Долгосрочный комплексный проект по музыкальному воспитанию
«В стране музыкальных инструментов»
для детей старшего дошкольного возраста
Срок реализации проекта: март 2023год
Автор проекта: музыкальный руководитель Гаджян Р.А
Образовательная область: музыка
Область интеграции: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация.
Вид проекта: открытый (в контакте с семьёй, музыкальной школой, учреждениями культуры), групповой, долгосрочный.
Цель:
-
Развить устойчивый интерес к миру музыки ,
-
Познакомить с разнообразием музыкальных инструментов.
-
Создать условия для активного использования музыкального опыта детей в их творческой деятельности
Задачи проекта:
-
Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.
-
Знакомство и классификация музыкальных инструментов (ударные, духовые, струнные, клавишные, русские народные, шумовые,): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.
-
Воспитывать умение слушать и понимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на них.
-
Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.
-
Поощрять творческую активность в самостоятельной и совместной музыкальной деятельности.
-
Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.
-
Прививать интерес к музыкальным играм.
8.Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта
Продолжительность проекта: долгосрочный 5 месяцев (октябрь 2020 – февраль 2021 г. )
Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, воспитанники, родители.
Материалы и оборудование: Мини — музей, музыкальный центр, компьютер, принтер, видеокамера, диски и кассеты с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи, познавательная литература, художественная литература.
Детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).
Основные формы реализации проекта:
-
игровые занятия по слушанию музыки,
-
интегрированные занятия,
-
слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,
-
работа с познавательной литературой,
-
продуктивная деятельность,
-
музыкальные гостиные,
-
музыкальные викторины,
-
релаксационные паузы,
-
посещение концертов народной музыки ,
-
встречи с учениками музыкальной школы
Понятия, которые можно изучить в ходе проекта:
История развития музыки, разнообразие музыкальных инструментов, знакомство с великими композиторами и их произведениями, ознакомление с элементами музыкальной грамотности: нотный стан, темп, жанр музыки, характер музыки, музыка природы, музыка живописи, музыка сказок, музыкальный словарик.
Гипотеза: знакомство детей с разными группами инструментов и их звучанием позволит расширить музыкальный кругозор, знания об истории создания инструментов, их тембра, умение классифицировать по группам, приобщить к шедеврам мировой классической музыке и повысить качество
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Организация развивающей среды: пополнение музыкального уголка: музыкальными инструментами, изготовить инструменты сделанные руками детей, внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта, обогащение театрализованного уголка: элементами костюмов, атрибутикой для музыкального творчества, внесение книг в книжный уголок по тематике музыкальные инструменты, слушание музыки со звучанием инструментов, рассказами о их истории создания, видео-презентации и мультфильмы, освещающие тему инструментов, обогащение уголка изодеятельности.
Предполагаемый результат:
Дети:
-
дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
-
более глубокими и содержательными высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами
-
находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов
-
Различают на слух и дают название музыкальных инструментов,
самостоятельно классифицируют их.
-
Различают и называют музыкальные инструменты по иллюстрации , умеют о них рассказать ( история создания, из чего сделаны)
-
Самостоятельно играют в игры с музыкальными инструментами
Коммуникативные навыки:
-
получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
-
преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
-
имеет адекватную самооценку, статус в группе;
Родители:
-
активный и заинтересованный участник педагогического процесса
-
повышение общей и музыкальной культуры
-
проявляет интерес к созданию инструментов своими руками
произведениях, различают жанры музыкального искусства
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
2 этап –практический ( реализация намеченных планов)
3 этап – заключительный ( подведение итогов, внесение поправок , в случае
нерешённых проблем, обобщение опыта).
Занятие № 1
Тема: «Ударные музыкальные инструменты»
Цель: - развивать у детей творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах;
- формировать у детей слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики.
Ход занятия
Педагог:
- Ребята, сегодня мы с вами начинаем необычное путешествие. Это путешествие в сказочную страну музыкальных инструментов. А раз в этой стране живут музыкальные инструменты, значит, в ней живут и звуки, и волшебная музыка.
Сегодня мы с вами посетим Город ударных инструментов. А чтобы лучше познакомиться с его жителями я вам прочту сказку.
«Ударная семья»
Музыкант вошел в дом с большой коробкой и вынул из неё колокольчик, ложки, трещотки, барабан.
- Завтра у моего сына день рождения, и вы все пригодитесь.
Наступила ночь, и вдруг в тишине затрещали трещотки:
- Трах-тах-тах. Интересно, кого из нас выберет именинник?
Барабанные палочки подпрыгнули и выбили на барабане короткую дробь.
- Трам-там-там! Что это за инструмент – трещотки? Деревянные дощечки, надетые на шнурок. Треска много, а музыки никакой. Конечно, мальчик выберет барабан. Под мой бой он сможет и маршировать и танцевать.
- Дин-дон, дин-дон, - заволновался колокольчик, - от вас, барабан, один только бой и шум, а я умею весело звенеть, так что для танцев я больше подхожу.
- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь, - вступили в разговор ложки. – Вы ошибаетесь, если думаете, что ложки – не музыкальные инструменты. Мы сделаны из самого музыкального дерева – клена и умеем цокать очень звонко, а звяканье колокольчиков украшает нашу музыку.
- Не шумите малыши, дайте отдохнуть мне и моему хозяину – барабанщику, - сердито гудел стоящий в углу огромный барабан.
Музыкальные инструменты затихли и уснули. Проснулись они от веселого смеха и топота. В гости к мальчику пришли дети. Их ручки быстро разодрали разные музыкальные инструменты, и пошло веселье.
- Трах-тах-тах – трещали трещотки.
- Трам-там-там – били барабанные палочки.
- Динь-дон! – звенел колокольчик.
- Тра-та-та, дзинь-дзинь-дзинь – разговаривали ложки.
Тут вошел отец мальчика. Он взял свой большой барабан, барабанные палочки, и громкая барабанная дробь влетела в общее веселье.
- Братцы, мы все из одной семьи ударных инструментов, и нам не нужно спорить, - гремел барабан, и все инструменты с ним были согласны!
Педагог: Ребята, ну вот мы и прослушали сказку об ударных инструментах, и теперь я хочу провести небольшую викторину по сказке. Ответьте мне на вопросы и получите жетон победителя.
Вопросы викторины
-
Чем ударные инструменты отличаются от струнных и духовых инструментов?
-
Как вы думаете, кто в семье ударных инструментов самый старший и, наоборот, самый младший?
-
Звучание какого музыкального инструмента из сказки вам нравиться больше и почему?
-
Если бы музыкальные инструменты попросили вас разрешить их спор, что бы вы им сказали?
-
Придумайте свои веселые названия для разных ударных инструментов.
Педагог подводит итоги викторины и награждает самый активных её участников памятными медальками с изображениями ударных музыкальных инструментов.
Занятие № 2
Тема: «Ударные инструменты» (продолжение)
Цель: Знакомить детей с ударными инструментами.
Ход занятия
Дети входят в зал под маршевую музыку, аккомпанемент к которой исполняют ударные инструменты.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с ударными инструментами. Сегодня у нас вернисаж музыкальных ударных инструментов. Выходя по очереди, вы называете один из инструментов, а я читаю вам о нем стихотворение.
Бубен В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит,
Бубен радостно звенит.
Ложки Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой
Сразу в пляс пойдет любой.
Ложки – пусть не фортепиано,
Но у них свое пиано,
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Барабан Я, конечно, не орган,
Я всего лишь барабан,
Но могу любые звуки
Я исполнить, были б руки.
Вот две палочки, держите,
По мембране постучите.
Слышите, как я пою?
Тишины я не люблю.
Колокольчик На моем велосипеде
Колокольчик есть из меди.
Служит он вместо звонка,
Слышен звон издалека.
Колокольчик – музыкант,
У него большой талант
Радость людям приносить,
Может он весь день звонить.
Педагог: А, сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкальную игру «Песенка настроения».
Описание.
Разделить детей на подгруппы и раздать каждой группе по одному ударному инструменту. Каждая группа должна придумать на своем музыкальном инструменте музыкальное обращение к остальным детям и проиграть его. Дети угадывают настроение той или иной песенки.
Педагог: Ребята, наши музыкальные инструменты, как любые артисты очень любят, когда пишут их портреты. Давайте пройдет в наш уголок творчества, где у нас уже приготовлены листы белой бумаги и яркие цветные карандаши и нарисуем портрет понравившегося вам инструмента в образе веселого человечка, а музыка нам поможет придумать этот образ.
Дети рисуют ударные инструменты под фонограмму пьесы А.Хачатуряна «Танец с саблями», «Военный марш» Прокофьева.
По окончании творческого задания педагог и дети вывешивают свои работы в выставочном уголке зала, и обсуждают наиболее понравившиеся работы.
Занятие№3
Тема: «Легенда о барабане»
Цель: Продолжать знакомить детей с ударными инструментами, историей их возникновения, их роли в жизни людей.
Ход занятия
Педагог. - Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам о том, как и для чего был сделан первый барабан. Для этого я расскажу вам сказку….
«Легенда о барабане»
- Дедушка, выпей отвара, - ласково сказала индианка Чистый Родник.
- Пей его сама, внучка, - ответил старик. – Тебе сил много надо будет, чтобы выжить. Наше племя может погибнуть зимой. Слишком мало у нас осталось людей.
- Дедушка, мой муж, Соколиное перо говорит, что в других племенах тоже мало людей. Почему мы живём маленькими племенами? Вместе мы бы были сильнее.
В ответ старик кивнул с горестью и пошел к вождю племени.
- Надо индейцам объединиться и жить дружно, тогда мы сможем помогать друг другу – сказал старик вождю.
- Как мы узнаем, захотят ли соседи с ними дружить? – ответил вождь.
- Пусть охотники отнесут приглашение на пир всем соседям. А женщины зажгут костер и приготовят еду. Тот, кто захочет дружить, придет к нам в гости, - объяснил старик.
- Твой план опасен, - покачал головой вождь – Нельзя посылать мужчин в другие племена, вдруг они не вернутся?
Опечалился старик, а внучка ему и говорит: «Не горюй, дедушка. Мой муж, Соколиное перо, придумает что - нибудь».
Вдруг Чистый Родник подняла голову и воскликнула:
- Слышу, он уже идёт с добычей. Надо приготовить ему горячую еду.
Чистый Родник принялась хлопотать, и, когда молодой охотник подошел, еда уже сварилась на костре.
Дед с удивлением спросил:
- Внучка, как ты узнала, что твой муж едет с добычей, когда он был еще так далеко?
Соколиное перо достал из сумки небольшой глиняный горшок, на котором была натянута шкура оленя, и выбил ладонями мелкую дробь.
- Я сделал этот инструмент и назвал его барабаном. Когда я возвращаюсь с охоты, я стучу в барабан, и моя любимая слышит меня, даже если я далеко.
Не успел охотник договорить, как старик схватил барабан и побежал к вождю.
- Нам нужно сделать такой барабан, только намного больше. Тогда его громкий стук услышат все племена. Этот барабан расскажет людям, что мы зовем их в гости, чтобы жить вместе и помогать друг другу.
Эта идея всем понравилась, и люди племени принялись за работу. Они сделали круглую деревянную раму и натянули на неё сверху и снизу кожу лося. Потом они зашили обе стороны барабана по краю деревянной рамы полосой кожи и сделали барабанные палочки с оленей шкурой на концах.
- Бум-бум-бум, идите все сюда, идите в гости – бил в барабан охотник Соколиное Перо.
Звук барабана был такой громкий и призывный, что его услышали и поняли все соседние племена. Первым пришло самое маленькое племя с лесного озера. Они остановились неподалеку, не решаясь подойти к костру.
Тогда Чистый Родник взяла красивые бусы и отнесла девушке из племени Лесного Озера, а девушка в ответ протянула свое ожерелье из ракушек. Они взялись за руки и стали танцевать возле костра. Чистый Родник запела приветственную песню, а Соколиное Перо отбивал ритм этой песни на своем барабане.
Люди заулыбались и тоже стали обмениваться дарами между собой.
Новые племена приходили на зов барабана, и люди снова и снова пели песни и дарили подарки.
С тех пор индейцы стали жить лучше. Большие и маленькие барабаны поют песню дружбы – индейский зов любви.
Педагог: Представьте, ребята, что вы тоже жители племени и вождь спрашивает у вас совет, как жить племенам в дружбе. Что вы ему посоветуете?
Ответы детей.
Педагог: В каких важных делах барабан помогал людям племени?
Ответы детей.
Педагог: Теперь, когда мы знаем, что барабан является очень важным инструментом, я предлагаю вам вместе с родителями сделать свой барабан дружбы. Как образец я хочу показать вам свой барабан, который я сделала их ведерка и украсила его цветной самоклеющейся пленкой.
Заключительное занятие "Музыкальные инструменты"
Цель: Подарить ребёнку радость, открыть ему дверь в мир музыки - мир удивительный, яркий и сказочный. Познакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов.
Задачи:
-
Развитие музыкального вкуса детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
-
Развитие творческих способностей, фантазии, воображения, пластичности в различных видах музыкальной деятельности.
-
Обогащение детей музыкальными впечатлениями в слушании музыки, умению выражать свои эмоции и настроения, по средствам голоса и движений под музыку.
-
Знакомить детей с различными видами музыкальных инструментов, их звучанием.
-
Учить детей на слух определять звучание музыкального инструмента в оркестре.
Ход занятия
Дети входят в празднично оформленный зал в стиле музыкальной гостиной. Звучит фонограмма пьесы Эдварда Грига «Утро».
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной.
Дети отвечают на приветствие.
Музыкальный руководитель. Это замечательно, что вы очень воспитанные и вежливые ребята. Но, так как моя гостиная – музыкальная, я хочу услышать музыкальное приветствие. Как мы еще можем поприветствовать друг друга, кроме как, сказав слово «Здравствуй!».
Ответы детей. Поклоном, рукопожатием, взмахом руки, объятиями.
Музыкальный руководитель. Все верно. Я предлагаю вам немного поиграть. Игра «Поздоровайся со мной»
Описание. Дети двигаются поскоками по залу в произвольном направлении под музыку. Когда музыка перестанет звучать дети должны:
1раз – поклониться руг другу;
2 раз – пожать другу;
3 раз – помахать рукой, сказав «привет»;
4 раз – обнять друг друга.
Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята. Вы очень музыкальны. Я думаю, что вас я могу пригласить посетить прекрасную страну Музыки.
Страна музыки
Есть на Земле одна страна.
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки.
Но чьи их оживляют руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно это музыкант!
Его порыв, его талант.
Его желание творить
И людям красоту дарить!
- Ребята, а что необходимо музыканту, для того, чтобы зазвучала музыка?
Дети: Музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель. Правильно. В стране Музыки музыкальные звуки живут в домиках – музыкальных инструментах. Для того, чтобы это было легче представить, я предлагаю вам создать сказочный, музыкальный коллаж. Это поможет нам и нашим гостям получше познакомиться со страной Музыки.
Дети подходят к рабочей зоне, где для них приготовлены красочные картинки с изображением музыкальных инструментов, деревьев, цветов. Дети выбирают понравившиеся картинки и наклеивают их на основное панно, подготовленное педагогом заранее. Для ускорения процесса создания коллажа рекомендуется использовать двухсторонний скотч.
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, как красива наша страна Музыки. Сколько в ней различных музыкальных инструментов мы разместили. Они все такие разные, но все же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?
Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! В каждой из этих групп живет очень много различных инструментов. Они готовились к встрече с вами, так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Мы должны им помочь занять свои места. Чтобы они больше не путались, я придумала для них вот такой большой просторный дом, где у каждого инструмента будет своя комната.
Педагог демонстрирует детям таблицу.
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем.
У собаки конура, у лисички – нора,
У совы – дупло, у малиновки – гнездо.
Ну, а в этом домике живут музыкальные инструменты.
-Первыми в очереди на вселение у нас стоят ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадайка»
Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.
1. Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно, …………….
(Барабан)
Ребенок, отгадавший загадку, приклеивает картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.
Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информация на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко. Ведь звук большого барабана преодолевал большие расстояния намного быстрее, чем человек. Потому, что этот звук летел по воздуху, а у человека на пути встречалось множество преград. А еще он своим ритмичным звучанием помогал воинам – охотникам настроиться на успешную охоту.
Мальчики исполняют «ритуальный» танец охотников с гимнастическими палками.
2. Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи хлебать,
А можно и «Барыню» сыграть.
(Деревянные ложки)
Карточку с изображением деревянных ложек размещают в ячейке таблицы.
3. Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, трещит, гремит.
Ему совсем не больно.
(Бубен)
Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.
4. Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос звонкий,
Деревянный, озорной.
(Трещотка)
Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.
Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она так громко трещала на ветру, что ни одна ворона или грач, а также другие огородные хулиганы не осмеливались губить урожай.
5. Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон?
(Колокольчик)
Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.
6. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка.
(Маракас)
Карточку с изображением маракаса размещают в таблице.
7. В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто все посеребрит.
А затем умолкнет скоро.
По сигналу дирижера.
Знает это каждый школьник
Что такое……….
(Треугольник)
Карточка с изображением треугольника размещается в ячейке таблицы.
8. Знайте, они с барабаном соседи.
Только сделаны из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка.
В музыке тоже бывают …..
(Тарелки)
Карточка с изображением медных тарелок размещается в ячейке таблицы.
Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Они сейчас поведают вам сказку «Медведь и пчелы»
Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку.
Медведь и пчелы
- Шел однажды по лесу медведь.
Захотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, полный меда, а пчелы в нем так и жужжат.
Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж больно меда ему захотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и полез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали больно жалить.
Завыл медведь, застонал медведь.
Еле ноги унес! Бежит по лесу
, а сам пчелам грозит: «Вот ужо я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разгоню!» Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук
и начал пилить его.
Летела мимо птичка – синичка.
Увидела она медведя
и говорит ему: «Не пили, медведь, ветку! И сам упадешь и гнездышко мое разоришь!» - прощебетала она ему тоненьким голосом
.
«Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведь
, а сам продолжает пилить ветку.
Скакала по веткам белочка.
Увидела она медведя
и говорит ему: «Перестань, косолапый, пилить. Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!»
«Скачи своей дорогой», - буркнул медведь
, а сам дальше пилит
.
Пробегал мимо олень с оленятами
. «Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадёшь!»
Не слушает медведь никого, знай себе, пилит
.
Вылезли из нор своих все маленькие зверьки: мышки, ежики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит
. Тут мимо ворона летела
и каркнула: «Ой, упадет медведь!»
Тут сук обломился и рухнул
. Упал медведь с дерева, все бока себе отшиб
. Заплакал, застонал
: «Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!»
Пожалели звери незадачливого медведя
. Помогли подняться. И впредь ему наказали: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
Музыкальный руководитель: Вот такую поучительную сказку мы с вами услышали. А теперь настало время для игры. Игра называется «Почта».
Игра «Почта»
Описание: Дети встают в круг. В центр круга выбирается ведущий, который с колокольчиком в руках оббегает детей.
Ведущий: Динь-динь-динь!
Дети: Кто там?
Ведущий: Почта.
Дети: От куда?
Ведущий: Из города.
Дети: А что делают жители города?
Ведущий: Отгадайте!
Звучит отрывок музыкального произведения, характер которого указывает, что жители города: спят, поют, танцуют, маршируют. Прослушав отрывок, дети должны угадать, чем занимаются жители музыкального города.
Музыкальный руководитель: Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже хотят поиграть с вами в игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?». Какие вы знаете духовые инструменты?
Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: жалейка, рожок, свирель, флейта, гобой, кларнет, волынка, медные трубы.
Музыкальный руководитель: Духовые инструменты предают нам звуковые приветы, а мы должны узнать, какой инструмент для нас пел?
Игра «Отгадай, кто поет?»
Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наш чудесный домик. Он уже наполовину заселен. Сколько инструментов уютно разместилось в его окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей в стране Музыки. Поэтому я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Меня зовут Ваня, я играю на баяне».
Игра «Меня зовут Ваня, я играю на баяне»
Описание: Дети встают в круг, и, каждый, по очереди произносит ключевую фразу, только вместо имени Вани он произносит свое имя, а также называет любой, знакомый ему инструмент, имитируя при этом способ игры на нем. Дети повторяют за ним. Затем ход переходит к следующему игроку, стоящему в кругу. Игра длится до тех пор, пока все дети не назовут свой инструмент. Поощряются дети, которые не повторяют за другими, а стараются назвать новый инструмент.
Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.
Музыкальный руководитель:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!
- Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты тоже хотели нам очень понравиться, поэтому подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о многообразии этой группы инструментов.
Слайд 1,2,3. Давным–давно, наши предки на охоте стреляли из лука: натягивали тетиву и пускали стрелы. Однажды один из охотников обратил внимание на то, что тетива при этом издавала красивый, мелодичный звук.
Из тетивы струна возникла.
Упругой быть она привыкла.
Но только в луке не звенела,
Певучим голосом не пела.
Ум человеческий решил
Струну создать из тонких жил.
И в сокровенный тот момент
Родился струнный инструмент.
Слайд 4. Разговор смычковых инструментов
Альт, контрабас, виолончель –
В оркестре дружная артель.
Басы их скрипка разбавляет.
Она как будто бы летает.
Слайд 5. Сказал однажды контрабас
- Имею я прекрасный бас.
Он необычный, непростой,
Он нужен музыке любой.
Слайд 6. Пропела тут виолончель:
А у меня густая трель.
Мой голос, словно рокот волн,
Несущий в даль морскую челн.
Слайд 7,8. В беседу скромно альт вступил,
Достойно он проговорил.
В звучанье я не так высок,
Басит порой мой голосок,
Зато я скрипке брат родной.
Моя сестра годится мной.
Слайд 9. Молчала скрипка до сих пор,
Но тут вступила в разговор:
Прекрасны мы и все равны,
Мы граждане одной страны.
Слайд 10. Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали,
И молодых благославляли.
Слайд 11. Балалаечник идет,
Балалаечка поет.
Три струны её звенят.
Всех в округе веселят.
Слайд 12. Гитары звуки у костра.
В них столько света и добра.
Как самый сокровенный друг,
Её напевный, нежный звук.
Слайд 13,14. На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком.
Как струи, струны шелестят.
Каскадом сказочным звенят.
Восходят ввысь, назад плывут.
Куда-то за собой зовут.
Подобно шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.
Музыкальный руководитель: Я предлагаю вам, ребята превратиться в маленьких рыбок, и поплавать в волнах, нарисованных нежными, струящимися звуками арфы.
Дети исполняют ритмо – пластическую импровизацию с цветными ленточками.
Музыкальный руководитель: А сейчас я предлагаю вам немного повеселиться и спеть шуточную песенку «Две лягушки»
Инсценировка песни «Две лягушки».
Музыкальный руководитель: Ребята, лишь несколько окошек остались свободными. Какую группу инструментов мы поселим в них?
Дети отвечают: Клавишные инструменты.
Музыкальный руководитель. Первое почетное место должно занять наше старое, доброе пианино, которое исполнило для нас много музыкальных произведений, и было главным помощником на наших праздниках.
Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.
Музыкальный руководитель: А еще этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Это потому, что этот инструмент более сложный в отличие от барабана и трещотки, да и дудочка с ним не сравниться по богатству оттенков звучания. Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают сильные, красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.
Применив метод «Хор рук» дети выполняют творческую импровизацию под пьесу «Бабочки».
Музыкальный руководитель: ребята, а какие клавишные инструменты вы знаете?
Ответы детей: Рояль, клавесин, челеста, аккордеон, баян, орган.
Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.
Музыкальный руководитель. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Музыки. Мы помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Создали прекрасный коллаж, который будет напоминать вам о нашем путешествии и украшать музыкальный уголок в вашей группе.
Душа без музыки страдает
Она как будто замирает.
И сердце бьется еле-еле,
Когда душа более в теле.
Бесценный музыки бальзам
Творец вручил с рождения нам,
Чтобы душа не уставала,
А выше облаков взлетала.
Занятие окончено.
Литература.
Литература.
1. Воспитатель ДОУ. №11/2008
2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12/2010.
3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М.:
ТЦ Сфера, 2010.
4. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое
обеспечение. М.:Линка-Пресс, 2009.
5. nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/07/pedagogi...kalnykh-instrumentov
sundekor.ru/referat/ucheba/pedagogicheskii-proekt-...mentov/?single