Проект по профориентации:
«Билет в будущее»
Кл. руководитель 9 А класса : Вердиханова Э.Х
2019 г.
Пояснительная записка
В текущем году в Дагестане стартует проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 – 11-х классов «Билет в будущее», инициированный Президентом Российской Федерации В. Путиным.
Участниками проекта станут 130 общеобразовательных организаций республики. Линейка практических мероприятий проекта позволит учащимся познакомиться с миром профессий, а также попробовать свои силы в тех или иных компетенциях под руководством опытных наставников.
Цель проекта познакомить школьников с почти 90 профессиями, в пользу которых они сделают осознанный выбор в будущем.
Проект реализуется с 2018 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Оператором проекта выступает Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.
В этом году участие в практическихмероприятиях проекта примут не менее 100 тысяч российских школьников. В Дагестане проведение профориентационного тестирования и практических мероприятий различных форматов запланированы на период с сентября по декабрь 2019 года.
В сентябре в школах-участниках пройдет внеклассное мероприятие — «Урок профессионализма». Он расскажет учащимся 6-11-х классов о проекте и движении «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».
Проект реализуется по направлениям: «Информационные технологии», «Туризм»,«Сельское хозяйство», «Энергетика», «Здоровье», «Городская среда»,«Транспорт», «Космос» и «Новые материалы».
Цель проекта – формирование ответственного отношения к осознанному выбору образовательной и профессиональной траектории через расширение границ самопознания в соответствии с желаниями, познакомить школьников с почти 90 профессиями, в пользу которых они сделают осознанный выбор в будущем.
Задачи программы:
расширение знания о мире рабочих профессий, рынке труда;
получение основы правильного выбора профессии;
ознакомление с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства;
психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);
моделирование индивидуального маршрута образовательной и профессиональной деятельности;
формирование активной жизненной позиции для успешной адаптации на рынке труда
Планируемые результаты
повышение мотивации молодежи к труду;
оказание адресной психологической помощи обучающимся ОО в осознанном выборе будущей профессии;
обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры;
ориентированность учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования;
сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;
профессиональное самоопределение выпускника школы;
получение рабочей профессии;
Образовательный проект «Билет в будущее» ориентирован на обучающихся 16-17 лет, рассчитан на 2 года обучения.
Образовательный проект «Билет в будущее» состоит из двух этапов:
I этап- Профориентационный
II этап - Образовательный
I этап- Профориентационный
Цель: формирование социальной компетентности обучающихся старшей степени, способного к профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях;
Задачи:
повысить компетентность учащихся о мире рабочих профессий, через активизацию их познавательной деятельности;
формировать универсальные качества у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными;
формировать моторизацию саморазвития, личностного роста;
помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними смоделировать свою образовательную траекторию;
сформировать у обучающихся качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей рабочей профессии в современных социально-экономических условиях;
Методы и формы работы:
Тестирование, компьютерная диагностика;
Ролевые игры;
Творческие конкурсы;
Творческие проекты;
Лекционное изложение материала;
Анализ конкретных ситуаций.
Информационные средства (стенды, слайды, буклеты и.т.д.);
Встречи;
Конкурсы;
Экскурсии;
Диспуты, дискуссии;
Предполагаемый результат:
Реализация данного проекта позволяет:
Темы мероприятий проекта
Вводное занятие
Цели и задачи образовательного проекта «Билет в будущее», содержание и специфика занятий.
Многообразие мира рабочих профессий
Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.
Я и выбор рабочей профессии
Представление о себе и выбор рабочей профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Тест: Методика "Матрица выбора рабочей профессии".
Социальные проблемы труда
Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.
Рабочей профессии и специальности. Квалификация.
Дискуссия, «Какие рабочей профессии востребованы в нашем городе, районе, области?».
Классификации рабочих профессий.
Мотивы выбора рабочей профессии. Секреты выбора рабочей профессии («хочу» - «могу» - «надо»).
Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе рабочей профессии.
Здоровье и выбор рабочей профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.
Практическая письменная работа: «Труд в современном обществе», работа с перечнем рабочих профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.
Анализ рабочих профессий
Формула рабочей профессии. Классификационные признаки – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Практическая работа: составление формул рабочих профессий.
Игра: «Угадай профессию».
Олимпиада по профориентации.
Современный рынок труда и его требования к профессионалу
Экскурсия к работодателям.
Кадровое планирование. Банки данных рабочей силы (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.
Профессиональная перспектива
Профессиональная перспектива.
Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье.
Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания.
Резюме
Резюме. Правила составления резюме. Практическая работа: составление резюме.
Социально – экономические условия современной России
Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства.
Сфера услуг. Хозяйственный механизм.
Экологические проблемы и их решение.
Сочинение « Если бы я был мэром», «Если бы я был президентом».
Основы экономических знаний
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность.
Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции. Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний». Ролевая игра «Малое предприятие».
Рынок образовательных услуг
Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально - профессиональная мобильность
Основы технологической культуры
Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.
Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление личности.
Система образования в РФ
Нормативно-правовая база получения будущей специальности. Федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие образование. Перечень и полномочия государственных органов образования. Перечень документов, подтверждающих статус образовательного учреждения любого уровня. Формы обучения. Виды образовательных программ. Типы образовательных учреждений: государственные и негосударственные образовательные учреждения. Права и обязанности абитуриентов. Возможность обжалования действий работников приёмных комиссий.
Готовность к выбору профиля, рабочей профессии
Готовность к выбору профиля, рабочей профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу рабочей профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Дискуссия «Риски предстоящего выбора».
Трудовые отношения
Проблемы социально-трудовых отношений в современной России. Регулирование социально-трудовых отношений. Международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.
Подготовка и защита профориентационных проектов
Профориентационные пробы по выбранным направлениям на предприятиях и в организациях города.
Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы, презентация рабочей профессии и технологической карты).
Азбука трудоустройства и основы трудового права
Азбука трудоустройства и основы трудового права. Способы поиска работы. Принципы получения хорошей работы в новой России. Трудоустройство несовершеннолетних граждан. Варианты достижения успеха в рабочей профессии.
Экскурсия в районную службу занятости
Экскурсия в районную службу занятости.
Варианты продолжения образования
Варианты продолжения образования. Мини – проект « Мой вариант продолжения образования».
Требования к уровню обученности обучающихся
в ходе изучения материалов проекта
В ходе занятий по курсам формируется социальная компетентность и её структурные компоненты по уровням:
Уровни сформированности ценностно-смыслового компонента социальной компетентности:
2. Уровни сформированности коммуникативного компонента социальной компетентности
Высокий | Учащийся понимает необходимость овладения коммуникативной компетенцией, проявляет осознанный интерес к процессу межличностного взаимодействия. Учащегося характеризует высокий интерес к пониманию сущности психического взаимодействия, способам формирования личности в процессе общения. Умеет в достаточной мере создавать атмосферу сотрудничества, взаимодоверия, взаимопонимания в общении. Способен преодолевать возникающие в процессе общения проблемы, психологические барьеры, находить адекватный стиль. |
Средний | Учащийся старается учитывать психологические особенности личности при планировании общения. Знает условия организации эффективного общения, способствующего личностному раскрытию личности, свободному выражению эмоций, но не всегда правильно ориентируется в меняющихся условиях общения. |
Низкий | Учащийся очень редко проявляет понимание важности умелого общения, показывает отсутствие интереса к нему как к процессу межличностного взаимодействия. Не стремится понять партнера по общению, постоянно давит на него, проявляет несдержанность в общении. |
3. Уровни сформированности когнитивного компонента социальной компетентности
Особенности проявления когнитивного компонента
Высокий
Учащийся понимает необходимость овладения когнитивной компетенцией. У учащегося развито положительное отношение к познавательной деятельности, наблюдается стабильный, разносторонний интерес к познавательной, проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. У учащегося стабильное положительное отношение к большинству учебных предметов. Он ясно осознает необходимость обучения для овладения необходимыми навыками и умениями в профессиональной деятельности.
Средний
Учащийся не старается овладеть когнитивной компетенцией. Учащийся неразвито положительное отношение к учебной деятельности. Участвует на занятиях в поисковой деятельности, но без особого интереса. Познавательные мотивы имеют неустойчивый, внешний характер.
Низкий
Учащийся очень редко проявляет интерес к познавательной деятельности. Наблюдается нестабильное отношение; выраженное отрицательное отношение к ряду учебных предметов, познавательные мотивы не выражены.
4. Уровни сформированности информационно-технологического компонента социальной компетентности
5. Уровни сформированности рефлексивного компонента социальной компетентности 6. Уровни сформированности экологического компонента социальной компетентности