Проект
по ранней профориентации
для детей старшей группы
«Сельскохозяйственные профессии
АгроАзБука»
Подготовили воспитатели:
Заводовская О.В.
Курлаева Е.А.
с. Таврово 2024 г.
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап
2. Практический этап
3. Заключительный этап
Актуальность
Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны. Дети имеют слабое представление о сельскохозяйственных профессиях, т.к. большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи и крупы. А так как наша Белгородская область является аграрным краем, а наш детский сад сотрудничает с Майским Аграрным Университетом. Данный проект поможет расширить представление детей о труде взрослых, познакомить с профессиями: фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, хлебороб, телятница, комбайнер и т.д. и назвали мы его АгроАзбуКа.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей старшего возраста и объёма информации, которая может быть ими усвоена.
Таким образом, реализация проекта предлагает закрепление представлений дошкольников о сельскохозяйственных профессиях, развитие познавательных и творческих способностей, формирование интереса к труду взрослых и чувства ответственности при выполнении трудовых поручений.
Цель: Расширение представлений о сельском хозяйстве через знакомство с сельскими профессиями.
Задачи:
1. Пробудить интерес к сельскохозяйственной деятельности человека.
2. Обогащать и конкретизировать представления детей о сельскохозяйственной профессиональной деятельности жителей села.
3. Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли специальной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
4. Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, учить понимать значение и мудрость народных пословиц.
5. Обогатить игровой опыт детей.
6. Воспитывать уважение к сельским труженикам, воспитывать интерес к этим профессиям.
Предполагаемые результаты:
- дети приобретут знания и представления о профессиях в сельском хозяйстве;
- задумаются о важности и необходимости каждой профессии;
- обогатится словарный запас;
- у детей обогатится игровой опыт;
- у детей возникнет желание задуматься о выборе будущей профессии.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Тип проекта: познавательно- творческий
Срок проведения: краткосрочный (3 недели) с 01.02.2024 г. по 29.02.2024 г.
Обеспечение проектной деятельности: экскурсии в Майский ГАУ
Детская художественная литература, энциклопедии, раскраски, картины, иллюстрации, мультфильмы, документальные фильмы
Планирование работы по реализации проекта:
Подготовительный этап
1.Обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями по теме проекта.
2. Составление плана совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о сельской жизни.
3. Подбор материала, литературы по теме: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, рассказы.
4. Привлечение родителей совместно с детьми изготовить поделки, рисунки и фотографии по теме проекта.
5. Подбор демонстрационного материала: картинки, фотографии, плакаты, иллюстрации сельских профессий.
Перспективное планирование проекта.
Практический этап:
Неделя, месяц. Число, год | ООД, беседы | Совместная деятельность педагога с детьми (самостоятельная деятельность детей) | Работа с родителями |
1-неделя 01.02.2024 -02.02.2024 | Просмотр презентации «Люди разные нужны, люди разные важны» Беседы: «Для чего нужны профессии», «Сельскохозяйственная техника», «Труд людей в селе» «Что такое село?», «Что такое сельское хозяйство?», «Чем занимаются люди в селе?» Знакомство с «АгроАзбуКой» Рисование: «Огородники», «Сельскохозяйственная техника», «На ферме». | Дидактические игры по лексической теме «Деревня». Рассматривание картин из серии «Кем быть?» Подвижные игры: «Садовник», «Хитрая лиса», «Помощники», | Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры «современный фермер», Выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности. |
2-неделя 05.02.2024 -09.02.2024 | Беседы: «Поговорим о профессии хлебороб», «Какими знаниями должен обладать фермер, чтобы успешно вести хозяйство», «Откуда берутся продукты, из которых готовится еда?», «Сельскохозяйственный транспорт» Продолжаем знакомство с «АгроАзбуКой» | Дидактические игры: «Найди по описанию», «Вершки, корешки», «Кузовок», «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Какие бывают профессии?», «Кто в хозяйстве живет, что фермеру дает?». Отгадывание загадок об орудиях труда, о сельскохозяйственной технике. | Сбор и информации и подбор иллюстраций по проекту. Информационный стенд о проекте Сбор фотографий «Профессии моих родителей» |
3-неделя 12.02.2024 -16.02.2024 | Ознакомление с художественной литературой: Разучивание стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», Е. Благиной «Приходите в огород Лепка «Садовый инвентарь» Продолжаем знакомство с «АгройАзбуКой» | Сюжетно-ролевые игры: «На ферме»,«Садоводы - огородники». Подвижные игры: «Собираем урожай» | Привлечение родителей к изготовлению наглядно-познавательных карточек на тему: «АгроАзбуКа» |
4 - неделя 19.02.2024-22.02.2024 | Конструирование из конструктора «Загон для скота» Слушание песен: «Антошка», «Урожайная», песня из мюзикла «Мама» - «Хороша деревня наша». Продолжаем знакомство с «АгроАзбуКой» Запланирована экскурсия в ГАУ Майский «Ветеринария» | Создание книжки-загадки с рисунками предметов-атрибутов «Кому что нужно для работы?». Дидактические игры: «Что в борщ, что в компот?», «Угадай по вкусу», «Угадай по запаху», «Что где растет?», «Найди по описанию», «Вершки, корешки», «Кузовок», «Кому что нужно для работы», «Профессии», Сказки: «Репка», «Колобок», «Колосок», «Хаврошечка», «Липунюшка», «Легкий хлеб» (белорусская сказка). Чтение и заучивание пословиц и поговорок про сельские профессии. | Провести тестирование с родителями «Что нужно делать, чтобы ребенок не болел». Индивидуальная беседа с родителями о помощи в реализации проекта. |
5 неделя 26.02.2024 -29.02.20243 | Составление синквейна с существительными «Хлебороб», «Овощевод», «Животновод». Конструирование из бумаги «Цыплята на ферме». Викторина «Что мы знаем о селе?» | Дидактическая игра: «Кому, что нужно для работы?» Чтение О. Мажугина «На свете много профессий разных» Сюжетно- ролевая игра: «На конюшне», «Ветеринарная клиника» | Привлечение родителей к изготовлению, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Современный фермер». Предложить родителям совместно с детьми изучить дополнительную литературу об особенностях многообразия аграрных профессий. |
Заключительный этап
-Выставка творческих работ детей и родителей.
-Пополнение художественной литературы, энциклопедий.
-Дидактические игры.
-Обобщение представлений воспитанников о сельской жизни, сельских профессиях.
-Музыкальная гостиная: День песен и стихотворений о людях сельских профессий «За околицей».
-Драматизация произведения Дж.Родари «Чем пахнут ремесла».
-Книжки, альбом о сельскохозяйственных профессиях.
-Уголок сюжетно-ролевой игры «Ферма», «Тракторист», «Ветеринарная клиника».
-Папки передвижки, рекомендации для родителей.
Итог проекта
У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых, о профессиях - фермер, агроном, ветеринар, доярка, тракторист, телятница, хлебороб, комбайнер. В процессе данной работы дети разучили загадки, стихотворения, пословицы, поговорки. Через чтение художественной литературы, воспитывали бережное и уважительное отношение к продуктам и трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. В процессе работы установилось тесное взаимодействие с семьей, укрепление детско-родительских отношений. Как показали результаты, поставленные нами задачи, мы выполнили.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,М. А.
Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 - 368 с.
1. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в ДОУ. / Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. - М.: УЦ «Перспектива», 2013. - 104 с.
2. Данюкова А. Вы любите проекты? // Обруч. - 2001. - №4.- с.11-13.
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. / Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
4.Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.– 2000.– № 2.– С.8-17.
5. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. / Рыжова Н.А. - М.: Карапуз, 2000.
6.Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа»: блок занятий «Я и природа» / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.
7. Шаехова Р.К. Природа и ребенок. / Шаехова Р.К. - Казань, 2002 г.
8.Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. / Ашиков В. И., Ашикова С. Г. - М., 2007.
9.Методическая литература под редакцией Л.Г. Горького и Т. Бондаренко.
10. Ресурсы сети Интернет.
-ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ
https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/proekt-oznakomlenie-s-professiej-vracha.html
http://www.maam.ru