СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по краеведению

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по краеведению»

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР ТУРИЗМА, КРАЕВЕДЕНИЯ И СПОРТА»


РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ «КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ»



Номинация: «Историческое краеведение»



Тема работы: «Святые места Рославля. Прошлое, настоящее и будущее»


Подготовил:

Фролкова Екатерина Владимировна, группа 44 СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

Смоленская область, Рославльский р-н, д. Козловка, ул. Мира, д. 62. [email protected]

г. Рославль, ул. Мичурина, д. 187, кв.2

Телефон: +7 (996) 096-45-46

e-mail: [email protected]

Руководитель:

Байкузов Кирилл Викторович, мастер производственного обучения СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»

г. Рославль, переулок Базарный, д. 13

Телефон: +7 (999) 224-82-40

e-mail : c.baikuzoff@yandex.ru







г. Смоленск

2021



Оглавление


Введение ……………...................................................................................... 3

  1. Основная часть ………………………………………………………. 4

    1. Карта святых мест Рославля и района ………………………….. 4

    2. История возникновения святынь в Рославле и Рославльском районе……………………………………………………………… 5

  2. Святыни Рославля ……………………………………………………. 7

    1. Спасо – Преображенский мужской монастырь ………………… 7

    2. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы ……………………. 8

    3. Казанско – Пятницкая церковь …………………………………... 9

    4. Вознесенская церковь ……………………………………………. 10

    5. Воскресенская церковь …………………………………………... 11

    6. Благовещенская церковь ………………………………………… 12

    7. Успенская церковь ……………………………………………….. 13

    8. Духо – Николаевская церковь …………………………………... 14

Заключение ……………………………………………………………… 16

Библиографический список ……………………………………………. 17

Приложение 1 …………………………………………………………… 18























Введение

Издавна на Руси вставали до восхода солнца, молились тотчас Богу, испрашивая Его святой помощи на все добрые дела; не помолясь, ничего не предпринимали. Перед опасными же предприятиями исповедовались и причащались. Перед выступлением в поход никакой полк не двинется вперед, не отслужив молебна и не будучи окроплен освященной водой. Вера укрепляла наш народ во время величайших невзгод.

Духовно-нравственное восприятие было и остается одним из важных культурных сфер развитии человека. Для нас храм – это место, где царит особая атмосфера. Там можно спокойно постоять среди красивых старинных икон, помолиться и попросить Господа о чем-то самом сокровенном и поверить в то, что оно когда-нибудь сбудется. Узнавать и исследовать святыни своей малой родины очень важно и необходимо, так как место где мы живем имеет свою историю, архитектурные памятники и святыни, некоторые из которых, к сожалению, уже приходят в негодность, как физическую, так и архитектурную.

В этом проекте мы познакомим вас со святынями Рославля, расскажем об истории их возникновения, их жизни в разные эпохи и времена и об их нынешней жизни.
















  1. Основная часть

    1. Карта святых мест Рославля

Прежде, чем приступить к повествованию нашей истории, я немного расскажу о городе, святыни которого мы рассмотрим в этом проекте. Город Рославль, а как тогда его называли, Ростиславль, был основан в 1137 году князем Ростиславом Мстиславичем, как один из опорных центров княжеской власти на землях радимичей. Город Рославль на 10 лет старше столицы нашей Родины – Москвы.

О, Рославль, город славный мой!

ты- сердца благодать.

Но Родиною "малою"

тебя мне не назвать.

Провинциально-чистая,

душа твоя- родник.

Сквозь все невзгоды выстояв,

ты Верой стал велик.

Архитектуры памятной

вглубь прошлого мосты.

И, не секрет, на 10 лет

древнее ты Москвы.

(А. Максимова. «Рославлю»)

Немало святынь насчитывает Рославльская земля. Конечно, некоторые из них подверглись гнёту коммунистического режима – были переквалифицированы в склады, базы, а то и просто были стёрты с лица земли. Но на нашем веку осталось достаточное количество православных святынь, действующих по сей день. На карте указаны места действующих и бывших церквей, храмов, монастырей города Рославль.

    1. История возникновения святынь в Рославле и Рославльском районе

Археологические раскопки на древнем городище и в современном центре Рославля подтвердили, что в городе на рубеже XII-XIII вв. имелись две каменные церкви, одна из них - вне городского детинца. Строительство каменных церквей, возможно, могло осуществляться по указанию святого Ростислава, однако их названия, точное местоположение и внешний вид остаются для нас загадкой. Но ясно главное - храмовое строительство в древнем Рославле существовало и развивалось, оно было подобно смоленскому по своим традициям.



На территории Рославля и уезда, по мнению некоторых исследователей, в XII-XIII вв. были основан сохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский мужской монастырь. На территории Рославльской земли сложилась и развивалась православная культура. О высоком уровне православного прикладного искусства говорят медная пластина с изображением евангелиста (XIII в.) и бронзовые кресты-энколпионы (XII-XIII вв.), найденные в самом городе и недалеко от села Осовик (ныне в Рогнединском районе Брянской области).

Можно сделать вывод, что на территории древнего Рославля и его окрестностей в XII-XIII вв. уже сложилась высокоразвитая православная культура. Церковь в те времена служила народу, неся свет просвещения, служа примером благочестивой жизни. Трагические испытания, которые пришлось пережить Русскому государству с приходом золотоордынского ига, надолго затормозили развитие как Руси в целом, так и Смоленского княжества с его уделами.

  1. Святыни Рославля

  1. Спасо – Преображенский мужской монастырь

Монастырь находится в восточной части города. Точная дата основания этой обители неизвестна, но есть сведения о том, что монастырь существовал до 1560 г. В 2014 году исполняется 195 лет со дня построения и освящения этого храма.

Монастырь играет особую роль в деле почитания святых мест Рославльского района. Это святой источник в селе Луги, возникший в 1730 г. На месте явления иконы святителя Николая, источник в селе Максимова, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, Казанский источник, святой колодец возле могилы пустынника схимонаха Никиты.

Монастырь был и остается центром просвещения для подрастающего поколения рославльчан. Внутреннее убранство и атмосфера монастыря завораживают своей красотой – высокие своды потолка, хор, будто поющий с небес, старинные иконы. С 1996 года на территории монастыря действует единственная в городе православная гимназия.

  1. Церковь рождества Пресвятой Богородицы

В Рославле есть холм, который возвышается над всеми городскими постройками, царит над городом. Он называется Юр-гора (т. е. открытое всем ветрам место). Здесь находится один из самых красивых храмов города, освященный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В ясные солнечные дни прохожих радует блеск его золотых крестов, а по воскресеньям и праздничным дням прихожане спешат под его своды, чтобы прикоснуться сердцем к вечным истинам. Начало строительства датируется 1854 г.

Архитектурный стиль - псевдорусский. В плане храм образует латинский крест. К нему примыкают полукруглая алтарная апсида с боковыми камерами и почти квадратная трапезная. С запада расположена колокольня (была трехъярусная), а сам храм украшен пятиглавием (разрушено во время Великой Отечественной войны, восстановлено в начале 1990-х гг.). Все фасады храма украшены декором, довольно скромным, характерным для церквей псевдорусского стиля. Окна арочные, обрамлены плоскими широкими наличниками. Интересной и довольно редкой чертой оформления фасадов являются перевернутые арки под окнами.

  1. Казанско – Пятницкая церковь

Несмотря на то, что Казанская церковь сохранилась до наших дней в довольно хорошем состоянии, документов об ее истории почти нет. Сведения приходится извлекать по крупицам из разных источников, причем иногда они противоречат друг другу. Находится обитель в центре города.

Интерьер храма был замечательным, многие граждане вносили свои средства на его обновление. Стены, купол и своды были расписаны сюжетами на библейские темы. Предположительно, эти работы выполнил уроженец Рославля, окончивший Академию Художеств, - Валериан Степанович Крюков. Однако участие его в работе по украшению Казанской церкви росписями до сих пор является спорным.

В 1855 г., после страшного пожара, который уничтожил половину Рославля и затронул Казанскую церковь, настоятель храма Алексей Щукин предпринял попытку восстановить её внешний вид. По его инициативе была сооружена трехъярусная колокольня, расширена трапезная часть храма. К началу XX в. эта церковь являлась одной из самых благоустроенных и украшенных в Рославле. На колокольне помещались звонкие колокола, отлитые в Москве. На одном из колоколов была выгравирована такая надпись:

«1862 года, августа 30 дня, вылит сей колокол Смоленской губернии в город Рославль к Казанско-Пятницкой Александра-Невской церкви усердием священника Алексея Ивановича Щукина, старосты церковного Прохора Ивановича Ноздрина и всех прихожан в Москве, на заводе почетного гражданина Дмитрия Николаевича Самгина. Вес 120 пудов 32 фунта».

После революции 1917 г. Казанский храм постигла участь многих православных церквей. Точная дата его закрытия неизвестна. Есть сведения, что он был упразднен решением облисполкома и приспособлен под склад.

В 1975 г. начался ремонт полуразрушенного здания. Мастера Смоленской научно-реставрационной мастерской десять лет приводили его в надлежащий вид. Разумеется, что никаких первоначальных архитектурных планов этой церкви не сохранилось. В ходе реставрации восстановлены фасад, сгоревшие интерьеры и другие части здания. В 1985 г. отреставрированная Казанская церковь была передана на нужды Рославльского музея. Отреставрирована и начала работать церковь только в 2010 – х годах.

  1. Вознесенская церковь

В южной части города, на кладбище, стоит Вознесенская церковь, окруженная деревьями. Первоначально на месте каменного храма находился одноименный деревянный. Он был перенесен сюда из центра города в связи с началом строительства нового Благовещенского собора. Прежняя Благовещенская церковь была разобрана и заново собрана на отведенном под кладбище месте. В 1779 году новый храм освящен во имя Вознесения Господня. Он существовал в неизмененном виде 45 лет и был разобран из-за ветхости. На том же самом месте и была построена новая Вознесенская каменная церковь. К 1821 г. деревянная Вознесенская церковь пришла в состояние крайней ветхости. Поэтому граждане Д. С. Полозов и И. А. Мухин задумали заменить ее на новую - каменную. Они ходатайствовали перед епископом Иосифом, обратившись к нему с прошением о дозволении приступить к постройке. Начатая постройка производилась медленно, так что освящение церкви последовало не ранее 13 декабря 1832 г.

Все пропорции церкви гармоничны и уравновешены. В композиции доминирует основной четверик, увенчанный тяжеловесным цилиндрическим барабаном - ротондой с четырьмя полукруглыми окнами и пологим куполом. Колокольня завершена купольной кровлей и шпилем с крестом.



  1. Воскресенская церковь

Над низкими деревянными постройками в северной части Рославля до недавнего времени возвышалась полуразрушенная каменная Воскресенская церковь, приход которой до революции составляли жители ближайшей части города и нескольких окрестных деревень.

Церковь располагалась на левом берегу реки Становки, которая отделяла приход от центра города. Этот район назывался Заречьем. Воскресенский храм входил в состав градского благочиния.

Первоначально храм был деревянным, с двумя приделами: один, главный, - освящен во имя Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а второй - во имя Смоленской иконы Божьей Матери. О том, в каком году и при каком епископе был возведен этот храм, сведений не сохранилось. В 1813г. по неосторожности причта и старосты он сгорел.

При Воскресенской церкви действовала приходская школа, а в деревнях Козлове, Васьково, Любовка - частные школы. Ученики церковно-приходской школы пели в храме во время богослужений. При церкви была организована библиотека духовно-нравственной литературы. Сейчас от неё остался лишь фрагмент, никакой отделки и внутреннего убранства не сохранилось.



  1. Благовещенский собор

В центре города Рославля располагался один из самых красивых городских храмов - Благовещенский. Но сведений о нем, к сожалению, сохранилось очень мало. В основном это лишь отрывочные данные о благотворителях, открытки и фотографии. Но можно попытаться воссоздать историю этой церкви.

В сборе средств на строительство каменного храма, вместо прежнего - деревянного, принимали участие все горожане. Когда были заготовлены необходимые материалы, многие люди вышли рыть канавы под фундамент. Во время этой работы, по повествованию С. С. Ракочевского, один из землекопов наткнулся на гроб, причем, насмеявшись над прахом умершего, отрубил у трупа заступом ноги. К вечеру сам этот землекоп был покойником.

Безвозмездную помощь на строительстве собора рославльчане оказывали во время подвоза кирпича, воды, песка. В этой работе участвовали не только мужчины, но и женщины, дети. Возведенное здание стало предметом гордости горожан. Строительством распоряжались протоиерей Феодор Людоговский и помещик Семен Селянинов. Началось оно в 1779 г.2, закончилось в 1783 г.



  1. Успенская церковь

Успенская церковь находится недалеко от современного центра города, рядом со средней школой № 1. Многие рославльчане считают полуразрушенное здание бывшей пекарней, а когда узнают, что это бывшая церковь, то удивляются. На самом деле Успенская церковь является одним из первых храмов города и единственным в Рославле памятником архитектуры в стиле барокко. С последней четверти XVIII в. в России широко распространяется классицизм, но Успенская церковь в нашем городе является исключением.

Точная дата строительства храма неизвестна. Имеются сведения, что она возведена на месте одноименной деревянной церкви в конце XVIII в. Построена церковь с приделом в честь Покрова Божьей Матери в основном на средства почетного гражданина города Кузьмы Мухина94.

Новый храм стал купеческой церковью, в отличие от дворянского - Благовещенского. И сразу началось соперничество между прихожанами этих церквей: кто лучше украсит свой храм иконами, окладами, церковной утварью, где лучше певчие, чьи колокола звонче и красивее звонят. После того как прихожане Благовещенского собора в 1824 г. пожертвовали своему храму колокол, успенские прихожане стали тоже хлопотать о приобретении большого колокола. Они полагали, что гарантию звучности и качества колокольного сплава дает отливка его на месте.

  1. Духо – Николаевская церковь

Немногие рославльчане знают, что там, где сейчас находится спортивный зал медицинского училища, стояла церковь конца XVIII в. - вместительная и светлая, по-своему красивая, как и все русские храмы. Освящена она была в честь Святого Духа и Святого Николая, архиепископа Мирликийского, Чудотворца.

До каменного Духо-Николаевского храма здесь существовал деревянный, пришедший в ветхость к 1762 г. Прихожане решили возобновить обветшавшую церковь, для чего подали прошение епископу Смоленскому Парфению с просьбой разрешить сбор денег в течение трех лет на это дело.. Средств собрали достаточно для того, чтобы вместо ремонта старого храма выстроить новый, тоже деревянный, во имя Святителя Николая, с приделом в честь апостолов Петра и Павла. Вторично обратились рославльчане к Владыке Парфению, теперь уже прося его благословения на возведение новой церкви. Освящена была церковь в 1772 или 1773 г. Согласно предписанию епископа, новый храм освятил настоятель Рославльского монастыря игумен Илларион Летяга в сослужении местного духовенства. Закрыли её в 1920-х – 1930-х годах, как и все подобные учреждения. Здание было снесено после 1950-х годов.

Заключение

О религии долгое время предпочитали не говорить. Теперь же, в связи с процессом переосмысления духовных ценностей, мы, рославльчане и гости нашего города, можем и обязаны знать историю религии родного края. Так как храмы и церкви Рославля занимались просветительской, благотворительной и патриотической деятельностью. Священнослужители открывали народные библиотеки, читальни, дома призрения для престарелых и больных-богадельни, помогали солдатам и пленным в года войны. В данный момент церкви продолжают заниматься просветительской и благотворительной деятельностью.

В ходе своей работы яизучила историю храмов и церквей города и составила их краткую характеристику; в краткой характеристике церквей указала влияние религиозных святынь на духовный облик рославльчан; составила маршрут-схему посещения святынь города.

Путеводитель по святым местам Рославля станет отличным помощником паломникам, туристам и жителя города, так как включает в себя информацию об истории возникновения, создания, существования храмов и церквей их местоположение.


Библиографический список

  1. Иеромонах Рафаил (Ивочкин). "Рославльская земля: православные храмы". Смоленск, 2004. 176 с., ил.

  2. Портал «Википедия»

  3. Портал «Яндекс. Карты»

  4. Е.А. Шевченко «Рославль. Портрет провинциального города»



Глоссарий Приложение 1

Апси́да — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.

Архимандрит -высшее звание священника-монаха, обычно настоятеля мужского монастыря.

Епи́скоп в - Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства.

Игумен - настоятель мужского монастыря.

Иере́й - в Русской православной церкви — рукоположенный женатый священник.

Иеромона́х — в православии монах, имеющий сан священника.

Иконоста́с — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южных стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

Пало́мничество — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение.

Ризница - помещение при церкви для хранения риз и церковной утвари.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!