Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 158»
Л итература в современном
обществе
Выполнил: Кайгородов Илья 10 А класс МБОУ СОШ №158
Научный руководитель: Феденева Галина
Никифоровна, русского языка и литературы, высшая категория
Новосибирск-2018
Литература в современном обществе
В современном обществе нередко можно услышать мнения о том, что люди стали редко читать книги.
На сегодняшний день, к сожалению, литература, как метод проведения свободного времени, стала редкостью. Такие развлечения, как интернет и видеоигры, постепенно вытесняют их.
Но так ли всё печально, как говорят некоторые люди? Действительно ли у литературы нет завтрашнего дня и она стоит на месте, не развиваясь? Или литература всё же шагает в ногу со временем, активно превнося новые жанры? Чтобы ответить на все эти вопросы, я провел научно-практическую работу на тему «Литература в современном обществе».
Цель работы
Цель:
изучить особенности современной литературы и их связь с литературными вкусами современного школьника.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования
2. Изучение функции литературы в современном обществе, уровень и характер читательских практик.
3. Исследовать уровень читательской грамотности в области современной литературы среди школьников 8,9,10 классов.
4. Провести мероприятия по увеличению интереса к современной литературе среди школьников.
5. Проанализировать результаты проведенных мероприятий, по средствам опроса.
6. Обобщить и систематизировать полученные данные.
В процессе работы использованы следующие методы:
Теоретические (анализ литературы)
Практические (анкетирование)
Актуальность исследовательской работы.
К сожалению, в современном обществе роль литературы постоянно принижается. И это является самым большим парадоксом 21 века. При всех возможностях современной техники, при существовании виртуальных библиотек, электронных устройств для чтения или прослушивания книг, аудитория читателей уменьшается этим и обуславливается актуальной выбранной мной темы.
Практическая значимость: Как говорил великий писатель и поэт Максим Горький: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет мир и сердце чувством любви к миру, к человеку».
Гипотеза: если сейчас не начать популяризировать у современного школьника любовь к чтению, то в дальнейшем мы получим гражданина у которого полностью будет отсутствовать своя личная активная гражданская позиция в жизни.
Рождение современной литературы
Некоторые исследователи считают, что современная литература родилась в 1991 году.
Действительно ли люди стали меньше читать?
На этот вопрос можно отвечать по-разному. С одной стороны, читательский опыт, копилка прецедентных текстов, читательский код, которым раньше так гордились, сейчас не то что бы исчерпаны, но явно истончены. С другой стороны, изменились лишь стратегии чтения, а читать мы, напротив, стали больше: реклама, соцсети, новости — сегодня мы постоянно взаимодействуем с текстом. А пишем даже больше, чем читаем, пусть и не всегда грамотно, но это иной вопрос. В данный момент мы находимся внутри революции чтения, поэтому нам пока трудно оценить этот процесс.
Какое литературное направление преобладает в современной литературе?
Вся прелесть и в то же время риски в изучении современной литературы заключаются в том, что ей пока сложно поставить точечные оценки и диагнозы — можно говорить лишь о тенденциях. Уже сейчас мы можем отметить несколько важных признаков:
• Видимо, из-за усталости от постмодернизма, конструкций в литературе многие писатели осознанно приходят к реализму. Кто-то называет его «новым реализмом».
• С другой стороны, сегодня отмечается явный интерес к нон-фикшн, когда писатели основывают свои художественные миры на документальной истории.
• Кроме того, отмечается явная поляризация: есть интеллектуальные, так называемые элитарные романы для очень узкого круга читателей, и в то же время — стремление к беллетризации, в какой-то степени упрощение кода письма.
Современные жанры литературы
Фэнтези — жанр современного искусства, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами.
Современные жанры литературы
Детектив — преимущественно литературный и кинематографический жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающемся победой справедливости.
Современные жанры литературы
Боевик — жанр остросюжетной литературы по аналогии с кинематографическим жанром насыщенный драками, перестрелками и погонями. В основе сюжета боевика лежит конфликт положительного главного героя с группой отрицательных персонажей.
Современные жанры литературы
Литература ужасов «хоррор» — жанр художественной литературы, имеющий целью вызвать у читателя чувство страха. Сроден одновременно жанрам фэнтези и мистики. Чаще всего в ужасах имеется ограниченный набор тематизированных персонажей, заимствованных, как правило, из низовой мифологии разных народов: вампиры, зомби, оборотни, призраки, демоны и др. Часто, но не всегда в литературе ужасов повествуется о сверхъестественном в прямом смысле слова.
Современные жанры литературы
Комикс — рисованная история, рассказ в картинках. Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство.
Разделяется на:
• Традиционные комиксы
• Графические романы
• Манга
• Манхва
Современные жанры литературы
Фантастика — жанр и творческий метод в художественной литературе, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.
Научная фантастика описывает вымышленные технологии и научные открытия, контакты с нечеловеческим разумом, возможное будущее или альтернативный ход истории, а также влияние этих допущений на человеческое общество и личность. Действие научной фантастики часто происходит в будущем.
Самый популярный жанр современной литературы
ТОП самых востребованных литературных направлений в России по версии ЛитРес:
• Фэнтези.
• Женский роман.
• Детективы.
• Кулинария.
• Книги для детей (желательно с картинками).
• Учебная и образовательная литература, литература по саморазвитию.
• Хоррор.
• Бизнес-книги.
Самый популярный жанр современной литературы
ТОП самых востребованных литературных направлений в Европе по версии ЛитРес:
• Детектив
• Детские книги
• Мистика.
• Любовный роман.
• Образовательная, обучающая, справочная литература на уровне «Все для чайников».
• Историческая литература.
• Комиксы.
• Книги по кулинарии.
Нововведения в литературе
Электронная книга — версия книги, хранящаяся в электронном (цифровом) виде.
Преимущества:
- компактность и портативность (возможность хранения на электронных, оптических и т. п. носителях десятков и сотен тысяч книг);
- возможность быстрого и простого изменения гарнитуры и шрифта;
- возможность прослушать (англ. text-to-speech , аудиокнига) текст книги;
- возможность чтения книг при низком уровне освещенности (на устройствах с подсветкой);
- низкая стоимость распространения (часто распространение бесплатно как для отправителя, так и для адресата);
- многие электронные книги бесплатны для читателя;
- возможность полнотекстового поиска;
- экологичность — не расходуется древесина.
- немедленное получение книги (для получения бумажной книги необходимо добраться до магазина или дождаться доставки);
- значительно короче время на издание по сравнению с бумажными книгами (для сравнения: неделя для электронной книги и полгода для бумажной);
Нововведения в литературе
Недостатки электронной книги:
- отсутствие эстетической составляющей, выраженной в материальном носителе и элементах оформления;
- зависимость от наличия электронных устройств;
- экраны некоторых устройств быстро переутомляют глаза;
- разрешение и контрастность экранов большинства устройств на сегодня таковы, что «качество изображения» на них пока несколько хуже, чем у бумажного аналога;
- время работы переносного устройства ограничено емкостью батареи;
- значительные неудобства вызывает перевод в такой формат бумажных изданий с большим количеством крупных иллюстраций (например, работы по истории искусства, фотоальбомы, сборники карт и пр.);
- при распространении электронных книг к ним иногда применяются пользовательские соглашения и DRM, что позволяет сделать их для читателя даже менее удобными, чем бумажные.
Результаты опроса
Читаете ли вы что-нибудь, кроме школьной литературы?
Результаты опроса
Какой жанр литературы вы предпочитаете читать?
Результаты опроса
Предпочитаете читать классическую или современную литературу?
Результаты опроса
Электронная или бумажная книга?
Результаты опроса
Считаете ли вы литературу необходимой для человека?
Результаты опроса
Нужно ли внести изменения в школьную программу по литературе?
По результатам опроса можно сделать вывод, что школьники мало интересуются произведениями современной литературы.
Чтение способно помочь человеку разобраться в себе самом, узнать о себе много нового. Он может найти неожиданные решения, по-новому взглянуть на свою жизнь. И нередко даже получить подсказку по практическим моментам в поведении.
Для повышения уровня популяризации современной литературы были разработаны и предприняты следующие меры:
Стендовая работа
Подготовлена подборка книг ХХ-ХХ I века
Сделана подборка цитат из современной литературы, наиболее актуальная для интересов школьников
Проведена интеллектуальная игра.
Жюри
Команды
По окончании игры проведена лекция по современной литературе и проведен повторный опрос с целью выявления, повысился ли в ходе мероприятий уровень знаний учащихся в сфере современной литературы.
Заключение
В результате исследования я пришел к выводу, что литература и человек – неразделимы. Литература была, есть и будет до тех пор, пока существует сам человек. Она развивается по мере того, как развивается общество людей, постоянно совершенствуясь. Человек не может полноценно и разносторонне развиваться без литературы.
Польза книг очевидна. Это уникальная возможность расширить кругозор, обогатить свой внутренний мир, стать умнее и тренировать память. А еще полезно читать книги потому, что:
- Чтение увеличивает словарный запас человека, позволяет более четко формулировать свои мысли.
- Развивается логическое мышление, способность анализировать полученную из книг информацию, наблюдая за героями книг, мы познаем азы психологии.
Поставленная мною цель: «изучить особенности современной литературы и их связь с литературными вкусами современного школьника.» считаю достигнутой, так как мне удалось побудить интерес к современной литературе и привлечь их к активному чтению книг.
Список использованной литературы и источников.
1. Братиков А.Ф. Отечественная научно-фантастическая литература. Спб.: Кумир, 2000- С.125
2.Бородина В.А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении: В 2 ч. Ч.1. Научные и методологические основы. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 336 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1. Вып. 10-11). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».
3.Детектив как явление современной культуры / Под ред. Т.М. Колядича // Русская проза конца XX века: учеб. пособ. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 144–164.
4. Ланин Б.А. Современная литература в школе XXI века // Проблемы современного об-разования. 2010. № 5. С. 55—60.
5.Литература ужасов. [Электронный ресурс]: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2-203389.html (Дата обращения: 09.11.2018)
6. Молдавская К.А. Тенденции развития, критерии оценки и продвижение современной литературы для детей и подростков. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. 63 с.
7. Неёлов Е.М. Еще раз о жанровой специфике фантастической литературе.// Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. – 2008 .-№91.- С.100
8. Павлухина О.В. Литература фэнтези в контексте современной культуры: предпосылки, особенности жанра, читательская аудитория // Вестник волжского университета им. В.Н. Татищева. Тольятти: Изд-во Волжского университета, 2013. № 4. Т. 2. С. 49—57.
9. Самые популярные жанры в литературе. [Электронный ресурс]: http://www.emvlad.ru/pisatelyam/samye-populyarnye-zhanry-v-literature (Дата обращения 11.11.2018)
10. Характеристика детектива как современного литературного жанра. [Электронный ресурс]: http://www.hintfox.com/article/harakteristika-detektiva-kak-literatyrnogo-zhanra.html (Дата обращения 10.11.2018)
11. Харитонов, Е.В «Девятое Искусство» / (Историко-критический обзор фантастического комикса), 2004.
12. Чудакова М.О. Литература в школе: читаем или проходим? М.: Время, 2013. 288 с.
13. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Сметанникова Н.Н. «Недетские проблемы детского чтения: детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. М.: РГДБ, 2004. 70 с.
14. Эйгес, И. Фантастика / И. Эйгес // Словарь литературных терминов. - С. 1010-1019.