Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад N8 «Звёздочка»
Информационно – познавательный краткосрочный проект
В группе раннего возраста
Разработала воспитатель:
Пархомова Н.А
ст. Егорлыкская
Паспорт проекта
Тема | «Моя родина - Россия» |
Вид проекта | Информационно-познавательный |
Участники | Дети группы раннего возраста «Ромашки», родители, воспитатели |
Продолжительность | Краткосрочный (30.10 .2023– 03.101.2023г) |
Цель и задачи проекта | Цель: создание условий для формирования у детей целостной картины мира через познавательно-исследовательскую деятельность Задачи: Для детей: Закрепить название «Россия» Формировать знания о флаге России. Дать представление о российском триколоре.. Познакомить детей с праздником — «День народного единства» Развивать любознательность, умение слушать. Вызвать у детей желание к совместной деятельности и радость от коллективного творчества. Для воспитателя: 1. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться; 2. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно - отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений. |
Ресурсы проекта | Иллюстрации по данной теме; |
Предполагаемые результаты | Дети: -Совершенствование уровня знаний детей о своей стране. - Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций. -Проявление интереса детей к событиям, происходящим в стране. |
Предполагаемые продукты | Продукты деятельности педагога: конспекты ООД, консультация для родителей, картотека народных игр, тематический альбом «Символы России», «Наша родина-Россия!» Выставка рисунков и поделок Оформление тематического стенда Видеоролик «Моя родина – Россия» |
Актуальность проекта : Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам. Проведение мероприятий патриотического направления очень важно в воспитании подрастающего поколения, ведь формирование отношения к своей стране начинается с детства.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Этапы реализации проекта :
1 этап -Подготовительный
Выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом;
Планирование работы по реализации проекта;
Разработка методов и приемов работы по теме проекта
Подбор материала.
2 –й этап – Основной. Реализация проекта
Тематические занятия, в том числе и физкультурные;
Беседы; загадки; поговорки;
Подвижные игры; Дидактические игры;
Пальчиковые и развивающие игры;
Продуктивные виды деятельности ;
Консультации для родителей;
3-й этап - Заключительный
Выставка детского творчества
Оформление тематического стенда
Видеоролик «Моя родина Россия»
План реализации проекта
Дата | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
30.10.2023 | Познавательная беседа «Что такое Родина?» в сопровождении мультимедийной презентации. Слушание гимна Российской Федерации. Цель: формирование представлений о России, как о родной стране и ее государственной символике. | Работа в центре творчества: раскраски «Моя Россия. Города» |
30.10.2023 | Художественное творчество: объемная аппликация «Флаг России в форме цветка » Цели: закрепление представления о государственных символах России, развитие мелкой моторики. | Подвижная игра «Триколор» |
30.10.2023 | ООД «День народного единства». | Знакомство с праздником - «День народного единства» |
31.10.2023 | Познавательная беседа «Наша страна на карте мира» в сопровождении мультимедийной презентации. Цель: формировать чувство любви к своей Родине, гордости за нее | Рассматривание карты мира, определение границ России. На карте России определение ландшафта, народов, населяющих различные области страны. |
31.10.2023 | Коллективная работа: коллаж «Я люблю Россию» Цели: развитие творческих способностей детей, умения работать в команде, мелкой моторики. | подготовка ладошек из цветной бумаги для оформления коллажа. |
01.11.2023 | Познавательная беседа «Негосударственные символы России» Цель: познакомить детей с негосударственными символами России | Рассматривание тематического альбома «Наша родина - Россия. |
01.11.2023 | Познавательная беседа «Берёзка-символ России», сопровождаемая просмотром репродукций картин. Цель: формирование любви и бережного отношения к родной природе. | Целевая прогулка «В гости к берёзке». Исследование кусочка бересты. |
01.11.2023 | Художественное творчество: «Берёзовая роща» - рисование цветными карандашами. Цели: развитие творческих способностей, мелкой моторики. | Рассматривание альбома с репродукциями картин, изображающими природу родной страны. |
01.11.2023 | Познавательная беседа «История матрёшки», сопровождаемая просмотром видеофильма. Цель: расширить представления детей о народных промыслах России | Рассматривание иллюстраций в альбоме «На-родные промыслы». |
02.11.2023 | Просмотр мультипликационного фильма «Секрет матрёшки». Художественное творчество: «Русская матрёшка»-рисование ватными палочками Цели: развитие мелкой моторики, творческих способностей. | изображение матрешки, используя различные материалы. |
02.11.2023 | Коллективная работа в технике конструирование из бумаги «Русская берёзка» Цели: развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, творческих способностей. | подготовка листочков из цветной бумаги для оформления коллективной работы. |
03.11.2023 | Итоговое ООД «Россия родина моя» Цель: обобщить полученные ранее знания о своей Родине. | |
03.11.2023 | Игровой вечер: Подвижные игры «Сильные, ловкие, смелые», «Что спрятано?»; -Дидактические игры «Покажи флаг России», «Найди цвета флага России», разрезные картинки «Сложи флаг»; | Атрибуты к играм |
Работа с родителями:
- Консультация для родителей «Что можно рассказать о Дне народного единства».
- Папка передвижка «Как приобщить ребенка к русской культуре».
Результат:
Дети приобрели знания о празднике «День народного единства». Проявляют интерес к событиям жизни страны и отражают свои впечатления в продуктивной деятельности. Родители активные и заинтересованные участники проекта. Педагог повышает профессиональный уровень, реализует свои творческие умения.
Список литературы:
1. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. М Владос 2010.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Вторая младшая группа / авт сост. О. П. Власенко [и др. ]. –Волгоград: Учитель, 2011. – 292 с.
3. Н. В. Нищева «Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста» Детство – пресс 2014.
4. Маханева, М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников: Методическое пособие. / М. Д. Маханева. – М. ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
Консультация для родителей
«Что можно рассказать о Дне народного единства»
Уважаемые родители! 4 ноября мы отмечаем День народного единства. Это государственный праздник Российской Федерации.
В центре Москвы, на Красной площади, стоит памятник, известный каждому, кто хоть раз побывал в нашей столице. Памятник живо напоминает нам о грозных событиях 1611 — 1612 гг., о великом подвиге русских людей, поднявшихся в едином порыве против врагов и отстоявших свою независимость.
Давние враги Руси — польские феодалы — решили использовать удобный момент, чтобы захватить русские земли, поработить русский народ. При содействии короля Сигизмунда III и римского папы Климента VIII польские феодалы выдвинули для захвата московского престола самозванца Лжедмитрия I, а затем подставили и другого авантюриста — Лжедмитрия II. Но обе авантюры потерпели полный провал.
Захватчики отбирали у населения продовольствие и последние пожитки, топтали посевы, вырезали скот, сжигали дотла города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями. В Москве интервенты дочиста ограбили казну, расхитили драгоценности из кремлевских дворцов, соборов и царских гробниц, бесчинствовали на улицах.
Страна не имела единого правительства, армии, материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости.
Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества. Но русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства.
Осенью в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин начал собирать войско для борьбы с врагами.
- Друзья и братья! Русь святая гибнет! - говорил он. - Поможем, братья, родине святой!
Командовать ополчением позвали одного из лучших военачальников того времени - известного своей храбростью и честностью князя Дмитрия Михайловича Пожарского.
Почти целый год собирали силы русские люди, они сумели собрать на битву народ и, наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. Битва за столицу была упорной и кровопролитной. С клятвой «Умрем за Русь святую!» храбро сражались ополченцы и победили. Они освободили Москву от врагов. Вскоре и вся Русская земля была очищена от иноземных захватчиков. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября.
Купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, - преподали нам, своим потомкам, пример истинной любви к Родине.
В свое время великий русский поэт А. С. Пушкин сказал: «Гордиться славою своих предков не только должно, но и можно, не уважать оной есть постыдное малодушие, есть первый признак дикости и безнравственности».
Конспект ООД в младшей группе посвященный празднику —
День народного единства.
Цель: Знакомство с праздником - «День народного единства», развитие
любознательности, умения слушать. Вызвать у детей желание к совместной
деятельности и радость от коллективного творчества.
Задачи: Прививать любовь к Родине, воспитывать патриотические чувства,
доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь.
Расширять представление у детей о взаимоотношениях и характерах людей.
Развивать сообразительность, коммуникабельность, сенсорное восприятие.
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением русских богатырей;
картинки с изображением родного города, природы;
ватман; вырезанные шаблоны: круг - «наша планета», «ладошки» из
цветной бумаги; клей; салфетки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: пословиц и
поговорок о смелости, отваге, Родине; беседы о России, защитниках
Отечества; рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, Вы любите праздники? (Да)
Воспитатель:
А какие праздники вы знаете? (День рождения, Новый год, День
защитника Отечества, День матери).
Воспитатель:
- Молодцы ребята, много праздников мы с вами вспомнили. Но есть еще
один замечательный праздник - День народного единства. Я вам сейчас
расскажу о нем.
Но сначала ответьте мне на вопрос: Как называется наш поселок?
(Кантемировка, а страна, в которой мы живем? (Россия).
(Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций).
- Россия – великая и могучая страна. В ней проживает очень много разных
людей. На ее территории много лесов и полей, рек, озер и морей.
Давным - давно, очень часто на Русь нападали враги. Не раз приходилось
храбрым русским воинам защищать нашу страну. Но победить врагов
удалось нашим защитникам, только тогда, когда они объединились и стали
воевать против врагов, защищая нашу землю все вместе.
Наша страна стала свободной. В честь объединения всех народов России и
победы над врагами решили создать праздник, который назвали - День
народного единства. Это праздник, всех людей на земле, которые не хотят
войны, любят свой дом, умеют дружить и помогают друг другу в трудную
минуту, а место, где они родились и живут - называют Родиной.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Воспитатель:
-Ребята, вам понравился мой рассказ? Скажите, как можно назвать воинов,
которые защищали нашу страну от врагов? Какие они? (смелые,
мужественные, храбрые, сильные, любящие свою Родину). Помните всегда,
ребята: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать и
забывать обиды.
- Ребята за то, что вы такие дружные, добрые и умелые я дарю вам
волшебные ладошки, посмотрите какие они разноцветные (воспитатель
показывает шаблоны ладошек вырезанных из цветной бумаги). Ребята,
посмотрите и скажите, какого цвета наши ладошки? (желтого, красного,
синего, зеленого, оранжевого).
Воспитатель:
- Ребята, а давайте все вместе сделаем из них волшебное солнышко вокруг
нашей с вами планеты, которое будет радовать, и согревать нас своим
теплом.
-Прежде, чем приступить к работе, мы с вами немного отдохнѐм.
Давайте, друзья, мы за руки возьмемся,
Из песен и игр мы венок заплетем.
По нашей стране, по России пройдемся,
С друзьями большой хоровод заведем.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Всем советуем дружить»
взять в руки флаг России и, передавая его из рук в руки, под музыку «О
дружбе»
Воспитатель:
- Ну что ребята, не6много отдохнули? Асейчас, мы возьмем ладошки из
цветной бумаги, и приклеим их на ватман, в центре которого изображена
наша с вами планета земля. Вам нужно будет расположить силуэты своих
ладошек рядом друг с другом, как будто мы крепко держимся за руки - это
будет означать то, что мы вместе, а значит, непобедимы и от этого наша с
вами планета станет светить еще ярче и будет согревать своим теплом всех
вокруг!
(Дети приклеивают «ладошки» на ватман к «планете», воспитатель поощряет
самостоятельную деятельность детей, по мере необходимости, оказывает
необходимую помощь).
Итог:
Воспитатель предлагает детям полюбоваться готовой работой, отмечает, что
так красиво получилось, потому, что ребята трудились все вместе
Конспект занятия в младшей группе
«Россия – Родина моя»
Цель: Формировать нравственно-патриотические чувства у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края
2. Закрепить название «Россия»
3. Закрепить знания о флаге России. Дать представление о российском триколоре.
4. Развивать диалогическую речь, память, мышление.
5. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать уважительное отношение к Российской геральдике.
Пособия и материалы: картинки с изображением солдата, Российского флага, цветные карандаши, контур флага; картинки с изображением растений, животных и птиц, флага.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Дети стоят в круг:
«Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.».
2.Основная часть.
- Ребята, на земле много разных стран. Как называется страна, в которой мы живем?Россия.
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие по России, по нашей Родине на поезде.
Вы любите путешествовать?
(Дети садятся на стулья, стоящие друг за другом.)
- Отправляемся. Счастливого пути! Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка. Наша первая остановка называется «Лесная». Какие деревья растут в лесах нашей Родины?
(дети рассматривают картинки деревьев)
Какие птицы живут на территории России? (картинки птиц)
Какие животные обитают в лесах нашей Родины? (картинки животных)
- Молодцы. Поехали дальше. Звук поезда
Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Останавливаемся. Станция называется «Сказочная». Назовите русские народные сказки (иллюстрации к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди»).
- Молодцы, ребята. Поехали дальше. Звук поезда
- Паровоз кричит: «ду-ду!»
Я иду, иду, иду.
А вагоны стучат, а вагоны говорят:
«Так, так-так, так-так, так»
- Остановка «Военная».
Дети выходят из поезда, слышится марш.
- Какая это музыка? (ответы детей). Кто под неё марширует (солдаты). Звучит марш на военных парадах (звучит запись). Под эту музыку маршируют солдаты.
- Посмотрите, ребята, на этой картинке кто-то изображен. Кто это? (солдат)..
В: А, как вы догадались, что это солдат? Да, он одет в форму и у него в руках оружие.
В: Правильно! Молодцы! Когда много солдат, то получается целая армия! Как вы думаете, ребята, для чего же нужна армия?
- Да, ребята, чтобы защищать людей нашей огромной Родины от тех, кто захочет напасть на нее, т. е. от врагов.
Для того, чтобы защищать нашу Родину солдаты много тренируются, чтобы стать сильными, храбрыми. А мы хотим стать такими как они? (ответы детей). Для этого нам надо тоже потренироваться.
Физкультминутка.
1,2- стоит ракета, 3,4 — самолет.
1,2- хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
1,2,3,4- руки выше, плечи шире.
1, 2, 3,4 — и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой — раз, правой — два,
Посмотрите все на нас!
3.Практическая часть.
- Ребята, давайте пройдем к столам.
Дети садятся за столы.
- Посмотрите, как вы думаете, что это? (на доске картинка с изображением флага)
- Ребята, это флаг нашей Родины. Давайте посмотрим: какие цвета есть у нашего флага.
Я – белый цвет – свобода, гордость, слава.
Я – синий цвет – покров родной страны.
Я – красный цвет – могучая держава.
Все вместе мы – едины и сильны!
Посмотрите, ребята, у меня есть три полоски цветной бумаги. Сейчас мы с вами будем учить расположение цветов на флаге России. И будем делать флаг своими руками
Показ воспитателем порядка выполнения работы.
У вас на столе лежат цветные полоски, и мы приклеим их в нужном порядке на бумагу.
- Молодцы, ребята. Закончилось наше путешествие по нашей Родине.
4.Итог
. О чем мы сегодня говорили? Что мы увидели? Что научились делать? А вам понравилось наше путешествие?
- В конце нашего путешествия послушайте стихотворение «Наша Родина»
- Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
А теперь садимся опять в поезд и возвращаемся в детский сад.