МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №31"
Проект по литературу
“Литература или телевидение”
Автор работы: Тугаринова Виолетта Николаевна, 9 «В» класс
Руководитель: Соколова Мария Викторовна
Череповец
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ТЕЛЕВИДЕНИЕ 3
Что такое телевидение? 3
История появления телевидения. 3
Роль телевидения в жизни человека. 8
Плюсы и минусы телевидения. 9
ЛИТЕРАТУРА 11
Что такое литература? 11
История появления первой книги. 13
История развития литературы. 15
Влияние литературы на внутренний мир человека. 17
ОПРОС 19
Заключение. 20
Список литературы. 22
Приложения. 23
ВВЕДЕНИЕ Современный мир информации поставил человека в сложную ситуацию: с одной стороны, информации много, с другой - неуверенность в ее точности. Что окажется сильнее? Над этим вопросом стали спорить с момента появления телевидения. Были даже такие, кто утверждал, что телевидение может заменить и театр, и литературу.
Возникает вопрос: какие источники верны - телевизионные или литературные, и как воздействуют они на человека?
Что лучше: читать книгу или смотреть телевизор? Телевидение представляет собой неотъемлемую часть нашей жизни, один из основных поставщиков сведений, чуть ли не "символ" отдыха по окончанию дня. Но, разница заключается в том, что, читая литературу читателю надо самому искать интересующую его информацию, самому выбрать интересный для чтения жанр произведения, в книгах нет рекламы. Но с каждым днем цифра каналов и любителей телевидения возрастает и возрастает. Приобщиться к этому не составит труда: надо приобрести телевизор и сделать правильную настройку. С этого и начинается этот не имеющий конца поток информации: различные новости, ток - шоу, спортивные передачи, мультики, кинофильмы, сериалы. Ассортимент является крайне широким и содержит большое количество программ и любому зрителю что-нибудь да понравится.
Целью работы является изучить и проанализировать влияние телевидения и литературы на жизнь современного человека, а также провести сравнительный анализ о пользе и вреде данных источников информации, используя соответствующую литературу и проведя свои собственные исследования.
Задачи, поставленные в работе:
•Изучить литературу по теме;
•Изучить влияние телевидения и литературы на жизнь людей;
•Проанализировать собранный материал;
•Выявить положительные и отрицательные функции данных по теме источников информации;
• Проанализировать и сделать выводы по своим собственным исследованиям: анкетирование, наблюдение и сравнение;
• Сделать свой вывод по заданному вопросу: «Что окажется сильней?»
Выдвинута гипотеза: в современном обществе молодое поколение выбирает более легкий и доступный информационный источник – телевидение.
Телевидению выделяется значительная часть свободного времени, большинство смотрят телевизионные сериалы и развлекательные каналы.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ Что такое телевидение? Телевидение — это способ передачи изображения на расстоянии. Оно дает возможность наблюдать за всеми новостями, спортом, политикой и боевыми действиями, происходящими в мире. Телевидение оказывает серьезное влияние на жизнь многих людей. Для нас оно стало главным источником информации и развлечений. Наверное, в каждой современной семье присутствует телевизор.
Телевизионная камера превращает движущиеся изображения в электрические сигналы. Сигналы поступают на ваш телевизор с помощью радиоволн, передаваемых спутником или по подземным кабелям. Телевизор преобразует эти сигналы в изображение на экране и звук, звучащий из динамиков.
Западные люди большинство свободного времени просиживают около телевизора. Если в доме установлена антенна или подведена сеть кабельного телевидения, то телевизор может принимать несколько десятков каналов, передающих массу программ: от фильмов о природе до передач о политических событиях. Заказчики рекламы платят огромные деньги за показ рекламы своей продукции в паузах во время телепередач, особенно таких, которые смотрят миллионы зрителей.
Телефильмы создают изображение, показывая статичные картинки, быстро мелькающие одна за другой. Каждый такой кадр слегка отличается от предыдущего. Наше зрение не способно улавливать переходы кадров и мозг воспринимает эту череду как движущееся изображение. Кадр состоит из сотен горизонтальных линий, а каждая строка состоит из сотен цветных полосок. Мы не замечаем их, потому что они смешаны между собой. В большинстве европейских стран телекадр состоит из 625 строк, а частота кадров равна 25 кадрам в секунду. В Японии кадр имеет 525 строк, но частота кадров составляет 30 кадров в секунду. В системах нового поколения, так называемого телевидения высокой четкости, кадр насчитывает тысячи строк вместо сотен. Это делает изображение более четким.
История появления телевидения. Трудно представить свою жизнь без телевидения. История телевидения – это история исследований, изобретений, технических экспериментов. У телевидения нет одного изобретателя. С самого начала развитие идей электрической передачи изображений было интернациональным. К началу XX в. было выдвинуто не менее двух десятков проектов, в том числе пять в России, под названиями «телефотограф», «электрический телескоп», «телефот» и тому подобное. Даже если мы его не смотрим, оно все равно составляет важнейшую часть нашей культуры. Между тем этому изобретению чуть более 100 лет. Телевидение, история возникновения и развития которого укладывается в такой небольшой по меркам истории период, радикально изменило наше общение, отношение к информации, наши государства и культуру.
История изобретения телевидения длится почти 100 лет. В отличие от радио, которое было открыто одномоментно двумя людьми в разных точках мира, телевидение – это сложное, поэтапное создание технологии. Каждая страна имеет собственную версию истории открытия телевидения, в которой делает акцент на участии своих ученых в этом процессе. Это объясняется тем, что технология создавалась целыми коллективами в виде решения отдельных технических задач. Чтобы не вдаваться в технические тонкости, назовем основных инженеров, причастных к этому событию. У истоков стоит Уиллоуби Смит, который изобрел фотоэффект в селене. Следующий этап открытия связан с именем русского ученого Бориса Розинга, который запатентовал электрический способ передачи изображений. Также вклад в открытие сделали П. Нипков, Д. Бэрд, Дж. Дженкинс, И. Адамян, Л. Термен, которые независимо друг от друга в разных странах создают передатчики для трансляции изображений. Следующий виток развития технологии связан с появлением электронного телевидения. М. Дикман и Г. Глаге зарегистрировали создание трубки для передачи изображений. Но первый патент на технологию, которая и сегодня используется в телевизорах, был получен Борисом Розингом в 1907 году. Далее целая плеяда ученых работала над усовершенствованием технологии. И в 1931 году инженер В. Зворыкин создает иконоскоп, который и считают первым телевизором. На основе этого изобретения Ф. Фарнсуот создает кинескоп. Так история создания телевидения кратко и выглядит.
В 1928 году с началом регулярного вещания начинается настоящая история возникновения телевидения. Улисс Санабриа впервые использовал радиоволны для передачи изображения и звука. Принцип работы телевидения заключается в особой проекции изображения на светочувствительную пластину в электронно-лучевой трубке. Долгое время история телевидения была связана с усовершенствованием этой трубки, это приводило к повышению качества картинки и к увеличению экранной поверхности. Но с появлением цифрового вещания принцип изменился, теперь кинескоп с лучевой трубкой стал не нужен. В нем используется совершенно другой способ передачи изображения. Оно кодируется и передается с помощью цифровых каналов и через системы интернета.
Долгая история развития телевидения привела к тому, что сформировались многочисленные его виды. Во-первых, оно делится на черно-белое и цветное. До 1950 года все телевизоры показывали только черно-белую картинку. Два стандарта цветного телевидения: NTSC и SECAM - действуют во всем мире до сих пор. Также телевидение можно разделить на платное и бесплатное. В каждой стране существует набор каналов, которые может смотреть любой обладатель телевизора. Но также существуют каналы, сигнал которых можно увидеть только за деньги. Формы оплаты могут быть разными, но доля такого телевидения неуклонно держится на цифре 30 % от всего рынка.
По способу передачи сигнала телевидение может делиться на:
Эфирное – в этом случае телеприемник получает сигнал с телевизионной вышки, это самый привычный и распространенный способ вещания
кабельное – в этом случае сигнал идет от передатчика по кабелю, присоединенному к телевизору;
спутниковое – сигнал передается со спутника и улавливается специальной антенной, которая передает изображение на специальную приставку, подключенную к телевизору;
интернет-телевидение, в этом случае сигнал передается через Сеть.
По способу кодирования информации телевидение делится на аналоговое и цифровое. Второе отличается более высоким качеством благодаря новейшим стандартам кодирования и передачи.
Телевидение давно уже стало важным социальным феноменом, у него есть немало значимых функций. Благодаря огромному охвату, доступности и убедительности, телевидение является важнейшим средством массовой информации. Именно телевидение является действенным инструментом распространения информации среди большей части населения. Таким образом, история телевидения кратко может быть описана словом «информирование». Вторая по важности функция – это формирование общественного мнения, не напрасно политики и реклама так стремятся попасть в телевизор, именно этот канал позволяет убедить человека в правильности той или иной точки зрения и воздействовать на его поведение. Также телевидение выполняет культурно-просветительскую функцию. Оно транслирует культурные нормы и ценности, распространяет общественно одобряемые стандарты, оно передает человеку знания, формирует у него критерии оценки событий и явлений. Телевидение также способно выполнять интегративную функцию, так как может объединять людей в определенные сообщества. Как и все СМИ, телевидение выполняет воспитательную функцию: оно рассказывает о том, что есть добро и зло, задает моральные нормы и ценности. И, конечно же, телевидение выполняет развлекательную функцию, оно помогает человеку расслабиться, получить удовольствие от просмотра телепередачи.
Вся история телевидения – это путь поиска новых форматов телевизионных программ. Каналы борются за зрителя и поэтому вынуждены создавать все новые разновидности. Современный телевизионный контент можно разделить на следующие виды:
Развлекательные передачи. Телевидение для многих людей является основным средством проведения досуга, поэтому каналы стараются предложить самые разные развлекательные передачи для различных групп зрителей.
Информационные передачи. История появления телевидения связана в первую очередь с необходимостью распространять информацию, и до сих пор многие люди включают телевизор для того, чтобы узнать новости и получить дополнительные сведения о явлениях и фактах.
Информационно-развлекательные программы. Сочетание двух важнейших функций позволяет заинтересовать большее количество зрителей, и поэтому продюсеры стараются совместить два формата в одном виде программ.
Образовательные передачи. Эти передачи направлены на углубление и расширение знаний по каким-либо вопросам. Они предоставляют зрителям полезную информацию, позволяют узнать что-то новое и расширить свой кругозор.
Социально-активизирующие передачи. Этот контент направлен на мобилизацию зрителей, вовлечение их в какую-либо общественно значимую
деятельность, например, выборы.
В 1928 году начала свою работу первая телевизионная станция. Улисс Санабриа впервые начал передавать изображения и звук по частотам своей радиостанции. Но начать регулярное вещание не было возможности их-за Великой депрессии. Массовая история телевидения с регулярным вещанием начинается в 1934 году в Германии. Немецкая телекомпания RRG впервые в истории вела трансляцию с Берлинской олимпиады по телеканалу. В 1936 году регулярное вещание было установлено в Великобритании. Чуть позже телекомпании возникают в США и СССР. В 1950 году США впервые вводят новый стандарт цветного телевидения, почти мгновенно эта тенденция была подхвачена во всех развитых странах. В 1967 году Европа и СССР вводят свой стандарт цветного телевидения. Постепенно формируется телевизионная культура, нарабатывается система жанров, создаются архивы программ, появляются профессиональные тележурналисты и ведущие. Во второй половине 20-го века телевидение стало массовым, оно существовало почти в каждом доме Земли. История развития телевидения в России начинается с запозданием по сравнению с остальными развитыми странами. Этому помешала Вторая мировая война, которая поставила другие, более актуальные, задачи перед государством. Регулярное вещание начинается в 1931 году, когда запускается транслятор на средних волнах. Сначала его принимают лишь 30 механических телевизоров, позже русские мастера начинают изготавливать самодельные приемники. В 1933 году начинается выпуск приставок к радиоприемнику «Б-2» для приема отечественного телесигнала. В 1949 году начинается серийный выпуск отечественных телевизоров КВН. В 1951 году создается Центральное телевидение Гостелерадио СССР. В 1959 году проводятся эксперименты по запуску цветного вещания. В 1965 году СССР запускает первый спутник, который позволяет транслировать телевизионный сигнал на всю территорию страны.
Массовая история телевидения в России начинается в 1951 году, когда начинает работать центральная студия. Советская власть со всей серьезностью отнеслась к созданию телекомпании, понимая ее гигантские возможности по воздействию на умы населения страны. Поэтому к организации работы студии правительство подошло основательно, в ней открыли несколько тематических редакций: общественно-политическую, для детей и молодежи, музыкальную, литературно-драматическую. Через год появилась Ленинградская студия телевидения. Обе телестудии подчиняются Министерству культуры СССР. До 1965 года вещание велось только в Москве и Ленинграде. Во второй половине 50-х годов появляются телевизионные студии во многих регионах, они снимали сюжеты для центральной студии. В конце 60-х годов вещание начинает распространяться на европейскую территорию, а с 1965 года - на всю страну. Постепенно появляются новые редакции: «Последние известия», «Первая программа», «Московская программа», «Образовательная программа» и т. д. Расширяется время вещания, со временем появляются новые каналы. Происходит разделение по цифрам, на первой цифре вещает Центральная студия, на второй идут местные программы. В начале 80-х годов появляются республиканские телестудии. Центральное телевидение начинает запускать несколько дублей для разных регионов.
Вся история телевидения связана с развитием технического прогресса. Он влияет на изменение технологии передачи изображения и обусловливает появление новых видов телевидения. Так, с возникновением цифровых технологий появляется и соответствующее телевидение. Существует несколько вариантов передачи цифрового сигнала: кабельное, спутниковое и эфирное. Новейшие технологии позволяют телеприемникам со специальным декодером принимать наравне с аналоговым и цифровой сигнал. Цифровая технология позволяет быстро на любые расстояния транслировать изображение высокой четкости. В зависимости от типа кодировки существует несколько мировых стандартов: европейский, японский и американский. Главные преимущества цифрового телевидения перед аналоговым заключаются в следующем:
Уменьшение помех при передаче сигнала;
Увеличение передаваемых программ в одном частотном диапазоне;
Повышение качества передаваемого изображения и звука;
Возможность интерактивного взаимодействия со зрителем, он может выбирать время просмотра, пересматривать программы, заказывать определенный контент;
Возможность передачи дополнительной информации, кроме телевизионных программ.
Сегодня во всем мире быстро идет замена аналоговых передатчиков на цифровые. В России также принята программа замены аналогового вещания на цифровое, уже сегодня все основные каналы передают два вида сигналов, но постепенно будет уменьшаться количество аналоговых каналов. Со временем, когда все зрители заменят телеприемники в своих домах на современные, аналоговое телевидение сойдет на нет.
Роль телевидения в жизни человека. Телевидение является источником информации, а также средством развлечения и обучения. Не так давно телепередачи принято было смотреть всей семьей. По окончании сеанса возникали споры и размышления относительно того или иного момента. Сегодня роль телевизора в жизни человека существенно изменилась, да и фильмы, передачи или мультфильмы носят иной характер, который не всегда положительно сказывается на людях. Очень часто у людей возникает зависимость от телевидения. Существует несколько факторов, которые указывают на наличие зависимости от голубого экрана:
- Время, проведенное перед телевизором, больше четырех часов в день;
- Раздражительность и нервозность от того, что нет возможности посмотреть телепередачу или фильм;
- Все хобби, общение с друзьями и прочие радости жизни отодвигаются на второй план в пользу фильма;
-Появляется желание покупать только те товары, которые часто рекламируются по ТВ;
- Поступки в реальной жизни повторяют действия любимых киногероев;
- Вся информация, показанная по телевизору, воспринимается как истина.
Вряд ли в современном мире есть другое информационное явление, которое по своей популярности могло бы сравниться с телевидением. Во всем мире существует огромное количество телевизионных каналов, которые собирают миллионы зрителей у экранов телевизоров. Телевидение транслирует телепрограммы, кинофильмы, спортивные мероприятия, концерты и многое другое. Но в связи с такой высокой популярностью это информационное средство стало также и средством пропаганды, что помогает формировать мнение зрителя. При этом, находясь в рамках информационной монополии, человек не имеет возможности получать информацию из других источников, а потому теряет свободу выбора. Стоит понимать, что современное телевидение обеспечивает человеку свободу выбора только при наличии ряда достаточно сложных для достижения условий. Проблема в том, что содержание телеканала довольно затратное дело, требующее большое количество финансовых средств. Следовательно, владельцами и людьми, которые определяют редакционную политику каналов, часто являются богатые люди, которые имеют свои идеи и убеждения. Именно эти идеи они обычно и транслируют через свои телеканалы. К этим идеям относятся желание обретения богатства, денег, других благ и тому подобного. Скромный, сдержанный и рассудительный образ жизни после просмотра телевидения и местных программ кажется унизительным и позорным. Чтобы стать более обеспеченным и позволить себе хотя бы немного приблизиться к такой жизни, которая транслируется на телевидении, люди обязаны идти на работу в офисы или тяжелое производство. В то же время заводами и крупными корпорациями часто владеют все те же люди, что и телеканалами. Именно поэтому постоянный зритель телевизора, если он не может противостоять той пропаганде ценностей, которая льется на него с экрана, будет вольно или невольно работать на владельца телеканала через другие компании. Таким образом, никакого выбора образа жизни для такого человека нет — он живет так, как велит телевизор. К счастью, в последнее время телевидение перестало быть единственным источником информации для обычного человека. У человека появился Интернет, где информационное поле гораздо более широко и его могут формировать обычные люди, а не только богачи. Поэтому тем, кто хочет дать самому себе выбор, нужно использовать Интернет, а не смотреть телевидение. Не стоит забывать и о книгах. Несмотря на потерю популярности, книги содержат много идей, которые способны сделать человека духовно свободным.
Плюсы и минусы телевидения. Плюсы телевидения:
Телевидение способствует расширению кругозора. Из-за большого количества передач у человека появляется возможность владеть огромной в своем объёме полезной информацией.
С помощью телевидения можно отдохнуть - улечься перед телевизором гораздо приятнее, чем отдыхать, слушая тишину и смотря в потолок.
Кроме того, знакомимся с культурой. Сюда можно отнести и программы об искусстве и шедеврах кино.
А также можем посмотреть новинки из мира кинематографа. И находиться в гуще событий.
Для тех, кто хочет построить карьеру на телевидении, оно является отличным способом самореализоваться.
Что касается минусов, то среди них можно выделить следующие:
Из-за телевидения мы теряем много времени. Если увлечься какой-то передачей, то можно позабыть про все важные дела.
Телевидение является тем источником, который несет бесполезную, а зачастую недостоверную информацию.
На телевидении часто нет соответствия показа фильмов и передач с возрастными категориями пользователей.
Телевидение является источником навязчивой рекламы, которая часто не соответствует качеству рекламируемого товара и услуг.
Низкопробные передачи и шоу.
Ухудшает зрение.
Но нельзя говорить однозначно, что у телевидения, по мнению большинства, имеется больше минусов, нежели плюсов. Взглянув на него с другой стороны, можно найти массу преимуществ. Смотреть телевизор можно, но главное делать это с умом!
ЛИТЕРАТУРА Что такое литература? Литература — это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений. Каждый знает, что такое литература. В широком смысле — это совокупность всех текстов, когда-либо написанных человеком. Но чаще всего под литературой подразумевается вид искусства, основная задача которого - написание художественных произведений. Главное в литературе не то, что хотел сказать автор, а то, что сказалось в авторском тексте. Ценность литературного произведения определяется количеством смыслов, которые возможно извлечь из литературного текста. Задача читателя и исследователя – научиться видеть и извлекать эти смыслы. Только в этом случае чтение литературного произведения станет полноценным.
Литература оперирует словом, телевидение, кроме слова, – зрительным образом и звуком. Любая телевизионная экранизация не может полностью охватить все линии сюжета, представить все богатство человеческого духа, тончайшие оттенки психологии, внутренний поиск героев, то есть то, что составляет преимущество и особенность литературного художественного произведения, что невозможно перенести впрямую на телеэкран. Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения). История литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле — как письменная форма искусства слова — формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом — не в устном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка»: литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным. Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи. Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности. Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для нового времени. Литература стоит на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровенных глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств. Литература, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства.
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.
Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и определен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея). Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы. В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть, роман, рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени. Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.
История появления первой книги. Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатления людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации. Жители северных стран оставляли послание другим поколением на костях животных, а китайцы – на шелке. История возникновения книги продолжается у древних египтян, которые фиксировали свои надписи на прообразе привычной нам бумаги – папирусе. Процесс изготовления организовывали жрецы, они же держали секрет создания папируса в тайне. Долгие века мы не могли узнать, как создавали прообраз бумаги древние египтяне. Понял процесс изготовления папируса Хасан Рагаб. Изготовляли египтяне этот материал из стебля растения – папируса. Оно произрастало в больших количествах на берегах реки Нил. Стебель растения хорошо подходил для создания бумаги, был гибким и прочным. Египтяне использовали только ту часть стебля, которая находилась под водой, поэтому была гибкой и мягкой. Оболочку выбрасывали, и использовали только серединку, которую вымачивали несколько дней так, чтобы образовались широкие пласты волокон. Затем волокна укладывали слоями: один слой параллельно другому, и ставили на некоторое время под пресс. После этого пропитывали материал специальным раствором, который уменьшал растекание чернил. В результате получали достаточно прочное и тонкое полотно, на котором можно было писать. Если правильно его сшить, то можно было получить полотно большой площади, которое сматывали в рулон. Эту технологию в Египте настолько отшлифовали, что страна начала массово продавать папирус в другие страны. В частности, он был долгое время популярным в Римской Империи. Только здесь книга имела вид свертка, на концах которого были утолщения. А хранилась эта книга в кожаном футляре.
В античные времена, в школах и университетах, среди высших чинов и духовенства использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи. Преимущество такого способа фиксации информации в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова.
А жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. Буквы найденного письма были клиновидными, за что его назвали «клинопись». Такие таблички хранились в специальных коробках.
На Руси для фиксации информации использовали бересту, как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой. Пергамент стал новым этапом происхождения книги, ведь был мягким, прочным и удобным, по сравнению с берестой и папирусом. Пергамент – это специальным образом обработанная кожа скота. Недостатком этого материала была дороговизна, ведь для создания одной большой книги нужно было забить целое стадо животных. За это книги были дорогими в прямом и переносном смысле. По привычке, пергамент хранили свитками. Но со временем начали сгибать несколько раз, так образовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, обтянутые кожей животных. Сверху украшались обложки драгоценными камнями и дорогими запонками. Писали на пергаменте ручками из гусиного пера, и занимались этим часто монахи. Написание текста было тяжелым трудом, требовало скрупулезности и мастерства. Монах вырисовывал первые буквы страницы, узоры и иллюстрации. Через большую трудоемкость, процесс написания одной книги могла занимать несколько лет. Хранились книги в монастырских библиотеках. Историки утверждают, что первую бумагу изобрели китайцы - из шелка, тряпок и волокон из дерева. Изготовление бумаги держали в секрете под страхом смертной казни. Благодаря этому долгие годы многие народы покупали бумагу у китайцев. В последствии рецепт изготовления попал к арабам от пленных китайцев. Такой трудоемкий процесс создания книги не мог долго устраивать общество, и в результате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Текст в нем набирался с помощью металлических букв. Изобретение Иоганна Гутенберга дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг. Первой печатной книгой была «Библия», которая увидела свет около 1455 года. А за следующий год он изготовил около 300 экземпляров, на что прежде нужно было потратить несколько жизней. Ради справедливости надо сказать, что за несколько веков до Гутенберга в Корее переносили изображение с деревянных плит, на которых были вырезаны буквы.
На наших землях «первопроходцем» в книгопечатании был Иван Федоров, который также в материалах того времени был известен как Иван Федорович Москвитин. Он был образованным человеком, знал несколько языков, включая древнегреческий и латынь. Иоанн был духовным лицом, служил в храме и хотел создать способ увеличения количества религиозных книг. Он открыл первую типографию в 1563 году в Москве, и была она под контролем государства. Уже через год после этого события Федоров выпустил книгу «Апостол», где рассказывалось о деяниях учеников Христовых. Хоть книга была печатной, ее шрифт и иллюстрации напоминали ручную работу. Следующей работой Ивана Федорова был «Часослов». После этого у печатника и его напарника начались проблемы, и они вынуждены были бежать из Московии, поселились в Украине, где издали «Псалтырь» и «Азбуку».
История развития литературы. Мировая литература претерпевала различные внешние факторы, которые воздействовали на нее и, в некоторых случаях, категорично меняли литературу любой страны. Все развитие в истории мировой литературы можно разделить на несколько этапов, основным среди которых является античная литература. Она включает в себя несколько подэтапов:
- Литература Средневековья
- Литература Возрождения
- Литература семнадцатого века
- Литература Просвещения
- Литература двадцатого века
- Литература нового времени
История мировой литературы Средневековья состоит из развития литературы Рима и Греции. Первые литературные памятники в Риме относятся к 3 в. до н.э., периодом расцвета был 1 век до н.э., история ее завершается вместе с падением Западной Римской империи в 5 в к.э. Таким образом, то, что носит название античной литературы, охватывает огромный промежуток времени в 1200 лет, начиная 7 в. до н.э., заканчивая 5 в. н.э. Античная литература, как и вся культура Греции, по сей день является классикой, в известном смысле образцом – культура Древней Греции признана «детством человечества». Основными направлениями, характеризующими античную литературу, являются мифология, гомеровский эпос и античная драматургия. В целом античная литература исполнена героики и реализма. Ее главный объект – как и во всей культуре древней Греции – человек реальный, развитый, смелый, исполненный поднесенного достоинства. Даже греческие боги обладают человеческими качествами - они ссорятся, флиртуют, влюбляются, клевещут. Самыми известными героями греческого эпоса являются Прометей и Геракл – помощники и защитники людей. Боги обитают на заснеженной горе Олимп, возглавляемой Зевсом, отцом и владыкой вселенной. Дворцы на Олимпе построены богом Гефестом, на пирах выступает бог искусств и наук Аполлон, девять сестер-муз поют под его лиру. Рядом восседает супруга – грозная и ревнивая Гера, и дочь его Афина-Паллада, воинственная, всегда готовая к бою богиня.
Средние века охватывают огромный отрезок времени с момента падения Римской империи (5 в н.э.) до начала мировых революций (17 в). Самым значительным и ценным наследием средневековой литературы составляет эпос – поэмы о героях-воинах, созданные народом и выражавшие его идеалы. Геройством проникнута знаменитая французская поэма «Песнь о Роланде» (1170), отражающая религиозную идеологию и политические перипетии, наполнявшие феодальное общество. Патриотический пафос звучит и в испанском эпосе, содержание которого связано главным образом с реконкистой – борьбой испанского народа за освобождение своей страны от захвативших ее арабов. Так, большая поэма 12 в. «Песнь о Сиде» воспевает подвиги легендарного героя этой войны, Руй Диаса, которого побежденные им арабы прозвали Сидом, т.е. господином.
Литература Возрождения характеризуется укреплением идей гуманизма, где главным содержанием становится человек, его земная жизнь, борьба за счастье. Выдающимися литераторами Возрождения выступают Франсуа Рабле, Вильям Шекспир, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Мигель де Сервантес Сааведра. Культура возрождения впервые зародилась в Италии, которая раньше других встала на путь буржуазного развития. Здесь уже в 15 веке создаются великие произведения гуманистической литературы. Итальянский гуманизм отличается особенной жизнерадостностью. Сборник стихотворений Петрарки, посвященный его возлюбленной Лауре, - первый образец гуманистической поэзии, раскрывающей тончайшие переживания влюбленного.
В западноевропейской литературе 17 века наиболее значительную роль сыграли произведения французских писателей; крупнейшие из них примыкали к направлению, называемому «классицизм», которое сложилось в эпоху расцвета абсолютной монархии во Франции. Великие драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен не были певцами абсолютизма. В гениальных трагедиях Корнеля и Расина рационализм – это торжество мысли, высокий нравственный пафос. В их творчестве классицизм отразил свое развитие, проходившее в два этапа. Лучшее создание Корнеля – его ранняя пьеса «Сид», трагикомедия. Под впечатлением критики «Сида», Корнель пишет несколько последовательных пьес. Пьеса «Гораций» превыше всего ставит патриотическую доблесть.
Новое время – это период сложных процессов в социальной жизни Европы и неоднозначный отрезок времени в истории всего мира, увлеченного революциями, переворотами и реформами. А потому 20 век не только в литературе, но и во всех жанрах искусства и социальных формированиях явился совершенно новой, передовой и более жесткой эпохой.
Ныне литература, пройдя путь от наскальной письменности через открытость избранным до всеобщей доступности, без социального разделения, вместе с тем несколько потеряла свою значимость. Литература перестала влиять на государственные процессы, как информационный и развлекательный жанр отошла на второй и третий план, уступив место потоку СМИ, Интернету и компьютерным технологиям. А потому героями новых поколений сегодня все чаще выступают телеведущие и музыкальные звезды, в то время как Ромео и Айвенго остаются в безвестности.
Влияние литературы на внутренний мир человека. Зачем и почему люди читают книги?
Литература - целый мир. Мир идей, фантазий, бесконечный источник разных точек зрения, философских основ. И самое главное, что в этом мире всё находится в равновесии, каждая мысль имеет право на существовании - в этом и есть особенность литературы. Там есть всё, и каждый человек может найти то, что ему нужно, может найти ответы на свои вопросы. Человек сам не понимает, насколько даже одна книга влияет на его личность. Читая, мы пропускаем книгу через свой разум, своё сердце и очень многое откладывается в подсознание. Бывает, в какой-то момент всплывает предложение из книги, которую человек читал много лет назад, и может быть, он даже и не помнит, что это за книга, кто её автор, но какие-то установки очень глубоко врезаются в память. Поэтому очень важно, какую литература читает человек. Есть как созидательная литература, преображающая человека изнутри, так и разрушительная, убивающая нравственность человека. В наше время разрушительных книг очень много. Если раньше была цензура, то сейчас в книжном магазине можно найти книгу, одобряющую употребление наркотиков, пропагандирующую идеологию фашизма, отрицающую семейные ценности, а также книги антисоциального содержания. Естественно, в таких книгах всё это описывается, опираясь на какие-то факты и ведь кто-то обязательно поддаётся этому влиянию, но люди, имеющие внутренний стержень, понимают, что это ложные утверждения. Исходя из этого, очень важно, на каких книгах воспитывался человек. Не просто то, что он читал в школе, а то, что он сам выбирал, и прочитал, потому что сам этого захотел. Считается, что самые лучшие книги, воспитывающие литературный вкус и самого человека, — это классические. Классическая литература проверена временем, она действительно заставляет человека думать, анализировать, чувствовать. Литература нужна человеку как воздух. Она учит чувствовать – людей, природу, весь окружающий мир. Заставляет нас глубоко рассматривать разные проблемы. Она как ничто другое украшает нашу жизнь; читая, начинаешь смотреть на вещи под разным углом, в обыденности становится видно что-то такое, чего раньше не замечал, на многое открываются глаза. Но в литературе тоже нужно расти - от лёгких книг переходить к более сложным, иначе можно остановиться в своём развитии.
ОПРОС В ходе написания работы был проведен опрос в google-форме среди учащихся школ города Череповца в возрасте от 14 до 17 лет. Второй группой респондентов выступили люди в возрасте от 35 до 50 лет. В опросе приняли участие 80 человек (по 40 в каждой группе соответственно).
Вопросы анкеты:
Сколько времени в день Вы проводите за ТВ?
а) 1 час б) 2-3 часа в) более 3 часов г) весь день
2. Какие каналы предпочитаете, когда смотрите ТВ?
а) познавательные б) спортивные в) развлекательные г) кино/сериалы д) другое
3. Нужны ли современному человеку книги?
а) да б) нет
4. Любите ли Вы читать?
а) да б) нет
Что предпочитаете - читать книги или смотреть фильмы по книгам?
а) читать книги б) смотреть фильмы по книгам
6. Книги, какого жанра обычно Вы читаете?
а) фантастику, комиксы б) сказки в)книги определенной тематики (об автомобилях, о животных) г) журналы, газеты д) другое
7. Как часто Вы читаете книги?
А) по необходимости б) каждый день в) когда есть свободное время
Результаты опроса см. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Вывод: по данным опроса большинство школьников предпочитают более легкий способ добычи информации, но не задумываются, что это не развивает их умственные и мыслительные способности.
87% школьников признались, что читают книги только в рамках школьной программы.
Только 23% опрошенных в возрасте от 14-18 лет любят читать книги, когда есть свободное время. Предпочтение отдают фантастике и комиксам.
Количество опрошенных, любящих читать, составляет 73% взрослого поколения. Процент довольно высокий. И как выяснилось те, кто любит читать предпочитают в основном книги, некоторые - газеты и журналы.
Мнения сходятся в том, что ТВ хороший помощник в жизни современного человека. И школьники, и взрослые смотрят кино и сериалы.
Заключение В современном обществе молодое поколение выбирает более легкий и доступный информационный источник – телевидение.
Телевидению школьник выделяет значительную часть свободного времени, большинство смотрят телевизионные сериалы и развлекательные каналы. В то же время школьники перестали ходить в библиотеки, читать дополнительную художественную литературу и познавательные журналы. По мнению самих подростков, книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития, не представляя важность чтения книг.
Как показал опрос, телевидение оказывает более значительное влияние на подростков, чем литература. Следовательно, гипотеза, сформулированная в начале работы, подтверждается.
В ходе проделанной работы приходим к выводам:
•Телевидение оказывает сильное влияние на человека.
•Экранная культура не может заменить книгу, потому что телеинформация искажает сообщение.
Не секрет, что, согласно расхожему мнению, телевидение и литература – заклятые враги, абсолютно несовместимые вещи, говорить о взаимосвязи которых просто глупо. Телевидение, хоть и рассматривается в данной дискуссии в основном с негативной точки зрения, бесспорно, завоевало свои позиции не только среди молодого поколения, но и среди старшего, в результате чего процент читающего населения резко сократился. Неужели у этих двух сфер совершенно нет точек соприкосновения?
У книги много преимуществ перед телевизором. Конечно, всё зависит от предпочтений. Ведь кого-то не оторвать от книги, а кто-то терпеть не может читать, но стремится к получению новой информации. И для нас лучшим способом получения информации являются книги. Это очевидно, ведь там можно больше узнать о значениях непонятных слов, получить более точную информацию о городах, почувствовать себя в разных ролях. Каждый писатель стремится сделать своё творение в наивысшей степени интересным. Пишет про увлекательные профессии героев, описывает захватывающие события, придумывает интересные образы, характеры, иногда и новые миры, в которых не был ещё ни один человек. Кто-то увлекается НЛО и пишет про своё увлечение, давая возможность читателям посмотреть на космос его глазами. Кто-то пишет любовные романы, делая сюжет как можно более реалистичным, чтобы читатели могли почувствовать себя на месте главной героини/главного героя. Этот список можно продолжать бесконечно. У каждого автора свой стиль, своя тема, свои персонажи. В наше время на полках книжных магазинов можно найти всё, что угодно. Но ведь и кинематограф пытается не отставать. Однако великое множество фильмов/сериалов – это экранизация какой-либо книги.
Список литературы 1.В.В.Егоров. Терминологический словарь телевидения: Основные понятия и комментарии. 2020 г.
2.Чумиков А. «Связи с общественностью». – М.: Дело, 2019.-496с.
3.Почепцов Г.Г. «Теория и практика коммуникации.»- М.: Центр, 2020. – 272с.
4.Багиров Э.Г Место телевидения в системе СМИП: Учебное пособие. М: Изд-во МГУ, 2018.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Сколько времени в день Вы проводите за ТВ?
2. Какие каналы предпочитаете, когда смотрите ТВ?
3. Нужны ли современному человеку книги? Любите ли Вы читать?
Книги, какого жанра обычно Вы читаете?
16