Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2.
ПРОЕКТ
формирования представлений о труде
у детей 4 – 5 лет
по теме:
«Маленькие помощники»
Информационная карта проекта
Актуальность:
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».
Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Полное название проекта: «Маленькие помощники».
Продолжительность проекта:
краткосрочный (3 недели.).
Тип проекта по количеству участников: групповой.
Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности: познавательный.
Тип проекта по содержанию: информационно практико-ориентированный, познавательно - игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Проблема: у детей наименьшим образом развит интерес к труду близких взрослых, это важно, так как на данном этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.
Цель проекта: Дать понятие о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и игры.
Задачи проекта:
Для детей:
- Развить трудолюбие и желание помочь.
- Развить познавательные способности.
- Развить коммуникативные навыки.
- Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.
- Сформировать различные представления об орудиях труда.
Для педагога:
- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
- Приобщить детей к процессу познания.
- Привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.
Для родителей:
- Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду в семье + оказанию помощи родным (вместе с детьми).
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- сбор фотографий «Маленькие помощники».
Продукты проекта:
Для детей:
Материализованные – рисунки, постройки, чистота в группе,
пересадка растений, чистое бельё кукол….
Не материализованные – знания о труде взрослых и детей.
Для педагога:
Получение опыта работы с дошкольниками 4 – 5 лет в сфере трудового воспитания.
Для родителей:
Получение новых знаний о трудовом воспитании детей в семье и в детском саду.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Знания о труде в целом и взрослых, и детей.
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
Для педагога:
- Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи.
- Обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка, подметать, убирать, мыть, протирать и т.п.
Для родителей:
- Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативные развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательно развитие.
1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и привлечению детей к труду.
Изготовление пособий и подготовка необходимого материала для трудовой и продуктивной деятельности.
Организация предметно развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в игровых центрах.
2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение
кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…).
Наблюдения (за трудом взрослых).
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино
горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.
Стирка кукольного белья.
Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
Просмотр презентации «В мире профессий».
Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание
и расстановку детской литературы на книжной полке.
Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги).
Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше).
работа с родителями)
Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ.
Конспект проекта в методический кабинет.
Ожидаемые результаты:
Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
Появилось уважение к труду взрослых.
Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
План реализации проекта:
Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…).
Наблюдения (за трудом взрослых).
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
Подготовка горшков с землёй для рассадки комнатных растений.
Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.
Стирка кукольного белья.
Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
Просмотр презентации «В мире профессий».
Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник»
(из бросового материала и бумаги).
Ручной труд «Тарелочка для наших поваров»(папье-маше).
В заключении хочется отметить, что данная деятельность нами была проведена впервые и считаем, что цели и задачи были нами успешно решены, дети приняли активное участие в реализации проекта.
Результат достигнут!
Паспорт информационного проекта по теме:
«Маленькие помощники»
для детей средней группы ДОУ
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: информационный.
По содержанию: информационно практико-ориентированный,
познавательно - игровой.
По числу участников проекта: групповой (15-18 человек).
По времени проведения: краткосрочный (3 недели).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По профилю знаний: многопредметный.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения
идеи до получения результата.
Цель проекта:
Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности.
2. Расширять знания детей о профессиях родителей и работающих в ДОУ взрослых.
3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.
4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: пересадка, полив, уход.
6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.
7. Расширять и закреплять знания детей о содержании в порядке и чистоте группы, игрушек,
книг и т. п.
8. Расширять и закреплять знания детей о помощи взрослым группы и родителям в семье.
Актуальность проблемы:
Приобретение детьми знаний о труде в общем смысле слова: взрослых, сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность и художественную литературу, через беседы и игры. Умение включаться в коллективный труд со сверстниками группы.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – организационный.
Основной – практический.
Заключительный – подведение итогов.
Значение проекта для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике правила трудовой деятельности, помощи взрослым и безопасности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
Художественная литература.
Материал для продуктивной деятельности
Предполагаемый результат проекта
Дети охотно выполняют трудовые поручения.
Реализация проекта по этапам:
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Конспект проекта в методический кабинет.
Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
Фотоотчёт.
Ожидаемые результаты:
Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
Появилось уважение к труду взрослых.
Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со сверстниками группы.
Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
Этапы подготовки и реализации проекта
Этап Мероприятие
Организационный
- Ознакомление родителей с проектом (индивидуальная беседа с каждым родителем).
- Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети получат в результате реализации проекта.
- Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
- Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых – прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада рабочих…).
- Наблюдения (за трудом взрослых).
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
- Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
- Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
- Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в вазочки).
- Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
- Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
- Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских игрушек.
- Стирка кукольного белья.
- Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
- Просмотр презентации «В мире профессий».
- Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
- Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
- Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
Продуктивный
- Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового материала и бумаги)
- Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-
маше)
Презентативный
- Фотоотчёт «Маленькие помощники».
Итоговый
- Выставка детских работ по продуктивной
деятельности по теме проекта «Маленькие помощники».