Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №44
Проект по теме
«Русская изба»
Информационно - творческий
Выполнили учащиеся 2 «г» класса.
Руководитель Данилова В. В.,
учитель начальных классов
Иваново 2019 г.
1
Содержание
1. Актуальность проекта.
2. Паспорт проекта
3. Идея проекта
4. Основная часть
4.1. Где строили раньше избы
4.2. Устройство русской избы
4.3. Элементы русской избы (словарик)
4.4. Убранство русской избы
4.5. Утварь русской избы
4.6. Одежда
5. Заключение
6. Используемая литература
7. Приложения
2
1. Актуальность проекта
Мы считаем, что знать историю народа, его быт необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать.
Мы считаем, что выбранная нами тема проекта «Русская изба» актуальна,
потому что знать свою культуру, свои корни необходимо. Ведь без прошлого нет будущего. И нам стало интересно, а как же выглядели и из чего были построены первые жилища на Руси.
Так и стала актуальной тема нашего проекта.
3
2. Паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Русская изба» |
Учебный предмет | Внеклассная работа, технология, литературное чтение, окружающий мир, ИЗО |
Адресация | Обучающиеся начальных классов |
Участники проекта | Учитель, дети, родители |
Тип проекта | Информационно - творческий; |
Обоснование темы выбранного проекта | Интерес к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к традициям русского народа |
Цель проекта | 1. Узнать историю строительства и устройства русской избы. 2. Познакомиться с понятием «интерьер», его особенностями в крестьянском жилище 3. Выяснить назначение предметов домашнего обихода. 4. Узнать историю русской одежды |
Задачи проекта | 1. Выявить традиции строительства русской избы. 2. Познакомиться с разнообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением. 3. Систематизировать и оформить добытые материалы. 4. Изготовить макеты предметов быта старинной русской избы. 5. Любить и уважать историю своего народа. |
Предмет исследования | История русской деревянной избы с её внутренним содержанием. |
Методы исследования | 1. Изучение литературы. 2. Беседа с родителями; 3. Поиск информации в Интернете; 4. Экскурсия «Русская изба» в музей народного быта в г. Суздаль. 5.Сбор информации из литературных источников, обобщение. |
4
Методика исследования | 1 этап: подготовительный Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования. Планирование, определение источников информации. 2 этап: сбор материала Беседа с родителями, чтение литературы, поиск теоретического материала по теме в Интернете. 3 этап: систематизация и оформление добытых при исследовании материалов Совместная работа с родителями и классным руководителем в оформлении собранного материала. 4 этап: защита проекта Подготовка сообщений. Проведение классных часов. Творческие работы обучающихся. Презентация проекта. |
Планируемый результат | Углубить знания об истории русского быта. Узнать устройство русской избы и назначение предметов домашнего обихода. Создать макеты предметов быта «В русской избе» |
5
3. Как и когда возникла идея этого проекта. Как мы выбирали тему проекта
При чтении произведений раздела «Мир народной сказки», возникли вопросы: Что такое изба? Кто же жил в таком доме? Что такое русская печка и зачем она нужна в доме? Какую люди носили одежду?
Мы поставили перед собой цель узнать, что мы знаем о жилищах на Руси. Вывод: знания о названиях жилища наших предков и внутреннем устройстве избы ограничены.
Вместе с родителями мы совершили экскурсию в г. Суздаль, где познакомились с деревянным зодчеством, побывали на мастер – класс по изготовлению глиняной посуды.
6
7
8
Нам стало интересно узнать подробнее, как выглядели и из чего были построены жилища на Руси? Какое было внутреннее убранство жилища? Так пришла идея проекта.
Сначала на уроке технологии мы выполнили макет русской избы. Мы скручивали листы коричневой бумаги в виде брёвнышек и клеили их на картон. Потом вырезали окошки, двери и приклеивали их к «брёвнышкам». У нас получилась вот такая изба.
Дальше мы решили украсить свои дома, но как, не знали? Вот тут и начался следующий этап проекта. Приступив к изучению теоретической части, мы разделились на группы. Каждая группа выбрала мини – задачу для изучения. А в группе мы распределили роли, где у нас была возможность выбрать то направление, которое ему ближе и интереснее. Часть ребят занималась сбором информации, другие могли проявить себя в художественном оформлении проекта.
В результате совместной работы с одноклассниками, учителем, родителями по сбору информации, мы узнали много интересного.
9
На данном этапе мы собирали материал, работали с художественной литературой. Вот что мы узнали.
4. Информационный этап. Основная часть
4.1. Где строили раньше избы?
Крестьяне при строительстве дома считали, что дом строится «на века». Поэтому место для него подбиралось достаточно высокое, сухое, защищенное от холодных ветров – на высоком холме, где были плодородные земли, лес, река или озеро. А вот на болотах или рядом с ними старались дома не строить. Эти места считались «зяблыми», и урожай на них часто страдал от заморозков. Не рекомендовалось строить дом на дороге или на перекрестке. Ведь дом – это крепость, спокойствие, а не постоянные изменения, как дорога. Не строили дома также там, где произошло какое-то несчастье, например, наводнение.
Благополучным местом для строительства избы считалось место, на которое ложится отдыхать рогатый скот. Ведь корова часто была кормилицей семьи.
Выбирая место для строительства дома, мужчины гадали. Женщины в этих гаданиях участия не принимали. Например, вечером оставляли на ночь мел на месте будущего дома. Если мел привлек муравьев, то это считалось хорошим знаком. Если же муравьи не живут на этой земле, то лучше дом здесь не ставить. Результат проверяли утром на следующий же день.
Избы ставились так, чтобы к ним был обеспечен хороший подъезд и подход. Очень было важно, чтобы окна жилой части дома были расположены по солнцу. Поэтому все дома на улицах деревни «смотрели» в одну сторону – на солнце, на реку. Из окна можно было видеть восходы и закаты, движение судов по реке.
4.2. Устройство русской избы
Слово «изба» происходит от древнеславянского «истьба». «Истьбою, истопкою» назывался отапливаемый жилой сруб. Изба представляла собой сруб из бревен.
10
Русский дом (изба) подобно Вселенной делился на три мира, три яруса: нижний – это подвал, подполье; средний – это жилые помещения; верхний под небом – чердак, крыша.
Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Лучшим временем для заготовки дерева считали декабрь – январь, по первым морозам, когда лишняя влага выходит из ствола, чтобы дом не гнил и был сухим. Нельзя было вырубать больные, старые и высохшие деревья, которые считались мертвыми и могли принести в дом болезни. Нельзя было вырубать деревья, росшие на дороге и у дорог. Такие деревья считались «буйными» и в срубе такие бревна могут выпадать из стен и придавливать хозяев дома.
Сруб рубился либо из сосны, ели или лиственницы. Ствол хвойных деревьев был высоким, стройным, хорошо поддавался обработке топором и в то же время был прочным, стены из сосны, ели или лиственницы хорошо сохраняли тепло в доме зимой и не нагревались летом, в жару, сохраняя приятную прохладу.
В древности русская изба была по форме квадратом или прямоугольником. И называлась «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной). Четыре стороны избы обращены к четырем сторонам света. Внешний вид избы обращен к внешнему миру, а внутреннее убранство – к семье, к роду, к человеку.
Во время постройки под каждый угол подкладывали монетку, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.
Двери в избе делали как можно ниже, а окна располагали повыше. Так тепло меньше уходило из избы.
Жилые помещения и хозяйственные были объединены под одной крышей, чтобы можно было вести хозяйство, не выходя из дома.
11
Когда строительство было завершено, в дом пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В большинстве домов в толстых дверях в сени было сделано внизу отверстие для кошки.
4.3. Элементы русской избы: словарик
Избу украшали росписью и резьбой по дереву. Изображение роз – пожелание счастливой жизни. Львы и львицы в росписи – это обереги, отпугивающие зло. Орнамент с ягодами винограда – символ жизни и продолжения рода.
12
Крыша – верхняя часть избы – дает защиту от внешнего мира. Недаром крыша так красиво украшалась в домах! Резное деревянное солнце под крышей – пожелание счастья и благополучия хозяевам дома.
Охлупень – конь – соединяет два крыла дома, два ската крыши воедино. Конь символизирует солнце, движущееся по небу. Это оберег дома.
13
Крестьяне относились к дому как к живому существу. Даже названия частей дома похожи на названия частей тела человека и его мира.
Верхняя часть дома (причелины, полотенце) украшались солнечными знаками.
Причелина – от слова «чело», то есть украшение на челе избы. Доски на деревянной крыше дома предохраняли их от загнивания. Причелины украшались резьбой. Узор состоит из геометрического орнамента. Но встречается и орнамент с ягодами винограда – символа жизни и продолжения рода.
Полотенце — короткая вертикальная доска на стыке двух причелин, украшенная символом солнца. Обычно полотенце повторяло узор причелин.
14
Окно – еще один вход в дом. Окно – слово очень древнее. В народных поверьях запрещалось через окно выбрасывать мусор, что-то выливать из дома, так как считалось, что под ним «стоит ангел». Окна считались глазами дома. Человек смотрит через окно на солнце, а солнце смотрит на него через окно (глаза избы). Именно поэтому на наличниках часто вырезали знаки солнца. В загадках русского народа говорится так: «Красная девушка в окошечко глядит» (солнце). Окна в доме всегда старались ориентировать «на лето» — то есть на восток и юг. Самые большие окна дома всегда смотрели на улицу и на реку, их называли «красными».
Сидя у окна, поджидали вести. Место у окна в красном углу – место почетное, для самых почетных гостей.
Окна украшали доской, которая всем нам хорошо известна и называется наличник («на лице дома» = наличник).
Наличники украшались орнаментом для защиты дома: круги как символы солнца, птицы, кони, львы, рыба, растительный орнамент.
15
Очелье – верхняя часть наличника на окне. Так называлась наиболее красиво украшенная часть русского женского головного убора на лбу («на челе»). Также называлась и часть украшения окна – верхняя часть «украшения лба, чела» дома.
Снаружи окна закрывались ставнями. Они служили одновременно для защиты от лихих людей и для украшения внешнего вида дома.
16
Лоб – так называлась лобовая доска.
Чердак располагался под крышей и на нем хранили предметы, ненужные в данный момент. Изба была двухэтажной, жилые комнаты располагались на «втором этаже», так как там было теплее. А на «первом этаже», то есть на нижнем ярусе, было подполье. Оно предохраняло жилые помещения от холода.
Светлицей называлась комната – светёлка, чистая, ухоженная, для рукоделия и чистых занятий. Здесь были шкаф, кровать, стол, стояли сундуки, в которые собирали приданое для дочерей.
17
Сени – входное холодное помещение в избе, обычно сени не отапливались. Это хозяйственное помещение для хранения домашней утвари. Здесь стояла лавка с вёдрами, лежала рабочая одежда, коромысла, серпы, косы, грабли. В сенях делали грязную домашнюю работу. В сени выходили двери всех помещений. Сени — защита от холода. Открывалась входная дверь, холод впускался в сени, но оставался в них, не доходя до жилых помещений.
Дверь и вход в дом, выход во внешний мир – один из важнейших элементов дома. В древности существовало много оберегов, связанных с дверью и порогом дома. Недаром, и сейчас многие привешивают на дверь подкову на счастье.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Из энциклопедий мы узнали, почему? В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне
берегли тепло, старались его не выпускать. Порог – это граница «своего» и «чужого» пространства. В народных представлениях это было пограничное, а поэтому небезопасное место: «Через порог не здороваются», «Через порог руки не подают». Через порог нельзя и принимать подарки.
18
По высоте дверь была ниже человеческого роста. Приходилось при входе и голову наклонить, и шапку снять. Тем самым, входящий проявлял уважение к хозяину дома.
Крыльцо русской избы было чаще открытым и просторным. На крыльце общались, обменивались новостями, отдыхали, разговаривали о делах. Поэтому крыльцо занимало видное место, было высоким и поднималось на столбах или срубах ввысь.
Дом считался нежилым, если у него разрушено крыльцо. Украшали крыльцо тщательно и красиво, орнамент использовался такой же, как и на элементах дома.
Слово «крыльцо» образовалось от слова «крыть», «крыша». Ведь крыльцо обязательно было с крышей, защищающей от снега и дождя. Часто в русской избе было два крыльца и два входа. Первый вход – парадный, там устраивались лавки для беседы и отдыха. А второй вход – «грязный», он служил для хозяйственных нужд.
19
По внешнему виду русского дома можно было определить кто хозяин и каков он. В одной деревне не было двух совершенно одинаковых домов, ведь каждая изба отражала внутренний мир семьи, которая там проживала.
Выполнили:
Боровиков Вадим
Груздев Денис
Борисов Кирилл
Константинова Анастасия
Чукин Данила
Соколов Илья
Киселёв Евгений
Бутаков Алексей
20
После того, как мы выступили с сообщениями, мы вернулись к макетам домов. Каждый старался украсить свою работу, почувствовать себя творцом. Ведь недаром ещё в старину говорили «Плотник – первый на деревне работник».
21
Так у нас появилось панно «Русская деревня»
Изучая традиции строительства дома, нам захотелось узнать и о предметах домашнего обихода, их названиями и назначением. Под руководством классного руководителя мы составили следующий план:
1. Познакомиться с понятием…
2. Узнать, историю появления этого предмета в доме
3. Какую роль выполнял предмет в доме
4. Узнать обычаи, традиции русского народа, связанные с этим предметом.
Вот что нам удалось узнать.
4.4. Убранство русской избы
Дом и изба в русском языке используются как синоним слова «родина». Если у человека нет чувства дома – то нет и чувства родины! Использовалось слово «дом» и в смысле «семья» — так и говорили «На холме четыре дома» — это означало, что четыре семьи. Под одной крышей жили и вели общее хозяйство несколько поколений рода – деды, отцы, сыновья, внуки. Иногда жила семья из 10 или даже 15-20 человек. Жили люди дружно, друг другу помогали. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
22
Вот мы и в избе.
Если встанем на середину избы и посмотрим наверх, увидим брус, служащий основанием для потолка, – матицу. Матице приписывалась роль символической границы между внутренней частью избы и внешней, связанной с входом и выходом. Гость, войдя в дом, садился на лавку и не мог заходить за матицу без приглашения хозяев, отправляясь в путь, следовало подержаться за матицу, чтобы дорога счастливой была. Когда же в доме рождался младенец, то для новорожденного подвешивали к матице нарядную люльку. Мать привязывала к ней какую-нибудь веревку, и, если вдруг ребенок заплачет, можно было потянуть за нее и покачать люльку.
Пол делали двойным для сохранения тепла: внизу «черный пол», а сверху на нем – «белый пол».
А теперь - загадка: чего из избы не вытащишь? (печь)
Печь занимала примерно четвертую, а иногда и третью часть избы. Печь была символом домашнего очага. В ней не только готовили пищу, но и обогревали помещение,
23
на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты (грибы и ягоды), на ней грелись дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи».
Ставили печку не прямо на полу, а делали для нее массивный сруб – опечье. На настиле опечья ставилась сама печь, а под настилом оставляли пустое место – подпечье. Там хранили ухваты, кочерги, чтобы мешать дрова в печке, печные лопаты и прочую утварь. А в нижнюю часть подпечья зимой пускали кур, чтобы они в тепле лучше несли яйца. Внутри печи располагалась топка – где горели дрова, которая бывала такой большой, что в ней мог легко поместиться взрослый человек.
Но для чего же ему было лезть в печь? А чтобы попариться, ведь печка еще и отличная банька, пар в которой исцеляет от множества болезней. А еще печка предсказывала погоду: если дрова в печи горели с треском – к морозу, с гудящим шумом – к бурану.
Новую печь начинали прогревать постепенно и равномерно. Первый день начинали с четырех полен, и постепенно каждый день добавляли по одному полену, чтобы она была без трещин.
Сначала в русских домах были глинобитные печи, которые топились по-черному. То есть печь тогда не имела вытяжной трубы для выхода дыма. Дым выпускался через дверь или через специальное отверстие в стене. Позже печи стали строить белыми – то есть стали делать трубу, через которую выходил дым.
Печь находилась всегда в одном из углов дома, который назывался печной, дверной, малый угол.
Полати – деревянный настил под потолком русской избы. Они устраивались между стеной и русской печью. На полатях можно было спать, так как печь долго хранила тепло. Если печь для обогрева не топили, то на полатях хранили в это время овощи.
24
По диагонали от печи находился всегда красный, святой, передний угол. Это - центральное главное место в избе.
Красный угол освещен солнцем лучше всех других углов в доме. Он всегда ассоциировался с востоком (восход солнца) и югом. Здесь находились не только образа, но и Библия, молитвенные книги, свечи. Здесь, в красном углу молились на образа. В праздники красный угол украшали вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев. Здесь за столом проходили все трапезы и главные события в жизни семьи: рождение, свадьба, похороны, проводы в армию.
Обеденный стол по обычаю всегда стоял на постоянном месте - в красном углу. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом!
Считалось, что стол – это рука Божья. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стол, стол – Божья ладонь!». На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Скатерть на столе - составляет единое целое со столом. Это символ гостеприимства. Иногда скатерть называлась «самобранкой». Свадебные скатерти хранили как особую ценность. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. Скатерть могли расстилать на земле, ведь скатерть – это «дорога», между миром космическим и миром человека, недаром до нас дошло выражение «скатертью – дорога».
За обеденным столом собирались семьей. Во время приемов пищи места за столом в красном углу были закреплены.
Место в красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почетным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости. Если гость без приглашения хозяина прошел и сел в красный угол — это считалось грубейшим нарушением этикета.
Следующая по значимости сторона стола – правая от хозяина. Это «мужская лавка». Здесь рассаживались по старшинству сыновья. Чем старше мужчина, тем ближе он сидел к хозяину дома.
А слева на «женской лавке» садились женщины и дети.
Хозяйка к столу присаживалась редко, с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. Вставать во время еды было нельзя. Трапеза была неторопливая, долгая.
25
Для гостей была своя – гостевая лавка. Она располагалась у окна. До сих пор есть такой обычай усаживать гостей у окна.
Лавки служили не только местом для сидения, но и местом для сна. Под голову при сне на лавке подкладывался подголовник.
Над лавками выше окон делались полки. На них клали шапки, нитку, пряжу, прялки, ножи, шило и другие предметы домашнего обихода.
В доме также строго соблюдалась мужская и женская половина.
Внутреннее пространство русской избы издавна в народной культуре считалось пространством женщины – она за ним следила, наводила порядок и уют. А вот внешнее пространство – двор и далее – это было пространство мужчины. Например, женщина носила воду из колодца для дома, для приготовления еды. А мужчина тоже носил воду из колодца, но для коров или лошадей. Поскольку жили большими семьями – то проблем не было. Если кто-то из женщин сейчас не мог носить воду – то эту работу выполняла другая женщина семьи. Женщины и дети работали и отдыхали в женской половине избы. В ней ремонтировали утварь, занимались всеми домашними работами.
26
Один из углов женской половины дома – это бабий кут. Его еще называют «запечье». Это место около печи, женская территория. Здесь готовили пищу, пироги, хранилась утварь, жернова.
Иногда «женская территория» дома отделялась перегородкой или ширмой. На женской половине избы за печью были шкафчики для кухонной посуды и съестных припасов, полки для столовой посуды, ведра, чугуны, кадки, печные приспособления (хлебная лопата, кочерга, ухват). «Долгая лавка», которая шла по женской половине избы вдоль боковой стены дома, тоже была женской. Здесь женщины пряли, ткали, шили, вышивали, здесь висела и детская люлька. Если женщины принимали гостей, то гости сидели у порога печи. Никогда мужчины на «женскую территорию» не входили и не трогали ту утварь, которая считается женской. А чужой человек и гость даже заглянуть в бабий кут не мог, это было оскорбительным.
По другую сторону печи, в переднем красном углу, было мужское пространство. Здесь стояла пороговая мужская лавка «коник», где мужчины занимались домашней работой и отдыхали после трудового дня. А также на ней мог переночевать любой человек, зашедший в дом, нищий. Под ней нередко был шкафчик с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным.
Выполнили:
Алексеев Александр
Харузина Софья
Шаганова Полина
Цой Тимофей
Крылова Ирина
Бутаков Алексей
27
4.5. Утварь русской избы
Вся утварь и мебель в русской избе располагались вдоль стен, а центр оставался свободным. «Каждой вещи – своё место». Этот принцип из пословицы соблюдался всегда и везде. Всё в доме было продумано и устроено разумно, чтобы не тратить лишние силы и время на ненужные действия или передвижения. Всё под рукой, всё удобно.
Домашняя утварь, то есть предметы обихода, такие как горшки, крынки для молока, короба с крышками, корзины, сплетенные из ивовых прутьев, бочки и лукошки, а также красиво расписанные деревянные ложки тоже в основном были сделаны своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти и корзины. Мебели в нашем понимании этого слова в русской избе почти не было. Но всё делалось тщательно, с любовью и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз. Например, одежду, обувь и другие вещи хранили в сундуках.
История сундука
История сундука начинается много столетий назад. Достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию, потом дошли и до Руси. Появившись на Руси, у сундука появились свои функции. Он мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула. При этом размеры сундуков варьировались: от крохотных шкатулок до гигантских ящиков! Самое главное, чтобы они соответствовали нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление.
28
Сундук в быту
На Руси сундук являлся важным предметом мебели в каждом доме. Его можно было встретить и в крестьянских избах и в княжеских палатах. Сундуки имели очень широкое распространение, их украшали резьбой, росписями, кованым кружевом. Это был роскошный подарок. Чем богаче сундук был декорирован, тем зажиточнее считался дом хозяина. У небогатых людей сундуки были деревянными, без каких-либо металлических украшений, ручек или замков. Там могло храниться всё, что угодно. Большую часть объёма занимала одежда и постельное бельё. А между одеждой, для секретности, могли быть вложены все семейные реликвии. Например, фотографии. Часто, накрытый мягким матрасом сундук, превращался в удобную лежанку. Иногда сундук специально делали мягким сверху, чтобы на нем удобно было сидеть и спать. А у владельцев, которые побогаче, и сундуки были другими. Они были похожими на своеобразные сейфы. В них были драгоценности. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.
Виды сундуков
Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия.
Раньше всего у русских появились скрыни. (Рисунок №1). Другой разновидностью сундука является ларь - длинный ящик с крышкою, для разного скарба и продуктов (Рисунок №2). Схож по названию, но имеющий совершенно иной вид и назначение ларец (Рисунок №3). Некоторые виды сундуков имели необычную форму, например сундук-подголовок (Рисунок №4). В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Его можно было положить под голову — самое надежное место для сохранности. Также спросом пользовался и сундучок небольшого размера, который назывался ковчег (Рисунок №5). Иногда сундуки обтягивали кожей, тканью или железом. Такой сундук назывался шкатула (Рисунок №6). Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование такого сундука – «шкатулка». Также в хозяйстве использовались дорожный сундук погребец (Рисунок №7) и сундук, который назывался коробейка. (Рисунок №8). Сундук-терем - это сундук, у которого над основным корпусом имеется надстройка в виде крышки (Рисунок №9). Он отличался изысканной отделкой и необычной формой крышки - над основной крышкой размещалась хитро закрывающаяся надстройка. В ней обычно хранили самое ценное - деньги и важные документы. Сундук-терем также мог иметь двойное дно. Русским как любителям загадок такой вариант сундуков пришелся особенно по душе.
Рис.1 Скрыня | Рис.2 Ларь | Рис.3 Ларец |
29
Рис.4 Сундук- подголовок | Рис.5 Ковчег | Рис.6 Шкатула |
Рис.7 Погребец | Рис.8 Коробейка | Р ис.9 Сундук-терем |
Производство сундуков
Изготовление сундука - процесс сложный, требующий участия разных мастеров (плотника, кузнеца, живописца, слесаря). Одни делали деревянные ящики, другие - металлические замки, третьи - ручки, петли, четвертые подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами. Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым прикрепляли скобы - ручки. Сундук был главной крестьянской мебелью.
Сундук на приданое
Сундук играл важную роль в жизни славянской девушки. Обладал магическим смыслом. Посудите сами, сундуки, как и шкатулки, имели отношение к сохранению имущества, а значит, они имели смысл богатства, достатка и счастья. Когда девочке исполнялось 7 лет, ей дарили первый сундук. Это был сундук на приданное. Приданное, как известно, имело колоссальное значение в судьбе каждой девушки. Девушка, начинала собирать своё приданное с малых лет, по мере того как она начинала вышивать, ткать, плести, декорировать. И со временем сундук наполнялся. Поэтому сундуки были чаще всего фамильные, с резьбой! Их ценили и передавали из поколения в поколение. Эта традиция сохранилась вплоть до начала 20 века. Такой сундук показывал, насколько девушка умеет работать руками, косвенно это показывало ещё и то, насколько девушка прилежна.
Сундук в сказках
Сундук был неразрывно связан с жизнь народа, его бытом, поэтому нет ничего удивительного в том, что сундук нашёл своё место и в устном народном творчестве, в том числе в сказках
В русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» сундук – это предмет мебели, он выполняет функции современного шкафа.
«…Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – всё готово: и наткано, и побелено, и в трубы покатано. Отнесёт она холсты к хозяйке. Та поглядит,
30
покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечка - Хаврошечка ещё больше работы задаст…»
В сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек» сундук выполняет функцию дорожной сумки или современного чемодана.
«…Приказал он принести сундуки дорожные, железом окованные; достаёт он старшей дочери золотой венец…с камнями самоцветными…».
В русской народной сказке «Морозко» падчерица старухи за свою доброту получила короб с подарками, а дочка старухи за своё зло осталась ни с чем.
«…Поехал старик в лес, доезжает до того места – под большою елью сидит его дочь, весёлая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте, в серебре, и около – короб с богатыми подарками…»
В сказке П.П. Бажова «Малахитовая шкатулка» в сундук прячут шкатулку с дорогими украшениями:
«…Настасья сама нашивала, помнит, как у нее (от украшений) пальцы затекали, уши болели, шея не могла согреться. Вот и думает: "Неспроста это. Ой, неспроста!" - да поскорее шкатулку-то опять в сундук…».
В волшебном мире сказок сундук выступает в качестве сверхъестественного предмета, имеющего чудесные происхождение и свойства. Например, в русской народной сказке «Царевна-лягушка» в сундуке хранилась смерть Кощея:
Баба-Яга говорит Ивану-царевичу: «…Твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережет…».
Образ сундука встречается в произведениях многих народов мира. Это говорит о древнем происхождении сундука, о его востребованности, и в целом - как неотъемлемой части жизни народа и явлении культуры.
Приметы и поверья, связанные с сундуками
Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них:
- Девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, в противном случае сама замуж не выйдешь и той, кому отдала - счастья не будет;
- Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно было выпустить на волю свое богатство и удачу;
- Перед замужеством родственники невесты садились на сундук и требовали выкуп за приданое;
- Нельзя класть в сундуки детские вещи. Потому что считалось, что одежда ребёнка должна пахнуть материнским молоком;
- Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
Выполнили:
Милова Даша
Максимова Марьяна
Массалина Алеся
Переверзева Вероника
Черненко Илья
31
Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье.
В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была очень разнообразной и приспособленной для готовки в печи. Изначально посуду в Древней Руси делали из дерева (брали липу, рябину, березу). По мнению наших предков, древесина их обладает полезными свойствами. Из дерева делали абсолютно все: и ложки, и миски, и солонки (береста), и кувшины, и многую другую посуду. Дерево брали в качестве материала не случайно. Его легко обрабатывать, оно недорогое и натуральное. Глиняная посуда на Руси появилась позже.
В шкафу – заблюднике (посуднике) выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках.
Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.
32
Для хранения хлеба и сыпучих продуктов в русской избе использовались расписные короба и лукошки.
Чай пили из самовара.
Сито использовалось и для просеивания муки, и как символ богатства и плодородия.
Для хозяйственных нужд в доме использовались бочки, кадки, лукошки. Жарили пищу на сковородах, как и сейчас. Замешивали тесто в деревянных корытах и чанах. Воду носили в ведрах, кувшинах.
33
Кувшин Черепушка
Самой распространенной была глиняная посуда - горшок. В горшках приготовляли щи, самые разные каши, блины, варили картошку, рыбу, парили ягоды.
Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на печь. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета.
Выполнили:
Баранов Ярослав
Соколов Илья
Ловышев Дмитрий
34
В 19 веке на смену глиняным горшкам пришли металлические. Они называются чугунки (от слова «чугун») – горшок округлой формы для тушения и варки в русской печи. В нашей семье есть чугунок. Его привезла бабушка из деревни, где живёт моя прабабушка Нина. Она до сих пор готовит еду в русской печи, варит в них щи, картошку, кашу. Чугунки бывают разных размеров – от 1 литра до 15 литров (с ведро).
Еда, приготовленная в чугунке, очень вкусная, ароматная. Почему? Всё, что готовится в печи, не кипит и не булькает, как на газу, а постепенно нагревается со всех сторон. В русской печи жар держится долго. Печь остывает очень медленно. Еда в чугунке не варится, а томится.
| |
Чугунок накрывают чугунной сковородой. | Вот так с помощью ухвата чугунок ставят в печь. |
| |
Картошка готова! | Так готовится несколько блюд. |
Бабушка готовит обед Прабабушка Нина
Бабушка готовит обед Прабабушка Нина
Выполнил
Магеров Максим
35
Чтобы поставить посуду в печь и достать из печи нужны были ухваты, а для загребания углей в печи использовалась кочерга.
Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро.
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
36
Понятие и история появления.
История русского полотенца уходит корнями в самую древность. «Полотенце» - вы вслушайтесь в это слово! Оно является уменьшительным от слова «Полотно».
Согласно историческим источникам, кусочки ткани, предназначенные для вытирания влаги с тела или с каких-либо предметов и продуктов, появились очень давно. Один из древних источников, в которых упоминается использование полотенец, — это Библия. Но есть доказательства того, что люди начали пользоваться полотенцами еще в каменном веке.
Конечно, древние полотенца существенно отличались от тех, которыми мы привыкли пользоваться. Раньше это были кусочки шкур, ветошь или просто кусочки тканевого полотна. Кроме того, этот кусочек ткани использовался сразу для всего. Но через какое-то время, с развитием домашнего хозяйства и появлением представлений о личной гигиене, полотенца стали различаться по своему предназначению и использованию.
Полотенца кроили из большого куска полотна, они были разного размера, и каждое имело свое значение.
Роль в доме и виды полотенец
По сведениям историков (статья Т. Блиновой «Рушники Центральной России – наше языческое настоящее») мы знаем, что полотенца в Древней Руси были двух видов: бытовые и обрядовые (праздничные).
Бытовые полотенца назывались утирка, утиральник, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник. Они были небольшого размера и предназначались для ежедневного использования - для утирания лица или рук, мытья полов и т. д.
Обрядовые полотенца использовались на всех праздниках и во всех обрядах обязательно. Они очень сильно отличались от бытовых и назывались – рушники. Рушник – это бережно вышитое полотенце. От куска беленого полотна рушили (рвали) полосу (длиной 4 и более метра, шириной 40 см) - отсюда и название пошло - рушник.
В старину не найти было ни одного дома на Руси без полотенец. Полотенце сопровождало человека от рождения до смерти. Говорят, что дом, в котором нет вышитого полотенца, похож на семью, в которой нет детей. По количеству полотенец судили о благосостоянии семьи, по сложности вышивки – о мастерстве и трудолюбии рукодельниц. Рушник в доме - царь. Каждому рушнику – свое значение.
1. Ежедневно, смывая сон, человек утирал лицо утиральником, совершая магический ритуал очищения водой. Утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот, усталости.
37
2. Для готовки-уборки женщины использовали ручник, утирку – это ветошка небольшого размера (как современные кухонные полотенца), висящая при рукомойнике, почти не украшалась вышивкой.
3. На обеденном столе обязательно клали хлеб на хлебное полотенце - хлебник, грехом считалось прикосновение чистого хлеба с непокрытым рабочим столом. В дальнейшем он «вырос» и превратился в скатерть.
4. Вышитыми полотенцами украшали иконы, называлось такое полотенце "Божни′к".
Это были длинные холсты с узорами на концах, или вышивкой вдоль одной стороны.
38
5. При входе в дом в сенях висел защитный рушник, такие же висели на окнах. Самой важной ролью этой святыни в доме было обереговое. Волшебство и магическую силу ему давала вышивка.
Рушники были белого цвета, что символизировало чистоту, добро, защиту от всякой нечисти. Вышивка производилась обычно крестиком – символом веры в Иисуса Христа. А также каждый символ и цвет имели свой четкий смысл. Ролью оберега были наделены геометрический и растительный орнаменты, расположенные в виде прямых полос по краю изделия.
6. Визитные полотенца говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.
7. Ни одна свадьба на Руси не обходилась без рушников. Рушниками украшали свадебный поезд — лошадей, упряжь, одежду гостей. Жених и невеста во время венчания вставали на полотенце, а под него родственники жениха клали серебряные монеты и пшеницу – на счастье и богатство.
39
Руки невесты и жениха связывали «союзным» рушником, на которых вышивались имена жениха и невесты. Вышивка на свадебных рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза.
После венчания родители встречают молодых караваем. Его так же подносят на специальном свадебном рушнике - "хлебосольном". Этот рушник служит пожеланием счастья, верности, богатства и многодетности.
8. Существовали подорожные рушники. Такие рушники, небольшие, со скромной, но тщательно продуманной вышивкой, давались с собой в дорогу тем, кто покидал родной дом: воинам, торговцам. Подорожный рушник символизировал пожелание лёгкого пути и скорого возвращения. Отсюда пошла известная присказка “скатертью дорога!”.
40
Вышивание полотенец было одним из главных у крестьянских девушек. С малолетства девочек обучали держать в руках веретено и иголку. И вечерами при лучинах женщины собирались вместе в одной горнице, вышивали красивые рушники и пели протяжные песни.
Сколько часов мастерицы по вечерам, при свете лучины трудились над каждым таким полотенцем, сколько души и тепла было вложено в каждое такое полотенце!
Выполнили:
Димидюк Кира
Плетнёва Анна
Кашицына Ксения
41
4.6. Одежда и обувь
В основе старинной одежды мужчин и женщин лежит рубаха. С первого взгляда – женский и мужской костюм – кажутся простыми: рубаха с расшитыми рукавами, сарафан, головной убор. Но если внимательно присмотреться, то можно увидеть, какие они разные. Ведь вся одежда шилась и украшалась вручную, и каждая девушка или женщина старалась, чтобы ее платье было самое лучшее.
И мужская и женская одежда богато украшалась вышивкой. А дело это нелегкое. Надо не только большое терпение иметь, да трудолюбивой быть. Цвет играл не последнюю роль. На Руси особенно любили красный. Красный – значит красивый. По белой ткани красная вышивка олицетворяла чистоту и праздничность.
По одежде можно было судить о вкусе и умении мастерицы, ведь крестьянка сама себе делала наряд. Женская одежда состояла из рубахи, сарафана.
Рубаха – основа женского народного костюма. Шилась она из белого льняного полотна. Ее праздничный вариант украшался вышивкой, оберегавшей от дурного глаза. Считалось, что чем богаче украшена рубаха, тем счастливее ее владелица.
Сарафан - женская одежда без рукавов на лямках. Наиболее распространённым был сарафан со швом посередине переда, отделанным узорными лентами или пуговицами.
42
Посмотрите, какой красивый костюм у этой красавицы. Он состоит из вышитой рубахи, и богато украшенного золотым шитьём сарафана. Много вечеров нужно было просидеть над вышивкой, чтобы сделать себе такой наряд.
Я скажу вам без обмана:
Лучше нету сарафана.
Мне сказала баба Настя:
Сарафан приносит счастье.
Женские головные уборы. С самых ранних лет девочки на Руси носили обычные тесёмки, сделанные из материи. В более старшем возрасте им приходилось носить другой девичий головной убор – повязку (перевязку). Как правило, такие повязки создавались из бересты, шелковых лент. Их владелицы украшали свои головные уборы вышивкой.
43
Еще одной разновидностью старинного женского головного убора является венец (венчик). Он произошел от венка, который составляли из разных цветов. Согласно верованиям предков, этот убор оберегал от нечистой силы. Делали венчики из тоненькой металлической ленты. Также для этого использовались бронза и серебро. По внешнему виду такой головной убор был похож на повязку, но единственным отличием были крючки для ленты, чтобы крепко завязывать венчик на затылке. Нередко венец украшали узорами с зубцами наверху. На большие праздники девушки надевали уборы, украшенные нитями жемчуга.
Как только девица выходила замуж, этот элемент наряда сразу менялся. Женщина одевала на голову платок, или убрус. Этот платок состоял из достаточно тонкого полотнища прямоугольной формы. Оба конца скалывали под подбородком или же завязывали на макушке фигурным узлом, но для этого требовалось особое умение, которым владела далеко не каждая русская женщина. Также концы могли спускаться на плечи или спину и богато расшивались. При составлении собственного головного убора в обычные дни женщины использовали волосник (повойник). Он представлял собой маленькую шапочку-сетку, сделанную из тонкого материала. Повойник, как правило, украшался разнообразными камнями, жемчугом, которые женщины самостоятельно нашивали на зону лба. Такая нашивка была уникальной и особенной, так как каждая мастерица берегла ее и передавала своей дочери, прикрепляя уже на ее головной убор. Основным предназначением было спрятать женские волосы от глаз посторонних. Сверху повойника в зимнее время обязательно надевалась шапка или же платок.
Каждая женщина относилась к своей одежде и головным уборам с трепетом, ведь именно они говорили о ней как о хозяйке и верной жене.
44
Костюм мужчины был менее затейлив. Основными частями мужской одежды как сейчас, так и в старые времена являются рубаха и порты (штаны). Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Мужские рубахи шили из белой, синей или красной ткани и украшали вышивкой. Могла быть рубаха и из клетчатой ткани. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком. Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Они были темных расцветок, иногда в полоску. Держались порты на шнурке, который завязывался вокруг талии. Заправляли их в сапоги или обёртывали онучами и поверх надевали лапти. Онучи представляли собой длинные полоски ткани, которые обертывали поверх портов. Наматывались они на ноги, полностью закрывая голень. Использовались для защиты ног и удобства при ношении лаптей. Онучи носили не только с лаптями, но и с ботинками. До изобретения и введения в повседневную жизнь носков это был единственный вариант защиты своих ног от кровавых мозолей. За счет дополнительного шерстяного слоя обеспечивали тепло даже в морозы. Лапти — обувь, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие), берёсты или пеньки. Лапти к ноге привязывали завязками. Зажиточные люди поверх портов носили очень толстые чулки. Кто по - богаче обувались в высокие сапоги без каблуков из цветной кожи.
Женщины также носили лапти с онучами или сапоги из цветной кожи без каблуков, которые украшали вышивкой.
45
Я парнишка озорной,
Я в рубахе расписной,
Шапку до бровей надвину,
Хоть пиши с меня картину.
46
В ходе работы над проектом, мы делали макеты, искали у бабушек старинные вещи, фотографии. Так появилась идея создания «экспонатов» для мини – музея в классе.
47
Творческая группа
Магеров Максим
Чукин Данила
Вьюшин Артём Москалёва Дарья
Соколов Илья
Крылова Ирина
Переверзева Вероника
Орнатская Вероника
Милова Дарья
Бушуева Елизавета
Черненко Илья
48
5. Заключение
В заключении хочется сказать, что эта работа дала нам возможность соприкоснуться с историей нашего края, узнать русские национальные традиции деревянного зодчества.
В ходе работы над проектом мы узнали: из чего сделаны жилища наших предков, рассмотрели особенности строения русской избы, внутреннее убранство жилища. Мы считаем, что знать историю народа, его быт необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать.
Помните, что нужно знать своё прошлое. Недаром говорят: «У людей, не знающих своего прошлого, нет будущего!».
Изучив материалы по проекту, мы нашли одно общее сходство для всех поколений - это дом. Пришли к выводу, что строительство дома для крестьянина было особенным событием. Для русского человека дом – это не просто жилая постройка, это и родина, и семья, поэтому строительству дома и его обустройству наши предки всегда уделяли большое внимание. Как и раньше, так и сейчас хочется всем, чтобы его дом был наполнен теплом, любовью и покоем.
Считаем, что данный материал будет полезным и познавательным. Данный проект может быть использован во внеклассной работе, а так же на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО и технологии.
49
6. Литература
1. Александрова Л. Деревянное зодчество Руси. – М.: Белый город, 2004.
2. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л.: Наука, 1983
3. Заручевская Е. Б. Про крестьянские хоромы. Книга для детей. – М., 2014.
4. Интернет-портал «История вещей. ру»
5. Калашникова Н. М. «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002.
6. Князева О. Л. «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998.
7. Короткова М. В. «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003
8. Ожегов С.И. «Словарь» - М.:ИТИ Технологии, 2008 г.
9. Раппопорт П. А. «Древнерусское жилище». Л., 1975
10. Ресурсы Интернета
11. Рогов А. П. Мир русской души.- М.: Терра – Книжный клуб, 2002
12. Фото из семейного архива.