МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Республиканский конкурс «Я – исследователь»
Направление Математика
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Математика – интересный предмет».
Работу выполнил:
______________________________,
ученик 3 класса
МБОУ «Некрасовская средняя школа»
Советского района Республики Крым
Руководитель:
Ведерина Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Некрасовская средняя школа»
Советского района Республики Крым
с. Некрасовка - 2021
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..3
Основная часть………………………………………………………..…….4
Математика – интересная наука.
Занимательные задания.
Заключение ………………...…………………………………………….... 6
Источники………………………………………………………………........7
Приложения……………………………………………………………….....8
Введение
Я очень люблю математику. Поэтому посещаю кружок «Занимательная математика» в нашей школе. Многие люди думают, что математика это сложная, трудоёмкая работа с вычислениями. Но на самом деле это не так! Не всё в этом царстве так скучно и занудно как кажется на первый взгляд. В своём проекте я докажу, что математика очень увлекательная, занимательная наука. Изучая математику можно весело и интересно провести время, узнав много нового и интересного.
Гипотеза: я считаю, что математика интересный и занимательный предмет.
Цель: создание книжки-ширмы с занимательными заданиями по математике для привития интереса у обучающихся к школьному предмету математика.
Задачи:
Подобрать различный занимательный материал по математике.
Классифицировать информацию по разделам (математические ребусы, задачи в стихах, логические задачи, головоломки).
Изготовить книжку-ширму «Занимательная математика» для одноклассников.
Средства и методы: беседы с родителями, учителем, посещение библиотеки, чтение справочной и учебной литературы, Интернет – источники.
Актуальность:
Современному обществу нужны люди интеллектуальные, мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения.
Основная часть
Математика – интересная наука.
Слово «математика» в переводе с греческого языка означает: «знание», «учение», «наука». Она изучает числа и величины, форму и объём предметов, способы решения задач с помощью действий. Математика – одна из самых сложных наук, которая доставляет нам немало хлопот во время обучения. В то же время, навыки устного счета и различные математические приемы необходимо освоить каждому человеку, поскольку без этих знаний в современном мире жить просто невозможно. Математика учит рассуждать, обосновывать, доказывать, а без этого невозможно добиться успеха ни в одном деле. В учебнике математики встречаются не только обычные примеры, уравнения и задачи, но и другие интересные задания, благодаря которым мы учимся вычислять, решать сложные задачи. Это занимательные задания.
Занимательные задания.
Занимательная математика – это математические ребусы, числовые цепочки, лабиринты, логические задачи, головоломки, магические квадраты, загадки в стихах. Я решил создать книжку-ширму с занимательными заданиями, чтобы рассказать одноклассникам какая интересная и увлекательная математика. (Приложение 1.)
В книжке-ширме я выделил несколько групп с заданиями. Математические ребусы, в которых необходимо вставить пропущенные числа так, чтобы вычисление стало верным. Ребус – это занимательная головоломка, шифровка. (Приложение 2.)
Логические задачи, при решении которых необходимо построение цепочки рассуждений для достижения цели и решения. Логические задачи – это «гимнастика для ума». (Приложение 3.)
Головоломки. Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение нужно немало подумать, применить логику и сообразительность. Математическая головоломка — задача занимательной математики с игровыми элементами, требующая в большей степени сообразительности. Просматривая учебник математики, математические задания в сети Интернет, я выяснил, что головоломки могут быть как текстовыми (с описанием задания), так и числовыми (например, «Цепочка», «Магический квадрат», «Занимательные рамки», «Лабиринт»). (Приложение 4.)
Задачи в стихах. Я очень люблю решать задачи в стихах. Когда на уроке математики учитель задаёт нам стихотворные задачи, весь класс оживляется и работает очень активно, потому что решать такие задачки очень увлекательно и весело. Задачи в стихах могут быть на разные темы математики: сложение и вычитание, умножение и деление, задачи на цену и стоимость, на нахождение периметра и площади. (Приложение 5.)
Ребятам очень понравилась моя книжка-ширма «Занимательная математика». Они с большим увлечением разгадывали ребусы, решали головоломки и логические задачи (Приложение 6). Мои одноклассники пришли к мнению, что математика - это действительно не скучная наука, а занимательная, увлекательная, интересная и очень нужная наука. Помогает с интересом научиться считать, решать задачи. А главное, полюбить такой важный предмет, как математика!
Заключение
Работая над проектом, я выяснил, что математика – занимательная и интересная наука. Она развивает наблюдательность, умение логически мыслить, тренирует мозг, она необходима нам в повседневной жизни. Таким образом, считаю, что математика – это интересный, увлекательный предмет.
Источники
Праздник числа : Кн. для педагогов и родителей / В.В. Волина. - М. : Мозаика-Синтез, 2003г.
Головач М.В., Бондаренко Ю.К. Математика: упражнения для устного счёта – Издательство «Учитель», 2008 г.
Удодова Н.И. Занимательная математика: смекай, считай, отгадывай. – Издательство «Учитель», 2011 г.
Арифметика. Занимательные задачи : Пособие для учащихся / Б.Д. Фокин. - М. : Аркти, 2000. - 127 с.
Математическая головоломка https://wiki.soiro.ru/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%B8_%D0%94%D0%BB%D1%8F_%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%9D%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2
Приложение 1.
Приложение 2.
Математические ребусы
Вставь пропущенные цифры, проверь вычисление:
Вычисли и отгадай название сказки:
Приложение 3.
Логические задачи.
Приложение 4.
Головоломка «Лабиринт»
Головоломка «Магический квадрат»
Головоломка «Из квадрата два»
Приложение 5.
Задачи в стихах.
За 5 часов один пешеход 35 км пройдет.
Должен ответ быть скорее готов:
Сколько пройдет он за 8 часов,
Если скорость свою не изменит?
Решай – и учитель ответ оценит.
(35:5=7км/ч, 7х8=56км)
Шофер все сильнее давит на газ.
Скорость – 100км/ч.
Тебе нетрудно будет сказать:
Сколько проедет за три часа
Автомобиль со скоростью этой?
(3х100=300км)
Я с утра сегодня к деду
На велосипеде еду.
И 12 км преодолел за 2 часа.
С какой же скоростью
Домчали меня два колеса? (12:2=6)
Два третьеклассника, Коля и Толя,
Вместе находят периметр поля.
Ты помоги вычисленьям ребят,
Если известно, что поле – квадрат,
14 метров – длина стороны,
И никаких нет данных иных. (14х4=56)
10 метров – класса длина,
8 метров – его ширина.
Ты расскажи, как быстрее и проще
Рассчитать класса нашего площадь.
(10х8=80м)
К трем зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по семь морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
(7 · 6 = 42.)
Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 20 штук,
Как делить забыли вдруг.
Мамы с папой нет нигде…
Помогите им в беде!
(20 : 5 = 4.)
На птичьем дворе гусей кормили,
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей.
В каждой семье по 12 гусей.
Сколько гусей собралось за обедом?
Ты нам ответь, торопись с ответом!
(12 · 5 = 60.)
Мы только с парохода,
Мы только из похода,
Четырнадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Скажи-ка поверней!
(7 · 14 = 98.)
Индюшат, их 240,
Водит Катя на пригорок.
А на речке уток 200.
Как закрякают все вместе!
Хороши все птицы эти!
Сколько их? Считайте, дети!
(240 + 200 = 440.)
Дарит бабушка-лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте».
Сколько всех? Пересчитайте!
(2 · 3 = 6.)
Приложение 6.