СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Музыка разных народов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал, как помошник при изучении музыки разных народов

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Музыка разных народов"»

Содержание



  • Введение

  • 1. Историческая справка

  • 2. Основная часть

  • 2.1. Музыка Китая

  • 2.2. Музыка Франции

  • 2.3. Музыка Армении

  • 2.4. Музыка Африки

  • 2.5. Музыка России

  • Вывод

  • Список литературы







































Введение

Музыка - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство "по своему свойству имеет конкретно физиологическое воздействие на нервы"'. Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.

В содержании музыки главенствующую роль играют эмоциональные состояния и процессы (а также волевые устремления). Их ведущее место в музыкальном содержании предопределяется звуковой (интонационной) и временной природой музыки, позволяющей ей, с одной стороны, опираться на многовековой опыт внешнего выявления людьми своих эмоций и передачи их др. членам общества прежде всего и главным образом посредством именно звуков и, с другой - адекватно выражать эмоциональное переживание как движение, процесс со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, взаимопереходами эмоций и их столкновениями.

Целью данной работы является описание музыки народов мира, которая объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и др. характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной природе музыки.

Задачи:

  • Изучить культуру народов мира;

  • Показать ее разнообразие;

  • Укрепить и систематизировать знания обучающихся;

  • Прослушать музыкальные произведения на данную тему. 

Гипотеза:

Мы предполагаем, что у каждого народа есть своя музыкальная культура.

Историческая справка

Около 50 000 лет тому назад люди заселили все пригодные для жизни континенты. Поскольку все люди мира, включая наиболее изолированные племенные группы, обладают некоторыми формами музыки, историки пришли к выводу, что музыка должна была присутствовать у первых людей в Африке, до их расселения по планете. Предполагается, что после возникновения в Африке музыка существует, по крайней мере, 50 000 лет и постепенно превратилась в неотъемлемую часть человеческой жизни по всей планете.

Доисторической, или примитивной, принято обозначать устную музыкальную традицию. Примерами может служить американская и австралийская музыка аборигенов. Доисторическая эра в музыке заканчивается с переходом к записи музыкальных произведений. Возраст наиболее древней известной песни, записанной на клинописной табличке и обнаруженной на раскопках Ниппура, оценивается примерно в 4 тыс. лет.

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития, выполняя преимущественно утилитарную роль - ритуальную, ритмическую в трудовой деятельности, способствуя при этом объединению людей в едином процессе.

- Как вы думаете, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара?

-это язык музыки. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, своя музыкальная культура.

Народы разных стран имеют свою собственную национальную музыку. Музыка некоторых народов мира почти не меняется из века в век.









2.1. Музыка Китая

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т. д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.

В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как существенный фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии.

Согласно представлениям даосизма, музыка должна была содействовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой.

Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.

Понятие юэ в китайской культуре означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания и социально-политическими системами. Так в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т. п. На основе этой системы был создан пентатонический звукоряд, ступени которого связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и т. д. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрофические космологические и социально-политические последствия.

Китайская бамбуковая флейта и гуцинь относятся к древнейшим инструментам человечества. По традиции, инструменты классифицируются в зависимости от материала звучащего элемента: бамбук, глина, дерево, камень, кожа, металл, тыква-горлянка, шёлк.

Инструменты

· Деревянные духовые, ударные: дицзы, шэн, гонг, пайгу, пайсяо, гуань, колокольчики, цимбалы

· Смычковые струнные: эрху, чжунху, даху, баньху, цзинху, гаоху, гэху, еху, цичжунху, диингэху, лэйцинь

· Щипковые и молоточковые струнные: гуцинь, саньсян, янцинь, гучжэн, жуань, кунхоу, люцинь, пипа, чжу

С вступлением в эру глобализации в Китае стали приживаться многие коммерческие жанры западноевропейской и американской музыки - рок со всеми его разновидностями, хип-хоп, рэп и т. д. Некоторые традиционные китайские музыканты принимают участие в записях музыки в стиле нью-эйдж, которая охотно эксплуатирует восточную мелодику и инструментарий, а также в джазовых или околоджазовых музыкальных жанрах, основанных на импровизационном искусстве.





















2.2. Музыка Франции

Французская музыка  — одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур, которая черпает истоки из фольклора кельтских и германских племен, живших в давние времена на территории нынешней Франции. Со становлением Франции в период Средневековья во французской музыке слились народные музыкальные традиции многочисленных регионов страны. Французская музыкальная культура развивалась, взаимодействуя также с музыкальными культурами других европейских народов, в частности итальянского и немецкого.

Начиная со второй половины 20 века музыкальная сцена Франции обогатилась музыкальными традициями выходцев из Африки. Она не остаётся в стороне от мировой музыкальной культуры, вобрав в себя новые музыкальные тенденции и придав особый французский колорит джазу, року, хип-хопу и электронной музыке.

В работах французских фольклористов рассматриваются многочисленные жанры народной песни: лирические, любовные, песни-жалобы, танцевальные, сатирические, песни ремесленников

(календарные; трудовые, исторические, военные и др.). К фольклорным принадлежат также песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями. Среди лирических жанров особое место занимают пасторали (идеализация сельской жизни). В произведениях любовного содержания преобладают темы неразделённой любви, расставания. Немало песен посвящено детям — колыбельные, игровые, считалки. Разнообразны трудовые (песни жнецов, пахарей, виноградарей и др.), солдатские и рекрутские песни. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях (эту группу песен исследователи называют «поэтическим эпосом истории Франции»).

Французская музыка - это хип-хоп, поп, джаз, фолк, рок, электронная музыка и многое другое. Но Франция известна в основном благодаря своему шансону, он считается во Франции национальным жанром. Специфическая ритмика французского языка, вибрирующее звучание голоса в лирических произведениях придает песням Франции особенный шарм. Самые знаменитые исполнители французской музыки во все времена: Эдит Пиаф, Мирей Матье, Патрисия Каас, Джо Дассен, Милен Фармер и другие. Голосами этих людей во всем мире представляется музыка Франции.

2.3. Музыка Армении

Армя́нская наро́дная му́зыка   составляет основу национального самосознания и определяет социокультурную идентичность армянского народа. Являясь одной из самых древних, обладая ярко выраженным своеобразием, мелодическим богатством и композиционным благородством, армянская народная музыка оказала значительное влияние также и на развитие всей мировой музыкальной культуры. Этническая  культура армянского народа в современном мире больше всего сохраняется в обрядах, связь с этнической традицией выражается в национальных песнях, музыке, танцах, в старинных и возможно утративших уже исконный смысл обрядовых действиях и особенно в сохранении музыкальных инструментов.

2.4. Музыка Африки

Распространенное понятие "африканская музыка" не вполне точно: в Африке существуют совершенно различные музыкальные культуры. Термином "африканская музыка" обычно обозначается музыкальные фольклор негроидных народностей, населяющих центральную, западную и южную части африканского континента.

Музыка негроидных народностей центральной, западной и южной Африки наименее изучена. Сведения, которыми мы сейчас располагаем, не позволяют охарактеризовать особенности национального своеобразия каждой из этих народностей. Но сходные условия их исторического развития, сходные условия жизни и близкие природно-экономические условия в то же время определили в их музыкальном искусстве и многие черты общности, отличающие его от культур северной и восточной части Африканского континента

У всех негроидных народностей наибольшее распространение получили вокально-инструментальные жанры, связанные с охотой и земледельческим трудом. В этих жанрах стихийные материалистические представления о природе противоречиво сочетаются с религиозными, анимистическими и магическими представлениями, отраженными в ритуальных обрядах и плясках. Уверенность в том, что все животные, растения и стихии обладают собственной волей и способностью помогать или вредить людям, порождало стремление повлиять на них, расположить их в свою пользу, покорять их силой слова и музыки. Человек заклинал их, прибегая к языку жестов и танца, пению и звукам инструментов. Охотники подражали повадкам зверей, которых они намеревались убить; земледельцы стараясь вызвать благоприятные для посевов условия погоды, создавали музыкально-пластические картины движущихся облаков, раскатов грома, струящихся потоков воды. Подобные подражательные интонации и движения складывались в обобщенное, художественно осмысленные и целенаправленные образы и действия. Музыка, сопровождающая охотничьи пляски и игровые действа, отличается необыкновенным богатством, разнообразием и остротой ритмики, множеством тембровых оттенков в сочетании с примитивной мелодией, ограниченной диапазоном двух-трех интервалов. Музыка, сопровождающей земледельческие церемонии, песни и пляски, присуща большая мелодическая широта и напевность, сравнительно более спокойная ритмика и плавный характер игровых и плясовых движений. Значительное место в музыкальном фольклоре негроидных народностей занимают религиозно-магические церемонии, связанные с культом предков. Во время обрядов поклонения и умилостивления предков исполняются особые ритуальные танцы и особая хоровая музыка. Музыка подобных церемонии обладает огромное силой эмоционального воздействия, она вызывает крайнее возбуждение, экстаз и даже галлюцинации.

Большая часть негроидных народностей Африки до самого последнего времени не имела письменности, ее заменяло устное литературное и музыкальной творчество. Исторические предания, легенды и мифы сохранялись и передавались из поколения в поколение в виде музыкальных речитаций, исполняемых вождем, старейшиной деревни или каким-либо другим наиболее уважаемым членом общины. Широко распространены также выступления бродячих музыкантов-поэтов. Аккомпанируя себе на каком-нибудь струнном инструменте лютневых типов они поют о великих героях прошлого и слагают новые песни о событиях и людях нашего времени.

Художественное своеобразие африканской музыке придает звучание ударных инструментов, занимающих центральное и наиболее почетное место в любом ансамбле. В музыкальной практике негроидных народов насчитывается несколько десятков основных типов барабанов и многие сотни их разновидностей. Размеры их простираются от крохотных погремушек до гигантских вертикальных барабанов более двух метров высотой. Наиболее распространены средние барабаны с одной мембраной, известные в Европе под общим названием "там-тамов". На них играют стоя или сидя, зажимая корпус барабана между колен.

Все барабаны тщательно настраивается на определенный тон, высота которого может изменяться в зависимости от места удара и степени сдавливания корпуса. Звучание ударных имеет не только темброво-ритмическое, но и тембро-мелодическое значение. Ансамбль из нескольких барабанов о различной настройкой звучит мелодически в полном смысле этого слова. Популяризации африканского искусства за пределами Африки способствовали гастроли солистов и художественных ансамблей Мали, Ганы, Гвинеи и других стран, документальные фильмы о музыке и танцах различных народностей континента, выпуск аудио продукции с записью африканской музыки и музыкальные радиопередачи.

2.5. Музыка России

Русская музыка – музыка русского народа включает в себя богатое наследие многонационального российского Государства и объединяет творчество русских композиторов XIV – XX веков, русский музыкальный фольклор, русский романс, творчество бардов. Понять русскую музыку – значит понять русскую душу и соприкасаться с музыкальной культурой, традициями, обычаями русского народа.

Русская народная музыка  берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни. Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни.

Русская музыка объединяет в себе творчество русских и советских композиторов, фольклор, романс, популярную музыку советского и постсоветского периода, рок, творчество бардов.

Традиционные русские песни отличаются массовостью, эмоциональностью и весельем.

Русская классическая музыка принадлежит творчеству великих отечественных композиторов. Симфонии, концерты, балеты, оперы, сюиты - распространенные жанры классических произведений России.

Отдельно нужно упомянуть творчество бардов России. Эта субкультура неразрывно связана с именами Владимира Высоцкого, Юрия Визбора, Александра Галича, Булата Окуджавы, Александра Розенбаума.



Вывод

Музыка различных стран интересна и разнообразна. Она не похожа друг на друга. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, который выражает чувства и мысли людей. Этот язык интернационален и понятен всем без перевода. Богатство и многообразие музыкальной культуры разных народов воспитывают дружелюбное отношения между людьми независимо от их национальности .

Как и прочие виды искусства, музыка не имеет выраженной материальной ценности, поскольку нематериальные её результаты проявляются, прежде всего, в духовной жизни человека и общества. Оказывая влияние на внутренний мир людей, искусство способно создавать или изменять нравственно-духовные ценности, обладая определённым содержанием. В отличие от многих других видов творчества, музыкальное содержание с трудом поддаётся формализации и описанию, так как требует не понятийного характера мышления.

Воздействие музыки осуществляется широким фронтом, влияя не только на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику, но и затрагивая также способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии. Отсюда частое рассмотрение содержания музыки как сакрального вида искусства. Противоречие между явной способностью музыки оказывать влияние на человека и невозможностью ясно выразить то содержание, что оказало влияние, привело к значительному разнообразию в ответе на вопрос, что же именно музыка "говорит" человеку, какое послание в ней содержится. Искусствоведами, мыслителями и композиторами давались такие варианты ответа:

· музыка - это запечатление непосредственно самого человека, его мыслей, эмоций, интеллекта, его подсознательного восприятия мира;

· музыка - это запечатление вне человеческого: Бога, сущности бытия, окружающей действительности, категории положительного.











Список литературы:

  1. Клёнов А.С. Дет.энцикл.: Музыка – М.:ООО

  2. «Фирма «Издательство АСТ», 1999;

  3. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия

  4. юных музыкантов – СПб.: ТОО «Диамант»,

  5. ООО «Золотой век», 1996;

  6. Интернет-ресурс: http://www.kmus.ru/news-cat-15.html-

  7. Бычков В.И. Метод проектов в современной школе. - М.,2009;

  8. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие. – М., 2010;

  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2009



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс