Экологический проект «Перелётные птицы»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Миллер Р.В
Тип проекта: познавательно – речевой.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (март).
Участники проекта: воспитатели, учитель – логопед, дети, родители.
Формы работы: познавательная, продуктивная, игровая, работа с родителями.
Актуальность проекта
Проведенная предварительно беседа показала, что у ребят недостаточно развиты знания о перелётных птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц, не знают причин отлёта перелетных птиц в тёплые края. Затрудняются ответить, какую пользу приносят птицы, что для птиц вредно, а что – полезно. Настоящий проект позволит закрепить в памяти детей названия перелетных птиц, углубить и расширить знания о перелетных птицах, познакомить детей с таким явлением, как осенний отлёт птиц и весенний прилет, понять его причины, послужит воспитанию заботливого и бережного отношения к птицам.
Цель проекта:
- Закрепить ранее полученные знания детей о перелётных птицах;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей;
- прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
- Уточнить знания детей о перелетных птицах, о их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях;
- Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после прилета;
- Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам;
- Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.
Задачи: Познавательное развитие:
Речевое развитие:
- Способствовать расширению и активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики;
- совершенствовать понимание смысловой стороны речи; - учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
- Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа;
- развивать умение содержательно пересказывать небольшие тексты;
- закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса.
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им;
- воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности, развивать любознательность.
Художественно- эстетическое развитие:
- Воспитывать интерес к народному творчеству;
- воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.
Физическое развитие:
- Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков;
- развивать мелкую моторику;
- совершенствовать координацию движений.
Предполагаемый результат :
- Овладение детьми знаниями о перелетных птицах;
- обогащение пассивного и активного словарного запаса;
- расширение знаний детей об особенностях перелетных птиц, их роли в жизни человека, развитие у детей познавательного интереса;
- проявление доброты, заботы, бережного отношения к пернатым друзьям;
- проявление речевой активности у детей в разных видах деятельности;
- активное участие родителей в педагогическом процессе ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с педагогами группы.
Этапы реализации проекта .
-Проблемно-поисковая деятельность.
-Разработка проекта.
-Выполнение проекта.
1 этап: подготовительный.
1. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме.
2. Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности детей.
3. Работа с родителями: подготовить и разместить в родительском уголке информационную консультацию «Знакомим детей с перелетными птицами», организовать
конкурс на лучший скворечник.
4. Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.
2. Основной (содержательный) Познавательное развитие
- Познавательные беседы: «Встречаем перелетных птиц», «Дом для птиц».
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедий по теме.
- Наблюдение за птицами во время прогулки и из окна.
- Чтение художественных произведений:
В.Бианки «Лесные домишки», «Кто чем поет?»;
Н.Сладков «Скворцы-молодцы»;
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
Игра « Собери птицу»
Рассказ детей о птицах.
Игра « Четвёртый лишний»
Игра «Узнай птицу по силуэту»
Речевое развитие
- Заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах;
- Составление рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;
- Дидактические игры:
«Кого выводят птицы?», « У кого кто?», «Кто лишний?», « Кто за кем летит?», «Чья семья?», «Чьи перья?», «Чьи крылья?», «Что умеют делать птицы?», « Назови одним словом», «Называй и сосчитай», «Улетели птицы», «Скажи наоборот», « Один – много», « Исправь ошибку», «Кто больше назовёт перелётных птиц».
- Упражнение на согласование существительных с прилагательными «Назови какой, какая?».
Рассказывание
Дидактические игры
Художественно- эстетическое развитие:
- Рисование «Ласточка».
- - Нетрадиционное рисование « Лебедь».
- Лепка «Лебедь».
- Пластилинография «Лебеди».
- Оригами « Лебеди на пруду»
- Прослушивание фонограммы записи голосов птиц.
Рисование « Ласточка»
Лепка
Нетрадиционное рисование
Пластилинография
Оригами «Лебеди на пруду» коллективная работа
Коррекционная работа.
- Отгадывание и толкование загадок о птицах, составление своих загадок.
- Обучение составлению рассказов – описаний о перелетных птицах с опорой на схемы, пересказ.
- Проведение пальчиковых гимнастик «А грач на горе…», «Ласточка», «Птички», «Кормушка», «Дрозд-дроздок».
- Проведение игр на координацию речи с движением «Ласточки», «Хочу быть птичкой».
- Проведение мимических упражнений «Птицы прощаются с родными краями», «Возвращение аистов», «Ласточка, попавшая в лапы к кошке».
- Психогимнастика. Обыгрывание ситуаций «Воробушек», « Журавль», «Вертишейки», Этюд «Чайка защищает свое гнездо от песца».
Пальчиковая гимнастика
Игра «Угадай птицу»
Физическое развитие подвижные игры
Работа с родителями
- Изготовление скворечников.
- Составление описательных рассказов о перелетных птицах, творческих рассказов «Один день из жизни скворца…»
- Организация выставки книг о птицах.
- Информация в уголке для родителей по теме проекта.
3.Итоговый Акция « Птицы- наши друзья»
В гостях у ребят старшей группы
Этой информацией делились с детьми
В ходе работы над проектом :
- повысилась речевая активность детей;
- значительно расширился словарь, активизировались в речи существительные, прилагательные, глаголы по теме «Перелетные птицы»;
- расширились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека;
- у детей стало формироваться умение правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении;
- у детей стало проявляться чувство доброты, заботы, бережного отношения к птицам.
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!