СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по профориентации 9 кл

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по профориентации 9 кл»











Проект по профориентации:

«Билет в будущее»







Кл. руководитель 9 А класса : Вердиханова Э.Х






















2019 г.




Пояснительная записка

В текущем году в Дагестане стартует проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6 – 11-х классов «Билет в будущее», инициированный Президентом Российской Федерации В. Путиным.

Участниками проекта станут 130 общеобразовательных организаций республики. Линейка практических мероприятий проекта позволит учащимся познакомиться с миром профессий, а также попробовать свои силы в тех или иных компетенциях под руководством опытных наставников.

Цель проекта познакомить школьников с почти 90 профессиями, в пользу которых они сделают осознанный выбор в будущем.

Проект реализуется с 2018 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Оператором проекта выступает Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

В этом году участие в практическихмероприятиях проекта примут не менее 100 тысяч российских школьников. В Дагестане проведение профориентационного тестирования и практических мероприятий различных форматов запланированы на период с сентября по декабрь 2019 года.

В сентябре в школах-участниках пройдет внеклассное мероприятие — «Урок профессионализма». Он расскажет учащимся 6-11-х классов о проекте и движении «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)».

Проект реализуется по направлениям: «Информационные технологии», «Туризм»,«Сельское хозяйство», «Энергетика», «Здоровье», «Городская среда»,«Транспорт», «Космос» и «Новые материалы».

Цель проекта – формирование ответственного отношения к осознанному выбору образовательной и профессиональной траектории через расширение границ самопознания в соответствии с желаниями, познакомить школьников с почти 90 профессиями, в пользу которых они сделают осознанный выбор в будущем.

Задачи программы:

  • расширение знания о мире рабочих профессий, рынке труда;

  • получение основы правильного выбора профессии;

  • ознакомление с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства;

  • психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);

  • моделирование индивидуального маршрута образовательной и профессиональной деятельности;

  • формирование активной жизненной позиции для успешной адаптации на рынке труда

Планируемые результаты


  • повышение мотивации молодежи к труду;

  • оказание адресной психологической помощи обучающимся ОО в осознанном выборе будущей профессии;

  • обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры;

  • ориентированность учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

  • ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования;

  • сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;

  • профессиональное самоопределение выпускника школы;

  • получение рабочей профессии;


Образовательный проект «Билет в будущее» ориентирован на обучающихся 16-17 лет, рассчитан на 2 года обучения.

Образовательный проект «Билет в будущее» состоит из двух этапов:

I этап- Профориентационный

II этап - Образовательный


I этап- Профориентационный


Цель: формирование социальной компетентности обучающихся старшей степени, способного к профессиональному самоопределению в современных социально-экономических условиях;


Задачи:

  • повысить компетентность учащихся о мире рабочих профессий, через активизацию их познавательной деятельности;

  • формировать универсальные качества у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными;

  • формировать моторизацию саморазвития, личностного роста;

  • помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними смоделировать свою образовательную траекторию;

  • сформировать у обучающихся качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей рабочей профессии в современных социально-экономических условиях;

Методы и формы работы:


  • Тестирование, компьютерная диагностика;

  • Ролевые игры;

  • Творческие конкурсы;

  • Творческие проекты;

  • Лекционное изложение материала;

  • Анализ конкретных ситуаций.

  • Информационные средства (стенды, слайды, буклеты и.т.д.);

  • Встречи;

  • Конкурсы;

  • Экскурсии;

  • Диспуты, дискуссии;


Предполагаемый результат:

Реализация данного проекта позволяет:

  • формировать социальную компетентность обучающихся.



Темы мероприятий проекта

  1. Вводное занятие

Цели и задачи образовательного проекта «Билет в будущее», содержание и специфика занятий.

  1. Многообразие мира рабочих профессий

Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.

  1. Я и выбор рабочей профессии

Представление о себе и выбор рабочей профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному успеху. Тест: Методика "Матрица выбора рабочей профессии".

  1. Социальные проблемы труда

Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда.

Рабочей профессии и специальности. Квалификация.

Дискуссия, «Какие рабочей профессии востребованы в нашем городе, районе, области?».

Классификации рабочих профессий.

Мотивы выбора рабочей профессии. Секреты выбора рабочей профессии («хочу» - «могу» - «надо»).

Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе рабочей профессии.

Здоровье и выбор рабочей профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Работоспособность. Условия и режим работы.

Практическая письменная работа: «Труд в современном обществе», работа с перечнем рабочих профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здоровья» и нормативными документами по охране труда.

  1. Анализ рабочих профессий

Формула рабочей профессии. Классификационные признаки – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.

Практическая работа: составление формул рабочих профессий.

Игра: «Угадай профессию».

Олимпиада по профориентации.

  1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу

Экскурсия к работодателям.

Кадровое планирование. Банки данных рабочей силы (спрос и предложение). Занятость населения и безработица.

  1. Профессиональная перспектива

Профессиональная перспектива.

Понятие о профессиональной пригодности. Методы изучения способностей. Развитие способностей. Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Профессиональный успех на студенческой скамье.

Практическая работа: составление индивидуальной программы самовоспитания.

  1. Резюме

Резюме. Правила составления резюме. Практическая работа: составление резюме.

  1. Социально – экономические условия современной России

Структурная перестройка экономики. Развитие производства и сельского хозяйства.

Сфера услуг. Хозяйственный механизм.

Экологические проблемы и их решение.

Сочинение « Если бы я был мэром», «Если бы я был президентом».

  1. Основы экономических знаний

Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Деньги и торговля. Банки и биржи.

Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность.

Предпринимательство. Маркетинг. Менеджмент. Иностранные инвестиции. Практическая работа: зачетное тестирование по теме: «Основы экономических знаний». Ролевая игра «Малое предприятие».

  1. Рынок образовательных услуг

Система профессионального образования. Типы учебных заведений, условия приема и обучения студентов. Система дополнительного образования. Социально - профессиональная мобильность

  1. Основы технологической культуры

Технологическая культура – основа прогрессивного развития производства и общества. Сущность и содержание технологической культуры: структура технологической культуры, технологическая среда жизнедеятельности человека.

Технологическая культура и профессиональная деятельность: сферы профессиональной деятельности, понятие «культура труда», профессиональная этика и культура деловых взаимоотношений, профессиональное становление личности.

  1. Система образования в РФ

Нормативно-правовая база получения будущей специальности. Федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие образование. Перечень и полномочия государственных органов образования. Перечень документов, подтверждающих статус образовательного учреждения любого уровня. Формы обучения. Виды образовательных программ. Типы образовательных учреждений: государственные и негосударственные образовательные учреждения. Права и обязанности абитуриентов. Возможность обжалования действий работников приёмных комиссий.

  1. Готовность к выбору профиля, рабочей профессии

Готовность к выбору профиля, рабочей профессии. Оценка способности к самоанализу, анализу рабочей профессии, самореализации в различных видах профессиональной деятельности. Дискуссия «Риски предстоящего выбора».

  1. Трудовые отношения

Проблемы социально-трудовых отношений в современной России. Регулирование социально-трудовых отношений. Международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений.

  1. Подготовка и защита профориентационных проектов

Профориентационные пробы по выбранным направлениям на предприятиях и в организациях города.

Подготовка и защита профориентационных проектов (профессиограммы, профпробы, презентация рабочей профессии и технологической карты).

  1. Азбука трудоустройства и основы трудового права

Азбука трудоустройства и основы трудового права. Способы поиска работы. Принципы получения хорошей работы в новой России. Трудоустройство несовершеннолетних граждан. Варианты достижения успеха в рабочей профессии.

  1. Экскурсия в районную службу занятости

Экскурсия в районную службу занятости.

Варианты продолжения образования

Варианты продолжения образования. Мини – проект « Мой вариант продолжения образования».


Требования к уровню обученности обучающихся

в ходе изучения материалов проекта

В ходе занятий по курсам формируется социальная компетентность и её структурные компоненты по уровням:

  1. Уровни сформированности ценностно-смыслового компонента социальной компетентности:

2. Уровни сформированности коммуникативного компонента социальной компетентности

Высокий

Учащийся понимает необходимость овладения коммуникативной компетенцией, проявляет осознанный интерес к процессу межличностного взаимодействия. Учащегося характеризует высокий интерес к пониманию сущности психического взаимодействия, способам формирования личности в процессе общения. Умеет в достаточной мере создавать атмосферу сотрудничества, взаимодоверия, взаимопонимания в общении. Способен преодолевать возникающие в процессе общения проблемы, психологические барьеры, находить адекватный стиль.

Средний

Учащийся старается учитывать психологические особенности личности при планировании общения. Знает условия организации эффективного общения, способствующего личностному раскрытию личности, свободному выражению эмоций, но не всегда правильно ориентируется в меняющихся условиях общения.

Низкий

Учащийся очень редко проявляет понимание важности умелого общения, показывает отсутствие интереса к нему как к процессу межличностного взаимодействия. Не стремится понять партнера по общению, постоянно давит на него, проявляет несдержанность в общении.

3. Уровни сформированности когнитивного компонента социальной компетентности

Особенности проявления когнитивного компонента

Высокий

Учащийся понимает необходимость овладения когнитивной компетенцией. У учащегося развито положительное отношение к познавательной деятельности, наблюдается стабильный, разносторонний интерес к познавательной, проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. У учащегося стабильное положительное отношение к большинству учебных предметов. Он ясно осознает необходимость обучения для овладения необходимыми навыками и умениями в профессиональной деятельности.

Средний

Учащийся не старается овладеть когнитивной компетенцией. Учащийся неразвито положительное отношение к учебной деятельности. Участвует на занятиях в поисковой деятельности, но без особого интереса. Познавательные мотивы имеют неустойчивый, внешний характер.

Низкий

Учащийся очень редко проявляет интерес к познавательной деятельности. Наблюдается нестабильное отношение; выраженное отрицательное отношение к ряду учебных предметов, познавательные мотивы не выражены.

4. Уровни сформированности информационно-технологического компонента социальной компетентности

5. Уровни сформированности рефлексивного компонента социальной компетентности 6. Уровни сформированности экологического компонента социальной компетентности