Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 города Обнинска»
МОЯ СЕМЬЯ
Участники проекта обучающиеся 1 класса
Чернышова С.П. – учитель
начальных классов
Обнинск 2020
Содержание | |
Введение | 3-4 |
Реализация проекта «Моя семья» | |
-подготовительный этап | 5 |
-основной этап | 5-7 |
-заключительный этап | 7-8 |
Заключение | 9-10 |
Список литературы | 11 |
Приложение | |
ВВЕДЕНИЕ
Цель проекта:
Расширять представления детей о семье, семейных традициях, генеалогическом древе.
Задачи проекта:
1.Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, учить разбираться в родственных связях.
2.Развивать творческие способности детей и родителей в процессе совместной деятельности, воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи.
3.Совершенствовать качество работы при взаимодействии с родителями, укреплять детско-родительские отношения.
Проблема:
1. Недостаток знаний детей о своей семье.
2. Недостаточная функция семьи в передачи детям значимых семейных и жизненных ценностей.
3. Недостаточное взаимодействие с семьей по вопросам воспитания у детей семейных ценностей.
Актуальность проблемы:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции ребенка. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Семейные ценности- это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что не правильно. Некоторые ценности такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него.
Существенные изменения, произошедшие за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни».
Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родителя являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья является важнейшим институтом воспитания патриотических качеств ребенка.
Патриотизм применительно к ребенку определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, школы, родного края, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознанием себя частью окружающего мира.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Очень важно сформировать у ребенка понимание, что он мальчик или девочка, а когда вырастет, будет женщиной или мужчиной, и эта принадлежность к полу, не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Родители дошкольников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.
Реализация проекта:
с 01 сентября по 21 мая 2021 года
Вид проекта:
творческий, групповой
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА «МОЯ СЕМЬЯ»
Подготовительный этап: (вхождение в тему).
Опрос детей на тему: « Что я знаю о семье?».
Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
Подбор литературных произведений, пословиц, стихотворений, поговорок о семье.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. Проблема исследования определяется необходимостью приобщения детей к семейным традициями и обычаям, повышению интереса и ценностям семьи, способствующих патриотическому воспитанию в полной мере.
Ожидаемый результат:
1.Владеть понятием «семья».
2.Иметь представление о родственных отношениях.
3.Знать информацию о своей семье, генеалогическом древе, профессии родителей.
4.Оформление портфолио детей.
Основной этап: (продуктивный).
Этапы | Мероприятия | Сроки | Количество часов |
1 | Анкетирование «Что мы знаем о семье». | сентябрь | 2 |
2 | Рисунки на тему: «Моя семья» | сентябрь | 2 |
3 | Лепка из пластилина «Мама» | октябрь | 2 |
4 | Рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых» | октябрь | 2 |
5 | Лепка из пластилина «Мебель для моей семьи»(стол и стул) | ноябрь | 2 |
6 | Чтение и анализ художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Синяя чашка», «Теплый хлеб» | ноябрь декабрь | 2 2 |
7 | Совместное изготовление детьми и родителями сюжетно-ролевой игры «Семья», «Больница», «Магазин» | декабрь | 2 |
8 | Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома» | январь | 2 |
9 | Кем работают твои родители (с использованием альбома) | февраль | 2 |
10 | «Как мы отдыхаем» | февраль | 2 |
11 | Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки | март | 2 |
12 | Консультация на тему: «Что такое генеалогическое древо» | март | 2 |
13 | Выставка рисунков на тему: «Моя семья» | апрель | 1 |
14 | Выставка на тему: «Генеалогическое древо» | апрель | 1 |
15 | Оформление альбома «Тайна моего имени» | апрель | 2 |
16 | Подведение итогов реализации проекта | май | 2 |
17 | Презентация проекта «Моя семья» | май | 3 |
Виды деятельности:
Деятельность педагога с детьми:
рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых»
чтение и анализ художественной литературы: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Синяя чашка», «Теплый хлеб»
беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома»
чтение стихотворений, пословиц и поговорок о семье, загадки
рисунки на тему: «Моя семья»
лепка из пластилина «Мебель для моей семьи»(стол и стул), «Мама»
«Кем работают твои родители» (с использованием альбома)
«Как мы отдыхаем»
Взаимодействие с родителями:
консультация на тему: «Что такое генеалогическое древо?»
индивидуальные беседы-консультации
организация выставки на тему: «Моя семья»
организация выставки на тему: «Генеалогическое древо»
Совместная деятельность детей и родителей:
Совместное изготовление детьми и родителями сюжетно-ролевой игры «Семья», «Больница», «Магазин», оформление альбома «Тайна моего имени».
Заключительный этап:
оформление альбома «Тайна моего имени»
подведение итогов реализации проекта
презентация проекта «Моя семья»
Итоги проекта:
Рассказы о семье.
Анкетирование на тему: «Что я знаю о семье?».
Совместное создание детьми и родителями сюжетно-ролевой игры «Семья», «Больница», «Магазин».
Выставка рисунков на темы: «Генеалогическое древо», «Моя семья».
Оформление альбома «Тайна моего имени».
Оформление портфолио.
Консультация на тему: «Генеалогическое древо».
Презентация проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начали мы свою работу с опроса детей по теме « Что я знаю о своей семье?» и выяснили, что многие дети путают родных и двоюродных братьев и сестер; называют просто знакомых, приписывая их к членам своей семьи. Не видят себя с учетом возрастных изменений (младенец, ребенок, подросток, взрослый человек, пожилой человек). Результаты опроса помогли нам определить цели, задачи и содержание проекта, спрогнозировать результат.
Затем провели анкетирование среди детей и составили социальный паспорт на каждого ребенка; обсудили с родителями проект и определили содержание деятельности и возможности родителей.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей о себе и о семье. Когда дети получили больше знаний о своем внешнем виде и родителей, мы перешли к изучению ближайшего окружения детей. После ряда бесед, рассказов детей и педагогов из личного опыта, у детей стала складываться правильная картина их ближайшего окружения, их семьи. Посторонние люди отсеялись. Так же отметили совместные увлечения членов семьи, рассмотрев совместно собранные коллекции, что помогло сблизить членов семьи, вызвать у детей гордость за своих близких.
Давая детям новые знания о семье, об их ближайшем окружении, мы не могли не затронуть тему безопасности ребенка. Были проведены беседы на тему: «Выходной день в моей семье» и «Как я помогаю дома».
Все это время мы работали в тесном контакте с родителями. Большую помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей оказывает нам городская библиотека. Мы разработали тематические консультации и памятки для родителей. Совместно с родителями реализовали выставки работ на тему: «Моя семья» и «Генеалогическое древо».
У детей значительно повысился уровень сформированности знаний о своих корнях, своей семье, традициях.
На этом реализация нашего проекта закончилась. Нам удалось реализовать поставленные нами цели и задачи, решить проблему разобщенности между семьей и школой, наладить функцию передачи семьей детям значимых семейных и жизненных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями»:-М.: ТЦ «Сфера»,2005
2.Козлова А.В., Дешулина Р.П., «Работа с семьей»:-М.: ТЦ «Сфера»,2004
3.Сивирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»:-М.:Линка-пресс,2007
4.Евдокимова Е.С, «Технология проектирования»:-М.: ТЦ «Сфера»,2005
5.Коломейченко Л.В., Калеммулина С., «Семейные ценности в воспитании детей 3-8 лет»:-М.:ТЦ «Сфера»,2013
6.В.И.Петрова, «Нравственное воспитание детей»:-М.:Мозайка-Синтез,2005
ПРИЛОЖЕНИЕ