Экологический проект
«Кормушка для птиц»
Выполнили:
Звягинцева Е.Ю.
Лепешкина Т.В.
Ноздрина Н.В.
Экологический проект «Кормушка для птиц»
Название проекта «Кормушка для птиц».
Авторы проекта: Звягинцева Е.Ю., Лепешкина Т.В., Ноздрина Н.В.
Вид проекта: групповой, информационно – практико – ориентированный. Образовательная область «Познание» (формирование целостной картины мира экология).
Цель: закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
-
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
-
Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц 3. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
-
Научить детей правильно их подкармливать.
Краткое содержание проекта:
Срок проведения: 3 месяца.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагоги, родители.
Форма проведения: в повседневной жизни и различных видах деятельности.
Ожидаемый результат:
-
Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
-
Заинтересованность 80 % детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
-
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
-
Активное участие родителей в реализации проекта.
-
Учим детей заботиться о птицах.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Длительное время в группе уделяется большое значение экологическому воспитанию детей. Мы считаем, что необходимо воспитывать у детей с первых лет жизни гуманность, творческие способности, понимание и любовь к окружающему миру и природе.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их -не счесть!
Видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть.
И для птиц тепло.
Приучайте птиц в мороз к своему окну
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности, к природе. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией - с наступлением холодов проявлять заботу о птицах. Не только холодно, но и голодно стало птичкам-невеличкам. Обсудив с детьми проблему, как помочь птицам выжить зимой, мы решили открыть птичьи столовые, подкармливать и заботиться о них в суровые зимние холода. Мы развесили птичьи столовые по веткам деревьев и каждый день угощаем своих маленьких друзей разными птичьими яствами: семенами, зёрнышками, хлебными крошками, даже сало для синичек повесили. Теперь будет о ком ежедневно заботиться детям. Если раньше к нам изредка прилетали не такие уж и частые гости, как снегири и клесты, то сейчас наверняка они будут нашими частыми гостями. Мы уверены, что наши дети вырастут настоящими защитниками природы!
Актуальность проблемы
-
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
-
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
-
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
-
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
-
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
* Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются
зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что
становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут
выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если
постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить
холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность. Люди давно уже придумали, как помогать зимовать птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое крестьянское хозяйство. «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною» — говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки.
План реализации.
- Срок реализации: декабрь – февраль.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
-
Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями
-
Создание необходимых условий для реализации проекта
-
Обоснование, предсказание путей реализации проекта
II этап – основной (практический)
-
Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах
-
Заготовка корма для птиц
-
Изготовление листовок, плакатов «Покормите птиц зимой»
-
Подкормка и наблюдение за птицами
-
Выставка детских работ
-
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
-
Тематические выставки
III этап-заключительный
-
Обработка результатов по реализации проекта
-
Организация птичьей столовой» Зернышко» на территории детского сада
-
Акция «Птицы – наши соседи на земле»
Работа с детьми
-
Образовательная область: «Познание» - цикл наблюдений «Природа и мы»,
«Птицы у кормушки», «Столовая для птиц», «Зимующие птицы».
Поисково –экспериментальная деятельность: «Изучаем жизнь зимующих птиц»
Познавательное занятие: «Птички – невелички»
Рассматривание картины: «У кормушки»
Занятие путешествие: «В гости к синичке»
-
Образовательная область: Чтение художественной литературы - цикл рассказов о птицах
- Е. И Чарушин «Про больших и маленьких»,
- М. Юрахно «Веселые загадки о птицах»,
- Павел Барто «О чем поют птицы», «Пусть поют птицы», «Столовая для птиц»
- Александр Яшин «Покормите птиц»
-
Образовательная область: «Безопасность» - цикл «Безопасный мир», «Правила поведения в природе»
-
Художественно продуктивная деятельность:
Коллективная работа «У кормушки» (фото).
Рисование «Снегирь», «Кормушка для птиц», Лепка «Птичка невеличка».
-
Образовательная область «Физическая культура» - игра «Птички - невелички», «Птички в лесу»
-
Образовательная область «Социализация»-«Летопись добрых дел». Домашнее задание для родителей и детей составление книжки – малышки «Птицы наши друзья»
-
Стенгазета «Птицы зимой»
-
Организация содержательной досуговой деятельности
Взаимодействие с семьей
-
разработка модели просвещения родителей «Все начинается с семьи – роль семьи в воспитании экологической культуры детей»
-
Лекторий для родителей «Как прививать любовь и уважение к о всему живому».
-
разработка информационных буклетов для просвещения населения по теме «Покормите птиц зимой»
Проведя наблюдения за птицами, мы сделали следующие выводы:
-
Птицы с удовольствием прилетают к нашим кормушкам и лакомятся кормом.
-
Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем
-
Птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.
-
В нашей местности зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы (рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири).
-
Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма, сытой птице мороз не страшен.
-
Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки, нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
-
Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками.
Наши наблюдения подтверждают гипотезу. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
В нашей столовой каждый день было много гостей. Птицы стали нашими друзьями. Мы постарались оправдать их доверие. На следующий год, мы собираемся продолжить эту работу и принести много радости нашим пернатым друзьям. Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле! А птицы не останутся в долгу, летом они защищают растения от вредителей. Кормушки, расположенные на пришкольном участке – отличное средство пропаганды охраны птиц.
Приложение 1
Экологическая беседа о зимующих и перелетных птицах
Экологическое занятие
«Беседа о зимующих и перелетных птицах».
Цель: учить детей доброте, бережному отношению к природе. Воспитывать бережное отношение к птицам, формировать обобщение представление о зимующих и перелётных птицах; знакомить с особенностями их жизни, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворение потребности в пище, как можно спасти птиц от гибели; дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой. Углублять представления о причинах отлёта птиц. (замерзание водоёмов, исчезновение корма,и т. д.) Классификация птиц:
Зимующие (воробей, ворона, синица, сорока, дятел, снегирь); Перелетные (соловей, скворец, трясогузка, кукушка).
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Словарная работа: зимующие, перелётные, время года, юг.
Материал: картинки с изображением птиц, рассматривание иллюстраций «Птицы зимующие и перелётные», картины русских художников.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за птицами; рассматривание картинок с изображением перелётных и зимующих птиц.
Дидактическая игра: «Птичья столовая»
Цель: учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать детям элементарное знание о то, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Беседа о зимующих и перелётных птицах.
Воспитатель: Зима очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь надо заботиться о птицах-верных друзьях леса и сада.
Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку. Ищут щели и трещины в коре, где прячутся насекомые. Если же ветки покрылись ледяной коркой после оттепели или был сильный снегопад их поиски бесполезны. Нужно поддержать птиц. Сегодня, мы с вами будем говорить о птицах. Ребята послушайте стихотворение и определите, о каком времени года говорится в стихотворении:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года как зовётся?
«Осень».
-Ребята, что говорится в этом стихотворении о птицах? Как вы думаете, почему птицы улетели? Но ведь не все птицы улетели? Найдите на картинках птиц, которые будут у нас зимовать. (Дети рассматривают картинки, называют зимующих птиц и показывают их).
Воспитатель: читаю детям стихотворение:
О чем поют воробушки в последний день зимы?
Мы выжили! Мы выжили!
Мы живы! Живы мы!
Дети, об этом поют не только воробьи, но и другие зимующие птицы. А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, вороны, синицы, сороки, голуби, дятлы) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и добывают еду даже в самые холодные зимы. Ребята, как вы думаете, чем питаются птички зимой? А чем питается дятел? Что такое «кузница дятла»? Почему его прозвали лесным доктором? Дети, а почему синички зимой прилетают ближе к дому человека? Мы с вами, будем кормить эту красивую птичку.
Воспитатель: показываю детям картинку с изображением синички. Посмотрите, какие красивые у нее перья; на голове-чёрные, на грудке-жёлтые, на щеках белые, крылья и хвост покрыты перьями синеватого цвета, поэтому эту птичку называют синичкой. Ребята, а как вы думаете, что ест синичка весной и летом? Видите, дети какие полезные синички. Весной и летом они поедают много разных букашек, которых достают из-под коры деревьев своим клювом. Этим синички помогают деревьям, спасают их от вредителей. А чем мы можем подкормить синицу зимой? Что она любит больше всего? Синицы кроме семян, очень любят кусочки несолёного сала и мясо.
-Ребята, мы с вами назвали птиц, которые остаются с нами зимовать.
Воспитатель: предлагаю детям загадки:
Чик-чирик, к гнездышкам прыг?
Клюй, не робей!
Кто это? …(воробей).
Он долго дерево долбит,
И всех букашек истребит,
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый, пёстрый (дятел)
Целый день: тень-тень!
Угадайте, что за птица?
То весёлая
…(синица).
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это-…(снегири).
Это птица никогда.
Для птенцов не вьёт гнезда (кукушка).
–Ребята, а теперь покажите картинки и назовите птиц, улетевших в тёплые края. Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
Физкультминутка: Снегом засыпаны снег и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Игра с мячом «Кого чем угостим?». Воробья-крошками, синицу-салом, снегиря-рябиной, голубя-пшеном, свиристель-семечки.
Итог занятия. Занятие заканчивается стихотворением «Покормите птиц зимой» А. Яшина.
Сегодня, мы с вами, пойдём на прогулку, повесим кормушку и положим в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых-вредителей и охранять наши парки, скверы и сады. На прогулке после данного занятия и на всех последующих дети будут продолжать наблюдать за зимующими птицами, прилетающими покормиться к нашим кормушкам, развешанным на деревьях нашего участка.
Приложение 2
Сорока - прожорливая воровка. Сороки любят все яркое и блестящее и часто прячут в своих гнездах целую коллекцию украденных "драгоценностей". Может быть, именно поэтому они стараются не улетать далеко от мест своего обитания: боятся, как бы кто-нибудь не забрал назад найденное зеркальце или обертку от конфеты. Но зимой и сорокам приходится сложно. Поэтому они рискуют улетать подальше от гнезда, чтобы проверить, есть ли еда в кормушках. Шумные птицы быстро хватают лакомые кусочки и спешат домой, к родному гнезду.
Снегирь - зимний гость. Эту птицу можно увидеть на улице или в лесу только зимой. Потому она и называется "снегирь", ведь прилетает в наши края после первых снегопадов. Часто этих нарядных пернатых рисуют на новогодних открытках. Ведь выглядят снегири очень красиво: их красная грудка выделяется на фоне сугробов и опавших деревьев. Едят эти птицы семена и орехи, но больше всего любят ягоды. Поэтому чаще всего снегирей можно найти на рябиновых деревьях или яблонях. С удовольствием прилетают они и к кормушкам.
Синица - ловкая и яркая птичка. Желтые грудки синиц зимой в России можно увидеть повсюду. Ведь этой шустрой птичке в морозы приходится особенно трудно. Запасов на зиму она не делает, поэтому старается держаться поближе к человеческому жилью. Синички - постоянные посетители кормушек. Особенно они любят сало, которое сразу же хватают и уносят в клюве. Можно накормить маленьких пташек семечками или сухофруктами. Синицы быстро привыкают к вкусной еде и регулярно навещают того, кто дает им вкусное угощение. А еще вместе с ними можно отпраздновать веселый праздник наступления весны - Синичкин день.
Свиристель - лесной красавец. В теплое время годы эти пернатые живут в лесах и радуют слух веселыми песнями со свистом (вот поэтому их и называют свиристелями). Вид у птиц очень нарядный: их розовый хохолок и хвост заметны издалека. Зимой свиристелям сложно приходится в лесу. Поэтому они собираются в стаи и стараются перебраться поближе к людям. Известно, что свиристели очень прожорливы. Поэтому еды им нужно много. Летом такие птицы с удовольствием кушают насекомых, зимой же переходят на более простой корм. Угостить лесных красавцев можно ягодами, семечками или орехами. Они с удовольствием все съедят и обязательно вернутся к кормушке.
Поползень - запасливая птица. Пока другие пернатые зимой ищут кормушки, чтобы достать хоть какую-то еду, поползень прекрасно чувствует себя в лесу. Эта ловкая птичка начинает делать запасы на холодные времена еще летом. Поползень собирает грибы, ягоды, орехи и прячет их недалеко от своего гнезда. В морозы у него оказывается так много еды, что искать еще что-то просто не нужно. Свое название поползень получил из-за привычки спускаться с деревьев. Он не прыгает, как другие птицы, а словно ползет.
Клёст - птица, которая не боится морозов. Самая необычная птица из зимующих в России - это клёст. Ему не страшен даже сильный холод, ведь живет он в Сибири, где растут бескрайние сосновые и еловые леса - тайга. Потому и клюв у клёста необычный, похожий на кривые щипцы. Он помогает птице доставать орехи и семена из шишек, растущих на кедрах и других хвойных деревьях. Клёст - единственная из птиц, у которой зимой появляются птенцы. Все остальные предпочитают высиживать яйца в теплые времена. Чтобы птенчики не замерзли, заботливые родители устилают гнездо мхом, шерстью и клочками меха животных. Пищей для малышей служат орешки и семечки из шишек.
Дятел - труженик леса. Птичку в красной шапочке и с острым клювом трудно не заметить на дереве. Ведь дятел создает в лесу постоянный шум: он стучит носом по коре и ищет внутри личинок, которых с удовольствием потом ест. Острый клюв дятла такой мощный, что может достать пищу даже из промерзших деревьев. Поэтому зимой птица не улетает, а остается на привычном месте. Дятлов считают настоящими помощниками леса. Ведь они уничтожают вредных личинок и спасают деревья. Частыми спутниками дятлов становятся шустрые синички. Они ждут, когда жучок или червячок упадет с дерева, и тут же его съедают.
Голубь - постоянный спутник человека. Еще одна птица, которую можно встретить в любом городе, это голубь. Ласково таких пернатых называют сизарями из-за особенного, сероватого, цвета перьев. В лесу голуби жить не могут: их лапы устроены так, что не способны удержаться на ветках деревьев. Так что сизарям пришлось перебраться поближе к человеку и стать постоянными обитателями парков, скверов и площадей. Известно, что голуби очень привязываются к тому месту, где они живут. Поэтому даже в самые сильные холода эти птицы не двигаются с привычных мест. Тем важнее подкармливать их, чтобы бедных пернатых зимой не мучил голод.
Воробей - главная городская птица. Даже дикие воробьи охотно живут рядом с людьми, а зимой стараются перебраться еще ближе к человеческому жилью. Этих птиц отличает бесстрашный характер: они готовы подлетать близко к человеку и домашним животным, если видят рядом вкусный корм. С виду воробей не очень привлекательный: обычная серая птичка. Но наблюдать за поведением этих птиц очень интересно. Например, воробьи всегда живут стаями. Если один из них находит угощение, он сразу же зовет остальных, чтобы все успели полакомиться. Зимой на улице бывает очень холодно, поэтому спят воробьи тоже вместе. Они усаживаются в ряд и согревают друг друга, время от времени меняясь местами.
Приложение № 3
Памятка “Как подкармливать птиц”.
-
Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов, а также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
-
Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
-
Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)!
-
Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но, никак не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)!
-
Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!
-
Кормушки нужно держать в чистоте.
-
Следите, чтобы в кормушке не было снега.
-
Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.
-
Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом.
-
По возможности корм должен быть защищён от непогоды!
Приложение № 4
1. Дидактическая игра «Разрезная картинка».
Собрать из частей птиц (синица, воробей, дятел)
2. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
I Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь.
II Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.
3. Дидактическая игра «Верю – не верю»
Цель: закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям ряд фраз, на которые они должны ответить: верю или не верю.
· Клесты выводят птенцов зимой.
· У синицы желтая грудка.
· У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв?
· У сороки длинный черный хвост.
· У свиристеля на голове хохолок.
· Снегирь любит сало. (Не верим!) Какая птица любит сало?
· Ворона питается остатками пищи.
· Клесты любят семена шишек.
4. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: закрепить знание детьми пословиц о птицах, развивать память, речь.
Ход игры:
Воспитатель читает пословицу, а дети должны закончить ее.
Птицы нахохлились – (к непогоде.)
Снегирь под окном зачирикал на снегу – (к оттепели и слякоти).
5. Дидактическая игра “Прилетели птицы”.
Цель: развитие фонематического слуха.
Ход игры:
Воспитатель: Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
Приложение № 5
Приложение №6