МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 124» г. Курск Проект по здоровому образу жизни
Воспитатель:
Давыдова Татьяна Олеговна
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский.
В современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», в результате:
- Увеличивается статистическая нагрузка на определенные группы мышц;
- Снижается сила и работоспособность мускулатуры;
- Нарушается функции организма.
Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в ежедневной двигательной активности – одна из важнейших задач, которая отражена во всех программах по воспитанию и обучению дошкольников. Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Поэтому в детских садах стараются повысить двигательную активность детей с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и укрепления здоровья детей. Одним из средств решения поставленных задач является использование нестандартного физкультурного оборудования. Применение нестандартного оборудования и пособий вносит разнообразие в подвижные игры и физкультурные мероприятия, позволяет шире использовать различные упражнения, вносить изменения, разнообразить праздники и развлечения, как в помещении, так и на свежем воздухе.
Формировать у детей основы здорового образа жизни посредством использования нестандартного оборудования.
- Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.
- Изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни.
- Развивать у детей желание заниматься спортом.
- Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
- Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
- Изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками и использование его на занятиях, играх, гимнастике после сна.
- Формировать интерес к нестандартному оборудованию, приобщать родителей к его изготовлению; развивать творчество, фантазию при использовании нестандартного оборудования; мотивировать детей на двигательную активность, через использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности.
- Подобрать и систематизировать материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.
- Разработать демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий с детьми.
- Создать нестандартное оборудование для укрепления физического и психического здоровья;
- Привлечь родителей к организации оздоровительной работы с детьми на развитие и закаливание организма.
Модель трёх вопросов
№
п/п
1
Имя ребенка
Саша
2
Что я знаю?
Что я хочу знать?
Чипсы кушать вредно.
Лера
3
Как узнать?
Зачем делают прививки?
Надо чистить зубы утром и вечером.
Женя
4
Спросить у медсестры садика.
Илья
Что такое иммунитет?
Витамины пьют для иммунитета.
5
Нельзя ходить раздетым когда холодно.
Спросить у воспитателя, попросить маму почитать в интернете
Что такое плоскостопие?
Борис
Спросить у воспитателя, доктора.
Зачем делать каждый день зарядку?
Надо закаляться.
Спросить у мамы, доктора, воспитателя.
Что такое сколиоз?
Спросить у мамы, доктора, воспитателя.
Подготовительный:
- Разработка плана реализации проекта;
- Изучение литературы, интернет ресурсов о проблеме;
- Анкетирование , консультирование родителей;
- Изготовление нестандартного оборудования.
Основной:
- Выполнение запланированных мероприятий;
- Использование нестандартного оборудования в самостоятельных видах деятельности;
Заключительный:
- Подведение итогов работы;
- Проведение мастер-класса «Использование нестандартного оборудования в ДОУ как эффективного средства приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» для педагогических работников ДОУ г. Курска
- Расширение знаний детей о том, что такое здоровье и как его сберечь
- Обогащение двигательного опыта;
- Развитие внимания, ловкости, умения быть в коллективе;
- Бережное обращение с пособиями, применение их творчески;
- Развитие навыков самостоятельной двигательной активности при использовании нестандартного оборудования.
- Способствовать повышению физического здоровья детей.
- Повысить интерес родителей к укреплению здорового образа жизни в семье.
- Расширение знаний детей о своем здоровье.
Подготовительный этап:
- Создание условий для реализации проекта, подбор литературы, информации для теоретической части проекта, материалов для изобразительной деятельности.
- Анкетирование родителей: «Растем здоровыми»
- Опрос детей: «Что мы знаем о здоровье?»
- Анализ полученной информации, корректировка содержания проекта с учетом полученных данных (и потребностей родителей)
Основной этап:
- Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
- Организация работы с родителями.
- Беседы с детьми.
- Чтение художественной литературы.
Заключительный этап:
- Подведение итогов проекта, анализ совместной родительской и педагогической деятельности
- Презентация проекта.
- Беседы по темам: «Для чего человеку движение? », Формирование основ здорового образа жизни».
- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций.
- Утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика.
- Гимнастика пробуждения, ходьба по дорожке «здоровья». Физические упражнения с нестандартным оборудованием.
- Подвижные игры на свежем воздухе и в помещении с использованием нестандартного оборудования.
- Опрос родителей о культуре здоровья в семье, анкетирование.
- Консультации: «Как правильно заниматься физическими упражнениями дома», «Как предупредить развитие заболеваний у детей».
- Оформление информационного уголка для родителей
- Изготовление нестандартного оборудования.
В результате реализации проекта:
- Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.
- Дети знают и называют:
- -что такое здоровье и как его сберечь;
- -что такое витамины, их роли в жизни человека;
- -что такое микробы и вирусы; как предупреждать болезни; некоторые правила оказания себе первой помощи;
- -пословицы о спорте и здоровье и мн. др.
- Дети стали более активны, физически развиты.
- Повысился интерес детей к выполнению основных движений и игр.
- Развилась наблюдательность, воображение, зрительная память.
- Родители получили информацию по укреплению здорового образа жизни в семье. Появился интерес к образовательно – воспитательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
«Дорожки здоровья» Цель: осуществлять профилактику плоскостопия; укреплять иммунитет, развивать внимание, мышление, сообразительность
«Заяц- кольцеброс и мячебол»
Цель: развивать ловкость, мелкую моторику рук, глазомер, и меткость.
«Мешочки для метания» Цель: для развития силы рук; развития глазомера, ловкости, меткости, а также для развития мелкой моторики.
«Лыжи» Цель: формировать умение согласовывать свои действия с действиями членов команды, упражнять в имитации движений на лыжах, развивать чувство ритма, воспитывать интерес к спортивным упражнениям.
«Балансир» Цель: Совершенствовать равновесие и координацию движений, укреплять мышцы тазобедренного сустава и голеностопной части ноги, развивать двигательную и эмоциональную активность.
Змейка Цель: формировать умение прыгать на двух ногах, перешагивания через преграду, развивать мышцы стоп, укреплять суставно-связочный аппарат.
Лабиринт Цель: развитие ориентировки, координации, мелкой моторики рук, мышц ног. Развитие правильной осанки, профилактики плоскостопия.
Быть здоровым – это модно! Дружно, весело, задорно! Становитесь на зарядку, Организму – подзарядка!!!
«Напольный мини-бильярд» Игра средней подвижности. Игра развивает меткость, глазомер, мелкую моторику рук, развивает внимание, мышление, сообразительность
«Напольный мини-бильярд»
Лабиринты из коктейльных трубочек. Цель: способствовать развитию умений в пространственном ориентировании на плоскости, формировать умение двигать шарик в разном направлении по лабиринту.
В процессе приобщения детей к здоровому образу жизни с помощью нестандартного оборудования, как итог работы, был разработан ЛЕПБУК – многофункциональное пособие в котором были собраны материалы по ЗОЖ для удобного запоминания материала. Материал был подобран с учетом индивидуальных особенностей детей, который способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме; способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме. Лэпбук – стал отличным помощником в работе.