М
униципальное общеобразовательное учреждение Рогачёвская средняя общеобразовательная школа
Тема выступления: «Проектная деятельность как инструмент формирования естественнонаучной грамотности»
Проект подготовила: учитель начальных классов
Логинова Анна Викторовна
2022г.
Введение
Важной составной частью функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность. Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для постановки вопросов, освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений, основанных на научных доказательствах.
Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях.
Нас волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавании разных методов и приёмов обучения.
Тема проекта: «Покормите птиц зимой»
Актуальность проекта. Птицам очень трудно пережить холодную зиму. Не так страшен им мороз, как голод. Голодная птица не переносит даже слабых морозов, поэтому много птиц гибнет зимой: из десяти птиц до весны доживает всего одна-две.
Проблема: Как мы можем помочь птицам перезимовать?
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно – творческий , среднесрочный (1,5 месяца)
Форма работы: внеурочная
Формы реализации:
показ готовых кормушек;
выпуск стенгазеты, изготовление и распространение буклетов «Как помочь птицам пережить зиму»;
оформление проекта в виде презентации и видеоролика
Цель проекта: организовать помощь птицам в зимний период.
Задачи проекта:
• Пополнить знания обучающихся о зимующих птицах нашей местности.
• Вести наблюдения за разнообразием птиц, прилетающих к кормушкам.
• Изучить «зимнее меню» наших пернатых друзей.
• Изготовить кормушки и развесить их.
Перед началом проекта был проведен опрос, который показал уровень сформированности представлений обучающихся о зимующих птицах.
Высокий уровень 30%. Обучающиеся без труда называют зимующих птиц. Знают характерные признаки. Связно и последовательно отвечают на поставленные вопросы.
Средний уровень 40%. Обучающиеся иногда допускают незначительные ошибки при названии птиц. Знают характерные признаки, но допускают неточности в ответах.
Уровень ниже среднего 30%. Обучающиеся часто допускают ошибки при названии птиц. Затрудняются назвать характерные признаки. На поставленные вопросы отвечают с ошибками.
Описание проекта
2.1. Подготовительный этап. Включает в себя:
Обсуждение проблемы цели и задач с учащимися.
Создание условий для реализации проекта.
Подбор познавательной, художественной литературы.
2.2. Основной этап (практическая часть)
Самостоятельный поиск информации о зимующих птицах.
Беседы о зимующих птицах.
Изучить «зимнее меню» наших пернатых друзей.
Проведение различных мероприятий в классе: аукцион загадок; разгадывание кроссворда, разучивание стихов о птицах.
Чтение рассказов, пословиц, поговорок о птицах.
Выпуск стенгазеты и детских буклетов с целью защиты и помощи зимующим птицам;
Совместное изготовление кормушек с учителем и развешивание их в школьном дворе.
Первым шагом реализации проекта была самостоятельная работа учеников в группах (поиск информации о зимующих птицах) и подготовка сообщений. Путем наблюдений выяснили какие птицы зимуют в нашем селе.
Чтобы помочь зимующим птицам нашего региона, необходимо знать, чем они питаются?
Изучив материал о птицах, узнали, какие птицы зимуют в наших краях и на основе своих наблюдений сделали вывод и составили таблицу о видах корма для зимующих птиц.
Название птицы | Чем питается в природе зимой | Чем можно подкармливать |
Воробей, голубь | Семена сорных растений, хлебные крошки. | Семена подсолнуха, а также крошки белого хлеба |
Синица | Семенами и другой растительной пищей, личинками и куколками спрятавшихся насекомых. | Семена, мясо, несоленое сало. Очень любят семечки подсолнечника. |
Дятел | Семена сосны и ели, личинками и куколками спрятавшихся насекомых. | Сухофрукты, свежие мягкие фрукты, несоленое сало. |
Снегирь | Семенами растений и ягодами. | Ягоды рябины, семена подсолнечника. |
Сойка | Питается насекомыми, семенами и ягодами. | Белый хлеб, жёлуди и шишки. |
Поползень | Питается насекомыми, семенами и плодами. | Несолёное сало и сырое мясо. |
Из таблицы видно, что основной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные и не солёные), крошки белого хлеба, несолёное сало. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку и гречку. Любят птицы клевать ягоды рябины.
Следующим шагом работы стал сбор информации о кормушках.
Мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из пластиковых бутылок. Конструкция получается прочной, не требует дополнительной обработки, а при необходимости её легко заменить. Можно также использовать пластиковое ведерко с крышкой. Удобны и коробки из-под молока — они имеют специальное водоотталкивающее ламинированное покрытие, работать с ними легко, а прослужат они достаточно долго.
Следующим нашим этапом был выпуск стенгазеты и детских буклетов с целью защиты и помощи зимующим птицам.
Провели различные мероприятия в классе: аукцион загадок, разгадывание кроссворда, разучивание стихов о птицах.
С ребятами читали рассказы, пословицы, поговорки о птицах. Ежедневно подкармливаем птиц.
2. 3. Заключительный этап.
На заключительном этапе были подведены итоги изучения данной темы.
1) Пополнились знания обучающихся о зимующих птицах в нашем регионе (какие птицы прилетали к кормушке, их внешний вид, предпочтения в питании).
2) Обучающиеся познакомились с видами кормушек, выбрали самый оптимальный вариант для самостоятельного изготовления. Изготовили кормушки для птиц.
3) В ходе работы над проектом учащиеся проявили любознательность, познавательную активность, творческие и коммуникативные способности.
Таким образом, мы сделали вывод: если постоянно подкармливать зимующих птиц, мы можем помочь им пережить холодный период года.
После проделанной работы по завершению проекта был проведен повторный опрос, где учащиеся старались связно и последовательно отвечать на поставленные вопросы о зимующих птицах. Результат стал лучше. Это мы видим в представленной таблице.
Высокий уровень 60%.
Средний уровень 30%.
Уровень ниже среднего 10%.
Уровень сформированности представлений детей о зимующих птицах |
| На начало проекта | По завершению проекта |
Высокий | 30% | 60% |
Средний | 40% | 30% |
Низкий | 30% | 10% |
В заключении с уверенностью могу отметить, что в процессе проектной деятельности у учителя есть возможность успешно развивать естественнонаучную грамотность на внеурочной деятельности.