Проект: "Мир волшебных ниток
ВВЕДЕНИЕ.
«Ум ребенка – на кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
Проект по теме «Нетрадиционная работа с нитками» направлен на:
Обогащение детского творческого развития;
Развитие сотрудничества детского сада с семьёй;
Приобщение детей к социокультурным нормам.
Актуальность
Актуальность этой темы в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. В дошкольном возрасте ребёнок открыт всему миру. С неимоверной скоростью он впитывает в себя все многообразие открывающейся ему жизни. Все, что нам, взрослым, уже давно понятно и не удивительно, ребенок воспринимает в первый раз - как игру, как чудо. Как помочь ребенку не потеряться в этом мире, как научить видеть в обыденном, обычном, неприметном массу полезного для себя и людей, как научить получить знания, как воспитать деятельностного человека – это то, что всегда волнует воспитателей и родителей.
Основное направление проекта:
знакомство детей с разными видами ниток, их особенностями, применением в жизни человека.
Цель: использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей.
Тип проекта: Познавательно-творческий.
Вид проекта: долгосрочный (8мецев)
Участники: дети, педагоги, родители.
Задачи:
способствовать всестороннему развитию дошкольников, преемственности семьи и ДОУ в воспитании детей;
Развивать нравственные, эстетические, интеллектуальные качества, инициативность, самостоятельность, ответственность и творческие способности ребёнка;
Обучать детей нетрадиционным способам работы с нитками.
Узнать об истории возникновения нитки;
Познакомить дошкольников с разнообразием ниток, с их свойствами и особенностями;
Дать детям представления о значении ниток в жизни людей; познакомить с их использованием, открыть новые возможности применения в детской творческой деятельности;
Задачи проекта по образовательным областям
Речевое развитие:
- Расширение и активизация предметного словаря;
- Обогащение пассивного словаря детей;
- Развитие зрительного внимания, логического мышления.
Познавательное развитие:
- Формировать представление о различных видах ниток;
- Уточнять знания о способах производства ниток;
- Учить различать нитки по внешнему виду;
- Расширение кругозора детей.
Художественно-эстетическое развитие:
- Формирование целостной картины мира посредством чтения детской художественной литературы;
- Развитие эстетического восприятия и умение передавать увиденное в поделках;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей в работе с нитками.
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- Соблюдение элементарных правил работы с различными материалами.
Принципы в реализации проекта:
Принцип комфортности. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации.
Погружение ребенка в творческий процесс. Реализация творческих задач достигается использованием в работе активных методов и форм обучения.
Опора на внутреннюю мотивацию. Учитывается опыт ребенка и создание эмоциональной вовлеченности в творческий процесс, что способствует повышению работоспособности.
Принцип деятельности. Переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстника, к самостоятельным. От самого простого - до заключительного, максимально сложного задания.
Принцип вариативности. Создание на занятиях условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий и т.п.
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия. Предполагает создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1) Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), составление перспективного плана.
2) Содержательный этап:
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник работы с нитками. Познакомить детей с техникой ниткография, аппликация из резаных ниточек, скручивание нитяных жгутиков, оборачивание картонного силуэта нитками, изготовление из пряжи полупомпончиков и помпончиков, рисование нитками по контуру. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в работе различные дополнительные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, бусины, поролон и т.д.
2. Непосредственная образовательная деятельность, игры, трудовая деятельность , выставки.
3) Аналитический этап.
- Рассматривание с детьми получившихся работ;
- Проведение дискуссии на тему: «Для чего нужны нитки
людям»;
- Обобщение знаний о роли ниток в жизни человека;
- Оформление выставки из получившихся изделий.
Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдения; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Ожидаемый результат:
- Знания о различных видах ниток и их происхождении;
- умения нетрадиционной работы с нитками;
- выставка творческих работ детей;
- развитие творческих способностей детей.
Месяц № | Тема НОД | Задачи | Примечания |
Перспективное планирование работы с детьми по нетрадиционным методам изобразительного искусства с использованием ниток . |
октябрь | "Бабушкин сундучок" (исследовательская деятельность) | Познакомить детей с историей возникновения ниток и их производством и разновидностью. Формировать знания о разных видах ниток с помощью дидактических игр. Учить детей определять свойства ниток, через познавательно – исследовательскую деятельность, устанавливать причинно – следственные связи использования ниток, группировать по признакам. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы. Делать выводы, активизировать словарь детей. Воспитывать инициативность и интерес ко всему новому. Развивать двигательную активность. | Презентация «Мир волшебных нитиок» Работа с энциклопедическими сведениями. ( Из истории возникновения нитки (пряжи)).(Приложение 1) д/и "Отгадай на ощупь", физ. минутка "По ниточке", п/ и "Клубок". Игры на развитие мелкой моторики |
Октябрь | "Осеннее дерево" (коллективная аппликация из резаных ниток) | Знакомить с новым нетрадиционным методом аппликации используя образцы работы. Пробуждать интерес к природе, внимание к её сезонным изменениям. Знакомить с новыми словами- золотая осень. Воспитывать чувство взаимопомощи. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности. | Чтение стихотворения И.Пивоваровой "Среди леса великана". «сказка про иголку" Упражнения на развитие мелкой моторики рук |
Ноябрь 1 | "Косички у моей сестрички" (ручной труд) | Развивать интерес к ручному труду. Учить заплетать нитки в косички и завязывать узелки для будущего изготовления кукол из ниток. Развивать мелкую моторику рук используя пальчиковые игры. Формировать элементарные представления о профессии парикмахер в с/р игре "Парикмахерская". Активизировать словарь детей. | С/р игра "Парикмахерская", Пальчиковая игра "Косички" Знакомство с пословицами и поговорками по теме Игры на развитие мелкой моторики рук |
Декабрь 1 | "Снегири прилетели" (аппликация из резаных ниток) | Закреплять умения делать аппликацию из отрезков ниток Развивать зрительное и слуховое восприятие, моторику детей. Способствовать развитию связной речи детей. Расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Зима". Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. Воспитывать чувство любви к природе. | ЧТ. отрывка из стихотворения "Морозные узоры" Т. Дворниковой Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Упражнения на развитие мелкой моторики рук |
Январь 1 | "Новогодняя ёлочка" (ниток) ( оборачивание картонного силуэта нитками) | Формировать элементарные представления о способах аппликации с помощью ниток. Развивать самостоятельность, творческую активность. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Приобщать к социально-культурным нормам. Развитие правильной осанки, мелкой моторики. | Беседа "Как мы встречаем Новый год". Рассматривание картин выполненных в этой технике. Чтение р.н.с.»Пропавшие нитки» Игры на развитие мелкой моторики рук |
Февраль 1 | "Зимняя шапочка" (объемная работа) | Расширять знание детей об особенностях зимней одежды. Способствовать развитию связной речи детей. Вызвать эмоциональный отклик от совместных игровых действий. Развивать фантазию, зрительное восприятие. Способствовать развитию двигательной активности. | п/и "Ниточка и иголочка" Упражнения на развитие мелкой моторики рук |
Март 1 | "Букет цветов для мамы" (рисование нитками) | Развивать интерес детей к работе через игровые технологии. Способствовать реализации самостоятельной деятельности детей. Развивать ЗКР, фонематический слух. Развивать позитивные установки через с/р игру. Способствовать развитию мелкой моторики, правильной осанки. | Беседа "Праздник мамы", д/и "Найди такой же цветок", с/р игра "Семья" х/л братья Гримм «Три пряхи» Игры на развитие мелкой моторики рук |
Апрель 1 | "Праздник светлой пасхи" (аппликация из ниток) | Развивать мелкую моторику, общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Способствовать развитию речевого творчества. Формировать элементарные представления о видах искусства используя музыку. Развивать положительное отношение к православным праздникам. | Беседа "Пасха", Музыкальные православные произведения, стихотворения по теме. Загадки по теме. Упражнения на развитие мелкой моторики рук |
Май 1 | "Белочка" (аппликация из резаных ниток) | Закреплять умения делать аппликацию из отрезков ниток. Расширять знание детей о диких животных, о месте их обитания. Способствовать развитию связной речи детей. Вызвать эмоциональный отклик от совместных игровых действий. Развивать фантазию, зрительное восприятие. Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы, желание помочь. Способствовать развитию двигательной активности. | ЧХЛ о лесных обитателях, п/и "Ниточка и иголочка" Упражнения на развитие мелкой моторики рук |
Практическая значимость:
Разработан цикл образовательной деятельности с детьми 4-7 лет.
Практический материал для работы с родителями.
Теоретический и практический материал для работы с педагогами.
Заключение:
Совместная деятельность по художественному ручному труду комплексно действуют на развитие ребенка:
-Развивают речь, повышают уровень речевого развития, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связанной речи, т.е. устной речи (описание выполняемой работы, ознакомление с литературой и фольклором, обучение рассказыванию и пересказу, выразительное чтение стихов, потешек и т.д.; начальные формы словесного творчества).
- Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики.
- Развивают воображение, пространственное и логическое мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, глазомер.
- Синхронизирует работу обеих рук.
- Согласовывают в работе глаза и руки (сенсомоторика).
- Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
- Развивают волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца).
- Способствуют развитию художественных способностей и эстетического вкуса.
Нетрадиционная работа с нитками –это вид деятельности, основанный на созидании. Взрослым следует проявлять терпение своевременно хвалить , а порой и активно помогать ребенку в работе. Все это даст возможность творческого общения как воспитателя так и родителя с ребенком и станет подарком тем кто любит творить и созидать.
Список литературы:
1 Анистратова А.А., Гришина Н.И. "Поделки из ткани, ниток и пуговиц." - Оникс-2007г.
2. Величко Н.В. "Поделки из ниток" - Клуб семейного досуга, 2011г.
3. Козлина А.В. "Уроки ручного труда в д/с и начальной школе." М. Мозайка- Синтез.,2006г.
4. .Крупенская Н. "Поделки из помпончиков" - Айрис-пресс - Москва -2008г.
5. Новиковская О.А. "Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет)." -Паритет, 2008г.
6.Пантелеева А.В. "Художественный труд в детском саду и семье."–М.Просвещение ,2005г.