Проект
«Сказки – добрые друзья»
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники городской детской библиотеки.
Автор и руководитель проекта: Другова А.Н
Актуальность:
Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.
В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». И если мы вместе будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет формироваться правильное представления о том, что хотел автор этой сказкой высказать или выразить. Так постепенно, всех нас готовят к жизни, формируют у нас важнейшие ценности.
В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили обратиться за помощью к сказке.
Цель: Создание условий для повышения интереса детей к работе с книгой и дополнительного развития их познавательных и речевых умений на материале сказок.
Задачи:
Для детей:
Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
Обучение детей установлению многообразий связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.
Создать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
Поддержание и развитие детской эмоциональности.
Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.
Для родителей:
Привлечение родителей к оформлению развивающей предметно-пространственной среды.
Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.
Обеспечение: художественная литература (сказки), иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи, методическая литература, материал для творчества детей, компьютер, музыкальный центр и др.
Формы и методы работы:
Развивающая предметно-пространственная среда:
Самостоятельная деятельность детей:
рассматривание иллюстраций
рассматривание книг.
рисование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность педагогов и детей:
беседы
чтение художественной литературы, сказок
работа по сказке по методике Л.Фесюковой
экскурсии
выставки
Совместную свободную деятельность детей и родителей:
чтение художественной литературы
пополнение книжного уголка
посещение выставок детского творчества в детском саду
совместная продуктивная деятельность
Схема работы со сказкой (методика Л.Фесюковой):
Название сказки.
Нравственный урок.
Воспитание добрых чувств.
Речевая зарядка.
Развитие мышления и воображения.
Сказка и математика.
Сказка развивает руки.
Этапы работы:
Этапы | Мероприятия |
Для педагога | Для детей | Для родителей |
I.Подготовительный | Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения. Постановка целей и задач, определение методов и приемов. Составление перспективного плана. Оформление развивающей предметно-пространственной среды. Изготовление и комплектация пособий для проведения мероприятий. Составление информационных листов для родителей. | Изучение особенностей литературного опыта детей. Выявление читательских интересов детей. Выявление возможностей использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. | |
II.Основной | Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана). | | Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды. Оказание помощи в проведении мероприятий. |
| | | |
III. Заключительный | Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность). | | |
Ожидаемый результат:
Для детей:
Повышение уровня речевого развития детей.
Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
Повышение интереса к книге.
Для родителей:
Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей в проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.
План реализации проекта
1 раздел: «Вхождение в мир сказок»
Октябрь
Опрос детей «Чтение художественной литературы дома»
Экскурсия в городскую детскую библиотеку «В библиотечном царстве, книжном государстве».
Просмотр с детьми книг со сказками в группе.
Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Хранилище книг».
Проведение игры «Книжкина больница».
Чтение сказок: «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».
2 раздел: «Русские народные сказки»
Ноябрь
Изготовление с детьми закладок в книжку.
Консультация для родителей «Художественная литература для дошкольников».
Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк».
Дидактические игры.
Игры с правилами «Хитрая лиса».
Изготовлению с детьми книг-сказок «Собери сказку»- «Заюшкина избушка» и «Лиса и волк».
Чтение сказок: русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин».
Декабрь
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
Инсценировка сказки «Маша и медведь».
Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».
Викторина по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк».
Чтение сказок: русские народные сказки «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», «Крошечка-хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и козёл».
3 раздел: «Сказки народов мира»
Январь
1.Экскурсия в краеведческий музей
2.Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.
3. Народные подвижные игры.
4. Изготовление с детьми из природного материала птицу по мотивам хакасской сказки «Журавль и Цапля».
5. Чтение сказок: ненецкая сказка «Кукушечка», хакасская сказка «Журавль и Цапля», индийская сказка «Соловей и хлопковый куст», мексиканская сказка «Вежливый кролик».
Февраль
1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «По сказочным дорожкам».
2. Консультация для родителей «Зачем нужны сказочные истории».
3. Дидактические игры.
4. Чтение сказок: таджикская сказка «Листок и комочек», чукотская сказка «Как волк с горы катался», лаосская сказка «Чудодейственное снадобье», ненецкая сказка «Айога».
4 раздел: «Авторские сказки»
Март
1. Консультация для родителей «Значение художественной литературы в речевом и социальном развитии детей».
2. Рисование иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского «Рисуем сказку».
3. Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.
4. Викторина «Угадай сказку (К.И. Чуковский)»
5. Чтение сказок: С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать месяцев»; К.И.Чуковский «Бибигон», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Бармалей».
Апрель
1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Хорошие книги – друзья навсегда».
2. Консультация для родителей «Сказки братьев Гримм»
3. Рисование и лепка персонажей из произведений братьев Гримм.
4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
5. Чтение сказок: братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица», «Храбрый портной».
5 раздел: «По дорогам сказок»
Май
1. Презентация проекта для родителей
2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
3. Итоговое мероприятие совместно с родителями – литературная викторина «По дорогам сказок».
4. Изготовление книжек со сказками совместно с родителями.
Список литературы:
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.
Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.