СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по сотрудничеству с родителями "Родная семья" во второй младшей группе ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект разработан с целью создания эффективных условий взаимодействия дошкольной образовательной организации, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Проект по сотрудничеству с родителями "Родная семья" во второй младшей группе ДОУ»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска













Проект по сотрудничеству с родителями

«Родная семья»

для детей второй младшей группы

(срок реализации: 1 год)










автор проекта: воспитатель

Дорогинина Е.Д.








Смоленск 2022-2023 г.



Содержание



1. Пояснительная записка…………………………………………………….3-5

2.Организация взаимодействия семьи и ДОУ ……………………………..5-6

3.Дифференцированный подход к работе с родителями……......................6-7

4.Формы и методы работы с родителями…………………………………..7-8

5. Календарно-тематическое планирование……………………………….9-13

6.Заключение……………………………………………………………….13-14

7.Список литературы……………………………………………………….15-16





























Пояснительная записка

Дошкольными учреждениями ведется большая работа в сфере сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Современные программыобразования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и социальных педагогов, охотно будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.

Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия дошкольной образовательной организации, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Объединить усилия дошкольной образовательной организации, семьи, социальных структур в обогащении духовного мира детей и взрослых.

2. Изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержания работы и форм организации.

3. Обеспечить оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей.

4. Разработать формы и методы интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьёй.

5. Использовать опыт других дошкольных учреждений для построения модели взаимодействия с родителями.

6. Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

7. Изменить позиции родителей по отношению к деятельности дошкольной образовательной организации.

8. Привлечь родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности дошкольной образовательной организации.

Участники проекта:  дети, родители, педагоги ДОУ.

Вид проекта:  творческий, информационно-исследовательский.

Реализация проекта: 1 год


Особенности проекта:

  • опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;

  • доступность материала для детей дошкольного возраста;

  • максимальная  включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;

  • интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты: 

  • воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,

  •  знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,

  • повысить педагогическую культуру родителей,

  • установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

Принципы проекта:

• Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

• Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

• Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

• Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

• Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Законодательно-нормативное обеспечение проекта:

• Закон РФ «Об образовании»

• Концепция дошкольного образования

• Семейный кодекс

• Типовое положение о дошкольном учреждении и другие нормативные документы международного, федерального, регионального и муниципального уровня

• Устав МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка» г. Смоленска

• Договор с родителями

• Положения о родительском комитете, попечительском совете, консультационной работе в дошкольной образовательной организации

1. Организация взаимодействия семьи и ДОУ

Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания. Вторая, и не менее важная задача - вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, в их усвоении непосредственно в теоретической и практической, определенным образом организованной деятельности.

Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагают:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей и детей детского сада;

- группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы;

- составление программы совместных действий педагога и родителей;

- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.

2. Дифференцированный подход к работе с родителями

Дифференцированный подход при организации работы с родителями - необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателей детского сада к родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:

- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;

- учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;

- взаимосвязь разных форм работы с родителями;

- одновременное влияние на родителей и детей;

- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.

Такая дифференциация помогает найти нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье.

Для выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие методы:

1. Анкетирование родителей

2. Индивидуальные беседы с родителями

3. Индивидуальные беседы с детьми

4. Консультации для родителей

5. Изучение тестов-рисунков детей типа “Мой дом”, “Моя семья”

6. Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре “Семья”

7. Наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приема и ухода детей

8. Моделирование игровых и проблемных ситуаций и т. д.

В зависимости от различий в семейном воспитании, в структуре общения, педагогической и психологической просвещенности родителей необходимо применение разнообразных форм работы. Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей.

3. Формы и методы работы с родителями

  • Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей

  • Социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи

  • Беседы

  • Наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком

  • Проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах

  • Практикум

  • Дискуссии

  • Круглый стол

  • Родительская конференция

  • Групповые родительские собрания

  • Родительский тренинг

  • Педагогическая беседа

  • День открытых дверей

  • Эпизодические посещения

  • Совместное оформление участка группы

  • Участие родителей в подготовке кружковой работе

  • Совместная деятельность детей и родителей по оформлению выставок-поделок

  • Досуговые формы:

  • Праздники, развлечения, досуги

  • Выставки совместных работ родителей и детей

  • Ежедневное информирование родителей о жизни группы

  • Объявления

  • Информационные стенды

  • Наглядно-информационные формы:

  • Интернет-сайт МДОУ

  • Выставки детских работ и совместных работ с родителями

  • Презентации

  • Папки-передвижки



Календарно-тематический план работы с родителями


Сентябрь «Мы стали старше!»

1.Организационное родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослей». Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 3-4 лет.

2.Консультация «Особенности кризиса 3-х лет». Повышение педагогической культуры родителей.

3. Встреча за круглым столом «Составление паспорта семьи»

4. Анкетирование «Роль семьи в воспитании мальчиков и девочек». Анализ информации о воспитанниках и их семьях.

5. Беседа «Как научить ребенка здороваться»

6. Консультация «Режим дня. Это важно или нет». Повышение педагогической культуры родителей.

7.Индивидуальные беседы с родителями «Адаптация ребёнка к детскому саду. Как помочь ребёнку полюбить детский сад?»

Октябрь “Развиваем творчество вместе с мамой и папой!”

1. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости вакцинации против гриппа и ОРВИ.

2. Консультация «Развитие мелкой моторики в домашних условиях». Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка.

3. Оформление стенда «Наше творчество». Ознакомление родителей с работами детей.

4. Вечер вопросов и ответов «Что такое творчество и как его нужно развивать»? Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь в вопросах воспитания детей.

5. Беседа «Если ребенок часто устраивает истерики». Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

6. Консультация «Развитие творчества в игровой деятельности дошкольников».

7. Практикум для родителей «Оригами-средство познавательного и личностного развития ребенка». Повысить компетентность родителей в вопросах познавательного и личностного развития детей посредством художественного конструирования из бумаги в технике оригами.

Ноябрь “Я и моя семья!”

1. Оформление стенда «Несколько советов по воспитанию внуков и внучек».

2. Беседа «Роль семьи в формировании двигательной активности ребенка». Обогащение педагогических знаний родителей.

3.Консультация «Воспитание ребенка в семье». Повысить компетентность родителей в вопросах воспитания детей в семье.

4. Вечер вопросов и ответов «Мудрые советы для отдыха с детьми».

5. Праздничное развлечение, посвященное дню Матери. Создать благоприятную атмосферу для общения родителей и детей. Развивать позитивное взаимоотношение работников дошкольного учреждения и родителей.

6. Анкетирование «Ваша роль в воспитании ребенка».

7. Фотовыставка «Семейный досуг»

Декабрь “Самое главное здоровье!”

1. Консультация «Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма». Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Оформление красочных приглашений на Новогодний утренник. Активизировать родителей в работу группы.

3. Беседа «Веселые выходные». Повышение педагогической культуры родителей.

4. Индивидуальные беседы «Новогодние костюмы»(советы по изготовлению, пошиву)

5. Анкетирование «Здоровый образ жизни».

6. Деловая игра «Конфликтные ситуации: профилактика и способы разрешения». Решение различных педагогических ситуаций.

7. Родительское собрание «Береги здоровье смолоду!»

Январь “Речевое развитие детей!”

1. Групповое родительское собрание ««Роль семьи в речевом развитии ребенка 3- 4 лет».

2. Консультация «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности».

3. Памятка «Особенности развития речи детей 3-4 лет».

4. Беседа «Речь ребенка – средство общения и познание окружающего мира». Повышение педагогической культуры родителей. Практическая помощь родителям по воспитанию и обучению детей.

5. Оформление стенда «Как занятия с ребенком сделать приятными и полезными». Ознакомление родителей с основными факторами и условиями успешного проведения занятий с ребенком дома.

6. Памятка «Закаливание – путь к здоровью»

7. Выставка поделок и сувениров «Новогодняя красота»

Февраль “Игрушки всякие нужны, игрушки всякие важны!”

1. Вечер вопросов и ответов «Вместе с мамой, вместе с папой поиграть хочу». Выявление вопросов у родителей по данной теме и поиск ответов на них.

2. Консультация «Игрушки в жизни ребенка». Повышение педагогической культуры родителей.

3. Оформление папки - передвижки «Игра- ведущий вид деятельности детей». Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь в воспитании детей.

4. Беседа «Детское хочу и родительское снисхождение». Повышение педагогической культуры родителей.

5. Консультация «Социализация детей через игровую деятельность». Повышение педагогической культуры родителей.

6. Совместное игровое развлечение «Играем в подвижные игры». Активизация родителей в участии спортивных мероприятий.

Март “Много знаем и умеем!”

1. Консультация «Самообслуживания - основной вид труда младшего дошкольника». Активизация педагогических знаний родителей.

2. Встреча за круглым столом «Личные беседы»(по запросу родителей). Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь в вопросах воспитания детей.

3. Групповое родительское собрание «Изо деятельность в жизни ребенка».

4. Беседа «Взаимодействие ребенка в социуме». Повышение педагогической культуры родителей.

5. Оформление стенда «Мамочка милая, мама моя!»

6. Оформление выставки творческих работ детей «Подарок для мамы». Демонстрация умений и навыков, знаний детей.

Апрель “Литературная ярмарка!”

1. Оформление стенда «Рекомендации родителям по чтению детской художественной литературы». Ознакомление родителей с задачами программывоспитания в детском саду образовательной области «Чтение художественной литературы».

2. Консультация «Пересказ как одна из форм развития речи и памяти». Повышение педагогической культуры родителей.

3. Беседа «Значение художественной литературы на воспитание детей 3-4 лет». Формирование единого подхода к познавательно-речевому развитию детей.

4. Встреча за круглым столом «Литературная викторина по сказкам». Развивать у родителей интерес к воспитанию детей посредством художественной литературы.

5.Памятка «Читаем вместе». Повышение педагогической культуры родителей.

6. В родительскую копилку «Что должен знать ребенок 3 – 4 лет».

Май “Вместе весело играть!”

1. Консультация «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья».

2. Анкетирование «Вы – воспитатель». Развитие взаимодействия родителей с работниками ДОУ.

3. Оформление стенда «Безопасность на игровых площадках». Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей.

4. Групповое родительское собрание «Чему мы научились за год».

5. Беседа «Правила поведения детей на прогулке». Теоретическая помощь родителям в воспитании детей.

6. Фотовыставка «Из жизни нашей группы».

7. Папка-передвижка «Эхо войны».

Мониторинг сотрудничества

Мониторинг результатов сотрудничества с родителями проводится в начале (сентябрь) и в конце учебного года (май).

Показатели результативности:

  1. Присутствие родителей на родительских собраниях и родительских встречах.

  2. Стремление родителей к индивидуальным беседам с педагогами.

  3. Участие в совместных мероприятиях и конкурсах.

  4. Удовлетворенность родителей уходом, процессом воспитания и обучения детей.

Заключение

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей, родителямпрежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителяминеобходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.

Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.

Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять воспитатель с родителями детей.























Список литературы

1. Горшенина В. В., Самошкина И. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В. В. Горшенина, И. В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.

2. Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. – М.: Айрис-пресс, 2003.

3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт. -сост. Глебова С. В. – Воронеж, 2007.

4. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002

5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина, С. И Мусиенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

6. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. 2007.

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

8. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009

9. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России, 1994.

10. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н. В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2006.

11. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И. О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

12. Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М. И. Кондакова. М.: Педагогика, 1972.

13.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб.пособие для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр “Академия”, 1999.

14. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. Тамбов, 1993.











































Приложение к проекту

Что такое семейные традиции и какие они бывают?


В каждой семье существует своя непередаваемая атмосфера любви, понимания и душевного тепла. Дети, родившиеся в семьях, перенимают эту атмосферу. Как же она возникает? Подобный ореол в семье создают семейные традиции, обычаи или законы семейного досуга. Зачастую такие законы берут свои корни из семейных устоев предыдущих поколений – они крепкие и незыблемые. Благодаря им создается ощущение надежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильность семьи.

Что такое семейные традиции: примеры

Семейные традиции – это регулярно повторяющиеся действия членов семьи, направленные на сплочение внутрисемейных связей и укрепление семьи как главной основы общества. Традиции – непременный атрибут семейного счастья и благополучия, отражающий нравственную позицию всех членов семьи. Каждая семья индивидуальна и имеет свою историю. Семейные обычаи позволяют всем членам почувствовать свою значимость, уделить время и внимание родным, проявить к ним уважение и любовь. Примеры традиций: совместное проведение праздников, тематические обеды по выходным, поездки на отдых всей семьей, чтение сказок детям перед сном или пение колыбельных, посещение церкви по воскресеньям или религиозным праздникам, написание детьми писем Деду Морозу на Новый год, выпечка домочадцами куличей на Пасху, совместное принятие пищи и множество других.

Какие бывают семейные традиции и праздники

  • Проведение семейных праздников. Эта традиция своими корнями уходит в далекое прошлое – веками было принято проводить праздники в кругу семьи с родными, близкими людьми. Основным таким праздником необходимо назвать день рождения. В большинстве семей принято в этот день приглашать в дом гостей, накрывать праздничный стол, дарить подарки имениннику и непременно задувать свечи на праздничном торте, загадав желание. К семейным праздникам относятся свадьбы, рождение детей, крещение и т. д. Проведение общенародных праздников. К ним относится всеми любимый праздник – Новый год. Большинство семей практикует обычай проведения его вместе за большим столом, с традиционным для нашей страны салатом «Оливье» и шампанским. Дети пишут письма Деду Морозу, в которых просят желаемые подарки. Многие семьи празднуют Пасху, выпекая куличи и освещая их в церкви. Среди общенародных праздников традиционно празднуется Всемирный день Трудящихся – 1 мая. На этот праздник большинство семей выезжают на пикник и готовят на мангале блюда из мяса. Игры с детьми. Важно, чтоб оба родителя принимали участие в воспитании ребенка, играли с ним. Во время игр ребенок познает мир, обретает новые навыки, повышает свой физический и интеллектуальный уровень. К примеру, по обычаю, мама каждую субботу учит ребенка играть в шахматы, а папа по воскресениям играет с сыном в футбол. Дети любят стабильность, поэтому старайтесь не нарушать заведенные обычаи. Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить полезный совет или напутственное слово. Совместное принятие пищи. Эту традицию стоит назвать важнейшей, ведь нет ничего приятнее совместных трапез с родными людьми. Такой семейный обычай практикуют многие. Во время семейных завтраков есть прекрасная возможность обсудить планы на день и зарядиться позитивом. Совместный ужин позволит расслабиться, наслаждаясь обществом родных, поделиться впечатлениями от прожитого дня. Желательно, чтоб во время совместных трапез все присутствующие общались, а не смотрели телевизор. Празднование значительных событий. Этот прекрасный обычай позволяет отметить такие значимые для семьи события как юбилей, именины, получение диплома или окончание школы, помолвка, предстоящее пополнение в семействе. Такие небольшие праздники дают возможность поделиться счастьем и радостью со своими близкими, стимулируют к новым успехам. Чтение сказок перед сном. Это важнейшая традиция при воспитании детей, ведь сказки позволяют ребенку развить воображение, познать мир. К тому же ежедневное чтение сказок перед сном вырабатывает у ребенка определенный режим отхода ко сну. Даже если ребенок слишком мал, чтоб понять смысл прочитанного, на него будет успокаивающе действовать спокойный и размеренный голос мамы или папы. Такой вечерний ритуал успокоит даже самых активных детей, способствуя хорошему крепкому сну. Прогулки всей семьей. Для развития физических способностей ребенка, и поддержания своих, важно совершать совместные прогулки. Во время такой прогулки необходимо общаться, можно рассматривать достопримечательности. С целью привития духовных ценностей желательно всей семьей посещать кино, театры, музеи, выставки. Такие походы способны расширить кругозор и повысить культурный уровень семьи в целом. Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед сном. Более частые поцелуи и объятия только приветствуются, даже с взрослым ребенком, потому как при недостатке ласки дети вырастают черствыми. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед ночным сном и доброго утра, проснувшись. Совместные поездки на отдых. Не стоит недооценивать этот вид досуга, потому как большинство психологов для поддержания хороших взаимоотношений, рекомендуют регулярно менять обстановку. Главное, посещать новые города и страны всем вместе, чтоб отвлечься от рутины и быта, расширить свои горизонты. Православные традиции. К ним относятся совместное посещение церкви по православным праздникам или каждое воскресенье, празднование Рождества и Пасхи, соблюдение поста, крещение детей, чтение Библии, молитвы перед сном, регулярное посещение усопших родственников.

Какие ценности лежат в основе семейных традиций

Семейные традиции порождают и воспитывают в людях важные ценности: любовь к семье, уважение к своим родным, заботу о близких, правильное понимание семьи и ее роли в жизни. Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз. Даже ячейка общества, в которой царит любовь, не сможет существовать без определенных важных и приятных обычаев, например, совместного досуга. Традиции укрепляют в детях чувство благодарности к родителям, а также к бабушкам и дедушками, прививая уважение к старшему поколению. Супругам обычаи дают ощущение незыблемости, стабильности семейных отношений. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтущей традиции, обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью. У такого человека семейное благополучие обязательно передастся другим сферам жизни.

Семейные традиции разных стран и народов мира

Каждый народ имеет собственные особые традиции, относящиеся ко всем сферам жизни, а особенно это касается семьи. Это обусловлено, прежде всего, тем, что каждый народ или страна имеет свою особую географию, расположение, климат, историю, неповторимую культуру, придерживается разных вероисповеданий. Все эти факторы влияют на формирование культурных и семейных обычаев. Семейные традиции, в свою очередь, формируют мировоззрение и отношение к жизни. Такие семейные уклады существуют веками, практически не изменяясь, переходя от старших членов семьи к младшим.

Семейные культурные традиции в России история и современность

Если обратиться к истории, то станет очевидно существование на Руси множества традиций. Издавна главным семейным обычаем в России была генеалогия – в прошлые времена считалось неприличным не знать своего рода, а оскорблением было выражение «Иван, не помнящий родства». Неотъемлемой частью семейного уклада было составление родословной или генеалогического древа. Также известны такие традиции русского народа как передача ценных вещей из поколения в поколение и нарекание ребенка именем в честь одного из уважаемых предков. В современной России значение семейных обычаев было несколько утрачено. Например, нынче нечасто встретишь семью, ведущую собственную генеалогию. Зачастую память о поколениях сводится к альбому с фотографиями. Зато сохранились такие прекрасные традиции как совместная трапеза и проведение совместных праздников. Семейные обычаи и традиции на Кубани до сих пор предполагают казацкий быт, воспитание детей в духе казацкой семьи.

Традиции в Германии

Существует стереотип, что немцы крайне педантичны. Максимально строгие традиции у немцев относятся к семье:

  • принято максимально заботливо относиться к своему дому, тщательно убирая его и наводя в нем красоту;

  • не принято оставлять внуков на воспитание бабушке или дедушке – за это необходимо определить им денежную сумму;

  • родители в старости не живут с детьми – за ними присматривают сиделки или они живут в специальных пансионатах;

  • на Рождество принято собираться всей семьей в родительском доме;

  • немцы расчетливы и экономны, поэтому у них существует традиция откладывать сбережения на старость, во время которой они обычно много путешествуют по миру.



В Англии

У англичан традиции – это три кита, на которых держится Земля, поэтому они с особым трепетом чтят их. Кто не знает о пресловутом английском обычае пить чай? Семейные сборы и обсуждения обязательно проводятся за чашечкой настоящего Earl Grey с молоком. Англичане являются католиками, поэтому они особо празднуют Рождество и День Благодарения, собираясь всем семейством, готовя традиционные блюда. Прекрасной традицией у англичан необходимо назвать обычай давать детям хорошее образование. Считается дурным тоном не отправить ребенка учиться в частную школу-пансион или колледж.

Во Франции

Во Франции широко распространен обычай – по воскресеньям собираться за общим столом, пить вино и трапезничать. Из праздников французы любят отмечать Рождество, собираясь в родительском доме. На праздничном банкете обязательно присутствуют такие деликатесы как фуа-гра, лосось, морепродукты, улитки-искариот и благородные сыры. Традиционный напиток на Рождество – шампанское, а десерт – «рождественское полено».

В Индии

Индия – страна строжайших семейных обычаев и традиций. Индийское общество разделено на социальные касты, поэтому к вопросу заключения брака там подходят крайне необычно. Отец семейства должен сам выбрать будущего жениха для дочери, ее отдавали замуж только за представителя своей социальной касты. Пышное празднование свадьбы – это скорее обязанность, чем желание. Невеста традиционно должна была предоставить приданое. Разводы и повторные браки в Индии раньше были запрещены. На Индийскую семейную жизнь большое влияние оказывают традиции буддистов. Согласно им мужчина должен:

  • Проявлять уважение к супруге.

  • Не изменять.

  • Обеспечивать семью.

  • Обучать детей ремеслу.

  • Подбирать подходящую пару детям.

Женщина должна:

  • Уважать своего мужа.

  • Растить детей.

  • Выполнять все домашние обязанности.

  • Не изменять мужу.

  • Исполнять все пожелания супруга.


Традиции татар

Татары – мусульмане, поэтому семейные уклады основываются на Шариат и Коран. У татар создание семьи считается необходимостью, продиктованной вероисповеданием. Интересно, что после заключения брака муж получает полную власть над женой, а жена находится на его иждивении – она даже не имеет права выйти из дома без согласия мужа. Разводы у татар происходят крайне редко исключительно по инициативе мужа. Детей принято воспитывать жене, но они обязаны проявлять к отцу полное послушание.

Какие семейные традиции важны в воспитании детей

Семейные обычаи играют важнейшую роль в воспитании детей. Крайне непросто прививать традиции взрослому человеку, поэтому частым явлением бывает их передача из поколения в поколение от родителей к детям. Дети воспринимают мир так, как это делают их родители, поэтому от приятных семейных обычаев зависит восприятие ребенком семьи как главного элемента своей жизни, а также определения ее места в системе ценностей. Полезными будут традиции семейного чтения перед сном, пения колыбельных, поцелуев при каждой встрече, совместных обедов, прогулок. Они определяют в ребенке понятие стабильности, незыблемости семейных укладов, дарят ощущение сплоченности, делают детей более нежными и ласковыми. Также важно прививать с детства обычай уважать и чтить своих предков, регулярно навещая их по праздникам.

Пословицы и стихи о семейных традициях

Существует множество поучительных пословиц о семейных обычаях и традициях:

  • «На что клад, когда в семье лад».

  • «Дети не в тягость, а в радость».

  • «При солнышке тепло, при матери добро».

  • «Не та мать, что родила, а та, которая вырастила».

  • «Семья сильна, когда над ней крыша одна».

  • «Вся семья вместе, так и душа на месте».

  • «Дерево держится корнями, а человек семьей».

  • «Коли внучек маю, так и сказки знаю».

  • «Не прячь свои неудачи от родителей».

  • «Родителей чти — не собьешься с истинного пути».

  • «В семье, где помогают друг другу, беды не страшны».

Семейные традиции являются одним из важнейших аспектов жизни каждого, поэтому так важно всячески их культивировать, поддерживать. Семейная жизнь без традиций была бы скучной. Прекрасно, когда молодые семьи сами их, полагаясь на опыт семейной жизни своих родителей, добавляя к ним свои личные моменты. Главная цель – сближение с остальными членами родни, построение крепкой надежной семьи, а также наслаждение общением с родными любимыми людьми. Будьте счастливы!