СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по развитию речи "Сказки добрые друзья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по развитию речи "Сказки добрые друзья"»

Проект 
«Сказки – добрые друзья»

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность:  долгосрочный (сентябрь – май)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники городской детской библиотеки.

   Автор и руководитель проекта: Другова А.Н


Актуальность:

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». И если мы  вместе будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет формироваться правильное  представления  о том, что хотел автор этой сказкой высказать или выразить. Так постепенно, всех нас  готовят  к жизни, формируют у нас важнейшие ценности.

В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили обратиться за помощью к сказке.

Цель: Создание условий для повышения интереса детей к работе с книгой и дополнительного развития их познавательных и речевых умений на материале сказок.


Задачи:

Для детей:

  • Воспитание у детей дошкольного возраста  позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.

  • Обучение детей установлению многообразий связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.

  • Создать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

  • Поддержание и развитие детской эмоциональности.

  • Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

  • Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.

Для родителей:

  • Привлечение родителей  к  оформлению развивающей предметно-пространственной  среды.

  • Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.

Обеспечение: художественная литература (сказки), иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи, методическая литература, материал для творчества детей, компьютер, музыкальный центр и др.

Формы и методы работы:

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор художественной литературы

  • дидактические игры

  • ТСО

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций

  • рассматривание книг.

  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • беседы

  • чтение художественной литературы, сказок

  • работа по сказке по методике Л.Фесюковой

  • экскурсии

  • выставки

Совместную свободную деятельность детей и родителей:        

  • чтение художественной литературы

  • пополнение книжного уголка

  • посещение выставок детского творчества в детском саду

  • совместная продуктивная деятельность

Схема работы со сказкой (методика Л.Фесюковой):

Название сказки.

  1. Нравственный урок.

  2. Воспитание добрых чувств.

  3. Речевая зарядка.

  4. Развитие мышления и воображения.

  5. Сказка и математика.

  6. Сказка развивает руки.

Этапы работы:

Этапы

Мероприятия

Для  педагога

Для детей

Для родителей

I.Подготовительный

  • Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения.

  • Постановка целей и задач, определение методов и приемов.

  • Составление перспективного плана.

  • Оформление развивающей предметно-пространственной среды.

  • Изготовление и комплектация  пособий для проведения мероприятий.

  • Составление информационных листов  для родителей.

 

  • Изучение особенностей литературного опыта детей.

  • Выявление  читательских интересов детей.

  • Выявление  возможностей  использования  детьми литературного  опыта  в  самостоятельной  творческой деятельности.

  • Выявление  уровня педагогической культуры родителей  по приобщению детей  к художественной литературе.

II.Основной

  • Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана).

  • Участие  детей в совместной деятельности.

  • Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.

  • Оказание помощи в проведении мероприятий.




  • Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

III. Заключительный

  • Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность).

  • Сравнительный   анализ уровня сформированности читательских интересов детей

  • Отзывы родителей

  • Подведение итогов анкетирования.


Ожидаемый результат:

Для детей:  

  1. Повышение уровня речевого развития детей.

  2. Развитие  индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

  3. Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.

  4. Повышение интереса к книге.

Для родителей:

  1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

  2. Повышение педагогической  культуры родителей в проблеме приобщения  дошкольников к художественной литературе.

План реализации проекта

1 раздел: «Вхождение в мир сказок»

Октябрь

  1. Опрос детей «Чтение художественной литературы дома»

  2. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «В библиотечном царстве, книжном государстве».

  3. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.

  4. Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Хранилище книг».

  5. Проведение игры «Книжкина больница».

  6. Чтение сказок: «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».

2 раздел: «Русские народные сказки»

Ноябрь        

  1. Изготовление с детьми закладок в книжку.

  2. Консультация для родителей «Художественная литература для дошкольников».

  3. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк».

  4. Дидактические игры.

  5. Игры с правилами «Хитрая лиса».

  6. Изготовлению с детьми книг-сказок «Собери сказку»- «Заюшкина избушка» и «Лиса и волк».

  7. Чтение сказок: русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин».

Декабрь        

  1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».

  2. Инсценировка сказки «Маша и медведь».

  3. Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».

  4. Викторина по русским народным  сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк».

  5. Чтение сказок: русские народные сказки «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», «Крошечка-хаврошечка»,  «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и козёл».

3 раздел: «Сказки народов мира»

Январь        

1.Экскурсия в краеведческий музей  

2.Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.

3. Народные подвижные игры.

4. Изготовление с детьми из природного материала птицу по мотивам хакасской сказки «Журавль и Цапля».

5. Чтение сказок: ненецкая сказка «Кукушечка», хакасская сказка «Журавль и Цапля», индийская сказка «Соловей и хлопковый куст», мексиканская сказка «Вежливый кролик».

Февраль        

1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «По сказочным дорожкам».

2. Консультация для родителей «Зачем нужны сказочные истории».

3. Дидактические игры.

4. Чтение сказок: таджикская сказка «Листок и комочек», чукотская сказка «Как волк с горы катался», лаосская сказка «Чудодейственное снадобье», ненецкая сказка «Айога».

4 раздел: «Авторские сказки»

Март        

1. Консультация для родителей «Значение художественной литературы в речевом и социальном развитии детей».

2. Рисование иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского «Рисуем сказку».

3. Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.

4. Викторина «Угадай сказку (К.И. Чуковский)»

5. Чтение сказок: С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать  месяцев»; К.И.Чуковский «Бибигон», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Бармалей».

Апрель        

1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Хорошие книги – друзья навсегда».

2. Консультация для родителей «Сказки братьев Гримм»

3. Рисование и лепка персонажей из произведений братьев Гримм.

4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

5. Чтение сказок: братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица», «Храбрый портной».

5 раздел: «По дорогам сказок»

Май        

1. Презентация проекта для родителей

2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

3. Итоговое мероприятие совместно с родителями – литературная викторина  «По дорогам сказок».

4. Изготовление книжек со сказками совместно с родителями.

Список литературы:

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.

  2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

  3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.

  4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

  5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  6. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28

  7. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

  8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

  9.  Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.