| Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОЕКТ
ОП. 01 Педагогика
«Имидж современного педагога»
Подготовила:
студентка ГБПОУ КК ЕПК
Группы Ш-22
Чупракова Дарья Максимовна
Ейск, 2023 г
Оглавление
Паспорт проектной работы ………………………………………………………3
Введение ……………………………………..…………..…………..……………4
Глава 1. Понятие имиджа в профессии педагога….…..…………..……………6
Как менялся общий имидж педагога вместе со временем………………8
Имидж современного преподователя……………………….…………...10
Глава 2. Как соответствовать образу педагога….………………………..……12
2.1. Как выглядит правильный имидж педагога………..………..………… 14
2.2. Как не стоит выглядеть современному преподавателю……..……...... 15
Заключение ………………………………………………………………………16
Список литературы …………………………………………………………….. 17
Приложения ………………………………………………...………………….. 18
Паспорт проектной работы
Название проекта: «Имидж современного педагога»
Автор индивидуального итогового проекта: Чупракова Дарья Максимовна, студентка Ш-22 группы
Предметная область: ОП. 01 Педагогика
Введение
Имидж в профессии педагога является одним из важнейших аспектов успешной работы и взаимодействия с учениками, их родителями и коллегами. Он представляет собой образ, который формируется на основе всех видимых и невидимых качеств и характеристик педагога. Первое впечатление, которое создает педагог, является основой для формирования его имиджа. Внешний вид, чистота и порядок в одежде, аккуратность прически и уход за внешностью играют большую роль в создании положительного первого впечатления. Также важна манера общения, выражение лица и осанка. Однако имидж педагога не ограничивается внешними факторами. Он включает в себя и профессиональные качества, такие как знания, навыки и опыт педагогической работы. Педагог должен быть компетентным специалистом в своей области и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Кроме того, имидж педагога включает в себя и его профессиональные достижения и репутацию. Успешная реализация профессиональных целей, участие в научно-практических конференциях, публикация научных статей и положительные отзывы от коллег и родителей являются индикаторами высокого профессионализма и способствуют формированию положительного имиджа педагога.
Актуальность выбранной темы:
Тема «Имидж современного педагога» является актуальной по нескольким причинам. Во-первых, современное общество стало более требовательным к учителям и педагогам, в связи с чем важно обладать уникальным, привлекательным и профессиональным имиджем. Изменения в сфере образования и педагогической практики, вызванные технологическим прогрессом и сменой ценностей в обществе, требуют от педагогов актуализации своего имиджа. Сегодня современный педагог должен быть готов к использованию новых образовательных технологий, обладать инновационными подходами к обучению, уметь работать с разнообразными учащимися и их потребностями. Создание положительного имиджа современного педагога способствует привлечению и ретенции талантливых и высококвалифицированных специалистов в области образования. Сильный имидж педагога может стать мотивацией для молодых людей выбрать педагогическую профессию и продолжать свое профессиональное развитие в этой области. Имидж современного педагога оказывает влияние на самооценку и самопроявление педагогов. Когда педагог чувствует себя уверенно и имеет положительное восприятие своего имиджа, это может повысить его мотивацию, энергию и профессионализм.
Цель исследования:
Целью исследования темы "Имидж современного педагога" является выявление и анализ внешнего и внутреннего облика должности учителя в современном обществе.
Задачи проекта:
Изучить внутреннюю составляющую имиджа современного педагога.
Выявить проблемные аспекты имиджа современного педагога.
Глава 1. Понятие имиджа в профессии педагога
Имидж в профессии педагога является важным аспектом, оказывающим влияние на восприятие и оценку профессионализма и компетентности данного специалиста. Имидж – это образ, который формируется у учащихся, их родителей, коллег, администрации и общественности на основе внешнего вида, поведения и профессиональных качеств педагога.
Профессия педагога требует не только высокой квалификации и знания предметной области, но и умения установить доверительные и эмоционально положительные отношения с учащимися. Строить успешную карьеру педагога невозможно без аккуратности во внешнем виде, так как первые впечатления об учителе искажаются именно на основе его имиджа.
Имидж педагога включает в себя обращение, речь, манеру держаться, стиль одежды и общее поведение. Важно, чтобы педагог выглядел презентабельно, но при этом не перекрывал собой сущность профессии – быть ближе и понятнее для учащихся.
Один из важных аспектов имиджа педагога – это его этическое поведение. Воспитание детей – это особая ответственность, поэтому необходимо проявлять уважение, терпение, понимание и эмпатию во взаимодействии с учащимися. Педагог, имеющий положительный имидж, обладает способностью вдохновлять учащихся на достижение успеха и нести ответственность за их личностное развитие.
Ключевым фактором в формировании и поддержании имиджа педагога является его профессиональная компетентность. Педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, быть в курсе новых тенденций в образовании, применять современные методы обучения и интерактивные технологии. Наличие высокой профессиональной компетентности дает педагогу основание для уверенного поведения и веры в свои силы.
Следует отметить, что имидж педагога является результатом не только его личных качеств и профессионального мастерства, но также и условий работы. Адекватная заработная плата, возможность карьерного роста, поддержка со стороны руководства – все это влияет на общественное восприятие ис педагога.
1.1. Как менялся оющий имидж педагога вместе со временем
Имидж педагога всегда являлся отражением общественного сознания и социокультурных изменений, происходящих в обществе. На протяжении времени профессия педагога прошла множество изменений, начиная с древности и заканчивая современностью.
В древности педагоги были тесно связаны с философами и мыслителями. Они были высокоуважаемыми членами общества и наставниками юношества. Педагоги часто являлись создателями образовательных программ и формировали нравственные ценности нового поколения. Их роль заключалась не только в передаче знаний, но и в формировании личности каждого ученика.
Со сменой эпохи и появлением новых культурных и социальных тенденций, имидж педагога начал изменяться. В эпоху Возрождения, например, педагоги стали больше уделять внимание развитию личности и творческому мышлению ученика. Они стали исследователями и наставниками, стремившимися вдохновить своих учеников на саморазвитие и самовыражение.
В период просвещения педагогика стала тесно связана с наукой и рационализмом. Идеи просвещения ставили акцент на рациональное мышление, развитие логики и научного подхода. Педагоги стали преподавать широкий круг предметов и сосредоточились на формировании у учеников аналитического мышления.
В XIX веке в эпоху индустриализации и возрастающего интереса к науке были сформированы новые подходы в педагогике. Индустриальное общество требовало новых знаний и навыков, и педагоги стали акцентировать внимание на практических навыках, необходимых для успешной карьеры. Однако одновременно с этим появилось и движение по выбору, где ученики имели возможность самостоятельно определить свою учебную программу.
В XX веке с распространением информационных технологий и компьютеризации образования педагог стал ролью персонального гида, помогающего ученикам разобраться в огромном потоке информации, доступной каждому. Он стал обучать не только предметам, но и основам работы с информацией, информационной грамотности и критическому мышлению.
Современный имидж педагога предполагает его гибкость и открытость к новым педагогическим подходам. Педагоги стали активно использовать интерактивные методы обучения, групповые проекты и технологии, направленные на активизацию самостоятельной работы ученика. Важным аспектом современной педагогики стала индивидуализация образования, учет индивидуальных особенностей каждого ученика и сотрудничество с родителями. Таким образом, имидж педагога вместе со временем менялся в соответствии с изменениями общественных потребностей и тенденций. Сегодня педагоги стали активными участниками в воспитательном процессе, открытыми для новых подходов и технологий, а также готовыми к постоянному развитию и самосовершенствованию.
1.2. Имидж современного преподователя
В современном мире роль преподавателя претерпевает значительные изменения, и сегодняшний имидж современного преподавателя становится все более разнообразным и инновационным.
Во-первых, современный преподаватель должен быть экспертом в своей области знаний. Быть в курсе последних достижений и исследований в предметной области становится всё более важным, так как учебные материалы и требования к студентам могут постоянно меняться. Этот экспертный подход позволяет преподавателю быть информированным и уверенным в том, что он преподает самое актуальное и современное знание своим студентам.
Во-вторых, современный преподаватель должен обладать обширным набором педагогических навыков. Успешное преподавание требует умения адаптировать материалы к различным типам обучения и уровню понимания студентов. Кроме того, современные методы обучения активизируют участие студентов в учебном процессе, поэтому преподаватель должен быть способен стимулировать дискуссии, проводить проектные и исследовательские работы, а также использовать технологии, чтобы сделать обучение более интерактивным и интересным.
В-третьих, современный преподаватель должен быть в настройке на постоянное самосовершенствование. Новые исследования, развитие технологий и инновационные подходы в образовательной сфере требуют от преподавателей быть готовыми к обновлению своих знаний и навыков. Он должен быть открытым для новых идей и готовым внедрять инновации в свою практику, чтобы соответствовать современным требованиям и ожиданиям студентов.
Также, современный преподаватель должен обладать адаптивностью и гибкостью. Он должен быть готов приспосабливаться к различным обстоятельствам и учебным ситуациям. Он может вести онлайн-курсы, использовать электронные платформы для обучения и общения со студентами, а также применять различные методы оценки знаний и навыков студентов.
Глава 2. Как соответствовать образу педагога
Проявляйте эмпатию и понимание. Педагог должен быть открытым и внимательным к потребностям и чувствам учеников. Слушайте их, ставьте себя на их место и пытайтесь помочь разрешить их проблемы.
Будьте вдохновляющим и мотивируйте учеников. Постоянно ставьте перед ними цели и помогайте им преодолевать трудности. Позитивное отношение и поддержка помогут создать благоприятную обучающую среду.
Будьте профессионалом. Постоянно совершенствуйтесь в своей области, изучайте новые методики, технологии и подходы к обучению. Делитесь своим опытом и знаниями с коллегами и учениками.
Устанавливайте четкие правила и границы. Педагог должен иметь адекватные ожидания и последовательно применять правила в классе. Это поможет создать дисциплинированную обстановку и обеспечит каждого ученика равными возможностями.
Поддерживайте баланс между строгостью и добротой. Знайте, когда нужно быть строгим, а когда можно проявить понимание и терпение. Важно находить правильный баланс, чтобы ученики чувствовали, что вы заботитесь о них, но и понимали, что необходимо соблюдать правила.
Развивайте навыки коммуникации. Умение выражать свои мысли ясно и понятно, быть внимательным слушателем и уметь решать конфликтные ситуации - все это важные навыки для педагога.
Стремитесь к постоянному саморазвитию. Участие в профессиональных конференциях, семинарах и курсах, чтение специализированной литературы - все это поможет вам расширять свои знания и навыки и стать более эффективным педагогом.
Будьте примером для учеников. Педагог должен быть адекватной, этической и моральной личностью. Ваше поведение и образ жизни должны соответствовать тому, что вы преподаёте.
Будьте терпеливыми и готовыми к адаптации. Ученики разные, и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. Будьте готовы изменять свои методы и стратегии, чтобы соответствовать потребностям каждого ученика.
Заботьтесь о своих учениках. Помимо обучения, педагог должен проявлять заботу и интерес к своим ученикам. Укажите время, чтобы проводить индивидуальные беседы или принимать участие во внеурочной деятельности, чтобы создать с ними тесные связи.
2.1. Как выглядит правильный имидж педагога
I. Профессиональная внешность: педагог должен следить за своим внешним видом, одеваться аккуратно, соответствующе ситуации и профессиональным требованиям.
II. Открытое и дружелюбное лицо: педагог должен быть приветливым и доброжелательным, что способствует комфортной обстановке в классе.
III. Уверенность и авторитет: педагог должен проявлять уверенность в себе и своих знаниях, чтобы вызывать уважение у учеников и родителей.
IV. Навыки коммуникации: педагог должен уметь эффективно общаться с учениками, родителями и коллегами, быть открытым для диалога и готовым слушать других.
V. Знания и профессиональное совершенствование: педагог должен постоянно учиться и развиваться, следить за современными методиками обучения, быть в курсе новых тенденций и требований в образовании.
VI. Эмоциональная интеллектуальность: педагог должен уметь управлять своими эмоциями, быть терпеливым и эмпатичным, готовым помочь и поддержать учеников в их обучении и личностном развитии.
VII. Ответственность и надежность: педагог должен выполнять свои обязанности точно и вовремя, быть надежным и преданым своей работе.
VIII. Культурная грамотность: педагог должен быть знаком с основными культурными и общественными кодами, чтобы быть примером для учеников и научить их быть грамотными и толерантными.
2.2. Как не стоит выглядеть современному преподавателю
I. Изношенная или неподходящая одежда. Избегайте неприглядных или старых вещей. Выбирайте удобную, деловую одежду, которая соответствует вашему стилю и профессиональному образу.
II. Небрежная внешность. Ухоженный вид очень важен. Убедитесь, что вы имеете аккуратную прическу, чистые ногти и свежее дыхание. Мелкие детали могут повлиять на общее впечатление о вас.
III. Слишком вызывающий стиль одежды. Это затрагивает не только женщин, но и мужчин. Избегайте слишком откровенной или неподходящей одежды, которая может отвлекать внимание студентов от учебного процесса.
IV. Слабая личная гигиена. Запах пота, курения или других неприятных запахов может быть отталкивающим и непрофессиональным. Поддерживайте свежесть и чистоту, используя дезодоранты и парфюмы умеренно.
V. Несоответствующее поведение. Будьте вежливыми и уважительными ко всем студентам, избегайте грубых или оскорбительных высказываний. Помните, что ваше поведение и манеры могут сказать о вас больше, чем ваш вид.
Заключение
Имидж современного педагога играет важную роль в современном обществе, поскольку от него зависит воспитание и развитие молодого поколения. Педагогу предстоит не только передавать знания и навыки, но и быть грамотным организатором образовательного процесса. Важно, чтобы педагог обладал высокой квалификацией, постоянно совершенствовался, следил за последними тенденциями и инновациями в образовательной сфере.
Современный педагог также должен быть положительным образцом для своих учеников. Он должен иметь четкие ценности и принципы, быть этичным и морально устойчивым. Кроме того, он должен уметь вдохновлять, мотивировать и поддерживать своих учеников, создавая условия для их творческого развития и самовыражения.
Важно отметить, что современный педагог должен обладать коммуникативными навыками и уметь работать в коллективе. Он должен быть открытым и готовым к сотрудничеству, готовым слушать и учитывать мнение других. Кроме того, педагог должен быть толерантным и способным создавать атмосферу доверия и взаимопонимания в классе.
В заключение, имидж современного педагога является основой его профессионального успеха и влияет на формирование учениками человеческого, нравственного и культурного кругозора. Педагоги, которые воплощают в себе высокие идеалы и принципы, способны вдохновить и изменить жизнь своих учеников, оставив след в их развитии и готовности к жизни.
Список литературы
1.https://studopedia.ru/7_65980_natsionalniy-yazik-i-ego-sostavlyayushchie-pered-obshcheniem.html
2.https://provocante-shoes.ru/primery-sotsialnogo-zhargona-v-russkom-yazyke/
3.https://studopedia.ru/10_215222_natsionalniy-yazik.html
4.https://www.syl.ru/article/325699/priznaki-literaturnogo-yazyika-i-ego-raznovidnosti
5.https://studfile.net/preview/3557007/
Приложения
Приложение 1.
Для определения, насколько важен и нужен имидж в работе современного педагога, был проведен опрос в виде теста среди студентов группы Ш-22. Вопросы из теста приведены ниже.
«Опросник определения важности имиджа в работе современного педагога»
I. Образ педагога - это то, что первым бросается в глаза.
1. Согласен
2. Не согласен
II. Первым, что бросается в образе педагога, - это:
1. Внешний вид
2. Речь
3. Настроение
III. Если дети впервые увидят учителя, а его внешний вид будет «оставлять желать лучшего», то он не вызовет у них доверия.
1. Согласен
2. Не согласен
IV. Имидж играет ключевую роль в образе педагога.
1. Согласен
2. Не согласен
Основываясь на проведенном анализе ответов 21 студента, можно подвести итог: имидж современного педагога – это то, чем он преподносит себя, что помогает ему при раскрытии своих педагогических и не только талантов.
Имидж педагога может влиять на мотивацию учеников к обучению и развитию у них интереса к предмету. Ученики будут больше сотрудничать и сознательно стремиться достигать успехов, если видят своего педагога как авторитетную и успешную личность.
Позитивный имидж педагога также способствует лучшей коммуникации с родителями учеников. Родители будут более доверять педагогу, а это повышает вероятность эффективного партнерства между школой и семьей.
Имидж педагога также влияет на уровень привлекательности профессии учителя и на привлечение молодых специалистов в области образования. Педагог с престижным и привлекательным имиджем может привлечь внимание потенциальных учащихся направить их к карьере в педагогике.
Таким образом, имидж педагога играет важную роль в формировании отношений со студентами, родителями и коллегами, а также в привлечении молодых специалистов в сферу образования.
Приложение 2.
Основываясь на всем вышесказанном, я решила сделать продукт своего проекта. Им является деревянная кукла, обличающая одно из компонентов имиджа современного педагога. На ее плечах сидит темно-зеленый клетчатый пиджак, под ним – строгая белая блузка, которая является основной частью в гардеробной учителя. А талию подпоясывает строгая юбка. Каждая деталь одежды была вышита вручную из разных видов тканей: атлас, сатин, хлопок. Волосы собраны в высокий хвост мелового цвета лентой, они же сами сделаны из ниток бежевой шерсти. В древянных ручках молодой педагог держит букет белых роз и букварь в дуэте с классным журналом. Который откроешь, а там стоят оценки с списком ее нового класса. На нас же учительница смотрит е\через черную аправу очков.
Приложение 3.