СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Музей в моем кармане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Музей в моем кармане"»

Муниципальное казенное учреждение «Районное управление образования»

Администрации МО «Кабанский район»

МАОУ «Селенгинская СОШ №1»

Районная конференция учебно-исследовательских и проектных работ

учащихся начальных классов «Умка–2023»













Проект

« «Музей» в моём кармане»

( предметная область – окружающий мир)







Автор

Пермяков Дмитрий Сергеевич , 2 «А» класс

Руководитель:

Иванова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов ,

первая квалификационная категория,

педагогический стаж 25 лет






с. Кабанск 2023 год



Оглавление

 

1.Введение………………………………………………………………………………3


2 .Основная часть

Теоретическая часть исследования

2.1 .Из истории монет и коллекционирования ……………………………………….4

2.2 Монеты – свидетели истории и памятники искусства…………………………..5

Практическая часть исследования

2. 3. Результаты изучения монет коллекции…………………………………..….…….5

 

2. 4. Практическая значимость ……………………………………………….…………7

 

3.Заключение……………………………………………………………………………...7

 

4.Список литературы……………………………………………………………….……


5. Приложение…………………………………………………………………………..

 

 


 

 























Введение

У каждого в жизни есть свое увлечение, свое любимое занятие. Многие спрашивают меня. Ты копишь монеты? Я отвечаю ,что нет. Я их коллекционирую. Моё увлечение – нумизматика.

А началось все с монеты, которую мы нашли в огороде . Она была необычна, сразу было видно, что очень старинная .Я не мог понять, какого она времени.

Именно тогда мы решили не только сохранить нашу находку, которая для нас стала бесценной, но и начать коллекционирование монет. Меня поддержали родные, мои дяди ,оказалось, тоже увлечены этим. Они мне рассказали, что каждая монета имеет свою необычную историю и совершенно неважно, чтобы она была старинная .

Монеты – наш ежедневный спутник. Несмотря на то, что люди все чаще и чаще пользуются безналичными расчетами, в которых монеты участия не принимают, практически в любом кошельке, в любом кармане мы их найдем.

На уроках финансовой грамотности я узнал, что монеты были не всегда такими, как сейчас. Они изменили размер, форму, рисунки. Все это связано с изменениями в истории страны. Монеты донесли до нас не только имена королей, вождей и императоров, но и поэтов, историков, врачей. Давно уж нет многих памятников культуры, но их изображения есть на монетах. Я могу часами сидеть с лупой , изучая свои монеты. Свою коллекцию я сравниваю с музеем, который может поместится у меня в кармане.

Свой проект я так и назвал «Музей в моём кармане»

Цель: выяснить, имеют ли монеты из моей коллекции художественную, историческую, коллекционную ценность ?

Задачи:

  • Изучить литературу и Интернет – ресурсы по теме, систематизировать материал и отобрать нужную информацию;

  • Проанализировать личную коллекцию монет;

Гипотеза: предположим, что монеты это художественные произведения, источник исторических знаний.


Методы исследования:

  • поиск, изучение, обобщение, систематизация информации из литературных источников и сведений сети Интернет;

  • составление сравнительных таблиц;

  • составление вопросов для анкеты; проведение анкетирования и подсчет результатов опроса.

Объект исследования: коллекция.

Предмет исследования: металлические денежные знаки

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 .Из истории монет и коллекционирования

Что мы видим на первый взгляд, взяв монету в руку – это маленький кусочек металла, покрытый надписями и рисунками. Итак, давайте теперь с вами разбираться. Что такое монета и откуда она берет свое начало.

Когда были изобретены деньги и кто их изобрел – никто не знает. Об истории денег написано очень много книг. На занятиях по финансовой грамотности я узнал, что первые деньги не были похожи на те, что существуют сейчас. Как полагают ученые, первые привычные нам деньги, появились в Лидийском царстве в VI веке до нашей эры. В дополнительной литературе я нашел значение слова.

Слово "монета" произошло от названия храма Юноны-Монеты, находившийся на Капитолии в Древнем Риме (III в. до нашей эры), при котором был открыт первый монетный двор.

«Монета – денежный знак, изготовленный из металла - золота, серебра, разных сплавов. В наши дни процесс изготовления монеты - теснение, то есть изображение на монете продавливается при помощи механических станков. Наносимое изображение детально продумывается художником, который передает свои эскизы гравюрам. В свою очередь гравюр создает гипсовую модель будущей монеты.

Нумизматика - наука о монетах, изучает изображение, надписи монет.

Монетное обращение в России возникло в IX – X веках. Деньги носили в кожаных или тканевых мешочках (их на Руси называли мошной), были кошельки, которые привязывали к поясу ( калита). Небольшие суммы завязывали в платок, прятали в складки одежды, пришивали к одежде, носили за щекой.

Я удивился тому, что в России начало коллекционированию положил Петр I, он основал музей - Кунсткамеру, в котором существовала большая коллекция монет. Петр заботился о ее пополнении, скупая и отдельные монеты, и целые коллекции. Позднее коллекцию из Кунсткамеры передали в Эрмитаж. Сейчас собрание монет Эрмитажа - одно из самых больших в Европе и насчитывает более 300 тыс. монет

2.2 Монеты – свидетели истории и памятники искусства

В дополнительной литературе много приводится фактов того, что монеты, сами по себе являются памятниками искусства . На реверсе монет целые портретные галереи, различные памятники . Монета- это художественное произведение, изображенные портреты, фигуры людей, животных обладают высокой степенью сходства с оригиналами. Я не знал, что миниатюрные изображения древних зданий, встречающихся на монетах помогают архитекторам восстановить некоторые черты разрушенных древних построек. Монета – является ценным источником исторических сведений для разностороннего изучения. Археологи, которые находят на месте раскопок монеты, могут определить время захоронения, облик многих правителей.

Практическая часть исследования

2. 3. Результаты изучения монет моей коллекции 

Я - начинающий коллекционер . Переворачивая страницы своего альбома, я как будто перехожу из зала в зал моего «музея». Моя коллекция « рассказывает» о странах, о народах, о правителях, о великих достижениях . В моей коллекции несколько десятков монет. Есть монеты других стран. Конечно, как патриоту своей страны, мне ближе монеты моего государства.

            Мною были отобраны и изучены монеты образца 1770г, 1831г, монеты периода 1924г-1932г, 1962г- 1981г,монеты современной России (Приложение1).

                       В результате исследования монет ,я составил сравнительную таблица.

Сравнительная таблица

Параметры

1770г,1831

1924-1932

1962-1981

Монеты 21 века

Название страны

Российская империя

СССР

СССР

Россия

(Российская Федерация)

Государственные символы

Двуглавый орёл

Вензеля (монограммы)

правителей

Герб СССР

Герб СССР

Двуглавый орел

надпись


Пролетарии всех стран соединяйтесь

СССР

Банк России Российская федерация

изображения

Вензеля

Рабочий с молотом

Софийский собор

Георгий Победоносец (10к,50к)

             Проделанная работа помогла узнать, что обозначали узоры на моей драгоценной монете, которую я нашел в огороде На аверсе монеты изображён упрощённый вензель Екатерины II, составленный из буквы "Е" (Екатерина) и римской цифры "II". Наверху императорская корона. Под вензелем буквы "К М" (колыванская медь). Изображения окружают две ветви, связанные внизу бантом.
На реверсе монеты посередине находится изображение герба царства Сибирского: два соболя, стоящих на задних лапах и поддерживающих передними щит, над щитом - царская корона с пятью лучами. Внутри щита указан номинал и год чеканки в пять строк - "ДЕ СЯТЬ• КОПЕ ЕКЪ• 1770". По кругу монеты имеется надпись - "СИБИРСКАЯ • МОНЕТА" (начинается сверху), начало и конец надписи разделены крестом и двумя точками. Как же она оказалась в Бурятии? Я стал искать в литературе. И вот что нашел.

В начале 1760-х годов недалеко от города Барнаула был открыт монетный двор, где чеканили монеты для нужд Сибири из меди.

Торговая ценность древней монеты обусловливается, кроме редкости, ее историческим значением, художественным достоинством и сохранностью. Я очень горжусь тем, что  являюсь владельцем такой редкой монеты.

Немалая часть моей коллекции – это монеты периода Советского Союза. Много раз они менялись внешне . Герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев, переплетенных 15 ленточками. На верху герба имеется пятиконечная звезда.

Я очень удивился , что среди монет этого периода очень редких и дорогих вариантов, коллекционная стоимость которых достигает нескольких миллионов рублей! Ценность монеты определяется ее редкостью .Так высоко стоят деньги, которые по тем или иным причинам дошли до наших дней в небольшом числе.

            С начала 90 годов наша страна стала называться Россией .Символами государства стал герб, на котором изображен двуглавый орел.В моей коллекции много юбилейных и памятных монет. Памятные – выпускаются в память о каком-либо определенном событии. На моих монетах достоинством в 2 рубля изображены герои Отечественной войны 1812 года, а также города-герои, отличившиеся в Великой Отечественной войне. 5рублёвые монеты из коллекции посвящены главным сражениям Отечественной войны 1812 г. На 10-рублевых – города воинской славы, есть юбилейная монеты. В моей коллекции есть монеты серии "Древние города России", «Оружие победы», «Города РФ» и тд. (Приложение2) Юбилейные – выпускаются в знак юбилейных дат. Монумент «Стоявшим насмерть», триумфальная арка в честь победы России в Отечественной войне, памятник затопленным кораблям Севастополя, памятник «Ласточкино гнездо» в Крыму, 50-летие полёта человека в космос, 20-летие принятия Конституции РФ, монета, посвященная 1150-летию зарождения российской государственности, монета, отчеканенная в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне и другие. - это героические страницы в истории навсегда запечатлены на металле монет. Я сравнивал фотографии этих памятников с изображениями на монете, идеальное сходство. Над каждой монетой работает отдельный скульптор и художник. Я узнал имена и даты ,важные исторические события, о которых раньше не слышал. Эти монеты имеют особую коллекционную ценность, во много раз превышающую их номинал.

Каково же было мое удивление, когда моя сестра привезла из Москвы монеты с героями мультфильмов. На монетах герои,которые завоевали любовь многочисленных кинозрителей. «Союзмультфильм» разрешает использовать в нумизматической серии сюжеты следующих мультфильмов: «Бременские музыканты», «Веселая карусель №1», «Винни Пух», «Крокодил Гена», «Ну, погоди!» и «Умка». (Приложение 2). Коллекционная стоимость моих монет с героями мультфильмов значительно выше номинальной.Настоящий коллекционер – немного историк, немного немного географ и немного бизнесмен. Ведь в наши дни собирать монеты еще и выгодно.

2. 4. Практическая значимость

         Интересна ли тема моего проекта? С этой целью я провел анкетирование среди одноклассников (Приложение 4) .В анкетировании приняло участие 27 учащихся 2”А” класса. Им было предложено ответить на вопросы:

1.Занимаешься ли ты коллекционированием?

2.Что ты коллекционируешь?

3.Знаешь ли ты ,что такое нумизматика?

4.Знаешь ли ты, что обозначают изображения на монетах?

5. Что бы вы предложили изобразить на денежной купюре?

           На первый вопрос дали положительный ответ 8 ребят,19 учащихся -отрицательный. У 5 человек есть копилки,2 человека копят наклейки,1 -машинки модельки. Знает, что изучает нумизматика 1 одноклассник, все остальные -нет.

Обращают внимание на изображения монет ,знают, что они обозначают 7 учеников,20 не уделяют этому внимания. На последний вопрос ответили, что они хотели бы изобразить на купюре:

1. Знаменитых людей России (президента, героев Великой отечественной войны) – 7 чел.

2. Животных (в том числе омуль) – 6 чел.

3. Достопримечательности (памятники, города) - 5 чел.

4. Исторические события (олимпиады и др) – 3 чел.

5. Другое – 6 чел.

Во время рассказа о своей коллекции на классном часе, я смог заинтересовать одноклассников коллекционировать. Изучая изображения на денежных знаках можно расширить свой кругозор. Получил сдачу в магазине – поинтересуйся, что на ней изображено, что означает это изображение.

Заключение

Подводя итог своей работы, я могу  сказать,   что  добился поставленной цели. Изучив различную  литературу, я  узнал много нового о монетах . Полученные знания помогли мне при рассмотрении  домашней  коллекции монет. Я смог у себя найти довольно редкие экземпляры. Узнал о многих исторических событиях нашей страны, которые на века остались запечатлены в металле. Я выяснил для себя, что каждая монета по своему интересна, у каждой монеты своя история.  Работа над данной темой для меня была интересной и увлекательно . У меня есть ещё много вопросов, на  которые мне хотелось бы найти ответы.  Думаю, что продолжу работать и дальше в этом направлении.

          Подводя итог работы, можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась.

 - монеты это художественные произведения, источник исторических знаний.

 - монеты являются изделиями художественного ремесла и могут быть

 также источником по изучению истории искусства.

Возможно, что в скором времени монетами мы перестанем пользоваться в магазине . Моя коллекция будет настоящим «музеем» ,который содержит огромное количество информации  .


Список литературы

  1. Кауфман, И.И., Никольский П.А. История денег в России/ И.И. Кауфман. - М.: Эксмо, 2012. - 604 с.

  2. Попова, Т. Откуда берутся деньги? / Т. Попова – М.: Настя и Никита, 2021. – 24 с.

  3. https://www.raritetus.ru/texts/multfilmy-na-monetah/

  4. https://cennyemonety.ru/yubilejnye-monety-rossii.htm

  5. https://coins.lave.ru/forum/viewtopic.php?f=13&t=474039




.








































Приложение 1

монета 1770 г- 10 коп, Екатерина II












Монеты царской России 1831 г – 1 коп Николай 1











монеты 1931-1956 гг









м онеты 1961 г







м онеты 1981-1984 гг





Приложение 2

Памятные, юбилейные монеты

















































Приложение III

Изучаем коллекцию

















































Приложение 4

Анкета для одноклассников

1.Занимаешься ли ты коллекционированием?

2.Что ты коллекционируешь?

3.Знаешь ли ты, что такое нумизматика?

4.Знаешь ли ты,что обозначают изображения на монетах?

5.Что бы вы предложили в качестве изображения на монете?







































14