муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №56
ПРОЕКТ
«Мы – юные пожарные»
Разработал:
воспитатель МБДОУ детского сада №56
Жуйкова Светлана Виталиевна
г. Новочеркасск
2014-2015гг.
Творческое название проекта: «Мы – юные пожарные»
База внедрения: старшая группа МБДОУ детского сада №56
Автор проекта: воспитатель Жуйкова С. В.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Сроки и этапы реализации проекта: 6месяцев
Подготовительный этап – ноябрь.
Практический этап – декабрь – март.
Заключительный этап - апрель.
Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Задачи проекта:
Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избегания таких ситуаций.
Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.
Вид проекта: среднесрочный.
Гипотеза: Для того чтобы избежать опасностей на дороге, необходимо познакомиться с элементами дороги, с сигналами светофора, с различными видами транспорта, а также овладеть навыками безопасного поведения на дороге.
Принципы реализации проекта:
- систематичность,
- психологический комфорт,
- смысловое отношение к миру,
- наглядность,
- доступность,
- непрерывность.
Ресурсное обеспечение: Интернет – ресурсы, методическая, справочная, художественная литература, конспекты мероприятий, перспективно - тематический план, использование ИКТ в образовательной деятельности.
Формы реализации проекта:
Познавательные беседы
Интегрированные занятия
Сюжетно-ролевые, настольно-печатные, подвижные игры
Просмотр презентаций
Чтение художественной литературы
Во все формы организации включены игры и игровое взаимодействие
Предполагаемый результат:
· углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;
· правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
· знать средства пожаротушения;
· уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
· знать о профессии пожарного;
· профилактика панического страха перед огнём;
· изменение отношения родителей к данной проблеме;
· осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Предполагаемые продукты проекта:
познавательно-информационный уголок безопасности;
тематические выставки творческих работ: «Спичка — невеличка», «Огонь – друг, огонь – враг»;
тематическое развлечение «Огонь – друг, огонь – враг»;
составленный детьми Свод Правил «Чтобы не было беды»;
памятки по противопожарной безопасности для детей и взрослых;
схемы – алгоритмы «Поведение человека в опасных ситуациях», «Действия человека при возникновении пожара»;
книжки-малышки «Пожару – нет».
Актуальность проекта: Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем селе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.
Организация проекта:
1 этап – подготовительный, срок реализации: ноябрь 2014г.
Педагоги ДОУ
Доведение до сведения педагогов смысла и цели проекта.
Выборы творческой группы педагогов – активных участников проекта.
Диагностика уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности (по критериям Хромцовой Т.Г., используемых авторами программы «Детство»: см. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – Спб.: Издательство «Детство-Пресс», 2010, IV блок вопросов раздела «Мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность», с.121).
Основные методы диагностики:
беседы с детьми с использованием иллюстраций,
тест для проверки знаний пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста.
Родители старшей группы
Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.
Выборы творческой группы родителей – активных участников проекта.
Разработка творческой группой плана участия родителей в реализации проекта.
Анкетирование родителей.
Информационное задание: привлечение к подборке материала по пожарной безопасности.
Воспитанники старшей группы
Предварительный шаг. Постановка проблемы.
Педагог рассказывает детям о несчастном случае – пожаре в жилом доме, о котором сообщили в программе «Новости». Организует беседу с детьми: «Почему пожар – это беда? Отчего может возникнуть пожар? Почему же люди не могут сделать так, чтобы пожаров не было, если все понимают, что их не должно быть?».
Подводит к необходимости задуматься: как сделать так, чтобы человека никогда не постигла такая страшная беда; подумать — что можем сделать мы сообща – взрослые и дети старшей группы детского сада.
2 этап – практический, срок реализации: декабрь 2014г. – март 2015г.
Педагоги ДОУ
Составление методических материалов: цикл бесед о профилактике возникновения пожаров.
Подбор материалов для информационных стендов для родителей, оформление стенда.
Сотрудничество с детьми по обогащению и творческому преобразованию предметно-развивающей среды группы (изготовление и оформление уголка безопасности; оформление альбома «Всё о противопожарной безопасности» и т.п.).
Проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, бесед, игровых образовательных ситуаций на тему «Пожарная безопасность в детском саду и дома».
Разработка модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме «Пожарная безопасность».
Изготовление подборок практических материалов для работы с детьми (подбор опытов, составление кроссвордов, лабиринтов).
Родители старшей группы
Организация экскурсии в пожарную часть и участие в ней.
Помощь в изготовлении атрибутов и декораций для игры-драматизации «Кошкин дом» и тематического развлечения «Огонь – друг, огонь враг».
Участие в оформлении информационно-познавательного уголка безопасности для детей.
Помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе.
Воспитанники старшей группы
настольно — дидактические игры в детском саду: «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны», «Так или не так», «Слушай внимательно», «Составь целое из части», «Польза и вред огня», «Что нужно для работы пожарному», «Чем тушат пожар», «Спасатели»;
сюжетно — ролевые игры в детском саду: «Мы пожарные», Пожарные на учении», «Служба спасения»;
подвижные игры в детском саду: «Кто быстрее соберется на пожар», «Веселые старты»;
на прогулке: спортивные и командные соревнования «Тушение пожара»- метание мешочков в горизонтальную цель; «Спасение пострадавших» — бег парами в обруче.
Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Экскурсия в библиотеку обзор познавательной литературы по теме, познавательное мероприятие
«От малой искры большой пожар».
Экскурсия в пожарную часть (обзор пожарного оборудования, пожарной техники, рассказ пожарного).
Продуктивная деятельность: рисование для тематической выставки «Огонь – друг, огонь – враг»; изготовление рамок для уголка безопасности, помощь в его оформлении; изготовление, оформление альбома «Всё о пожарной безопасности».
Разучивание ролей и драматизация сказки «Кошкин дом» (для детей из других групп).
Составление модели-алгоритма «Действия человека при возникновении пожара дома».
Составление Свода Правил «Чтобы не было беды» — для уголка безопасности.
Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи, поговорки) и безопасности.
Подготовка к тематическому развлечению «Огонь – друг, огонь враг» (репетиции, разучивание стихов, поиск вместе с родителями и воспитателями интересных заданий, вопросов и т.п.).
Оформление книжного уголка в группе: С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»; И.Демьянов «Коробок – чёрный бок»; Е.Хоринская «Спичка-невеличка»; Л.Толстой «Пожарные собаки»; Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»; М. Комова «Про кота Ваську и пожарную безопасность».
Конкурсы «Угадай автора», «Что бы это значило?»;
Составление творческих рассказов на противопожарную тематику.
Моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире, зажги бенгальский огонь, наряди елку, сестра обожгла палец, найди дома огнеопасные предметы.
Просмотр и обсуждение видеофильмов «На пожаре» и «Кошкин дом»; презентаций «Если случился пожар», «Огонь – друг, огонь – враг».
Обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах (проводит старшая медсестра).
Минутка безопасности «Осторожно, огонь!».
3 этап – заключительный, срок реализации: апрель 2015г.
Педагоги ДОУ
Родители старшей группы
Участие в тематическом развлечении «Огонь – друг, огонь – враг».
Участие в обсуждение с воспитателем успехов и итогов в целом проекта «Чтобы не было беды».
Воспитанники старшей группы
Торжественная презентация информационно-познавательного уголка безопасности в группе.
Открытие выставки детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»;
Проведение тематического развлечения «Огонь – друг, огонь – враг».
Обсуждение с педагогом собственной роли и достигнутой цели проекта («Что мы хотели сделать? Получилось ли задуманное? Что мы для этого предприняли? Что было самым интересным? Что было самым трудным? За что я мог бы себя похвалить? За что и кого мог бы похвалить из товарищей? За что можно сказать спасибо воспитателям и родителям? А что бы хотелось изменить, сделать по-другому?»).
Результаты реализации проекта: улучшились показатели знаний детей о правилах пожарной безопасности, дети знают средства пожаротушения;
Имеют представления о профессии пожарного.
Обогащение предметно-развивающей среды в группе:
В результате реализации проекта оформлена стенгазета «С огнём не шути», оформлен уголок сюжетно-ролевых игр «Не шути с огнем». Для родителей были разработаны: рекомендации, практические советы, памятки, буклеты.