СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект: "Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта."

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект: "Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта."»


ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Кафедра специального и инклюзивного образования







Тема проекта:


"Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта."







Выполнила: Маковкина Наталья Васильевна

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №4



г.Ставрополь,2021

Актуальность проекта

Роль, которую сегодня играет образование в процессе социальной интеграции детей с ОВЗ и детей – инвалидов, несомненно выросла в последние годы. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья стали неотъемлемой частью федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход перекликается в главной своей идее с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, которые гарантируют всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об

образовании» все дети, «несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками». Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные со здоровыми детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья особая категория детей, требующая от работы педагога по физическому воспитанию использования широкого спектра приемов, средств и методов в достижении положительной динамики коррекции нарушений двигательной сферы для развития оптимального уровня физической подготовленности.

Своевременность коррекции имеющихся и профилактика возможных нарушений играет огромную роль в образовательном процессе.

Проблема проекта

Проблема заключается в том, что в МБОУ СОШ №4 в классах обучаются дети с различными ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением интеллекта. У большинства детей с нарушением интеллекта отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Объектом исследования являются школьники, имеющие нарушение интеллекта(начальная кола)1 класс

Цель исследования: создание условий для эффективного решения педагогических задач по реализации направлений (инновационных подходов) коррекционно-развивающей работы в образовательном процессе по физическому воспитанию с детьми с нарушением интеллекта.

 Задачи :

1. Изучение и анализ теоретических источников по проблеме развития физических качеств нарушений интеллекта школьников.

2. Разработка цикла специальных упражнений для школьников, имеющих нарушения интеллекта.

3. Разработка плана взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Ожидаемые результаты: развитие физических качеств школьников, с нарушениями интеллекта, наиболее успешно будет осуществляться на уроках физической культуры с использованием специальных коррекционных заданий и упражнений.


Ресурсы проекта:

Нормативно-правовые:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Закон «Об образовании»;

  • Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;

  • Приказы, инструктивные письма;

  • Устав;

  • Локальные акты.

1. Планирование проекта

Особенности коррекционной работы по физической культуре с детьми нарушения интеллекта

        Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Это развитие всех видов моторики и зрительно-двигательной координации, которое служит основой длястановления всех видов детской деятельности, способствует становлению устной и письменной речи и повышению познавательной активности детей. Основной целью проведения уроков с детьми с ОВЗ является формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

В школе по физическому воспитанию уделяется особое внимание, как основному фактору сохранения и укрепления физического и психического здоровья.  Уроки по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От уроков не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья. Все занятия, и фронтальные и  индивидуальные, носят игровой характер и не наносят вред здоровью ребёнка.

В содержание работы с детьми нарушениями интеллекта входят:

·Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;

·Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;

·Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;

·Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;

·Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физ. инструктором, медицинской сестрой, воспитателем группы;

·Мотивация на улучшение результатов (похвала);

· Релаксация во время занятия;

·Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;

·Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

Работу с детьми с нарушение интеллекта здоровья строится по принципу сотрудничества, стараясь передать каждому ребёнку определённые знания, умения и навыки. Только при наличии подлинного сотрудничества взрослого и ребёнка можно добиться положительных результатов. Включаясь в оздоровительную работу, у таких детей появляется устойчивая мотивация и потребность в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих. Нельзя улучшить свою наследственность, нельзя изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Практика показала, что на уроках и при правильной организации, можно реализовать целый комплекс задач, не лишая детей двигательной нагрузки

- закреплять представления детей об окружающем мире;

- обогащать словарь ребёнка;

- классифицировать предметы по форме, цвету, величине.и др.;

- закреплять количество и счёт;

- ориентировку в пространстве.

Специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей, являются главным условием подготовки его к жизни. У большинства детей с нарушением интеллекта отмечается недостаточный уровень развития познавательной сферы, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя физ.культуры.

Не всегда мы получаем ожидаемую отдачу, положительную динамику результатов обучения. Но от этого работа каждодневная, кропотливая, порой незаметная для окружающих, не становится менее значимой.

Опыт работы с детьми с наруением интеллекта здоровья показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно - восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов уже на ранних этапах обучения. И только совместными усилиями мы можем помочьдетям с разным уровнем интеллектуального и физического развития успешно учиться в школе, жить в коллективе, адаптироваться в обществе.

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда

в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива школы, медицинского персонала и родителей.

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях школы и объединения усилий в данном направлении, в нашем школе выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и чителя по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей начальной школы занимается не только учитель-логопед, но и учитель по физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то учител по физической культуре на урках с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматическихсредств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит учителя по физической культуре с диагнозами детей (их ре­чевой характеристикой), психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совмест­но определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельно­сти учителем по физической культуре осуществляются следующие задачи:

  • развитие слухового, зрительного, пространственного вос­приятия;

  • координации движений;

  • общей и мелкой моторики;

  • закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

  • речевого и физиологического дыхания;

  • формирование темпа, ритма и интонационной вырази­тельности речи;

  • работа над мимикой лица.

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя по физической культуре представлена на схеме 1.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда и учителя по физической культуре дети прочно усваивают речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед знакомит инструктора по физической культуре с тематическим планом работы год на учебный, согласно ему совместно составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического вос­питания решаются задачи словесной регуляции действий и функций активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу, наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространствен­но-временной организации движения.

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на уроках по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в кото­рый входят задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется заданиями на коррекцию и исправление двигательных на­рушений, характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Существенные изменения вно­сятся в раздел «Подвижные игры». Он планируется в соответствии с лек­сическими темами логопедических занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-логопедом лексической темы «Домашние животные» на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Кролики», в которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, а также навык падежного согласования существительных (с мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенкии закрепляют употребление глаголов будущего времени (Я буду пожарным. Я буду строителем. Я буду учителем.). Цель такого плани­рования - закрепление и расширение словаря ребенка, формированиеосновных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачас­тую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по физкультуре приходит­ся менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует развитию речи. Все сюжет­ные занятия, темы к ним, игры согласовываются с учителем-лого­педом, исходя из того этапа рече­вого развития, на котором нахо­дится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражне­ний. Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемый на сюжетных занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи выраба­тываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок на­страивая детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, за­ключительная части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет учитель по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков. В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики. Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» учитель по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».

Во время разминки учитель использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений учитель использует загадки о предметах для зимних забав, а дети ими­тируют движения хоккеиста.

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, учитель использует стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

При подборе мате­риала к занятию необходимо знать уровень развития двигательных ка­честв, эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словар­ный запас, состояние здоровья.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и учителя по физической культуре имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по лексическим темам


сентябрь



Неделя

Лексическая тема

Речевой материал

Движения

Задачи

Содержание работы

3 - я

Школа

В нашей школе ребятки

Могут ловко встать на пятки,

Пошагать и покружиться,

Вправо, влево наклониться.

Снова встать и потянуться

И друг другу улыбнуться.

Выполнение движений в соответствии с текстом.




4 - я

Игрушки


Вот большая пирамидка,

И веселый мячик звонкий.
Мягкий мишка косолапый.


Все живут в большой коробке.
Но когда ложусь я спать,
Начинают все играть.

Потянуться вверх.
Прыжки на месте.

Шаги на месте на внешней стороне стопы.
Показать большой квадрат.

Руки под щеку, закрыть глаза. Изобразить любое движение.

октябрь

1 - я

Признаки осени.


Ветер северный подул,

Все листочки с липы сдул.

Полетели, закружились

И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:  

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»         

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.        

Энергичные взмахи руками.


Легкий бег.

Присесть.

Прыжки на носках, руки на поясе.


Ходьба с приседаниями.



2-я


Огород.

Овощи.


В огород пойдем, урожай соберем.

Мы моркови натаскаем.

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный.

Шаги на месте.

Имитируют выдергивание моркови.

Имитируют копание картофеля.

Имитируют срезание капусты.

Прыжки на месте.



3-я


Сад.

Фрукты.


Как румян осенний сад!

Всюду яблоки висят.

Краснобоки, краснощеки,

На ветвях своих высоких.

Точно солнышки горят.

Легкие хлопки по щекам.

Руки поднять вверх.

Повороты, руки на поясе.

Подняться на носки, руки вверх. Соединить руки в круг («солнышко»).



4-я


Грибы.

Ягоды.


Мы по лесу шли, шли, шли,

Земляничку нашли.


Сели, съели, дальше пошли.

Мы по лесу шли, шли, шли,

И малину нашли.


Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять.

Маршируют, руки на поясе.

Наклоняются, правой рукой касаются носка левой ноги, не сгибая коленей.

Хлопки руками.

Маршируют, руки на поясе.

Наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая коленей.

Маршируют.

Наклоны вперед, руки касаются носков.



5-я


Откуда хлеб
пришёл.


Быстро вертится крыло,

Мелет мельница зерно.

А из молотой муки

Испек пекарь пироги.

Колобки и сушки,

Крендель для Танюшки.

Кружатся на месте.

И машут руками, как крыльями.

Имитируют лепку пирожков.


Прыжки на месте.

Хлопки руками.



ноябрь

1-я


Продукты питания.


В сумке есть у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и пампушки,


Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Маршируют, руки на поясе.

Волнообразные движения руками.

Хлопки руками.

Круговые движения руками впереди себя.

Прыжки на месте.

Бег по кругу.

2-я


Посуда.

Я — чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот. Я чай кипячу, клокочу и кричу:
— Эй, люди, я с вами чай попить хочу!

Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат
на поясе; животик надут.

Топают ногами.

Делают призывные движения рукой.

3-я


Дом. Мебель.


Здесь у нас столовая,

Вся мебель в ней дубовая.

Вот стул – на нем сидят,

Вот это стол – за ним едят.

Идут по кругу.

Разводят руками в стороны.

Приседают.

Встают, имитируют действие.

4-я


Бытовые приборы.

Мы компьютер покупаем,

Ждал его я целый год!

Но одно меня смущает:

Мышь в компьютере живет.

Идут по кругу.

Хлопают в ладоши.

Разводят руки в стороны.

Бегут по кругу.

декабрь



1-я


Зимующие птицы.


Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня — посмотри!

Как розовые яблоки,


На ветках снегири!


Дети взмахивают руками и кружатся.

Приседают — встают (2раза).


Руки поднимают вверх.


Кольцо из рук над головой — «яблоки».

Руки вверху, пальцы расставлены — ветки.



2-я


Домашние животные.


Осторожно словно кошка,

Я легко со стула спрыгну,

Спинку я дугою выгну.

А теперь крадусь, как кошка,

Спинку я прогну немножко.

Я из блюдца молочко,

Полакаю язычком.

Выполнение движений в соответствии с текстом.




3-я


Дикие животные.


Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисёнок,
За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шёл медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой - косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети водички хотят.

Дети имитируют движения диких животных в соответствии с текстом.




4-я


Зима.

Новыйгод.


Наша ёлка велика, наша ёлка высока,
Выше мамы, выше папы, достаёт до потолка!
Будем весело плясать, будем песни распевать,
Чтобы ёлка захотела в гости к нам прийти опять.

Приподняться на носочки, руки поднять вверх.


Выполняют танцевальные движения.


Хлопают в ладоши.



январь



2-я


Зимние забавы.

Мы зимой в снежки играем.

По сугробам мы шагаем.

И на лыжах мы бежим.

На коньках по льду летим.

И снегурку лепим мы.

Гостью-зиму любим мы.

Имитация движений в соответствии с текстом.




3-я


Стройка.

Летят опилки белые,
Летят из-под пилы.
Это плотник делает
Окна и полы.
Топором, рубанком,
Выстругивает планки.
Сделал подоконники,
Без сучка-задоринки.

Выполнение движений в соответствии с текстом.




4-я


Транспорт.


Качу, лечу во весь опор.

Я сам — шофер,

И сам — мотор.

Нажимаю на педаль —

И машина мчится вдаль!

Бегут по кругу, крутят воображаемый руль.


Останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой, бегут по кругу.



5-я


Профессии.


Продавец ребятам рад.

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные,

Золотые рыбки

И всем нам по улыбке.

Стоят по кругу, хлопают в ладоши. Руки держат на поясе, делают повороты туловищем вправо, влево. «Ездят» на машинках.

«Плавают» как рыбки.

Скачут на месте и улыбаются.



февраль



1-я


Моя семья.


Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили:

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка и сестренка,

Он — Антон, она — Аленка.

Вот и вся моя семья,

Рассказал считалку я!

Считалка под мяч.




2-я


Одежда,

обувь.


Я умею обуваться, если только захочу.

Я и маленького братца обуваться научу.

Вот они, сапожки.

Этот с левой ножки.

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.

Топают ногами.


Руки перед грудью - «маленький братец».

Наклоняются вперед. Поглаживающие движения снизувверх: ле­вой и правой ног.

Топают ногами.



3-я


Наша Армия.


На горах высоких,

На степном просторе,

Охраняет нашу Родину солдат.


Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику,

Дождь и снегопад.

Руки поднимают вверх.

Руки разведены в стороны.

Рука приложена к голове, как у солдата, отда­ющего честь.

Руки вверх.

Приседают.

«Отдают честь».



4-я


Почта.

Ждет письма мой старший брат,Я журналу буду рад,Папа ждет газету.
Где же взять все это?Принесет нам это он -
Наш знакомый почтальон.

Показать большой квадрат.
Прыжки на месте.
Шаги на месте.

Потянуться вверх.
Прыжки на месте.



март



1-я


8 Марта.

Чей сегодня день рожденья?

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвел весенний,

Первый мартовский цветок?

Для кого, для кого?

Догадайтесь сами.

И пирог и цветок

Мы подарим маме.

Дети пожимают плечами.


Руки над головой изображают «цветок».

Руки на поясе.

Прыжки на месте.

Руки перед собой.

«Дарят» воображаемой маме.



2-я


Приметы весны.


Воробей с березына дорогу — прыг!

Больше нет мороза, чик-чирик!..

Вот журчит в канавке быстрый ручеек.

И не зябнут лапки – скок, скок, скок!Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки – чик – чирик!

Ритмично прыгают по кругу.

Хлопают руками по бокам.

Бегут по кругу, взявшись за руки. Ритмично прыгают по кругу,

сначала по часовой стрелке,

потом – против.



3-я


Домашние птицы.

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет.

Импровизация движений в такт потешке.




4-я


Перелетные птицы.

Ласточки летели, все люди глядели.

Ласточки садились,

все люди дивились.


Сели, посидели, взвились, полетели,

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Бегут по кругу, машут руками.


Приседают, руки заводят за спину, как бы скла­дывают крылья.

Бегут по кругу, взмахивают руками.



апрель



1-я


Наш город, улица.


Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины, Загибают пальцы по одному.

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

Шаги на месте.


Крутят воображаемый руль.

Руки разведены в стороны.


Руки поднимают вверх.



2-я


Космос.

Мы летим к другим планетам! Объявляем всем об этом!

Весь игрушечный народ

С нами просится в полет.

Жмется Заинька к ракете:

- Полечу я с вами, дети,

На любую из планет,

Где волков зубастых нет.

Мышки-крошки засмеялись:

- Мы летали, не боялись.

Высота – красота, ни единого кота!

Даже плюшевый медведь

Хочет к звездам полететь.

И с Большой Медведицей

В синем небе встретиться.

Бегут врассыпную.


Повороты вправо, влево.


Прыгают, как зайчики.




Бегают, как мышки, руки в стороны.



Ходят, как мишки.


Хлопают в ладоши, кружатся.



3-я


Животные жарких стран.

Рано утром на полянке,
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?

Выполнение движений в соответствии с текстом.




4-я


Животные холодных стран.

Умка топает ногой,
Умка топает другой,
- Ух, как веселится
- Снега не боится!
- А пока танцует Умка,
- Мы похлопаем в ладоши.
- Вместе с северным оленем
- Будем зрителями тоже.

Выполнение движений в соответствии с текстом.




5-я


Труд людей весной.

Взяли грабли и лопатки —

В огород пошли ребятки.

Тут копают, там рыхлят,

Убирают мусор с гряд.

Репу сеют, лук сажают,

А потом все поливают.

Выполнение движений в соответствии с текстом.




май



1-я


День Победы.


Раз, два, дружно в ногу,

Три, четыре, тверже шаг,

На парад идут солдаты

И чеканят дружно шаг.

Выполнение движений в соответствии с текстом.




2-я


Насекомые весной.


Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьется.

Выполнение движений в соответствии с текстом.




3-я


Лес, поле, луг.


Возле речки детский сад,

На лугу ромашки.

Сорок маленьких ребят

Бегают в пятнашки.

Мы приехали сюда,

Ходим за цветами,

Солнце, воздух и вода

На прогулке с нами.

Дети стоят в кругу.

Идут к центру круга.

Расходятся.

Бегут друг за другом.

«Едут».

Ходят.

Останавливаются и лицо «подставляют» солнцу.



4-я


Школа.


В школу мы с тобой пойдем,

И портфель с собой возьмем,

В школе будем мы читать,

В школе будем мы писать,

Физкультурой заниматься,

И трудиться, и стараться.

Шагают.

Хлопают в ладоши.

Имитируют движения в соответствии с текстом.






3. Заключение

Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть составление планов уроков и погружение в специфику обучения детей других групп ОВЗ. Я считаю, что эта тема достаточно актуальна в наше время, ведь, к сожалению, в нашей стране большое количество детей с особенностями или ограничениями в развитии. В результате проведенного исследования я выяснила, что обучающиеся с нарушениями интеллекта, наиболее успешно будет осуществляться на уроках физической культуры с использованием специальных коррекционных заданий и упражнений. Подобные примерные планы занятий можно расширить и включить сюда и занятия с мячом и гимнастику. Наша ожидаемые результаты полностью подтвердились.

ЛИТЕРАТУРА.

Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие/Под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с., ил. С.146-147, с.175-211.

  1. "Коррекционная работа в специальных школах и дошкольных учреждениях", Ленинград, 1985 г.

  2. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников", Ленинград, 1969 год, под ред. Долгобородова Н.П.

  3. Власова Т.А., Лебединская К.С. "Отбор детей во вспомогательную школу", Москва, 1983 год.

  4. . "Коррекционная работа в процессе обучения и воспитания", под ред. Данилкина, Ленинград, 1974 г.

  5. . Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника., М.,1979г.

  6. Развитие, воспитание и обучение дошкольников с нарушением интеллекта: Хрестоматия/ состав. Л. Б. Баряева, А. П. Зарин, Е. Л. Ложко, СПб, 1996г.

3