Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение городского округа Саранск
«Центр развития ребенка - детский сад № 8»
Краткосрочный проект
«Использование мнемотехники в развитии речи детей»
в старшей группе №12
Подготовила воспитатель
Коновалова Е.И.
г. Саранск 2020г.
Проект по развитию речи в старшей группе
«Использование мнемотехники в развитии речи детей»
Актуальность проекта:
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Ребёнок не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом. Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти.
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
- высказывания короткие;
- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- отличаются непоследовательностью;
- содержат низкий уровень информативности;
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы решили использовать в своей деятельности нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем, при припоминании по одному из образов этой ассоциации, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи с помощью мнемотаблиц.
Образовательные задачи: формировать целостное восприятие окружающего мира; содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе; формировать умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот - образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации); формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений; формировать умение связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
Развивающие задачи: развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей; развивать основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление; развивать умение работать по образцу; развивать творческие способности детей, родителей, педагогов; развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
Воспитательные задачи: привлекать детей и родителей к помощи по созданию мнемотаблиц; способствовать формированию навыков сотрудничества с родителями; взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Для педагогов:
- четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействие с родителями и детьми;
- спланировать работу совместно родителей и детей над проектом
- раздать сказки и стихи родителям, попросить их составить самим схематичные зарисовки и попробовать вместе пересказать или выучить;
- помочь детям научиться самим создавать схемы;
- при необходимости осуществлять практическую помощь;
Для родителей:
- принять участие в выборе темы проекта;
- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;
- выполнять (по желанию) совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ОУ;
- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;
Форма проведения итогового мероприятия проекта: рассказывание сказки с опорой на мнемотаблицу
Тип проекта: информационно – творческий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
Методы проекта: беседы, чтение стихотворений и рассказов, рассматривание иллюстраций, зарисовок; развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.
Продолжительность – краткосрочный с 23 марта по 17 апреля 2020г.
Предполагаемый результат:
Для детей:
-
сформировать проектно-исследовательские умения и навыки, самостоятельно искать решение;
-
сформировать на уровне индивидуального развития ребенка предпосылки к учебной деятельности: развитие памяти, формирование потребности в создании своих мнемотаблиц, формирование навыков коммуникативного общения (развитие желания пользоваться схематичной мнемотаблицой), систематизация знаний о составлении мнемотаблиц;
Для педагогов:
мнемотаблицах и мнемодорожках;
Для родителей:
-
возможность активного участия в образовательном процессе;
-
возможность увидеть плоды педагогического труда взрослых и развитие детской памяти ребенка;
-
педагогическое образование в области быстрого заучивания стихотворения или сказки.
Этапы проекта:
I этап – организационно-подготовительный
1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи
3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек, мнемотаблиц)
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с родителями.
6. Подготовка дополнительного познавательного материала,
расширяющего кругозор детей
7. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
8. Подготовить консультации для родителей по данной теме
II. Технологический (основной)
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
- Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов.
- Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
- Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
- Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике.
- Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Дидактические игры:
«Найди по описанию»;
«Загадки о животных;
«Цветы»;
Пальчиковые игры:
«Горох»
«Цветы»
Сюжетно-ролевые игры:
«Ателье»
«В школе»
Чтение художественной литературы:
Заучивание стихотворения «Весна-красна» с использованием мнемотаблицы
Заучивание стихотворения «Космонавт» с использованием мнемотаблицы
Заучивание отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» с использованием мнемотаблицы
Беседы:
Беседа «Схемы нам помогают».
Рассказывание о животных по схеме описание.
Беседы «Перелётные птицы»,
Составление описательного рассказа на тему «Весна» с опорой на мнемотаблицу;
Подвижные игры и упражнения:
«Космонавты»
«Лохматый пес»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Мнемотехника - искусство запоминания»
Консультация для родителей «Развиваем память, связную речь детей при помощи мнемотаблиц. Загадки «Дикие животные».
Консультация «Речевые игры по дороге домой.»
Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста».
3 этап – Заключительный
Приложение № 1
Составление рассказа по мнемотаблице на слово “весна”
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
Приложение № 2
Заучивание стихотворения “Весна – красна”
Цель: развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по данной лексической теме.
Весна – красна
Ты, весна, весна - красна,
Что с собою принесла?
Принесла я для лугов
Покрывало из цветов.
Принесла для ёлки
Новые иголки.
Для осины и берёз
Свежих листьев целые воз.
Приложение № 3
Заучивание стихотворения «Космонавт» В. Степанова.
Цель: заучить стихотворение посредством мнемотаблицы.
Задачи:
вызвать познавательный интерес к космосу, уточнить и расширить представления детей о космосе, о профессии космонавт, развивать память, расширить активный словарь детей по лексической теме.
Орг. момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
Думаю, что после таких пожеланий день у нас пройдет хорошо, и все, что мы задумали, у нас обязательно получится.
Какое сегодня число? (11 апреля). Какое число будет завтра? Какой праздник мы отмечаем 12 апреля?
Сегодня я предлагаю поиграть в квест-игру «Путешествие в космос», чтобы вспомнить какие-то сведения о космосе и подготовиться к дню космонавтики. Согласны вы поиграть в эту игру?
Для начала нам надо найти конверт с заданиями. Этот конверт спрятан в нашей группе. Отгадайте загадку – это будет подсказка..
Загадка
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
В "гараже" для игрушечных машин находим конверт.
Вот конверт с заданиями. Задания написаны на звездах (вырезанных из картона), звезды пронумерованы. За каждое выполненное задание вы получаете лунный камень (декоративный камень для оформления интерьера). Если вы выполните все задания, в конце занятия нас ждет сюрприз.
1 задание.
Ответьте на вопросы:
Кто стал первым человеком, покорившим космос?
Как называется его космический корабль?
Назови животных, которые полетели в космос перед первым человеком?
Назовите первую женщину-космонавта.
Как называется человек, который изучает звезды, планеты, глядя на них в телескоп? (астроном).
2 задание.
Игра «Подбери признак к слову космонавт».
Космонавт какой? сильный, смелый, здоровый, умный, храбрый, решительный, ответственный, дисциплинированный…
3 задание (садимся на стульчики).
Отгадайте загадки.
Всюду красные пески,
Горы слишком высоки,
Тут замерз бы снежный барс,
Если б он попал на… (Марс).
Там свободно и легко
Можно прыгать высоко.
Нету воздуха на ней,
Небеса угля черней.
И Земле она верна,
Вечный спутник наш… (Луна).
Раскален гигантский шар,
Ведь на нем всегда пожар.
Не залить его водой,
Этот шар зовут… (звездой).
В небе – звездная дорога.
Звезд на ней ужасно много.
Нам с дороги не свернуть,
Ярко светит… (Млечный Путь).
Яркий шар летящий
Имеет хвост блестящий.
Известно нам, что это
Хвостатая….(комета).
4 задание.
Составить предложение по опорным словам.
Ракета, космос, лететь, в.
Луна, это, земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Космонавт, на, летать, ракета.
Физминутка
Игра «Космонавты».
К полету мы готовы, Вращают кистями перед грудью
Заводим мы моторы,
Ввысь, ракета, полети, Соединяют руки перед собой, образуя нос
На орбиту выходи. На носках бегут друг за другом.
Вокруг планеты облетели
И опять на Землю сели. Останавливаются и приседают на колени, соединенные руки – над головой.
5 задание.
Нам надо выучить стихотворение «Космонавт». Стихотворение несложное, но мы должны сегодня выучить его наизусть.
Читаем стихотворение в первый раз.
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
Что мы можем сделать, чтобы стихи было легко выучить? (использовать схему).
Приложение № 4
Конспект по развитию речи «Заучивание отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный» с использованием современной образовательной технологии развития памяти – «мнемотехники» для детей старшей группы.
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей 4-5 лет
Форма организации: подгруппа
Цель:
Углублять и расширять знания детей о творчестве поэта А. С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с творчеством поэта; расширить словарь детей, обогатить речь образными выражениями, уточнить значение устаревших слов; учить пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворения.
Развивающие:
Развивать речевое творчество, выразительность речи, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Формировать чувство причастности к культурному наследию России; воспитывать любовь и уважение к русским поэтам, прививать любовь к родному слову; воспитывать устойчивую потребность в общении со сказкой.
Словарь новых слов: У Лукоморья, неведомые дорожки, златая, песнь.
Предварительная работа:
Чтение детям сказок А. С. Пушкина; беседы по содержанию прочитанного; объяснение детям новых слов и выражений; обсуждение характера и поступков персонажей сказок; заучивание стихов и целых отрывков из сказок;привлечение родителей: читают дома детям сказки А. С. Пушкина, смотрят мультфильмы.
Планируемые результаты: дети могут выучить небольшое стихотворение; знакомы с понятием «рифма», умеют поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно участвуют в подвижной игре.
Оборудование:
Выставка книг А. С. Пушкина, портрет поэта, магнитофон, аудиозапись, мнемотаблицы, макет дуба, подготовленный материал для ручного труда.
Ход занятия:
- Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю вам обратить внимание на портрет. Вам знаком этот человек?
Дети: Это - А. С. Пушкин
Воспитатель: Конечно, же – это великий русский поэт А. С. Пушкин.
Много сказок сочинил,
В Лукоморье путь открыл.
В страну, где с чудесами,
Встречаемся мы с вами.
Да! Пушкин учит нас любить,
Дружить, природой любоваться,
И как же нам не восторгаться?
Воспитатель предлагает детям сесть.
Мы с вами уже знакомились с творчеством А. С. Пушкина, с его стихами и сказками. А вы знаете, кто в детстве был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?
Ответы детей: Свою няню Арину Родионовну…
Воспитатель: Правильно. Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она рассказывала ему в детстве о русалках, о царе Кощее, о бабе Яге, о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала маленькому Александру сказки, народные былины. А он внимательно слушал и поэтому запоминал. Когда Пушкин вырос, он стал поэтом. И воспоминания о сказках, которые ему рассказывала няня, очень пригодились ему в творчестве.
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие сказки написал А. С. Пушкин.
Ответы детей: Сказка о рыбаке и золотой рыбке, Сказка о золотом петушке,
Сказка о царе Салтане, Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях, Сказка о попе и его работнике Балде.
Воспитатель: А сейчас, чтобы проверить, как вы знакомы с героями сказок Пушкина, проведём небольшую игру.
Воспитатель приглашает детей встать в круг и называет героев сказок Пушкина вперемешку с героями других сказок. Услышав имя героя сказки Пушкина, дети должны хлопнуть в ладоши.
Воспитатель: Ребята, что это за книга? Это Сказки Пушкина. И сегодня мы с вами выучим стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный». Это стихотворение было задумано Пушкиным как вступление к поэме «Руслан и Людмила». Но и само это стихотворение звучит, как сказка.
Воспитатель: Итак, книга открывается, сказка начинается…
Воспитатель читает стихотворение.
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон без дверей.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я хочу, чтобы запомнить стихотворение нам помогли картинки. А вы хотите?
Ответы детей.
Воспитатель поворачивает магнитную доску с картинками по стихотворению и предлагает детям посмотреть на неё.
Воспитатель: У Лукоморья дуб зелёный (воспитатель ещё раз читает стихотворение).
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте закрепим содержание стихотворения. Отвечайте на мои вопросы.
Вопросы:
Воспитатель: У лукоморья?
Ответы детей: Дуб зелёный.
Воспитатель: Что на дубе?
Ответы детей: Златая цепь на дубе том.
Воспитатель: Когда кот ходит?
Ответы детей: И днём и ночью.
Воспитатель: Кот какой?
Ответы детей: Кот учёный.
Воспитатель: Что делает кот учёный?
Ответы детей: Всё ходит по цепи кругом.
Воспитатель: Идёт направо…Что делает?
Ответы детей: Песнь заводит.
Воспитатель: Налево…Ответы детей: Сказку говорит.
Воспитатель: Там…что?Ответы детей: Чудеса.
Воспитатель: Какие чудеса?
Ответы детей: Там Леший бродит, русалка на ветвях сидит.
Воспитатель: Там на неведомых дорожках…что?
Ответы детей: Следы невиданных зверей.
Воспитатель: Ещё что?Ответы детей: Избушка на курьих ножках.
Воспитатель: Стоит какая?Ответы детей: Стоит без окон и дверей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, кто хочет первый попробовать рассказать стихотворение, используя картинки?
А теперь давайте попробуем рассказать все вместе, хором.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются сказки Пушкина от обычных сказок?
Тем, что они написаны в стихах. А как вы думаете, трудно ли сочинять стихи? А что нужно для того, чтобы стихи получились красивые, складные и легко запоминались?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, рифма. А сейчас давайте поиграем в рифмы. Я буду называть по три слова, а вы должны будете определить, какое слово не рифмуется с другими.
Проводится игра.
III.Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что же вы сегодня делали на занятии?.
Воспитатель: Мне тоже понравилось сегодняшнее занятие. Спасибо вам!
Приложение № 5
Пересказ рассказа “Весна в окно стучится” по мнемосхеме.
1.Чтение текста и демонстрация мнемотаблицы
Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.
2. Ответы на вопросы по содержанию текста:
Что делает весной солнце?
Как солнце весной светит и греет?
Что делают ручьи?
Какие изменения происходят на реках?
Что такое проталины?
Как называются самые первые цветы?
Что сделали насекомые?
Что можно сказать про вербу?
3. Повторное чтение рассказа.
4. Пересказ текста детьми своими словами.
Приложение № 6
Составление рассказа “Цветы” по мнемосхеме.
Приложение № 7
Пальчиковая гимнастика «Горох»
Приложение № 8
Пальчиковая гимнастика «Деревья»
Приложение № 9
Подвижная игра "Космонавты"
Описание. По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников – «ракетодромов». Внутри каждого «ракетодрома» рисуют 2-5 кружков – «ракет». И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг. Дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет».
Опоздавшие на «рейс» становятся в общий круг, а «космонавты», занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в «космосе». Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется.
Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта.
Приложение № 10
Подвижная игра "Лохматый пес"
Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).
Количество игроков: 8-12 человек.
Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос.
Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим и посмотрим
Что же будет?
Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».
Приложение № 11
Работа с мнемодорожками «Перелетные птицы».
Задачи:
- закрепить умение внимательно слушать;
- систематизировать и закрепить знания детей о перелетных птицах;
- способствовать развитию психологических процессов: мышления, памяти,
внимания, воображения, мелкой моторики;
- развивать интонационную выразительную речь;
- развивать слуховое восприятие.
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к живой природе;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- закрепить умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в
коллективном разговоре.
Приложение №12
Конспект ООД по развитию речи «Весна»
с использованием мнемотехники
в старшей группе.
Цель: Продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности, путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия. Составление рассказа по схемам.
Задачи:
- продолжать учить составлять рассказ по схеме с последовательно развивающимися действиями.
- развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
- упражнять в подборе существительных к прилагательным.
- отрабатывать интонационную выразительность речи.
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Материалы: мнемотаблица, силуэт Белого Медведя.
Интеграция о/о: «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература».
Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение художественных произведений.
Ход НОД:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: ребята, у всех хорошее настроение? Давайте поделимся им друг с другом! (Дети и взрослый встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу)
Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться мы знаем
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
- Давайте передадим друг другу теплое , веселое настроение.
Дети , через рукопожатие ,«передают» «настроение».
Воспитатель: Сколько времен года вы знаете? (Четыре)
Воспитатель: Верно, 4. Назовите их. (Зима, весна, лето, осень)
Сегодня мы поговорим об одном из них, а вот о каком именно вам подскажут загадки:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к нам пришла... (весна)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Баба снежная грустна —
В гости к нам идет... (весна)
Воспитатель: Правильно, это весна. В народе ее часто называют ласково весна - красна. Я назову вам слово, а вы назовете его ласково.
Солнце - …, ручей - …, корабль - …, сапоги - …,ветер-…, облако-….,
трава-…, проталина-…, лист-…, цветы-….
Какая весна? (Солнечная, теплая ,яркая, цветущая) набор карточек
Показ карточек.
Солнечная
Цветущая
Теплая
Яркая
Воспитатель: Кто же у нас главный весенний герой? ( Игрушка -Солнце)
А вот и наше солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь….)
Физминутка.
Солнце стало пригревать,
Стали капельки стучать,
Капля раз, капля два,
Капли медленно сперва,
А потом быстрей, быстрей
Побежали ручейки,
Их попробуй, догони!
Воспитатель на фланелеграфе выставляет Белого Медведя .
- Кажется, у нас гость. Вы его узнали?
Да, это Белый медведь!
Белый медведь: - Здравствуйте, ребята! Я живу в далекой холодной Антарктиде. Я слышал, как вы говорили о весне, мне понравилось, но я ее никогда не видел. Какая она?
Воспитатель: Ребята, мы сможем рассказать Мишке про нашу весну ?
Давайте мы разделимся на компании. Дети берут из мешочка по одному жетону и делятся на компании.(три цвета- три компании)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить рассказы о весне, чтобы Белый медведь запомнил их и рассказал своим друзьям. В этом нам помогут наши помощники-таблицы. (Дети с каждой компании подходят к столу и выбирают любую таблицу).
Вспомним главное правило красивой речи: говорим всегда красиво, смело и неторопливо. Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Составление рассказа по мнемотаблицам.
(см . таблицы)
Белыймедведь: Как здорово придумано! Как интересно рассказали о весне.
Воспитатель: Чтобы ты ничего не забыл, мы с ребятами подарим тебе таблицы-подсказки.
Воспитатель: Сколько интересного узнал сегодня мишка.
О каких приметах, мы ему рассказывали?
(Мы рассказывали мишке о приметах весны).
Теперь он знает, что происходит весной.
А чем мы ещё занимались?
(Называли ласковые слова, составляли предложения по картинке и т.д.).
Что понравилось вам на занятии?
– Чей рассказ понравился больше?
– Почему?
– Кто был у нас в гостях и где он живет? Как мы ему помогли?
Белый медведь: - Спасибо! Я столько всего узнал, благодаря вашим подаркам я смогу рассказать своим друзьям о весне! Мне пора! До свидания!
Таблица : 1
Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.
Таблица :2
Наступила весна. Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках - ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки. Девочки и мальчики радуются солнцу
Таблица:3
Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали ручьи. Затрещал на реках лёд. Прямо из-под снега расцвёл подснежник - первый вестник весны. Проснулся медведь после зимней спячки. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.
Приложение № 13
Консультация для родителей
Мнемотехника - искусство запоминания
Задачи:
-развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;
-развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.
Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.
Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.
Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.
Этот навык можно сравнить с работой компьютера:
сознательно стирать запомненные данные
контролировать длительность запоминания
перемещать запомненные данные
На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.
Так что же дает мнемотехника?
возможность накапливать огромное количество информации
колоссальную экономию времени при запоминании
возможность быстрого обучения
мощное развитие мышления и внимания
эффективную гимнастику для мозга
Суть методики для запоминания стихов
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов
Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:
• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). На доске по одному полю заполняются пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.
Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.
Описание методики
- Берем заданное на изучение стихотворение.
- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.
- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.
- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.
- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.
Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.
Приложение № 14
Консультация для родителей
Развиваем память, связную речь детей при помощи мнемотаблиц. Загадки «Дикие животные».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку «Загадки о диких животных в мнемотаблицах». Вы в игровой форме закрепите с ребенком знания о диких животных, поупражняетесь в развитии связной речи, памяти.
Используя мнемотаблицы, как план рассказа, ребенок сможет самостоятельно составить рассказ (загадать загадки) о животных.
Как работать с таблицей
Покажите ребенку таблицу: «Как ты думаешь, какое животное зашифровано таблице?»
1. дикое или домашнее?
2. где у него домик?
3. чем покрыто тело? Цвет?
4. какие у животного ушки?
5. какие у животного ушки? (размер, форма)
6. какой у животного хвост?
7. какие у животного лапки?
8. чем питается?
9. как ведет себя зимой?
Загадайте загадки, используя таблицы:
1
Таблица «ёжик»
- Угадай меня! Я - животное дикое, живу в лесу. Мой домик под кустиком. Тело покрыто иголками. На спине иголки коричневого цвета, шерсть на животике и лапках – серого. Ушки маленькие, круглые. У меня короткий хвостик, лапки тоже короткие. Питаюсь я мелкими животными: лягушками, улитками, ящерицами, змеями, мышами. Зимой я впадаю в спячку.
(Я ёжик)
2
Таблица «белка»
- Угадай меня! Я - животное дикое, живу в лесу. Мой домик в дупле дерева. Летом у меня шубка рыжая, а зимой – серая. Ушки маленькие, треугольные, с кисточкой. У меня длинный пышный хвост, лапки передние короче, задние длиннее. Питаюсь я орехами, грибами, ягодами, семенами растений. Делаю запасы на зиму. (Я белка)
3
Таблица «заяц»
- Угадай меня! Я - животное дикое, живу в лесу. Мой домик - ложбинка. Шубка у меня летом – серая, зимой – белая. Ушки длинные. У меня короткий хвостик, лапки задние длиннее передних. Питаюсь я овощами, фруктами, травой, корой, веточками деревьев. (Я заяц)
4
Таблица «лисичка»
- Угадай меня! Я - животное дикое, живу в лесу в норе. У меня рыжая шубка. Ушки средней длины, треугольной формы. У меня длинный хвост, лапы средней длины. Питаюсь я животными: лягушками, мышами, рыбкой, зайчатами, курочками. (Я лисичка)
Приложение № 15
Приложение № 16
Консультация для педагогов
«Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. –коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Опираясь на опыт педагогов, я использовала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.