князь Игорь".


Для того чтобы колокола могли участвовать в оперных постановках в главных музыкальных театрах России – Большом и Мариинском – были созданы специальные звонницы. А русские композиторы часто воссоздавали их при помощи самого оркестра, соединяя разнообразные инструментальные краски. Так музыка утренних колоколов старинной Москвы чудесно передаётся


во вступлении к опере М. Мусоргского "Хованщина" (приложение 4), в прологе оперы "Борис Годунов", в сцене венчания Бориса на царство.

С.Рахманинов одно из лучших своих произведений вокально-симфоническую поэму "Колокола" на стихи американского поэта Эдгара По в переводе К.Бальмонта посвятил теме "Колокола в жизни человека". Основу звучания этого замечательного сочинения составляет разнообразный колокольный звон. По своей достоверности в оркестровке колокольного звона "Колокола" (приложение 5) стали уникальным явлением в симфонической музыке.


Слово учителя: Для того чтобы суметь верно расслышать в русской музыке, во всей русской культуре поистине наполняющие ее колокольные звоны, необходимо, прежде всего, научиться замечать звон настоящего колокола. Вслушаться в него, задуматься, о чем хочет он поведать нам сегодня, какую весть пронес для нас сквозь века. И через эти могучие благодатные звуки соприкоснуться с подлинной Россией, ее историей, ее памятью.

4. Колокола в Русской православной церкви


В народе говорили, что если икона – это молитва в красках, храм – молитва в камне, то колокол – это молитва в звуке. Колокольные звоны – это особенная, ни с чем не сравнимая музыка. Слыша колокольный звон народ снимал шапки и крестился, призывая благодать Божию и благодаря за нее. Слуху русского человека было с детства знакомо множество разнообразных звонов. Все происходящее в православных храмах – от порядка церковных служб, церковного песнопения и до личного поведения каждого прихожанина – имеет в своей основе древнюю традицию, освященную церковными канонами. Колокольный звон – весьма значительная часть этой традиции. Для всякого вида звона, предусмотрено особое место в ряду чинопоследования каждого из богослужений. Всего таких звонов четыре: благовест, перебор, перезвон и трезвон. Благовест – мерные, величественные удары одного из самых больших колоколов, имеющихся на колокольне, иногда редкие, иногда более частые возвещают о начале богослужения. В праздничные дни после благовеста звучными ритмами рассыпается радостный трезвон, и теперь уже все колокола от больших до самых маленьких вплетают свои голоса в общий колокольный хор. Названия перебор и перезвон для звонарей укажут очередность вступления колоколов: в переборе они будут звонить от маленького до большого, а в перезвоне наоборот. Исследователи, изучающие историю колокольного звона, говорят, что именно праздничный перезвон колоколов, раздававшийся по всей Москве в давние времена, удивлял своими могучими переливами заморских гостей.

Набат – сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием. Слыша его, люди понимали, что нужно отложить все дела и объединиться для принятия решения или срочной помощи, будь то пожар или замеченные поблизости враги. Начинался набат в районе несчастья, затем его подхватывали соседние церкви.

В ударах церковного колокола скрывается удивительная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Звонкие голоса колоколов вселяют в души счастливое ликование, благовествуя славу имени Христова и пробуждая христиан от духовного усыпления.


5. Воздействие колокольного звона на окружающую среду


Еще в древности на Руси существовало поверье: если ударить над тяжело больным человеком в колокол, то он может выздороветь. Оказывается, колокола играют колоссальную роль в созданий благоприятной ауры. Колокола, как и купола храмов, благодаря своей форме концентрируют тонкую космическую энергию, воздействующую на людей при колокольном звоне.

Свидетельствует наука

Колокольный звон в советское время изучал известный физик, член-корреспондент Академии наук СССР Фотий Шатунов. Он пришел к выводу, что колокола излучают огромное количество резонансных волн и тем самым очищают пространство; доказал, что полно активный колокольный звон убивает бактерии в радиусе 70 км и гармонизирует пространство. Уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов. За счет специфического распределения мощности звуковой волны, структуры микробных клеток приходят в резонанс и разрушаются. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы.

Колокольный звон распространяет свое целительное воздействие на всех, кто находится в зоне слышимости. И не зависит от отношения к религии, потому что имеет совершенно объективные физические параметры звука. Во многом благодаря именно колокольному звону вокруг церквей и храмов создается целительный микроклимат. Колокольный звон даже может оказывать обезболивающее действие – так считает российский психолог А.Гнездилов, изучающий его влияние на человека.

Воздействие колокольного звона на энергетику.

Все есть энергия – физики поняли это давно. Колокольный звон выравнивает ауру человека, делает ее симметрично здоровой, усиливает энергетику, улучшает состояние здоровья даже при тяжелых заболеваниях, омолаживает клетки организма.

Лечение колокольным звоном.

Доказано, что колокольный звон, оказывая необычайно благотворное воздействие на человека, способен:

  • избавить от стрессового состояния,

  • наладить регуляцию обмена веществ,

  • нормализовать сердечнососудистую деятельность,

  • различные вегетативные дисфункции, сопровождающиеся страхом, нарушением сна, депрессией.

Но если колокольный звон вам лично неприятен, то не стоит себя насиловать.

6. Народные поверья


Согласно поверьям, колокольного звона боится нечистая сила. В древности верили, что болезни вызываются бесами, поэтому во время эпидемий часто звонили в колокола. В XVI–XVII веках, когда свирепствовала чума, колокола звонили медленно и размеренно, либо часто и с перезвонами. Это делалось по предписанию врачей, которые полагали, что громкий звук разгоняет тяжёлый зараженный воздух.

В колокол нередко звонили во время грозы, чтобы отвести гром и молнию и предохранить всех слышащих звон от материальной и духовной угрозы.

Во всех славянских традициях известны поверья о том, что некоторые мифологические персонажи показываются на глаза людям и занимаются своей злокозненной деятельностью только после того, как отзвонил колокол.

В старинных преданиях о колоколах они часто наделялись способностью самостоятельно действовать. Из уст в уста передавалось немало рассказов о чудесных событиях, с этим связанных: колокола неожиданно начинали звонить без чьей-либо помощи, падали, либо сами водружались на колокольню; по каким-то причинам меняли свою звонницу или, наоборот, не хотели ее покидать.



Заключение


Идут года, проходят столетия, а колокольный звон не утратил того важного значения, которое имел в течение многих веков российской истории. Мало кого он оставляет равнодушным и сейчас: будоражит и радует нас веселым перезвоном маленьких колоколов, умиротворяет низким звучанием больших. Колокола по прежнему сообщают нам о церковных праздниках, призывают людей очиститься и покаяться. Древний и в то же время такой родной торжественный колокольный звон наполняет наши города и веси, становясь привычным, нужным, вызывающим желание глубже понять его.


Подведение итогов

В ходе реализации проекта ребята познакомились с колокольными звонами как ярким явлением русской православной культуры, расширили музыкальный кругозор. Путем исследования определили какой след оставили колокольные звоны в русской музыке, а также взаимосвязь колокольного звона с важнейшими событиями в жизни русского человека.

Работа над проектом способствовала взаимопониманию и сотрудничеству детей. Гарантией успеха стали умение добывать информацию из различных источников, проверять ее достоверность. Изучение столь интересной темы дало положительную мотивацию для самообразования.



Рефлексия







Жизнеспособность проекта:

Материалы проекта можно использовать при проведении мероприятий патриотической направленности, для проведения классных часов, на уроках музыки, истории.



Список источников

1. Тосин С.Г. «Многовещий звон колоколов: избранные труды по кампанологии (2005-2014)»/ С.Г.Тосин. – Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (академия) им. М.И.Глинки, 2014. – 160 с.

2. Кавельмахер В.В. Способы колокольного звона и древнерусские колокольни. В кн.: Колокола: История и современность/В.В.Кавельмахер. М., 1985. С. 39–78.

3. Колокола//Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB/Колокола.

4. Влияние колокольного звона на организм человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.serpschool.ru/Docspdf/NOU/04_Efimova.pdf/ Влияние колокольного звона на организм человека.









10