СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Нетрадиционные техники рисования"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Нетрадиционные техники рисования"»

13


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сетоловская средняя общеобразовательная школа
















ФЕСТИВАЛЬ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ


Нетрадиционные способы рисования












Автор: Гришина Алина, 6класс

Руководитель: 

Моисеева З.Н. учитель

изобразительного искусства,

высшая категория













с. Сетолово

2022г.

Оглавление



I Введение………………………………………………………………………………..3

II.Основная часть

2.1. Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве…………………….4-5

2.2 Мое исследование………………………………………………………………...6-7

III. Оформление методического пособия «Нетрадиционные техники……………8-9

IV. Заключение………………………………………………………………………...10

Список источников и литературы……………………………………………………11

Приложение ……………………………………………………………………….12-13



























Введение


Я очень люблю рисовать красками и карандашами, фломастерами и восковыми мелками и у меня, естественно, возник вопрос, а чем ещё можно рисовать? Как создать необычные произведения изобразительного искусства?
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает. Что может обозначать слово нетрадиционно?

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности. Оно позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый человек по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью.9

Цель работы: изучить нетрадиционные техники рисования и увлечь ими одноклассников и младших школьников.

Задачи:

  • изучить литературу по данной теме;

  • систематизировать собранный материал;

  • познакомить учащихся начальных классов, 5-6кл с нетрадиционными техниками рисования:

  • провести анкетирование и мастер-классы;

  • создать методическое пособие «Нетрадиционные техники рисования».

Объект исследования: изобразительное искусство

Предмет исследования: техника рисования

Гипотеза: занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию.

В работе используется прием планирования – этапы исследования включают в себя определение темы, задач, позволяющих раскрыть данную проблему, составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению; сбор материала и оформление полученных результатов.

В своей работе я использовала следующие методы:

  1. Теоретический - анкетирование, сбор и анализ изученной литературы.

  2. Практический – эксперимент (мастер-класс).

  3. Творческий – создание методического пособия для учащихся «Нетрадиционные техники рисования».



II.Основная часть

2.1. Нетрадиционные техники в изобразительном творчестве

Что может обозначать слово «нетрадиционно»?

Нетрадиционно: не основываясь на традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций. (Толковый словарь Ефремовой.Т.Ф. 2000)2 Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно. (Словарь синонимов)5. Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? Нетрадиционное рисование – Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). На прогулке то же, сколько интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно выполнять интересные работы.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, где даже можно придумать свою необычную технику. Можно ощутить незабываемые, положительные эмоции.

Очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет широко раскрыть свои творческие способности, не способствует развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

Совсем маленькой, вместе с мамой я пыталась отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве, рисуя пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле; водой разлитой на столе. А со временем, став чуть взрослее, я уже пыталась находить новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

Каждая нетрадиционная техника дает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой – этот метод рисования помогает почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, получается необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.1

А вот техника «Выдувание» – развивает фантазию, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.8

Техника «Оттиск» привлекает процессом печатания и угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.).

Техника «Рисование мозаичными мазками» – пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу», когда происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения4.

Рисование штампами привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов4.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Нетрадиционные техники рисования позволяют сделать работы более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

- способствует развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- развивает пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости;

- уточняет свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей;

- развивается мышление, речь, воображение;

- виден результат своей деятельности.5

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Она позволяет чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.



2.2. Моё исследование


Я провела первичное анкетирование среди учащихся 1-6 классов (Приложение 1). В опросе приняли участие 40 учеников. Опрос показал, что детям нравится рисовать, что большинство учеников не знакомы с нетрадиционной техникой рисования, но многие хотят познакомиться.

На 1 вопрос: «Нравится ли вам рисовать?»

Ответили «да» - 25учащихся, «нет» - 5,не очень– 10.

На 2 вопрос: «Умеете ли вы рисовать?

Ответили «да» - 20учащихся, «нет» - 5, не очень– 15.

На 3. Какими художественными материалами вы любите рисовать?

Ответили - «карандаш» - 20 человек, «гуашь» - 10 чел., «акварель» - 10чел.

На 4 вопрос: Какие нетрадиционные техники вам известны?

Ответили «да» - 15чел., они оказались знакомы с техникой рисования пальчиками, с пластилинографией -5чел; «нет» - 20 чел.,

На 5 вопрос: «Какими нетрадиционными техниками вы рисовали?»

Ответили - 30 учащихся рисовали пальчиками, «нет» - 5чел. и «не знаю» - 5чел.

Все результаты анкетирования показаны диаграмме. (Приложение 1)

Проанализировав результаты учеников, я предложила им принять участие в мастер-классах. В ходе мастер-класса учащимися 6 класса (Приложение 2, коллаж 1) были созданы различные рисунки в нетрадиционной технике «набрызг»: краска разбрызгивается на бумагу или на шаблон. Можно использовать зубную щётку и расческу.

Техника «рисование нитками» очень понравилась учащимся 5класса. (Приложение 2, коллаж 2)

Загадочные рисунки получаются следующим образом. Берется бумага А4, складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри листа бумаги. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают.1

«Штампом их поролона» создали необычные цветы ребята 1-3 классов. (Приложение 2, коллаж 3)

Техника рисование поролоном

Ребенок опускает кусочек поролона в густую краску и наносит оттиск на бумагу. Краску можно наносить и кистью. Таким образом хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего рисунка, рисовать животных, птиц и многое другое.

«Рисованию столовой вилкой» были удивлены учащиеся 2-4классов. ((Приложение 2, коллаж 4)

Работы получились необычные, нестандартные, очень разнообразные.

Я снова провела повторное анкетирование (Приложение 1)и результаты оказались следующими:

1.Какая вам техника понравилась?

Ответили - «набрызг » - 20 человек, «рисование нитками» - 10 чел., «штампом их паролона» - 10чел.

2.Понравилось изображать нетрадиционным способом?

Ответили «да» - 35учащихся, «нет» - 5,не очень– 0.

3. Хотели бы сами придумать необычный способ рисования?

Ответили «да» - 20учащихся, «нет» - 5,не очень– 15.

4. Какие бы предметы вы использовали?

Ответили - «листок от растений» - 20 человек, «втулку из бумажных полотенец» - 10 чел., «крышки от бутолок » - 10чел.

5. Какие ощущения вы получили?

Ответили - « радости» - 10 человек, «успеха» - 30 чел.

Всего в анкетировании приняли участие 40 человек.

Я выяснила, что ребята с удовольствие и интересом рисовали. Многие ученики впервые познакомились техникой «набрызг», «рисование нитками», «штампом из паролона», «рисование столовой вилкой».















III. Оформление методического пособия «Нетрадиционные техники рисования»

Техники нетрадиционного рисования заинтересовали учащихся и я решила создать методическое пособие для учителей нашей школы. Его можно использовать на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Я решила предложить ребятам еще наиболее распространенные и несложные виды техник.

Акварельные краски из самых доступных художественных материалов, с ними можно фантазировать и получать удивительные и яркие работы.

Кляксография - это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание.

Техника кляксографии заключается в том, чтобы научиться делать кляксы (черные и разноцветные). Затем можно смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.8

Оттиск смятой бумагой.  Способ получения изображения: прижимаем смятую бумагу к штемпельной подушке с краской, и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Тычок жесткой полусухой кистью. 

Способ получения изображения: опускается в гуашь кисть и ударяется по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности6.

Рисование на мятой бумаге. Бумагу мнем, выравниваем и начинаем рисовать красками, получается интересные складки, там, где бумага была согнута, краска.7





Рисунки кулечками. Для рисования «кулечками» понадобятся медовые акварельные краски, альбом, кисть, вода и разрезанный целлофановый кулек.
Эта нетрадиционная техника рисования состоит в том, чтобы с помощью кисти нанести акварель на лист, а затем целлофановым кульком создать на нем узор. Кистью нужно работать быстро, чтобы краски на бумаге не успевали подсыхать.

На центр рисунка накладываем разрезанный кулек, пальцы смачиваем водой и различными вращающими движениями, с помощью морщинок, формируем узоры. Кулек должен прилипнуть к бумаге с рисунком, а в морщинках должна собраться акварель с водой. В этих местах узор стает светлее.9


Картина из отпечатков горлышка стаканов

Метод монотипии. Этот способ получения рисунка таит в себе немало заманчивого. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисуют краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге8.

Штамп из катушки из-под скотча

Рисование мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки «набулькать» много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы8.

Вот такое методическое пособие получилось. (Приложение 2, фото 2)

IV. Заключение


Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.

Вывод: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник способствует развитию специальных художественно-творческих способностей человека, является увлекательным процессом, позволяющим даже неуверенному в себе человеку почувствовать себя художником.

В результате проекта нами было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию воображения, памяти, зрительного восприятия и мышления. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Наша гипотеза подтвердилась, ознакомление с нетрадиционными техниками рисования позволяет повысить интерес детей к изобразительной деятельности, способствует развитию творческого воображению учащихся.

Методическое пособие «Нетрадиционные техники рисования» позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей у обучающихся посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.











Список источников и литературы

1.Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32с.

2. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка : в 3 т. : около 160000 слов / Т. Ф. Ефремова. – М. : Астрель : АСТ, 2006.

3. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.

4. Одинокова Г. Ю. . Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006. – 15с.

5. Петрова М.В. Словарь синонимов-М,2010,РИПОЛ, КЛАССИК, 2010.- 576с.- (школьный словарь)

6. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.

7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004. – 96с.

8. Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства URL: https://kopilkaurokov.ru

9.Доклад на тему: «Рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности https://infourok.ru














Приложение 1

Вопросы  (первичное анкетирование)

1. Нравится ли вам рисовать? да, нет, не очень

2. Умеете ли вы рисовать? да, нет, не очень хорошо

3. Какими художественными материалами вы любите рисовать?

Карандаш, гуашь, акварель и др

4 Какие нетрадиционные техники вам известны?

5.Какими нетрадиционными техниками вы рисовали?

Вопросы   (повторное анкетирование)

1.Какая вам техника понравилась?

2.Понравилось изображать нетрадиционным способом?

3. Хотели бы сами придумать необычный способ рисования?

4. Какие бы предметы вы использовали?

5. Какие ощущения вы получили?

Приложение 2 (фото и коллажи)

Фото 1. Фото 2.

Коллаж 1 Коллаж 2

Коллаж 3 Коллаж 4








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!